Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Личность, притягательная во взаимодействии, как объект исследования в психологии

Читайте также:
  1. II. Маркетинговые исследования
  2. II. Правила идентификации объектов технического регулирования
  3. III. 4. 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, а также ДОБРОВОЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВИВОК.
  4. III. Требования к объектам технического регулирования
  5. PR-текст как объект научного изучения 1 страница
  6. PR-текст как объект научного изучения 2 страница
  7. PR-текст как объект научного изучения 3 страница
  8. PR-текст как объект научного изучения 4 страница
  9. PR-текст как объект научного изучения 5 страница
  10. PR-текст как объект научного изучения 6 страница

Я не в силах сказать, как сгибаются лодыжки моих ног и в чём причина моего малейшего желания. В чём причина той дружбы, которую я излучаю, и той, которую получаю взаимен.

Уолт Уитмен. «Песня о себе» (1855)

 

Психотерапевтические системы разных школ и направлений в той или иной степени пытались решать вопросы, связанные с необходимостью такого поведения психолога, психотерапевта, которое привлекало бы клиента и давало, в конечном результате, возможность воздействовать на поведение, внутренний мир последнего.

Так, к примеру, для ортодоксального психоанализа привлекательность фигуры психоаналитика обусловлена наличием трансфера, когда происходит перенос эмоционального отношения к отцу на другого человека. Цензура (супер-эго, социальный контроль и т.п.) формируется, по Зигмунду Фрейду, под влиянием отца, поэтому в начале следует стать наиболее близким ей, стать для собеседника эмоционально притягательным человеком. Отношение к другому с неравных позиций, когда нет обратного отношения от авторитетного и значимого человека и есть ситуация трансфера. Психоаналитик в этой позиции трезво и расчетливо, без приближения, владеет ситуацией, общаясь с другим с позиций авторитарного, но заботливого отца. А со стороны клиента субъективно ситуация взаимодействия с психоаналитиком переживается как любовь, дружба, привязанность. Эффективный воспитательный педагогический процесс, как считает З. Фрейд, не что иное как та же самая ситуация трансфера.

Бихевиористы, представители поведенческой психологии, объясняли интерес к другому, притягательность другого либо наличием неких поведенческих реакций на основе предшествующего опыта человека, когда «магнетизм» становится следствием ранее сформированных условных реакций на те или иные особенности (внешние, поведенческие) субъекта, удовлетворявшего значимые потребности человека, вызывавшего позитивные эмоциональные реакции (к примеру, речь шла о степени похожести на родителей), либо объяснения находились с точки зрения зоопсихологии. Подобные теории появляются до сих пор: «запаховая» или химическая теория, генотипический отбор по внешним фенотипическим признакам и т.д.

В нейролингвистическом программировании (NLP) используется внешняя структура механизма расположения, так называемая «подстройка» (по движению глаз, по положению тела и даже по дыханию). Поведение психолога в данном случае напоминает сюжет из марсианских рассказов Бредбери о последнем марсианине, менявшем свою внешность в зависимости от того, что хотели видеть окружающие его земляне, и в итоге погибшем от перенапряжения. Каждый человек имеет какую-то одну доминирующую систему восприятия, – считают психологи этого направления: визуальную, аудиальную, кинестетическую, т.е. восприятие действительности осуществляется по преимуществу через зрительные, слуховые или тактильные, телесные образы. Соответствие (конгруэнтность) систем взаимодействующих людей приводит к возникновению особого доверия и притягательности людей друг к другу. Эффект притяжения достигается через осуществление подстройки к другому (синхронизации) по дыханию, позе, поведению, глазодвигательным реакциям, форме выражения своих мыслей и т.п. Неприятие другого связано с тем, что люди общаются как бы в разных плоскостях.

Теории необходимого соответствия внутренних параметров при осуществлении воздействия на других встречаются довольно часто. Здесь в качестве основных характеристик общения используются, к примеру, эго-состояния. Так в трансактном анализе Э. Берна каждая из сторон общения находится в определённой позиции по отношению к другой (родитель – взрослый – ребёнок). Её состояния должны соответствовать состояниям партнёра по общению, быть теми же самыми, что и у другого. Тогда наступит понимание, и общаться будет легко и приятно. Другой пример – концепция А. М. Зимичева в рамках политической психологии, где предполагается, что для того, чтобы завладеть вниманием и умами электората, политик должен чётко отслеживать цели жизнедеятельности аудитории: биологические – самосохранение, сохранение рода, сохранение вида; социально-биологические – лидерство в малой группе, лидерство в толпе, лидерство в иерархии; социальные – личностные, связанные с понятиями справедливость, добро, красота, истина. Иррациональная толпа или обыкновенный обыватель руководствуется только иррациональными целями жизнедеятельности. Именно они в первую очередь привлекают его внимание[2].

Гуманистическая психология на первый план выводит понятие «эмпатия». Необходимо принятие другого таким, какой он есть и это является залогом «притяжения» клиента к терапевту и даже вероятного эмпатического транса. Правда, оговаривается, что клиент должен еще понять и в свою очередь принять это «принятие». Любовь к другим людям, вера в их позитивную сущность позволяет стать притягательным и значимым для клиента.

Большое количество исследований привлекательности человека мы находим в рамках социальной психологии. Здесь выявлена масса закономерностей, проявляющихся при общении с окружающими. Так, отмечается, что, являясь тем, что Аристотель назвал «общественными животными», мы имеем сильнейшую потребностьвходить с другими в продолжительные, тесные взаимоотношения. Потребность в присоединении толкает нас на то, чтобы стать более привлекательными, «магнетическими». С точки зрения эволюции это повышает наши шансы на выживание. Стремление к кооперации заложено в нашей природе.

Аттракция – притяжение, привлечение. В социальной психологии этим термином обозначается процесс взаимного тяготения людей друг к другу, эмоционально-положительная оценка друг друга. Теория аттракции основана на ценности подкрепления (связь с приятными воспоминаниями, поведение другого и есть подкрепление).

Притягательность во взаимоотношениях определяется целым рядом факторов. К примеру, отмечается, что притяжение, влечение, любовь и т.п. связаны с фактом принадлежности другого человека к «нашему» кругу, близости во взглядах на жизнь, близости жизненного уклада и т.п. (такие факты притяжения, как отмечает Д. Майерс, больше похожи на импритинг[3]). Кроме того, возникновению приязни способствует простая антиципация взаимодействия, когда присутствует позитивное ожидание от встречи с незнакомым человеком. Кроме того, мы лучше относимся к тем людям, которые постоянно находятся в поле нашего зрения.

Немалую роль играет простая физическая привлекательность (и для мужчин и для женщин). Другой человек привлекает внимание также в силу того, насколько он похож на нас как внешне, так и по уровню интеллектуального развития, по взглядам на мир в целом. Как отмечают социальные психологи, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям.[4] Изменение внешности в сторону большего соответствия идеалам прекрасного воздействует и на самого человека, делая его более уверенным и, следовательно, привлекательным для других. При этом отмечается и то, что исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола. Они могут быть не уверены в том, что окружающие ценят их за внутренние качества, а не только за внешность, которая со временем потускнеет. Следующий факт заключается в том, что нам нравятся те, кому мы нравимся. Даже если мы только предполагаем это.

Более склонны к тому, чтобы подвергнуться нашему притяжению, люди, которые нуждаются в общественном одобрении, чьё самолюбие было в той или иной мере ущемлено. Мы же будем в большей степени расположены к человеку, который почувствовал к нам расположение после первоначального нерасположения, или к тому, кому мы понравились с самого начала. Причём следует также учесть, что постоянное одобрение перестаёт действовать, если становится постоянным. А при достижении высокой степени интимности в отношениях все попытки казаться лучше должны быть оставлены.

Привлекательность человека существует в глазах (и в уме) того, кто считает этого человека привлекательным. Нас привлекают те, кто чем-то нас вознаграждает или ассоциируется у нас с каким-либо вознаграждением. Если взаимоотношения щедро вознаграждают нас и с лихвой покрывают все наши издержки, такие взаимоотношения будут нам нравиться, и мы будем желать их продолжения. Это утверждение в особенности справедливо, если взаимоотношения приносят нам больше выгоды, чем альтернативные.

Нам нравятся не только те люди, быть рядом с которыми нам почему-либо выгодно; согласно второй версии принципа вознаграждающихся отношений нам также нравятся те, кто ассоциируются у нас с хорошим самочувствием (по принципу условного рефлекса). Мы, скорее всего, будем испытывать меньшее расположение к человеку, с которым мы общаемся во время сильного приступа головной боли.[5]

Незнакомцы и случайные знакомые поддерживают равновесие отношений, обмениваясь услугами: одолжи мне свои конспекты, а потом я дам тебе свои. Но тот, кто избегает подсчёта выгод, становится более привлекательным. Хотя, с другой стороны, люди, состоящие в равноправных отношениях, испытывают большее удовлетворение.

Упоминается также такой фактор, как самораскрытие. Наиболее откровенны мы с теми, кто откровенен с нами, но интимная доверительность редко возникает мгновенно. Вы становитесь еще чуточку откровенней, и я отвечаю вам тем же. Некоторые люди обладают особым талантом вызывать других на откровенность. Они с легкостью вытягивают личные секреты других людей, даже тех, кто, как правило, говорит о себе немного. Такие люди стараются быть хорошими слушателями. Во время разговора выражение их лица говорит о том, что вас слушают предельно внимательно и, кажется, испытывают удовольствие от беседы. Они могут также демонстрировать свою заинтересованность, подкидывая подбадривающие фразы рассказывающему о себе собеседнику. Именно таких людей психолог гуманистического направления Карл Роджерс (Carl Rogers, 1980) назвал «провоцирующими слушателями», которые искренне говорят о своих чувствах, с готовностью выслушивают откровения других людей и которые являются эмпатическими, сенситивными и рефлексивными слушателями. Джурард (Jourard, 1964) утверждает, что сбрасывание масок, откровения о самих себе способствуют зарождению любви.

Однако если едва знакомый человек обрушивает на нас поток интимных подробностей своей жизни, он может показаться нам нескромным, незрелым и даже незаслуживающим доверия. И всё же, как считают многие авторы, обыкновенно люди предпочитают открытых, самораскрывающихся людей (как это называется в современных гуманистически ориентированных работах – «субъектов с диалогической направленностью в общении»), а не тех, кто просто помалкивает. Нам особенно приятно, когда обычно замкнутый человек говорит, что в нас есть что-то такое, что побуждает его к откровенности, и делится конфиденциальной информацией. Приятно, когда вас считают человеком, которому можно довериться.[6]

Психологи и просто наблюдательные, умеющие делать выводы люди выделили и сформулировали немало подобных закономерностей, описывающих возникновение симпатии, антипатии, притягательности другого в общении и т.п.

Таким образом, недостатка в попытках объяснить притягательность личности человека в общении нет. Здесь и ссылки на внутренние, не осознаваемые качества человека, и на внешние «пусковые», как говорят этологи, механизмы взаимодействия, вызывающие тот или иной тип реакции человека на другого, симпатию или антипатию.

Есть и упоминания о ценностном восприятии другого с позиций собственных личностных установок и мировоззренческих позиций. Хотя, как правило, речь в данном случае идёт уже не просто о притягательности другого в общении, а о попытках рационализации внутренних отношений к другому. Только вот как, по каким законам происходит принятие другого с позиций ценностных ориентаций субъекта во взаимодействии? Существует ли, к примеру, такой набор личностных качеств, который оптимально притягателен для всех субъектов, имеющих различные ценностные, поведенческие, жизненные и т.п. ценности? Какие характеристики должны присутствовать в структуре личностных особенностей человека, чтобы вызывать позитивное отношение других? Как их сформировать, если на сегодняшний день даже не все ученые признают существование личности как некой категории психического? Эти и другие вопросы формирования личности представляются чрезвычайно важными как с точки зрения теории, так и практики общения, взаимодействия.

Ведь если мы обладаем личностью как чем-то очень значимым для нас, выделяющим нас из животного мира, то здесь неизбежно должны присутствовать такие закономерности, которые не существуют у других, даже самых развитых форм «общественных животных». Логично, если дальше мы будем говорить о ценностях в общении, межличностном общении, как о чём-то определяющем отношение других к нам. С другой стороны, наши исследования – это попытка обобщить все отмеченные выше закономерности и выйти на следующий уровень обобщений и объяснений причин притягательности некоторых личностей.

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Монография | Вступительная статья | Факторы формирования коммуникативной направленности в межличностном взаимодействии | Станислав Ежи Лец | Глава 2. Исследование возможности формирования притягательности другого в общении через формирование диалогичности | Исследование роли субъективных факторов в восприятии ценностных установок другого во взаимодействии | Общие тенденции в восприятии ценностных коммуникативных установок друг друга в общении | Особенности формирования наиболее привлекательных ценностных установок в общении через развитие диалогичности | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Библиографический список |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав