Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Община для взрослых

Читайте также:
  1. F68 Другие расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  2. ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
  3. ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
  4. Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых
  5. Игрушки для взрослых
  6. История "только для взрослых" в книге для всей семьи
  7. КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
  8. Легенды и мифы взрослых женщин
  9. Пересчет в проценты GCR для взрослых

 

Жизнь взрослых людей, страдающих какими-либо нарушениями, еще и сегодня остается серьезной и нерешенной проблемой. Даже если родителям удастся найти подходящую школу, которая примет их растущего ребенка, нет никакой гарантии, что он сможет справиться со своей жизнью, когда станет взрослым, отказавшись от полного попечения, предусмотренного для "умственпо отсталых".

Часто такая забота приводит родителей и врачей к тому, что лучше всего сразу поместить ребенка, имеющего какие-либо нарушения, в ту среду, в которой он найдет защиту и которую он не должен будет покидать, когда вырастет. Во всяком случае, это лучше, чем обучать ребенка в школе, тратя на это много сил, и впоследствии оказаться перед вопросом: "Что делать дальше?"

Страх и неуверенность - характерные признаки нашего времени, которые порождают сильное желание "позаботиться заранее" о людях, страдающих какими-либо нарушениями. Но жизнь обманывает подобные надежды, поскольку она сама постоянно меняется, развивается и не знает окончательных решений, если только не воспринимать смерть как окончательное решение.

Стремление к окончательным решениям превратило "заведения" для страдающих какими-либо нарушениями людей в места, где умирают заживо. Тем не менее понимание проблем взрослых людей, имеющих те или иные нарушения, и отношение к ним начинают меняться, и такая перемена открывает новые возможности. Вне всякого сомнения, лишь сравнительно небольшое число детей, страдающих тяжелыми нарушениями, различными расстройствами и посещающих специальную школу, сможет в будущем самостоятельно справляться с жизнью взрослого человека. Большинству же будет необходима помощь сочувствующих им людей, способных принимать во внимание особые потребности взрослого человека, страдающего какими- либо нарушениями. В этом случае терапевтическая община может оказаться очень полезной. Позже я еще вернусь к этой теме. Среди выпускников специальных школ около 20% не могут работать даже в щадящих условиях, создаваемых в мастерских, которые в большом числе организуются различными учреждениями. Этим людям необходима постоянная забота, которую можно встретить только в семье или, если семьи нет, в специальном учреждении. По и в этом случае следует понимать, что ни одно из подобных решений не является окончательным и не может быть таковым.

Периодически тот или иной человек, страдающий нарушениями и проработавший несколько лет в терапевтической общине, где к нему относились бережно, однажды решается покинуть эту общину, чтобы найти себе работу на свободном рынке труда. Такое решение может "иметь различные причины. Если, например, вся страна будет испытывать недостаток рабочей силы, то шансов найти работу у такого человека окажется больше. Далее, человек, имеющий нарушения и устроившийся на работу, уже не настолько нуждается в защите и особой терпимости к нему, поскольку теперь у него уже появилась своя воля, помогающая заботиться самому о себе. Может случиться и так, что в терапевтической общине произойдет изменение или возникнет необходимость в приеме людей с более тяжелыми нарушениями и расстройствами, так что человек, имеющий менее серьезные нарушения, будет чувствовать себя не на своем месте.

С другой стороны, бывает и так, что человек, страдающий теми или иными нарушениями, но справляющийся со своей работой ничуть не хуже любого другого и заботящийся о себе сам, может оказаться в положении, когда ему на определенное время потребуется более серьезная помощь, чем та, которую он может получить в терапевтической общине. Бывает, что состояние человека после психиатрической клиники настолько нормализуется, что он, до поры до времени, способен жить в терапевтической общине. Но нередко происходит и обратное. Часто жизнь человека протекает между терапевтической общиной и психиатрической клиникой.

На мой взгляд, необычайно важно всегда помнить о том, что ситуацию взрослых, страдающих какими-либо нарушениями, нельзя считать окончательно решенной. Мы допускаем в отношении таких людей самую большую и, вероятно, самую непростительную несправедливость, воспринимая их положение как наперед заданное, окончательное и не подлежащее изменению. Это равнозначно убийству.

Как значительный прорыв вперед можно оценить попытки отдельных психиатров и психиатрических клиник как можно быстрее восстанавливать состояние своих пациентов настолько, чтобы те были способны жить в более крупной общине. В отношении умственно ограниченных людей подобных попыток предпринимается значительно меньше.

Теперь я хотел бы рассказать о существующей много лет терапевтической общине для взрослых. При ее планировании учитывался фактор общего перемещения населения из сельской местности в окрестности городов. Так было приобретено еще одно поместье в покидаемой людьми высокогорной долине. Большой дом со множеством дворов, оставленный крестьянами, показался очень подходящим. Разумеется, уже с самого начала в этой общине, находящейся в почти покинутой, заброшенной сельской местности, сельское хозяйство приобрело первостепенное значение. Но задумана община была отнюдь не как своего рода психиатрическая клиника, принимающая только людей с какими-либо нарушениями, а как открытый поселок со всеми атрибутами деревенской жизни. Хотя его развитие еще не завершено, я хотел бы назвать этот поселок деревенской, а не терапевтической общиной, чтобы подчеркнуть основные цели, которые она перед собой ставит. Мне хотелось бы добавить, что эта община не единственная такого типа, она в своем роде прототип деревенской общины.

Сначала необходимо сказать несколько слов о приеме в такую деревенскую общину. Часто родители, еще задолго до того, как их дети повзрослеют, записывают их в список очередников. Но это вовсе не значит, что община обязана принять тех, кто значится в этом списке, поскольку решающим фактором принятия в общину считается желание самого молодого человека жить и работать там вместе со всеми. Без собственного решения молодого человека его неизбежно будут считать пациентом. То, что родители хотят поместить своего ребенка в деревенскую общину, порождается вполне понятным желанием обеспечить будущее своего ребенка. Но часто развитие подрастающего ребенка принимает совершенно иное направление, чем ожидали родители. Иногда молодой человек, закончив школу, может оказаться способным выполнять сравнительно ответственную работу. Но может случиться и так, что в своем окружении ему не удастся найти для себя подходящего вида деятельности либо все его усилия адаптироваться в "нормальном" обществе будут подавлены страхом родителей за его будущее. Это может привести к катастрофе, которая завершится психиатрической клиникой.

К моменту, когда такого человека примут в деревенскую общину, за его плечами уже будет немало неудач и разочарований. Здесь у него появится возможность сформировать свое собственное мнение относительно того, стоит пробовать жить в общине или нет. Молодые люди с теми или иными нарушениями, покидая школу, часто судят о своих способностях довольно иллюзорно, в чем их иной раз поддерживают родители. Такие молодые люди должны научиться правильно оценивать свои иллюзии и разочарования, поскольку лишь таким путем им удастся реально понять собственные возможности дома и на работе. Важно разобраться в том, что иллюзии губительны и мешают интеграции человека, имеющего какие-либо нарушения.

Молодой человек, страдающий аутизмом, который вообще ни с кем не разговаривает, от которого никто не ожидает способности к самостоятельной жизни, должен знать, насколько тяжело окружающим людям видеть его. Этот опыт необходим для юноши и для его семьи, поскольку только в том случае он достигнет зрелости, если самостоятельно сможет решить, жить ему в деревенской общине или нет.

Если взрослый человек с нарушениями решится вступить в деревенскую общину, то это будет означать его готовность работать вместе с другими членами общины. Способный и умелый человек, обладающий сравнительно высокой степенью самостоятельности, может потерпеть полную неудачу, живя в деревенской общине. Напротив, человек со значительными физическими нарушениями, но способный работать, может стать очень ценным членом общины, поскольку обладает чувством социальной ответственности. Социальные способности отдельного человека могут меняться; тот, кто попадает в фазу негативизма, может быть, на некоторое время должен покинуть общину, если в общине не видят возможности благополучно провести его через эту фазу.

Я упоминаю об этом, чтобы показать, что деревенская община никоим образом не олицетворяет собой окончательное решение, которое бы так хотел найти больной человек, хотя в ней и нет деления по степени и виду нарушений.

За жизнь в общине платить не надо. Каждый ее член вносит свой вклад в поддержание общины соразмерно своим силам, а община дает ему все необходимое.

Человеку, страдающему нарушениями, часто бывает тяжело жить в открытом обществе, основанном на конкуренции, что связано не с его неспособностью хорошо работать, а с его неспособностью распоряжаться зарплатой и выполнять свои личные обязанности. По этой причине министерству труда в Англии было чрезвычайно сложно включить людей, имеющих нарушения, в систему обеспечения по нетрудоспособности, в целом являющуюся очень полезной. Решение этой проблемы может предложить деревенская община, поскольку здесь никто, даже обслуживающий персонал, зарплаты не получает.

Денежные поступления распределяются в зависимости от потребностей отдельных домашних хозяйств: тем самым у людей возникает чувство сплоченности, обусловленное тем, что в общине исключается нервное отношение к обслуживающему персоналу и к больным людям. Общиной можно управлять таким образом, чтобы все члены в зависимости от своих способностей и социальных потребностей принимали участие в ее жизни. Отдельному члену общины нет нужды беспокоиться о "своем конверте с заработной платой" (многие больные люди очень мало ценят зарплату и дарят деньги другим), он частица более крупного, более жизнеспособного социо-экономического комплекса, в котором этот человек выступает в роли партнера других членов общины.

Министерство труда признает деревенские общины как охраняемые мастерские внутри своей системы обеспечения людей, имеющих нарушения, и большинству взрослых выплачивает субсидии. Те же люди, перед которыми министерство не имеет финансовых обязательств, содержатся общиной. Сверх того, проводится значительное число добровольных мероприятий в пользу деревенской общины, выручка от которых поступает, главным образом, на развитие и строительство.

Еще одним источником денежных поступлений является продукция мастерских, благодаря которой (вместе с субсидиями) оплачиваются все текущие расходы деревенской общины. Крестьянские дворы, а также свиноводческое и молочное хозяйства достигли хорошего и надежного уровня производства. Наряду с этим существует множество таких небольших производств, как хлебопечение, ткацкое, деревообрабатывающее, гончарное, изготовление мягких детских игру^ шек, гравировка по стеклу, эмалировка и изготовление украшений, плетение корзин, изготовление свечей и тому подобное. Там, где это возможно, устраиваются мастерские с разделением труда, чтобы, с одной стороны, можно была организовать такие производственные процессы, которые были бы не трудны даже людям, имеющим тяжелые нарушения, а с другой - для того, чтобы повысить производительность труда.

Работающие стремятся к достижению высокого уровня качества изделий. Вещи, изготовляемые деревенской общиной, пользуются повышенным спросом населения. Фирмы и предприятия больших городов дают крупные, стабильные заказы, которые необходимо регулярно выполнять. Таким образом, в общине царит атмосфера довольно интенсивной работы с установленными сроками и строгой дисциплиной труда.

В некоторых мастерских люди с теми или иными нарушениями полностью участвует в изготовлении товаров, начиная с обработки сырья и кончая отделкой изделий. Они знают, кому нужны их изделия и куда они поступают. Основной мотивацией работы для членов производственных групп является мысль о том, что их работа необходима для удовлетворения потребностей других людей, а также связанное с этим чувство выполненного долга при изготовлении чего-то красивого и нужного. Мотивация, связанная с самосохранением и выгодой только для себя, едва ли играет какую-нибудь роль.

В принципе, человек работает не для того, чтобы, заработать на жизнь. Он работает потому, что работа ему необходима как средство самовыражения и самореализации. Паше сегодняшнее общество не знает, какое фундаментальное значение имеет для человека подобный смысл работы, и дает исчерпывающее объяснение мотивации в стремлении к выгоде и богатству. Такое объяснение не оставляет никакого жизненного пространства человеку, страдающему какими-либо нарушениями; ему необходимо пережить экзистенциальный смысл работы, если он развивается как самостоятельная личность.

Все связанные с этим вопросы совместно и систематически обсуждаются в производственных группах; удивительно то, что следствием подобных бесед является повышение производительности труда людей, имеющих те или иные нарушения.

В связи с этим необходимо упомянуть еще об одном опыте: в деревенских мастерских, повсюду и часто, "приходит в норму" или "рационализируется" удивительная ловкость и одаренность людей, страдающих аутизмом, их наклонности все более утрачивают характер одержимости или навязчивой идеи и оборачиваются на пользу производству. Однако, это не означает, что можно как-то особо пользоваться ловкостью этих людей; для них это терапия, они ощущают внутреннее освобождение, когда из их бытия, одержимого движением, возникает что-то полезное. Удивителен тот факт, что человек, который в детстве страдал аутизмом и замкнутостью, став взрослым, часто способен внести в работающую общину особые элементы социальных отношений. Его особое чувство ответственности, пунктуальность, добросовестность и точность в работе нередко оказываются примером для других и вместе с усилиями мастера не дают распасться мастерской.

Социальная сторона жизни деревенской общины едва ли не важнее, чем социо-экономическая. В общине для детей, страдающих нарушениями, существует естественное различие между детьми и взрослыми; одни - ученики и пациенты, другие - учителя и терапевты. Подобное различие исчезает в деревенской общине, а вместе с ним - последние следы педагогических и лечебно-педагогических мероприятий. Иначе говоря, взрослые, страдающие какими-либо нарушениями, в деревне больше не "воспитываются", поэтому здесь не бывает "обсуждений тех или иных случаев", имеющих центральное значение в работе с детьми. Взрослого надо принимать таким, какой он есть. Этот человек знает, что у него имеются определенные нарушения; поэтому он работает в деревенской общине, целевая установка которой не скрывается; он принимает такое положение с удивительной зрелостью и открытостью.

Как я уже говорил, в деревенской общине не существует никакого различия между обслуживающим персоналом и "пациентом"; все они -- взрослые люди, все вместе живут и работают в общине, имеющей соответствующую терапевтическую ориентацию. Я особенно подчеркиваю это партнерство, поскольку оно означает, что все в общине делится поровну, без каких-либо предпочтений. Это требует такта и реализма, которых невозможно добиться ни принуждением, ни лицемерием.

Одинаковый экономический статус всех живущих в деревенской общине является надежной и полезной основой их общности. Многие группы управления производством, финансами, культурной жизнью и тому подобным состоят как из обслуживающего персонала, так и людей, имеющих нарушения, в соответствии с вкладом каждого. Ряд важных видов деятельности и "общественных должностей*' в деревенской общине исполняется только людьми, имеющими какие-либо нарушения, причем некоторые из них хорошо разбираются в том, что необходимо общине для ее практической, ежедневной жизни.

Брак людей с какими-либо нарушениями подвергает особому испытанию принцип партнерства, связывающий обслуживающий персонал и больных людей. У нас было несколько случаев, когда дети от этих браков росли вместе с детьми обслуживающего персонала и вместе учились в маленькой деревенской школе. Вопрос о браке обсуждается основательно и откровенно совместно с заинтересованными лицами, чтобы не было иллюзий в отношении того, что поставлено на карту (т.е., чтобы ситуация была абсолютно ясной).

Культурная жизнь в деревенской общине разнообразна. В еженедельную программу центра общины регулярно включаются доклады, беседы, учебные и театральные группы, хор и народные танцы.

Подобные мероприятия не "назначаются", они возникают как живое выражение жизни общины. Наконец, работа и культурная жизнь находят свое духовное средоточие в деревенской капелле.

Деревенские общины, подобные той, о которой я рассказал в этой книге, привлекают большое число людей, страдающих самыми различиями нарушениями развития. Очень интеллигентные люди с неврозами или душевными заболеваниями также ищут здесь защиты и партнерских отношений, построенных на терпимости. Деревенские общины привлекают все большее внимание молодых людей, ищущих новые возможности в общинной жизни. Пожилые люди охотно остаются доживать свою жизнь в деревне, отдавая свой жизненный опыт на службу общине.

Деревенские общины ко взаимной пользе установили оживленные контакты с терапевтическими общинами в психиатрических клиниках. Распространив свою помощь на психически больных людей, в один прекрасный день они смогут приобщить к своей жизни тех, кто страдает самыми тяжелыми нарушениями и еще находится в данный момент в психиатрических клиниках и заведениях. Многие люди, страдающие нарушениями, - замечательные сиделки и помощники, способные помогать тем, заболевания которых тяжелее, чем их собственные.

Поскольку открытость к человеческим недостаткам возрастает, в недалеком будущем мы предвидим время, когда подобные терапевтические или деревенские общины будут способны исцелять ряд социальных, духовных и экономических заболеваний нашей сегодняшней жизни. Уже сделаны серьезные предложения, относящиеся к тому, чтобы люди, не способные успевать за современной жизнью, основанной на конкуренции, объединялись в общины, образующие острова в широком потоке человеческой цивилизации и становящиеся зародышами будущей культуры.

В этой связи я хотел бы коснуться одной все более насущной проблемы. Я имею в виду многочисленные оставленные людьми сельские местности почти во всех индустриально развитых странах, ждущие начала новой жизни и вместе с этим - обработки земли.

Если бы деревенские общины для людей, имеющих какие-либо нарушения, и терапевтические общины для психически больных работали рука об руку со специалистами лесного хозяйства и защиты сельского хозяйства, а также другими специалистами, то некоторые из этих опустошенных областей расцвели бы вновь.

Мы должны осознать, что нарушения развития и иные нарушения являются не только следствиями болезни или несчастного случая. Определенную лепту внесли и некоторые достижения прогресса, триумфы в области медицины, естествознания и техники.

Нарушения развития и патология иного рода были всегда, но раньше такие дети редко выживали; тех же, кому это удавалось, удаляли из поля зрения общества.

Научный и социальный прогресс позволили нам увидеть людей, страдающих нарушением развития, подобно Лазарю, восставшему из гроба. В нашем обществе оказались дети с теми или иными нарушениями развития. Может быть, им удастся направить и нас к новой жизни.

 




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

О нарушениях развития у детей | Левая сторона - правая сторона (проблема выработки доминанты) | Парализованный ребенок | Беспокойный ребенок | Ранний детский аутизм | Слепой ребенок | Ребенок с повреждением слуха | Ребенок с нарушениями речи | Воспитание детей с нарушениями развития | Окружающий мир детей, имеющих нарушения развития |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав