Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Город как предмет социального анализа в истории социологии

Читайте также:
  1. B) судьей районного суда до трех месяцев, по мотивированному ходатайству органа уголовного преследования, согласованному с районным (городским) прокурором
  2. I. Теоретические основы социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения в деятельности школьного социального педагога
  3. II. Метод анализа оперы
  4. II. Начала математического анализа
  5. II. Этапы сбора и анализа информации в стратегическом менеджменте
  6. IX. Зарахування вступників на основі повної загальної середньої освіти, які досягли визначних успіхів у вивченні профільних предметів
  7. PEST-анализ. Метод анализа внешней среды
  8. V2: Предмет, задачи, метод патофизиологии. Общая нозология.
  9. XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
  10. А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!

Многие ученые, как в прошлом, так и на сегодняшний день затрагивают проблематику города. Социология города изучает территориальные сообщества, наделенные такими системообразующими признаками, как экономические, социальные, политические и духовные связи.

Социология города - отрасль социологии, изучающая конкретные особенности развития и функционирования города как элемента социально -пространственной организации общества, социальные процессы, происходящие в нем, его формы и институты.

Социология города представляет собой отрасль соци­ологии, где ученые, опираясь на теоретические разработки и эмпиричес­кие исследования, изучают социальную структуру и стратификацию го­родского населения, формы и пути его миграции, проблемы занятости и безработицы, бедности и неравенства, образ и стиль жизни горожан, типы городов и формирование территориальных общностей, и т.д.[16]

Предмет этой области социологии - особенности города как социальной системы, а объект - непосредственно город как социально -территориальная община и поселенческая структура.

Сначала город изучался как бы попутно, наряду с другими явлениями и процессами, которым посвящались общие комплексные труды по истории, экономике, культуре, географии, архитектуре, искусству. И лишь с конца XIX в. город становится самостоятельным и полноправным объектом исследования как субъект исторического процесса и действия. С 1920-х годов город - феномен пристального и всестороннего познания зарождавшейся научной дисциплины - социологии города.

Становлению проблематики города в социологии способствовали эмпирические исследования Чикагской социологической школы. Большой вклад в изучение этой темы внесли Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Маккензи и другие. Теоретические основы данного вопроса были заложены работами М. Вебера и Г. Зиммеля.

М. Вебер считал город сложным комплексом явлений, конкретным историческим образованием, сформированным на пересечении сложных социально - политических и военных процессов. Оно имеет сложную социальную структуру, (в нем живут как производители, так и потребители), ярко выраженный торгово - промышленный характер. Население городов лично незнакомое между собой, занятое неземледельческого трудом, преимущественно разнообразными промыслами; именно в городах сконцентрированы управленческие функции[17].

Также М. Вебер дал развернутую классификацию типов, моделей происхожде­ния городов, их функций и социального статуса. Он показал, что город в полном смысле этого слова должен содержать пять элементов: крепость, рынок, собственное право и суд; объединение городских жителей в корпо­рацию, создающей у них чувство общности; наличие существенной полити­ческой автономии, позволяющей организовывать городское самоуправление при помощи специального аппарата, к организации которого причастны граждане.[18]

М. Вебер указал несколько принципиальных функций, которые отличали город от других населенных мест: защита, управление, обмен (торговля), ремесленное производство, промышленность (в противовес сельскохозяй­ственному производству) и разделение труда, приводящее к повышению эффективности общественного производства.[19]

В своей книге «Город»[20] М. Вебер использует идеально - типический метод анализа и выделяет определенные типы городов:

«Город производителей» - это город, в котором имеются фабрики, мануфактуры и предприятия домашней промышленности, посылаются товары в другие области.

«Город сельскохозяйственный» - это, когда широкий слой населения удовлетворяет свою потребность в продуктах питания на собственном хозяйстве. Чем больше город, тем меньше земельный участок, ограниченное пользование пастбищем и лесом. Ряд средневековых городов Германии и других стран имели земляные и лесные угодья. В античности имели даже пахотные земли. Полноправный гражданин античности был жителем города, обладающим землей.

«Город потребителей» - это город, в котором крупные потребители получают рент, доходы со своих деловых предприятий, проценты с ценных бумаг и дивиденды.

«Город политический» - в этой части города проживает знать, король, вельможи, сеньоры. Обособленное сословие горожан обладателей привилегиями.

«Город экономический» - сити-город, торговые кварталы, ростовщичество, банки, ломбарды, там совершаются операции с ценными бумагами.

«Город гарнизонный» - в качестве жителей, политическое и правовое положение которых по своему характеру было детерминировано обязательством, сохранять и сторожить крепость.

Переход от «города сельскохозяйственного» к «городу потребителей», «городу производителей» или «городу экономическому» был текучим. Сам город мог быть разделен на части по типам и не везде они разграничены территориально, чаще один тип накладывается на другой.

Также М. Вебер выделял:

· Типы средневекового, западного, азиатского и восточного городов.

Средневековый город, был не только экономически центром торговли и ремесла, политически крепостью и местонахождением гарнизона, административно судебным округом, но также скрепленным клятвой братством, считался в правовом смысле корпорацией. Был, прежде всего, союзом, конституированным, в котором всегда существует соответствующий религиозный символ: культ городского союза бюргеров, бог города или городской святой. Это полная противоположность азиатскому городу. Но есть общее с азиатским и восточным городом: рынок, торговый и ремесленный центр, крепость, купеческие гильдии и цехи ремесленников. Общее отличие средневекового города от азиатского в отсутствии связанности свободных горожан кастами и родами с их табуированием. В азиатских городах культ предков и кастовые ограничения препятствовали объединению.

· Тип античного города.

Типичный античный город с родовым строем. Всегда приморский город, не существовало полиса, который был бы расположен дальше, чем на расстоянии одного дневного перехода от берега. Центром власти знатных родов был город. Владения знати составляла, прежде всего, земля. Потребности удовлетворялись повинностями рабов. Политические и экономические города страны - крупные землевладельцы, кредиторы торговцев. Власть городской знати основана на городских доходах. Античный город был первоначально поселением сообщества воинов. Гражданин был, прежде всего, солдатом. В античности недопустимость предпринимательства в среде знатных родов разумелась сама собой, они только предоставляли капитал в очень больших количествах. «Почетный бездельник» - ведущий рыцарский образ жизни. Крупные банкиры и торговцы не принадлежали к знатным родам рыцарей. Сосуществование рабского и свободного труда исключило в античности возможность возникновения цехов.

· Тип плебейского города.

В городах этого типа выделялось появление слоя пополо, который можно проиллюстрировать на примере Италии. Экономически пополо состояли из предпринимателей и ремесленников. В Италии понятие пополо было не только экономическим, но и политическим; являясь особой политической общиной внутри коммуны со своими должностными лицами, собственными финансами и военными силами, она была государством в государстве, первым осознано иллегитимным и революционным политическим союзом. Причиной этого явления в Италии стало большое развитие экономических и политических средств господства городской знати ведущих рыцарский образ жизни. Противостоящий им союз пополо основывался на братстве профессиональных союзов[21].

Г. Зиммель[22] изучал особенность городских форм жизни, уделяя особое внимание основным формам социального взаимодействия - социальному расслоению, конкуренции, беззаботному отношению к окружающей среде, социальной дифференциации и так далее.

Специфику города он усматривали в специфике ментальности. Психоментальный аспект территории проявляется во взаимовлиянии структур ландшафта, городской среды и сознания (индивидуального и коллективного), а также сферы бессознательного.

Маленький город или деревня отличаются медленным, привычным и равномерным ритмом душевной и умственной жизни. Жизнь в большом городе наполнена быстрой и непрерывной сменой внешних и внутренних впечатлений. Индивид стремится к сохранению своей самостоятельности и самобытности и, благодаря приспособляемости, старается ужиться с внешними силами.

Средством самозащиты от угрожающих существованию жителя большого города противоречий окружающей среды становится преобладание интеллектуального характера душевной жизни над основанным на чувствах. Как и М. Вебер, Г. Зиммель подчеркивал, что возникновение и быстрое распространение городского образа жизни означало зарождение и развитие сциентистски-рациональной и инновационной культуры, шедшей на смену традиционно-чувственной.

Поскольку непрерывное взаимодействие с бесчисленным множеством людей, требующее внутренних реакций, привело бы к огромным нервным затратам, отношения жителей больших городов друг к другу характеризуются замкнутостью, обособленностью, удалением, в конечном счете – антипатией. Причем, по мнению Г. Зиммеля, в глубине этой внешней замкнутости лежит не только безразличие, но и, — гораздо чаще, чем мы это сознаем, — некоторое отвращение, взаимная отчужденность и отдаленность, которые при первом более близком соприкосновении тотчас переходят в ненависть и борьбу. Физическая скученность только подчеркивает духовную отдаленность. Большая численность, плотность, неоднородность и обилие контактов заставляют горожанина адаптироваться к перегрузкам.

Результатом замкнутости и безразличия, присущих духовной жизни больших городов, становится независимость индивидуумов. Рост любой группы сопровождается ослаблением ее внутреннего единства и расширением свободы деятельности индивида. Чем меньше группа, тем больше она контролирует поведение и мысли индивидов, и тем быстрее их качественная или количественная своеобразность разрушила бы единство.

С развитием городов характеристикой городского пространства все больше становится свобода: свобода передвижения, свобода экономической конкуренции, свобода конкуренции за статус в социальной иерархии, свобода самовыражения. Город, предоставляя возможности выбора, даёт возможность личностного роста.

Житель города вынужден постоянно отстаивать свое место в пространстве городской жизни, бороться за самоутверждение и самореализацию. Город предоставляет личности большую свободу и большие возможности, но и обостряет конкуренцию, привлекая тщеславных и честолюбивых.

Если М. Вебер охарактеризовал город как социальный институт, то Г. Зиммель раскрыл социальные аспекты городской жизни, функциональность городских контактов. Оба они признавали безособовисть (анонимность) городской жизни, существования бюрократии, наличие рациональных процессов на рынке как его главных элементов.

Таким образом, проанализировав точки зрения ученых, которые заложили основы такого понятия как «город», можно сделать следующие выводы.

Город - это историческая конкретная социально - пространственная форма существования общества, возникшая вследствие отделения ремесла от сельского хозяйства, и является специфической поселенческой структурой.

· Городу свойственны такие специфические черты:

- концентрация большого количества людей, высокая плотность населения на ограниченной территории;

- сосредоточенность промышленности, науки, информации;

- ведущая роль в социальном прогрессе.

- высокая степень интеграции многогранных видов человеческой деятельности вследствие концентрации различных отраслей общественного производства;

- сосредоточенность основных социальных групп и слоев населения.

· Специфика города определяет его социальные функции:

- хозяйственно- экономическая - организация механизма производства на основании функционирования различных отраслей промышленности;

- социальная - воплощенная в деятельности социальной сферы, охватывающей услуги торговли, бытового обслуживания, транспорта, связи, жилищного строительства, социального обеспечения, медицинского обслуживания и так далее;

- культурно- образовательная - реализуется через предоставление человеку высшего, среднего специального образования через создание разрешительной и рекреационной инфраструктур;

- управленческо - административная - осуществляется путем продления административной власти различными государственными и социальными органами.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав