Читайте также: |
|
Биографии вождей Тайпинского восстания
Биографии руководителей Тайпинского восстания Хун Сю-цюаня, Ян Сю-цина, Ли Сю-чэна, Хун Жэнь-ганя приводятся из энциклопедии «Выдающиеся китайцы цинского периода», составленной группой буржуазных американских и китайских историков под редакцией директора библиотеки Конгресса США в Вашингтоне проф. Хюммеля. Некоторые оценки деятельности руководителей Тайпинского восстания, равно как и всего тайпинского движения в целом, содержащиеся в биографиях, нуждаются в критическом подходе.
Биография Хун Сю-цюаня
Хун Сю-цюань (1813—1864 гг.), вождь Тайпинского восстания, был уроженцем Хуасяня провинции Гуандун, третьим сыном в бедной семье хакка* (*так на юге называли переселенцев из центральных и северных провинций). В детстве он проявил способности к учению и благодаря общим уси.лиям членов своей семьи смог посещать школу. Позже вследствие бедности он был вынужден зарабатывать на жизнь преподаванием, участвуя, правда безуспешно, время от времени в официальных экзаменах...* (*в Китае вплоть до начала XX в. существовала система экзаменов при
занятии должностей на государственной службе). В 1837 г. он снова участвовал в экзаменах в Гуанчжоу и снова провалился. Обескураженный своими неоднократными провалами, Хун заболел (1837 г.) и был на некоторое время прикован к постели. Выздоровев, он объявил, что во время своей болезни был перенесен на небо к почтенному старому человеку. Последний печально пожаловался Хуну, что человеческая раса, которую он создал, поклоняется демонам вместо своего создателя. Затем он дал Хуну меч для истребления демонов и печать, с помощью которой Хун мог бы преодолеть злых духов (С. 616-617). В течение последующих посещений, повторявшихся в продолжение примерно 40 дней, Хун часто встречал человека средних лет, названного им старшим братом, который обучал его истреблять демонов. После болезни Хун Сюцюань в течение б лет продолжал преподавать в сельских школах, и, возможно, в это время он был гадателем и странствовал в Гуандуне и Хунани. Хотя поведение его было весьма достойным, его высказывания были часто необычны и странны...
В 1843 г. Хун Сюцюань прочел девять трактатов, которые содержали переводы или пересказы многих глав библии и несколько проповедей на темы священного писания. Он обнаружил в них ключ к объяснению своих видений, бывших 7 лет тому назад, и решил, что старый человек его видений был богом-отцом, а человек средних лет — небесным старшим братом Иисусом и что он сам является сыном бога, уступающим в могуществе и славе лишь Иисусу, составляя, таким образом, новую троицу. Он уверился, что был призван через откровение уничтожить демонов и поганых идолов и восстановить поклонение богу.
После того как Хун Сюцюань и его двоюродный брат Ли окрестили друг друга, Хун начал проповедовать. Вскоре у него появилось двое новообращенных — Хун Жэньгань (1822—1864 гг.), его родственник, и Фэн Юньшань (1822— 1852 гг.), его сосед и товарищ по школе. Очень быстро родители, жены и дети Хун Сюцюаня и Хун Жэньганя были также обращены в христианство. Так как разрушение идолов в их родной деревне встретило сопротивление, Хун Сюцюань и Фэн Юньшань отправились в 1844 г. проповедовать в Гуанси, добывая средства на пропитание торговлей письменными принадлежностями. Хун возвратился в Хуасянь зимой 1844 г. и следующие 2 года (1845—1846) занимался преподаванием и писал религиозные проповеди и оды. Фэн в это время обосновался в Цзыцзиньшане в 50 ли от Гуйпина в провинции Гуанси. В течение нескольких последующих лет он обратил в христианство несколько тысяч человек, главным образом из крестьян-переселенцев и из племени мяо, и организовал религиозное общество «Бай шаньди хуэй», т. е. «Общество поклонения Небесному владыке». В 1847 г. Хун... снова отправился в Гуанси, где нашел Фэн Юньшаня в тюрьме за разрушение идолов, но тот вскоре был освобожден. Местными христианами Хун был принят как вождь. Хотя Хуну и Фэну указывалось, что христианство, которое они проповедуют, основывается на их собственном толковании небольших отрывков из Библии, они усердно продолжали свои проповеди. Новое учение быстро распространилось из Цзыцзиньшаня в соседние районы, но еще не скоро оно приобрело политическое значение... (С. 617-618)
Тайпинское восстание началось в июле 1850 г. в деревне Цзиньтянь в Цзыцзиньшане. Всем «служителям бога» было приказано сопротивляться правительственным войскам. Чтобы заставить их следовать за своими вождями при любых обстоятельствах, не думая о семьях, их дома были разрушены, а все движимое имущество было отдано в общую казну, из которой они получали поровну.
25 сентября 1851 г. тайпины овладели городом Юнань, и там Хун единодушно был провозглашен тяньваном — небесным владыкой Тайпин Тяньго — Небесного государства великого спокойствия; 1851 год стал первым годом новой династии...
В 1852 г. Хун Сюцюань с главными силами из Чэньчжоу подступил к г. Чанша, который тайпины штурмовали с помощью подкопов и мин. Но их попытки оказались безрезультатными, так как и правительственные войска и милиция были сосредоточены для обороны города... 30 ноября 1852 г. осада была снята и повстанцы двинулись на север в йочжоу, которым они овладели 13 декабря 1852 г. Вскоре они заняли Учан (12.1—9.II. 1853 г.), после чего были вынуждены двинуться на восток вдоль Янцзы с полумиллионом последователей, включая женщин и детей. Не встречая сильного сопротивления, повстанцы захватили Цзюцзян (18 февраля) и Аньцин (24 февраля). Нанкин был полностью захвачен ими 19—21 марта. Чтобы перерезать коммуникации правительственных войск, они захватили также Цинцзян (30 марта) и Янчжоу (1 апреля)... После объявления Нанкина Небесной столицей — Тяньцзинем, Хун Сюцюань послал одну экспедицию в Северный Китай и другую на запад для занятия Аньхуэя, Цзянси, Хубэя и Хунани. Хотя северная экспедиция прошла из Цзянси через Аньхуэй, Хэнань, Шаньси и Чжили и находилась даже в 10 милях от Тяньцзиня, она в конце концов была разбита (1855) Сэнколиньцином (маньчжурский военачальник). Западная экспедиция также встретила упорного соперника в лице Цзэн Гофаня* (*Цзэн Гофань — китайский феодал, который помог маньчжурскому правительству расправиться с тайпинами), который в конечном итоге и подавил тайпинское восстание.
В конце 1852 г. Цзэн Гофаню было приказано организовать Хунаньскую армию. 25 февраля 1854 г. он двинул свои вновь организованные силы и вытеснил тайпинов из Хунани в Хубэй, а в октябре 1854 г. — из Хубэя в провинцию Цзянси. В 1856 г. судьба благоприятствовала Цзэну, который отвоевал Учан 19 декабря и снова вынудил тайпинов вернуться в Цзюцзян (С. 618-619). Тем не менее, императорские силы были наголову разбиты под Нанкином 9 августа, что имело огромное значение для тайпинов. За этой победой, однако, последовала усобица между тайпинами. Генералиссимус Ян Сюцин возгордился своими деяниями и попытался узурпировать место Хун Сюцюаня. Хун приказал северному вану Вэй Чан-хуэю и вану — помощнику Ши Дакаю убить Яна (3/IX 1856 г.)...
После гибели Ян Сюцина Хун Сюцюань важнейшие государственные должности предоставил своим родственникам. Управление государством оказалось в руках его старших братьев Хун Жэньфа, Хун Жэньда, его двоюродных братьев Хун Жэньчжэна и Хун Жэньганя. Они известны как «четыре князя Хуна», которые хотя и были некомпетентны, но могущественны. В решении военных вопросов Хун Сю-цюань должен был опереться на талантливого Ли Сючэна и Чэнь Юйчэна. Сам же Хун беспечно проводил дни во дворце, окруженный многочисленными наложницами.
Весной 1858 г. реорганизованные правительственные войска из «Великого лагеря в Цзяннани» под командованием Чжан Го-ляна снова атаковали Нанкин. 19 мая силы Цзэн Гофаня вновь овладели Цзюцзяном. Испуганный этим, Хун срочно вызвал своих генералов на помощь Нанкину, но в течение года никто из них не явился, так как они участвовали в серьезных сражениях в различных местах. Чтобы обеспечить верную службу наиболее видных полководцев, Хун роздал (1858 г.) сотни новых титулов ванов; двумя самыми главными стали Чэнь Юйчэн, пожалованный титулом Инвана или Храброго князя, и Ли Сючэн, назначенный Чжунваном — Верным князем.
Тайпинское восстание в конце концов потерпело поражение вследствие консолидации сил привилегированных классов, а также помощи, оказанной императорским силам со стороны западных держав. К тому же восставшие сами себя ослабили внутренними раздорами и отсутствием компетентных руководителей. Вначале иностранцы проявляли симпатию к восставшим, затем они некоторое время были нейтральными, но, в конце концов, чтобы поддержать свои торговые интересы и сохранить привилегии, полученные от маньчжурского правительства в договорах 1860 г., они активно помогли последнему...
Тем временем Хун Сюцюань возлагал надежды только на помощь бога. Когда Ли Сючэн настаивал, чтобы Хун отступил из Нанкина в Цзянси и Хубэй, он отклонил это 619 предложение под предлогом, что воля неба заставляет его оставаться в столице. Когда в осажденном городе начался голод, он приказал всем питаться травой. Затем он отдал солдатам свои драгоценности, чтобы ободрить их, но солдаты плакали, так как не могли обменять драгоценности на пищу. Наконец Хун Сюцюань, раздраженный и больной, боясь поражения, покончил с собой, приняв яд (1 июня 1864 г.) незадолго до падения города. Ему наследовал его сын Хун Фу, а регентом стал Хун Жэнь-гань... (С. 620).
«Eminent Chinese of the Ching' Period (1644—1912)». Ed. by Arthur W. Hummel, v. I. Washington, 1943, p. 361—365.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Авраам Линкольн | | | Биография Ян Сю-цина |