Читайте также:
|
|
Урок 18.
«ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ГУНАМИ СТРАСТИ И НЕВЕЖЕСТВА»
Как же преодолеть влияние гун материальной природы?
Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
В процитированном стихе есть три важных момента, описывающих процесс освобождения от влияния гун, два из которых мы обсудим в этом уроке, а один в следующем:
1. Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая трансцендентное знание.
Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, и, в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, он будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни. Вера человека может меняться — это зависит от того, с кем он общается. В известной пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберёшься». Чтобы обрести истинную веру, Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ею (Шримад-Бхагаватам 3.25.24). Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и её результат.
2. Освобождение от гун происходит постепенно. Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества.
Чтобы обрести чистый разум, необходимо также ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек неминуемо будет преследовать корыстные цели в своих поступках, а это будет осквернять его сознание и приведёт к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам:
· Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10:
Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство».
|
· В Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека.
В зависимости от того, в какой гуне протекает жизнь, человек будет достигать соответствующего ей результата. Ниже приводится таблица с описанием этих сфер жизни:
«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы»
СФЕРА ВЛИЯНИЯ | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Пища (БГ17.8-10) | Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища. | Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней. | Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков. |
Пожертвования (БГ17.20-22) | Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям. | Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно. | Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и без должного внимания и уважения. |
Отношение к предписанным обязанностям (БГ 18.7-9) | Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам. | Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха. | Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение. |
Знание (БГ18.20-22) | Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму. | Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа. | Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скупостью. |
Деятельность (БГ18.23-25) | Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами. | Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго. | Деятельность, вызванная заблужде-ниями, противоречащая указаниям Священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением наси-лия, которая причиняет страдания другим живым существам. |
Работник (БГ18.26-28) | Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче. | Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям. | Постоянно поглощенный деятель-ностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом. |
Разум (БГ18.30-32) | Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению. | Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного. | Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути. |
Решимость (БГ18.33-35) | Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами. | Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений. | Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии. |
Счастье (БГ18.37-39) | В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самосознанию. | Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду. | Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией. |
Следующая жизнь (БГ14.14,15,18) | Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов. | Рождается на планете типа Земля и занимается корыстной деятельностью. | Рождается среди животных или на низших (адских) планетах. |
· В Шримад Бхагаватам (11.13.4) описывается десять основных врат, через которые гуны проникают в сознание человека.
Через эти десять ворот гуны материальной природы проникают в жизнь человека и связывают его. Зная о них, человек может сознательно ограничить своё взаимодействие с низшими гунами, и, таким образом, защитить себя от их неблагоприятного влияния. Ниже приводится таблица с описанием этих 10 путей влияния гун:
«Пути проникновения гун в сознание человека»
ПРОВОДНИК ГУН | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Писание | Религиозные книги. | «Кама-сутра» и подобная литература, бизнес книги. | Черная магия, боевики. |
Жидкости | Чистая вода, молоко. | Чай, кофе, кока-кола и т.п. напитки. | Алкогольные напитки. |
Круг общения | Святые люди и люди, ведущие чистый образ жизни. | Люди, вовлеченные в активную деятельность, совершаемую ради обретения плодов. | Люди, занятые деятельностью, связанной с причинением насилия другим живым существам, а также алкоголики, наркоманы и т.п. |
Место проживания | Лес, деревня, природа. | Город. | Ночные клубы, казино, метро. |
Время бодрствования | Утро. | День. | Вечер и ночь. |
Деятельность | Деятельность, совершаемая ради очищения, а также обучение, проповедь, подвижничество. | Деятельность, совершаемая ради собственной выгоды и наслаждения. | Бессмысленная и греховная деятельность, приносящая беспокойство другим живым существам. |
Происхождение | Семья брахманов или духовная семья. | Семья правителей или семья торговцев. | Семья рабочих или семья греховных людей. |
Объект медитации (сосредоточения) | Брахман, вечная душа. | Деньги и другие драгоценности, земные и райские наслаждения. | Постель, телевизор, опьяняющие средства, продукты насилия, сцены насилия. |
Произносимые звуки | Ведические мантры и песни, прославляющие Бога и преданность Ему. | Разговоры о прибыли, песни о чувственном наслаждении. | Разговоры о насилии, а также тюремные песни и песни алкоголиков и наркоманов. |
Обряды | Ведические обряды, проводимые с целью очищения существования человека. | Обряды, совершаемые с целью извлечения выгоды и наслаждения чувств. | Обряды, совершаемые с целью доставить беспокойство или насилие другим. |
Таким образом, если Вы, используя свою свободу выбора, выберете определенную сферу своего существования либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве, Вы обязательно получите результат, приносимый влиянием этой конкретной гуны материальной природы (см. таблицу ниже).
«Результаты влияния различных гун материальной природы на человека»
Результат влияния различных гун на человека (ШБ11.25.16-18) | Благость приносит человеку счастье, радость, праведность, знание, самообладание и другие достоинства. | Страсть является причиной страданий, привязанности, сепаратизма, активности, тяжелой работы ради завоевания престижа и удачи, переживаний и борьбы. | Невежество делает человека глупым, тупым, погруженным в безумие, скорбь и иллюзию. Он спит слишком много, углублен в ложные надежды и проявляет насилие. |
Итак, воспользовавшись этими таблицами, Вы сможете определить, какая гуна влияет на вас и понять, что Вам нужно делать, для того чтобы возвыситься до гуны благости. Так Вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Жизнь в гуне благости — это ступень к достижению полного освобождения от влияния гун материальной природы.
Как же человек может преодолеть влияние гуны благости и достичь духовного уровня существования?
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |