Читайте также:
|
|
Предмет философии – мир как единое целостное образование, объективно существующее, в основе которого лежат объективные законы его существования и развития. Отличие предмета философии от других наук – его всеобщий универсальный характер.
Философия («любовь к мудрости», «эпоха, схваченная в мысли» - Гегель) – это вечный поиск истины, разрешение диалектики мира, рефлексия мира и общества, носит как всеобщий универсальный, так и конкретно-исторический характер, обусловленный развитием социо-культурного бытия общества, науки и практики.
Сформировалось понятие философии в Древней Греции (VI-V вв. до н.э., Пифагор). Возникновение философии обусловлено конкретно-историческим социокультурным полем бытия общества (экономические, социальные, политические условия, духовные предпосылки). Связано с переходом от первобытно-общинного к классовому обществу и разделением труда.
Философия - это система наиболее общих теоретических взглядов на мир в целом (точнее, на мир как целое), место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “человек – мир”.
Предмет философии конкретно-историчен (т.е. менялся по эпохам). Сфера философской проблематики в ту или иную эпоху вытекала и вытекает в конечном счете из конкретно-исторических условий жизни людей, их опыта и знаний. Решение “вечных” философских проблем в любую эпоху не должно претендовать на получение абсолютной истины в последней инстанции - на окончательное слово в философии. Это не означает нерешаемости философских проблем. Можно говорить об их решаемости для определенного этапа развития общества, характеризующегося определенным уровнем развития производства, науки, духовной культуры в целом, которые и создают условия для появления философов, подготовленных к постановке и решению данных проблем. Да и сама необходимость в постановке этих проблем тоже “вызревает” исторически.
Предмет философии - мир в целом, или мир как целое (т.е. природа, общество, человек) в своих наиболее общих закономерностях и исследуемый не сам по себе, а сквозь призму человеческого к нему отношения, т.е. сквозь призму человеческих оценок, целей, интересов. Речь идет не о получении знания обо всем на свете и в подробностях, речь идет о познании всеобщих закономерностей и осмыслении предельно общих вопросов. То есть предметом философии является всеобщее в системе “человек – мир”: наиболее общие основания, универсальные принципы, первоначала бытия, возможности человеческого познания, смысл человеческого бытия... Внутренний мир человека, место человека в мире - тоже предмет философской рефлексии. Здесь можно усмотреть внутреннюю противоречивость самого предмета философии. Всеобщие, универсальные вопросы и проблемы предполагают всеобщие, универсальные ответы. Но человек не может удовлетвориться всеобщими абстракциями, он ищет ответ не только для всех людей, но и для себя. Он хочет знать не только о том, в чем смысл человеческой жизни вообще, но и о том, в чем смысл именно его жизни, на какие ценности он должен ориентироваться и т.д.
Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |