Читайте также:
|
|
Что человеческий разум, как говорит Кант, неудержимо доходит до таких
Вопросов, на которые он не может дать ответа в режиме опытного применения.
Речь идет о трех идеях — свободы воли, существования Бога и бессмертия
души. Мысль Канта проста и понятна: откуда у человека эти идеи, если ничего
В опыте им не соответствует, если они по определению предполагают выход за
пределы человеческого опыта как такового?
Рассмотрим идею свободы воли. Как опытного факта свободы воли не
Существует. Человек включен в цепь природной причинности, и его 119
Эмпирический характер является целиком обусловленным, ничем не отличаясь
В этом отношении от любой другой вещи. Если бы, говорит Кант, мы могли
Познать все внутренние и внешние побуждения, влияющие на человеческий
Образ мыслей, то поведение человека можно было бы предсказать с такой же
Точностью, как лунное или солнечное затмение. Здесь ничуть не помогает
Уловка, связанная с разграничением психической и физической причинности,
Ибо психическая причинность касается способа мотивации действий,
Соотношения в них инстинкта разума, но она ничуть не отменяет того
Обстоятельства, что действия совершаются во времени и каждое последующее
Состояние выводится из предшествующего. И тем не менее существует идея
Свободы воли, свободной, самопроизвольной причинности, как если бы нечто
Происходило вне всякой связи с предшествующим состоянием, вне времени. Об
Этом говорят раскаяния совести, которые были бы бесполезными и нелепыми в
Рамках закона времени, ибо то, что произошло, невозможно ни изменить, ни
Отменить. А совесть как раз отменяет то, что произошло, как 6ы принуждая
Время течь в обратном направлении. Раскаяния совести, как бы вырывают
Некие события из цепи причин, чтобы они не могли оказывать воздействия на
Последующие поступки и в этом смысле бывшее делают не бывшим. Об этом
Же говорят наши представления о справедливости, требующие наказать
Преступников, хотя каждый из них побуждался к преступлениям
Обстоятельствами, природной злобностью и иными объективными факторами,
Совершил свои преступления на вполне достаточных эмпирических
основаниях. Так откуда же эта идея свободы воли? Оттуда, из запредельного
Мира, т.е. мира, лежащего за пределами опыта, — отвечает Кант. Он называет
Его миром вещей в себе, или самих по себе.
Что же мы узнаем о мире вещей в себе? Очень немногое. Это
Умопостигаемый мир. Он умопостигаем в том смысле, что существование не
Имеет, не может иметь никакого подтверждения в опыте и постулируется умом.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |