Читайте также:
|
|
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность ребенка и педагога по развитию у него творческих способностей к продуктивной деятельности, к восприятию художественных ценностей, осознанного отношения к природной, социальной, предметной среде. Ребенок всегда откликается на прекрасное в предметном мире, природе, искусстве, на чувства людей. «Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая включает в себя: учебную, внеклассную и внешкольную деятельность учащихся, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников»[3]. «Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В. А. Разумный).
Прежде всего, для успешного обучения школьников педагогу необходимо умело сочетать методы и формы эстетического воспитания. Методами являются: анализ произведений искусства, предметов и явлений, разъяснение, решение эстетических задач, упражнения в искусстве, положительный пример, поощрение. Формы — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.
Развитие способностей ребёнка в полной мере необходимо осуществлять, учитывая следующие педагогические условия: характеристики ребенка, характеристики субъекта педагогической деятельности, деятельность детей, отношение детей к деятельности, внутренняя среда детского коллектива, внешняя по отношению к данному образовательному учреждению среда и взаимодействие с ней. Рассмотрим некоторые из условий более подробно.
Характеристика ребёнка. Для большинства изучаемых педагогических явлений изначально принималось условие, что мы имеем дело с детьми по своим физическим, психическим и социальным характеристикам соответствуют возрастным нормам. Условием успешности воспитательного процесса может быть наличие у ребенка определенного опыта деятельности, отношений.
Деятельность ребенкав качестве педагогического условияможет представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Определяющими являются такие свойства детской деятельности как креативность — репродуктивность, направленность на себя или во вне, соответствие деятельности возможностям ребенка (сложность — простота), общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и взаимосвязь совместности и индивидуальности детских (детско-взрослых) занятий.
Характеристики внутренней среды детского объединения касается состояния межличностных отношений участников воспитательного процесса (педагог - ребенок, ребенок - ребенок), определяет характер предметно-эстетической среды детско-взрослого сообщества, знаково-символической составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает такими признаками: степень гуманистичности, свободы, творчества, наличие «ниш для самореализации», состав участников воспитывающей общности (возраст, пол, социальный статус и прочее).
Для организации деятельности младших школьников на внеурочных занятиях большую роль оказывает ресурсное обеспечение воспитания:
· материальное обеспечение деятельности детей (оборудование, материалы);
· пространственно-временные параметры воспитательного процесса, сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение;
· нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно–образовательных задач:
- содействовать развитию эстетического воспитания образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
- знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы;
- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;
- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
- учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
- дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Дети должны знать общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы. Грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовые решения. Освоить технологию изготовления народной куклы.
Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась традиционная ценность традиционной куклы и её прекрасная способность дарить детям радость. Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:
- постановка точной цели, опора на чёткое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребенку овладевать художественно – практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества дает возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;
- поставленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребенка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;
- поэтапное формирование художественно – творческих способностей (Л.С. Выготский., П.Л. Гальперин);
- развитие предполагает активное включение в него самого ребенка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создает для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его;
- обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;
- принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;
- принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка;
- единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;
- постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно – прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений.
Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным тряпичным куклам. Для последовательной реализации педагогических задач на занятиях целесообразно использовать следующие методы обучения.
Метод эмоционального стимулирования художественно – практической деятельности
· Создание ситуации успеха: подбор для занятия ряда заданий нарастающий сложности, дифференцированная помощь детям в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
· Поощрение: похвала ребёнка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребёнком направления деятельности или способа выполнения задания.
· Использование игр и игровых форм организации: создание на занятиях игровой, сказочной атмосферы посредством разыгрывания небольших сюжетных сцен с помощью изготовленных детьми кукол позволит раскрыть замкнутых, малообщительных детей. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учиться адекватно выражать свои чувства. Эмоциональная возбудимость ребёнка является основным источником яркой выразительности его творчества. Где эмоциональность, переживание, там и выразительность. Таким образом, создание игровой ситуации позволяет решать практические художественно – творческие проблемы.
· Создание ярких наглядно – образных представлений через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т.д. с целью вызвать чувство удивления, восхищения и желания изготовить тряпичную куклу.
Методы развития познавательного интереса
· Создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки и т.д.
· Создание ситуации творческого. В зависимости от возраста следует организовать предварительно – подготовительную работу. В разных вариациях она может включать в себя знакомство с литературой по народному творчеству и народному костюму, сообщения ребят по итогам творческого поиска, подбор иллюстраций, выполнение эскизов в качестве домашнего задания. Иногда можно планировать в предварительную работу задания с наглядным материалом: зарисовки и репродукции подлинных тряпичных кукол, репродукции работ художников, использовавших народный и светский костюм.
Методы приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения.
· Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.
Занятия по изготовлению тряпичной куклы проводятся по следующему алгоритму:
1. Организационный момент
Включает проверку готовности детей к занятию
2. Введение в тему
Целеполагание. Толкование названия куклы. Рассказ или беседа о назначении и особенностях куклы.
3. Основная часть:
1. Первый этап: инструктаж по ТБ (работа с ножницами); алгоритм технологии изготовления куклы
Второй этап: изготовление тряпичной куклы по алгоритму
4. Заключительная часть
Подведение итогов занятия, рефлексия. Организация выставки работ учащихся, моделирование игровой ситуации с участием изготовленной тряпичной куклы и.т.п.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |