Читайте также: |
|
101. ЗЛАТАЯ СЕТЬ
"Сеть" в этом стихотворении имеет тот же смысл, что и "клетка" в
стихотворении "Песня" из "Поэтических набросков": незримые - или
позолоченные - оковы, которыми в земной юдоли сковано Воображение.
THE MENTAL TRAVELLER
102. СТРАНСТВИЕ
По мнению большинства исследователей, "дитя" в этом стихотворении - дух
Свободы, "старуха" - современное Блейку общество. Стихи представляют собой
аллегорию, изображающую тернистый и причудливый путь Свободы через века
истории, как представлял себе этот путь автор. Свобода облагораживает
общество. Однако, восторжествовав, Свобода отрицает самое себя (мотив, по
всей вероятности, подсказанный событиями во Франции); Жизнь - вышедшая из
огня дева - прогоняет такую Свободу (дряхлый старец, ищущий подругу в
жертвы), но Земля (девочка, которая оказывается в руках старца) по-прежнему
жаждет Свободы, и теперь уже Земля облагораживает старца - только для того,
чтобы от этого союза родился Младенец, т. е. все тот же дух Свободы, и "все,
как сказано, опять".
По другим толкованиям, "Странствие" - стихи о конечной бессмысленности
жизни, пока она не достигает стадии Рая. В символике Блейка Вселенная
представлена в процессе прохождения через четыре духовных состояния. Рай
(Eden) - высшее единство Творца и его творения; Порождение (Generation) -
распад органической связи между человеком и Богом, человеком и другими
людьми; Беула (Beulah) - христианский идеал восстановления этой связи,
который для Блейка и при условии его осуществления не означает обретенного
Рая, ибо Беула рассматривается им только как Лимб; Ульро (Ulro) - мир
современной Блейку действительности, Ад. Каждому из этих состояний присуща
своя доминирующая "эмоция": Раю - страсть, Порождению - интеллект, Беуле -
милосердие и любовь, Ульро - желание и инстинкт. В "Странствии" содержится
призыв к радикальному освобождению Поэтического Гения, таящегося в человеке
и единственно способного открыть человечеству такие пути духовной жизни,
которые сделают возможным истинный ее прогресс, а не механическое кружение
на месте. Помимо евангельских мотивов, в стихотворении обнаруживаются
отголоски мифа о Прометее и созданного Блейком мифа о Лосе (см. коммент. на
с. 498).
Just as we reap in joy the fruit / Which we in bitter tears did sow -
библейская реминисценция: "They that sow in tears shall reap in joy"
{Psalms, 126, 5)
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |