Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Дон Жуан, или Каменный гость

Читайте также:
  1. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ.
  2. Благость Божия.
  3. Благость всего
  4. Глава 2. Таинственная гостья и интересный рассказ.
  5. Железная дева и каменный мешок
  6. Железная дева и каменный мешок.
  7. Задача 6. Гость из будущего
  8. И Фрэнк полетел в каменный мешок
  9. И Фрэнк полетел в каменный мешок.

Вопросы к зачету по зарубежной лит-ре

1.Лит-ра 17 в общая характеристика

Литература 17 века.

17 век, который иногда связывают с началом нового времени, является эпохой противоречий и распада целостности. Еще предыдущее столетие становится временем разочарования в недостижимом идеале возрождения.

Специфика 17 века в том, что он расположен между двумя периодами, суть которых выражена в определении этих периодов одним словом, что доказывает их культурную целостность, а именно, между возрождением и просвещением. Так возникает вопрос о целостности и о самостоятельности того типа словесной культуры, которая развивается на протяжении 17 века. Это многообразный и по именам, и по литературным явлениям период, внутреннее содержание которого трудно поддается обобщениям.

Три основных явления литературы 17 века:

1. Маньеризм;

2. Барокко;

3. Классицизм.

Долгое время 17 век и его литературу пытались изобразить исключительно как эпоху классицизма, ведущую роль в которой играет Франция. Затем происходит смена исследовательского интереса на барокко, что безусловно открывает новые имена и произведения, но устанавливает научную моду на барокко и уменьшает заслуги классицизма. И в том и в другом случае исследователи исходят из желания предать литературному процессу 17 века самостоятельность и целостность. Но это стремление превращает 17 столетие в нечто однообразное, чего в действительности не было.

17 век – это с одной стороны период воплощения кризиса европейской культуры возрождения, а с другой стороны весь 17-й век – это попытка преодолеть этот кризис, что эстетически воплотилось в двух полярных концепциях.

В период 17-го века нет проблемы доминирования к-л художественного стиля. И хотя есть тенденции рассматривать классицизм, как французский вариант барокко, а концепция маньеризма в какой-то момент сужает сферу действия барокко, все-таки все эти явления равноправны и существуют одновременно и классицизм не приходил на смену барокко, а существовал рядом с ним. Так формируется новый этап развития стилей, который отражает новую особенность интеллектуально-ориентированного человека воспринимать мир в разных стилистических системах.

 

Остается актуальной проблема границ литературной эпохи и, особенно, проведение границы между возрождением и 17-м веком. Поэтому маньеризм, являющийся как бы мостом между возрождением и новым временем, представляется наиболее адекватным явлением переходному периоды. Одних и тех же писателей могут относить и к барокко и к маньеризму. В их числе и Шекспир, и Сервантес, и Гогора, и Лопе де Вега, и Джон Дон. И потому проблема не только в особенностях поэтики конкретного писателя, но и в тех принципах, по которым в разные исторические этапы конструируется понятие литературной эпохи. И потому важно разграничивать не только культурные периоды, но и цивилизационные. И период 17-го века, а особенно рубежа 16-17 веков, предстает как некая точка, когда напряжение между различными полюсами достигает предела и вся система жизни теряет равновесие. Кризис литературы и культуры во многом обусловлен тем радикальным сдвигом, который происходит на переломе от средневековья к новому времени. Это и общественно-политические коллизии, это и религиозный раскол, это и научная революция, и развитие предпринимательства. 17-й век становится временем, когда усваиваются открытия предыдущего века, и, начиная с 17-го века, в мировоззрении закрепляется идея о бесконечности вселенной, а значит децентрализации мира. Так же перипетии исторической и политической жизни со всеми межгосударственными и гражданскими войнами, народными восстаниями, революциями и оппозиционными движениями вызывали у людей не меньшую тревогу. Таким образом 17-й век с его непрестанными военными политическими и религиозными конфликтными становится временем страха перед хаосом и временем упорядочивания этого хаоса. 17-й век - время развития науки и эпоха рационализма. Но при этом в ощущение разумности происходящего вселяется чувство неразумия, которое селится внутри разума.

 

 

2.Литература барокко (из списка литературы произведения)

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами,антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)(См. Прециозная литература).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет,рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества Блюменорден. Они собираются летом на литературные праздники в роще "Иррхайн" под Нюрнбергом.Общество организовал в 1646 году поэт Филипп Харсдёрфер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны

 

 

3.Лит-ра классицизма

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. ДержавинаВ связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

4.Лит-ра 18 в общая характеристика

18-й век стал временем перехода к новым социально-экономическим, политическим и культурным отношениям и принципам. Но все эти положительные преобразования находят себе дорогу с величайшим трудом, и потому 18-й век это не только время прогрессивного движения, но и эпоха кровавых драм и переворотов. В целом же 18-й век характеризуется как эпоха просвещения, лозунг которой “Просвещать светом разума”. Эта идея захватывает все свои общества, которые демократизируются, и в ведущих странах Европы буржуазия становится одним из основных классов.

Эпоха просвещения продолжает традиции классицизма 17-го века, а с другой стороны закладывает основы для будущего рационализма 19-го века, который станет основой для будущего реализма, как метода, так и направления. Повышенный интерес к сфере разума при одновременном отказе от всего не рационального становится, также, причиной, по которой в последствии возникнет своеобразный бунт вытесненного внерационального начала в человеке и творчестве, что отразится в частности в будущем романтизме. И такие проблемы, как разум и чувства, чувства и долг, станут основными в творчестве просветителей, особенно французских.

Основными направлениями данного времени остаются просветительский классицизм, сентиментализм, просветительский реализм. При этом использование термина “реализм” остается таким же спорным, как, например, использование термина “ренессансный реализм”.

В этот же период особая судьба у аристократической культуры, которая развивается как бы вопреки демократизации всей современной ей культуры и формируется в узком элитарном кругу. Главным проявлением аристократической культуры остается стиль рококо. В век просвещения отступают на задний план поэтические жанры и усиливается роль прозаических жанров, таких как просветительский роман и философская повесть.

Также в это время развиваются публицистические жанры, в частности, трактат и памфлет, и в целом публицистическое и философское начала влияют на художественную прозу.

Так же особый период переживают драматические жанры, а драматургическая реформа разрушает пришедшие из античности и характерные для театра классицизма единства места, времени и действия.

 

5.Лит-ра Английского просвещения

Из всех модификаций просвещения английское остается основным в силу того, что здесь ранее всего реализовался принцип естественных прав. Принятый в 1689 году билль о правах ложится в основу не только в систему разделения властей, но и в основы художественного творчества. Что характерно для таких писателей, как Даниэль Дефо, Джонатан Свифт и Генри Филдинг.

Даниэль Дефо входит в литературу с романом “Робинзон Крузо”, с которого начинается история мировой приключенческой литературы, история так называемой островной темы, которая останется в культуре вплоть до современности. Также “Робинзон Крузо” – это отображение становящегося менталитета англичанина, живущего под лозунгом “Интересы Англии - прежде всего”, а также воплощение мировоззрения человека нового времени, предприимчивого, сметливого, способного выжить в любых обстоятельствах и условиях.

В противоположность Дефо, выступавшего за демократизацию искусства, Джонатан Свифт всегда оставался на позициях элитарной культуры, в том числе и когда подходил в изображению действительности с точки зрения сатиры. Его памфлеты сказка бочки, чистокровный англичанин, скромное предложение и др. представляют собой острую сатиру на противоречия современной ему жизни, и Свифт не щадил никого из своих современников, включая представителей религии и духовенства. Его “Путешествие Гулливера” представляет, по сути, развернутый памфлет, центральным приемом которого остается гротеск.

Создателем английского реалистического романа становится в 18-ом веке Генри Филдинг. Его творчество формируется о многом благодаря полемике с Ричардсоном – основоположником психологического направления в английской литературе, исходящего из изображения внутреннего мира героев. В противовес Ричардсону Филдинг утверждает, что мотивы поступков героев определяются в большей степени не импульсами их внутренней жизни, а условиями той среды, которая и формирует героев (“История Тома Джонса - найденыша”). Т.о. Ричардсон и Филдинг воплотили в своем творчестве основы двух принципов, на которых в последствие будет строиться реализм. Это принцип психологизма, зачатки которого присутствуют у Ричардсона, и принцип социологизма, который начинает разрабатываться у Филдинга.

 

6.Лит-ра французского просвещения (из списка)

Французское просвещение, будучи вторичным по отношения к английскому просвещению, развивалось в условиях борьбы с абсолютизмом и постепенно готовило великую французскую буржуазную революцию. С одной стороны, теоретические построения деятелей просвещения, прежде всего энциклопедистов, поражают смелостью идей, с другой стороны, в условиях абсолютистской Франции реализация этих идей оставалась невозможной. Начиная с 10-х годов 18-го века, начинают складываться специфические жанры французского просвещения, в частности, это философский роман, основа которого была положена в романе Монтескье “Персидские письма”. Философский роман эпохи просвещения раскрывает, прежде всего, политическую тему, закладывая новые взаимоотношения между философией и политикой, личностью и государством, между наукой и философией. Также закладываются основы психологизма во французской литературе, в частности, аббат Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”. Главными деятелями просвещения принято считать Вольтера Ф. М., Дидро Д., Жана Жака Руссо.

 

Творчество Вольтера опирается на традиции классицизма и определяется в целом как просветительский классицизм. Творчество его многообразно по жанрам, включает в себя драмы, поэмы “Орлеанская девственница” и философские повести “Простодушный”. Проза Вольтера сочетает в себе художественные приемы и философские идеи, рождая своеобразный сплав литературы и философии, что будет характерно для всего 18-го столетия.

 

С творчества Дидро, бойца с абсолютизмом и феодализмом, а также с народной отсталостью, начинается реализация принципа “просвещать светом разума”.Он выступает как организатор и вдохновитель энциклопедистов. Дидро также выступает как теоретик искусства, призванного популяризировать философские идеи. Образцом такого творчества выступают романы “Монахиня”, “Племянник Рамо”, “Жак фаталист”. В этих произведениях Дидро дает развернутую критику феодального общества и нравственного упадка дворянства 18-го века. Также Дидро выступает в качестве реформатора театра и утверждает такой жанр, как драма.

 

В творчестве Руссо происходит своеобразная трансформация идей просвещения, т.к. именно Руссо осознанно осуществляет поворот от разума к чувству. Как и Дидро, Руссо критикует дворянскую цивилизацию, которая, согласно его взглядам, нарушает естественные состояния естественного человека, помещая его в искусственные рамки, которые его искажают. Руссо также известен своей политической программой “Общественный договор”, декларирующей новые взаимоотношения между личностью и государством. Педагогические идеи Руссо излагаются в романе “Эмиль, или о воспитании”. Роман “Юлия, или новая Элоиза” закладывает основы сентименталистского романа в письмах, а также с помощью художественных средств романа раскрывает теорию естественного человека. Также значительное место в этом романе занимает поэтизация чувств, как проявление естественности, и культ природы, как матери этой естественности. Наконец, особое место в литературе занимает “Исповедь” Руссо, с которой начинает специфический жанр, позволяющий заглянуть во всю глубину человеческой личности.

 

7.Лит-ра немецкого просвещения

Специфика немецкого просвещения связана с положением Германии 18-го века, когда отсутствует единое государство, а разные части раздробленного целого часто попадали под различное влияние. Раздробленность страны и отсутствие единого национального языка делало положение культуры неустойчивым, и таковым оно оставалось вплоть до деятельности Лессинга (великого немецкого просветителя и великого реформатора). Лессинг разрабатывает собственную теорию просвещения, ориентируясь на Руссо, и закладывает своим творчеством основы для появления такого движения, как “Буря и натиск”, которое синтезирует в себе идеалы просвещения и романтизма, основа которого закладывается в немецкой культуре. Деятели “Бури и натиска” производили переоценку всего литературного наследия, начиная от античности и заканчивая просвещением. Классика становится для них ориентиром, но заимствует от неё форму. Штюрмеры наполнили эту формулу актуальным содержанием. Т.о. литература “Бури и натиска” становится своеобразным бунтом в культуре, при невозможности этого бунта в политической жизни. Самыми яркими явлениями становится деятельность Гетте и Фр. Шиллера.

 

Первым этапом творчества Гетте является лирика периода “Бури и натиска”, в которой Гетте защищает естественное чувство, просматривает красоту жизни, ориентируясь на классическую форму. Роман Гетте “Страдания юного Бертера” становится основой для немецкого сентиментализма. Расцвет творчества Гетте – время после переезда в Веймар, когда складывается так называемый Веймарский классицизм. И к этому периоду относят его “Фауст”, представляющий собой синтез художественных исканий 18-го века.

 

Творчество Шиллера также на раннем этапе относится к движению “Бури и натиска”. Он составляет теорию эстетического воспитания, которая реализовалась именно на первом этапе его творчества. Более зрелый этап относится к романтизму, когда в своей драме Шиллер создает исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Трагедии “Дон Карлос”, “Мария Стюард”, “Вильгельм Тель”. Все они написаны на историческом материале, что также подводит творчество Шиллера к творчеству романтиков, которые впервые в истории литературы вывели и обосновали принцип историзма. А такие трагедии, как “Разбойники” и “Коварство и любовь” поднимают проблему исключительности личности, однако стоящую над законами общества, превосходящая творчество Байрона.

 

8.Лит-ра романтизма. Общая характеристика

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка. Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл). Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

9. Немецкий романтизм (из списка)

Это самое раннее и основополагающее явление романтизма в целом. Значимость его обусловлена связью с классической немецкой философией, больше теоретической разработанностью, особой яркостью и необычностью художественных произведений. Немецкий романтизм оказал воздействие и на другие романтические системы. Развитие романтизма в Германии происходило в 2 этапа, что было связано также с 2 этапами развития философии. Корни романтизма лежат в творчестве писателей группы “Бури и натиск” и роль Гете и Шиллера в этом процессе остается основополагающей.

Первый этап известен также как йенский этап. Данный этап развивается под воздействием идей Шлейермахера, Шиллинга, Фихте. Философия данного этапа занималась такими проблемами, как концепция мира, как некий взаимосвязанной системы, в которую органично включен сам человек, связь человека и универсума, концепция любви, “интеллектуальная интуиция”, связь философии и литературы, творческая личность и творческий акт, “романтическая ирония”. Все эти проблемы одинаково занимали и философов и художников.

Первым в ряду романтиков этого этапа стоит Новалис. Его творчество формируется в процессе осмысления связи между философией и эстетикой. Новалис привносит в литературу такой жанр, как фрагмент. Эстетика Новалиса строится на идеях Фихте и Шиллинга, и центральным местом его размышлений становится взаимосвязь явлений и цель познания. Новалис также вводит в литературу героя-странника.

Следующим автором йенского этапа становится Шлегель. Также ориентируясь на принцип взаимосвязи между явлениями, Шлегель уделяет существенное влияние понятиям “романтической иронии” и гротеска. Самым ярким произведением Шлегеля, воплощающим эстетические и философские идеи, стала поэма “Люцинда”.

Характерным для романтизма явлением становится обращение к прошлому. Так Людовик Тик идеализирует в своем творчестве средневековье. Его “Странствия Франца Штернбальда” возвращают к теме странствующего рыцаря, при этом отражая эстетические концепции автора. Тема единства мироздания раскрывается в “Повести Белокурой Экберт”.

Уже на данном этапе развития романтизма возникает концепция иероглифического языка искусства, который синтезировал бы в себе языки разных видов искусств. Так эта концепция нашла воплощение в творчестве Ваккенродена. Он излагает концепцию двойственности творческой личности и самого искусства (“Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера”).

Вершиной данного этапа становится творчество Гельдерлина, которое осуществляет связь с искусством 18-го века и античности. Его лирика отражает темы единства природы и человека, любви и творчества. Также одним из главных предметов его размышлений становится личная и государственная свобода. Особой становится у Гельдерлина тема любви, поскольку любовь – высшая способность постигать вселенную.

Второй этап немецкого романтизма. Гейдельбергский.

Также обостряется интерес к идеям католицизма, а также к национальному искусству. Таким образом художники второго этапа демонстрируют своим творчеством эволюцию идей и образов, возникших на первом этапе. Творчество любого художника данного периода отличается усилившимся ощущением трагичности и непознаваемости бытия, а усложнение сюжетов произведений становится отражением новых идей.

Творчество Генриха фон Клейста вырастает из темы рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия, жестокости, как особого и преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного в мещанском мире. На этом фоне формируется новая концепция и понимание любви, как начало трагического, но облагораживающего мир, а значит спасающего. Эта тематика раскрывается в таких трагедиях, как “Пентеселия”, и в таких новеллах, как “Землетрясение в Чили” и “Найденыш”.

С творчеством фон Арнима приходит новый этап развития немецкой лирики, и происходит трансформация жанра сказки. Фон Арнима интересует тема вмешательства темных сил в жизнь человека.связь романтизма с народной сказкой прослеживается в его “Изабелле Египетской”.

Подобная тематика раскрывается в творчестве Брентано. Он также исследует власть тайных сил и поднимает такую проблему, как относительность добра и зла, чести и бесчестия.

Концепция двоемирия раскрывается в творчестве де Ла Мотт Фуке и фон Шамиссо. Этих авторов интересует проблема духовности и нравственной идеи.

Наконец вершиной этапа становится творчество Гофмана. Он приходит с такими идеями, как универсальная личность, способная жить в разных пластах бытия, а также роль музыки и творчества в жизни и искусстве. Как и многие романтики Гофман стремится создать универсальный мета-язык, который задействовал бы языки разных видов искусств. Также в его творчестве достигает кульминации тяга к фантастике, гротеску и двоемирию. Концепция музыки излагается в повести “Кавалер Глюк”. Повесть “Золотой горшок” также излагает концепцию двоемирия и становится выражением романтической иронии, которая выражается в противопоставлении музыкантов и “просто хороших людей”. Наконец “Крошка Цахис” утверждает тему двойственности, гротескности и абсурда, как нормы жизни. В целом мировоззрение Гофмана пессимистично, и его сборник “Ночные рассказы”, как и повесть “Песочный человек”, констатируют победу темных сил в жизни.

 

10.Лит-ра английского романтизма

В английском романтизме было три основных течения: «лейкисты» (поэты «озерной школы») Вордсворт, Колридж, Саути; революционные романтики - Байрон и Шелли; лондонские романтики Ките, Лэм, Хэзлитт, Хант.
Почва для романтического взрыва начала подготавливаться в английской литературе со второй половины XVIII в.готическим романом. Особенностью романтизма в Англии явился расцвет лирической поэзии. Английские поэты предпочитали свои наблюдения и размышления облекать в форму иносказаний, фантастических видений, космической символики. Возвышенное понималось ими не только как исключительное, оно могло проявляться и в самом простом, будничном.
Английский романтизм ярче всего проявил себя в поэтических жанрах, хотя и жанр романа, в частности в лице Скотта, представляет собой значительное явление. Если немецкие романтики основное внимание уделяют внутреннему миру и душе человека ориентируясь на недостижимый идеал, то английские романтики отдавали предпочтение погружению в поэтическое содержание. А их напряженная мысль устремлялась к современным конфликтам. Интерес к настоящему стимулирует развитие исторического романа, который не столько исследует прошлое, сколько обращается к настоящему. Английский романтизм базируется на некоторых ответвлениях классицизма 18-го столетия, а также на творчестве Шекспира. Тематика английского романтизма охватывает такие проблемы, как интерес к природе, тяга к необычному и таинственному, к поэтике ужасов. Важной остается тема живописности в её связи с темой природы.
У истоков английского романтизма стоял Уильям Блейк (1757-1827), Блейк формирует основы всех идей и форм английского романтизма. Это такие проблемы, как тираноборчество, воображение, связь современности с мифологией, особое восприятие демонизма. Он утверждавший в своем творчестве новое представление о человеческой личности, новаторские принципы художественного отражения жизни, в которых рационалистический анализ заменялся чувством и воображением (лирические сборники "Песни невинности", 1789; "Песни опыта", 1794). Блейку принадлежат знаменитые поэтические строки, где в афористической форме декларируются важнейшие особенности романтического восприятия мира - фантазия, интуиция, поэтический домысел.
Ранний этап в английском романтизме (1790-1810) связан с деятельностью поэтов и теоретиков литературы Вордсворта и Кольриджа. Их называют представителями "Озерной школы" (или лейкистами, от англ. lake - озеро), так как поэты жили на севере Англии, в краю озер, воспетом ими. Вордсворт в своей лирике исследует связи человека и природы, поднимает проблемы воображения и рассудка, а также, как, в частности, “Предисловия к лирическим балладам”. Жанр баллады приобретает и Вордсворта новое значение, поскольку Вордсворт поэтизирует обыденность, доказывая, что прекрасное рядом. С Вордсвортом начинается формирование современного английского языка. Одно из самых известных произведений Вордсворта - поэма "Вина и скорбь".
Колридж создает новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, где исследуется проблема неосознанных действий человека под влиянием тайных сил мира (”Старый моряк”). Также для него характерна трактовка ужасного, как возвышенного, когда мир подчиняется неуправляемым жестоким силам.
Также важными представителями “школы” остаются Саути и Китс. Саути развивает тенденции народной баллады и, в отличие от многих товарищей по “школе”, делает упор на христианскую проблематику и трактует демоническое, как безнравственное. Китс формулирует концепция личности поэта и творчества и исследует соотношение искусства и действительности, правды и красоты.
Следующий период (10-е - середина 20-х гг.) ознаменован творческими выступлениями Байрона, Шелли, Скотта, благодаря которым английский романтизм оказался в авангарде европейского литературного процесса. Творчество Перси Биши Шелли строится на осмыслении таких проблем, как смысл творчества, роль воображения, проблема предмета и искусства и его роли в обществе. Своеобразие Шелли в том, что его поэзия во многом бунт

11.Лит-ра французского романтизма

Великая французская буржуазная революция,которая разворачивалась не только в стремлении уничтожить абсолютизм,но и в стремлении раскрепостить культуру.Французский романтизм не имел той связи с идеализмом, которая была характерна для немцев, и целом французская лирика романтизма осталась в стороне от той философии символа, которую создавали немецкие романтики. Во французском романтизме во многом под влиянием Байрона сформировались бунтарские и богоборческие тенденции. Также влияющими факторами оказались революции 1830 и 1848 годов. Т.о. французский романтизм разбивается под влиянием развития интереса к истории своей страны, что и стало причиной развития принципа историзма, который в последствие станет основой реализма.

Также французские романтики заложили основы будущего принципа психологизма.

Ранняя французская лирика представлена такими авторами, как Мюссе, Лопатин, де Вини и Гюго. Ранний этап лирики характеризуется интересом к внутреннему миру поэта и её заслуга – повторное открытие человеческой души, как средоточия мира чувств, отринутого недавним просвещением, и потому во многом романтизм – это, прежде всего, спор с рационализмом.

Заслугой романтиков, с частности, Жермене де Сталь (“Коррина”) становятся попытки объяснить человека с точки зрения времени и места его существования, так де Сталь связывает особенность темперамента с географической широтой.

Воплощения развития литературы французского романтизма наблюдается в творческом пути Виктора Гюго. Ранний этап его творчества связан с так называемой неистовой литературой, ориентирующейся на идеалы революции (“Кромвель”). Лирика Гюго раннего этапа отмечена общим для французов стремлением выступить от лица обитателя башни из слоновой кости. Выход Гюго к высокому романтизму начинается в его драматургии, где формируется принцип историзма, окончательно сформировавшийся в таких романах, как “Собор парижской богоматери”, “Труженики моря”, “Отверженные”.
Про собор парижской богоматери. Романтический пафос появился у Гюго уже в самой организации сюжета. История цыганки Эсмеральды, архидьякона Собора Парижской Богоматери Клода Фролло, звонаря Квазимодо, капитана королевских стрелков Феба де Шатопера и других, связанных с ними персонажей, насыщена тайнами, неожиданными поворотами действия, роковыми совпадениями и случайностями. Судьбы героев причудливо перекрещиваются. Квазимодо пытается украсть Эсмеральду по приказу Клода Фролло, но девушку случайно спасает стража во главе с Фебом. За покушение на Эсмеральду Квазимодо наказывают. Но именно она даёт несчастному горбуну глоток воды, когда он стоит у позорного столба, и своим добрым поступком преображает его. Налицо чисто романтическая, мгновенная ломка характера: Квазимодо из грубого животного превращается в человека и, полюбив Эсмеральду, объективно оказывается в противоборстве с Фролло, играющим роковую роль в жизни девушки. Причиной напряжённого развития событий в романе является не только случай, неожиданное стечение обстоятельств, но и душевные порывы персонажей, человеческие страсти: страсть заставляет Фролло преследовать Эсмеральду, что становится толчком к развитию центральной интриги романа; любовь и сострадание к несчастной девушке определяют поступки Квазимодо, которому на время удаётся выкрасть её из рук палачей, а внезапное прозрение, возмущение жестокостью Фролло, встретившего казнь Эсмеральды истерическим смехом, превращает уродливого звонаря в орудие справедливого возмездия.

12.Лит-ра американского романтизма

Американский романтизм развивается на волне развития только что основанного государства, стремящегося утвердить свою независимость и самобытность. Связь американской литературы с европейской самоочевидна и своеобразие её в том, что с одной стороны она складывается на английском языка, а с другой стороны испытывает влияние других языков и литератур. Так очевидна связь творчества Купера с традицией Скотта, Ирвинг и По, явно ориентируется на немецкий романтизм.

 

Ранний этап связан с развитием таких жанров, как романтическая новелла, представленная Ирвингом и ставшая основой такого стиля, как кантри., как роман, представленный циклом Купера “О кожаном чулке”, где индейская тема развивается с позиций просветительской темы естественного человека.

 

Попытки создания эпической поэзии предприняты в творчестве Лонгфелло (“Песнь о Гоеовате”). Он пытается соединить фольклорное творчество коренного населения с европейскими традициями эпоса. Наконец творчество Эдгара По стало своего рода идейно-эстетическим оформлениемконцепции американского романтизма. Также с ним начинается развитие новеллистки, которая заложила основы будущих жанров мировой литературы, таких как детективы, мистические романы и рассказы, приключенческие рассказы.

 

Дон Жуан, или Каменный гость

Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по её следам и где намеревался похитить её, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и был полностью оправдан правосудием. Смущало это обстоятельство его слугу Сганареля, и не только потому, что у покойного здесь оставались родственники и друзья — как-то нехорошо возвращаться туда, где тобою если не человеческий,то уж божеский закон точно был попран. Впрочем, Дон Жуану никакого дела не было до закона — будь то небесного или земного.

Сганарель служил своему господину не за совесть, а за страх, в глубине души считая его мерзейшим из безбожников, ведущим жизнь, подобающую скорее скоту, какой-нибудь эпикурейской свинье,нежели доброму христианину. Уже одно то, как скверно он поступал с женщинами, достойно было высшей кары. Взять хотя бы ту же донью Эльвиру, которую он похитил из стен обители, заставил нарушить монашеские обеты, и вскоре бросил, опозоренную. Она звалась его женой, но это не значило для Дон Жуана ровным счетом ничего, потому как женился он чуть не раз в месяц — каждый раз нагло насмехаясь над священным таинством.

Временами Сганарель находил в себе смелость попрекнуть господина за неподобающий образ жизни,напомнить о том, что с небом шутки плохи, но на такой случай в запасе у Дон Жуана имелось множество складных тирад о многообразии красоты и решительной невозможности навсегда связать себя с одним каким-то её проявлением, о сладостности стремления к цели и тоске спокойного обладания достигнутым. Когда же Дон Жуан не бывал расположен распинаться перед слугой, в ответ на упреки и предостережения он просто грозился прибить его.

Донья Эльвира плохо знала своего вероломного мужа и потому поехала вслед за ним, а когда разыскала, потребовала объяснений. Объяснять он ничего ей не стал, а лишь посоветовал возвращаться обратно в монастырь. Донья Эльвира не упрекала и не проклинала Дон Жуана,но на прощание предрекла ему неминуемую кару свыше.

Красавицу, за которой он устремился в этот раз, Дон Жуан намеревался похитить во время морской прогулки, но планам его помешал неожиданно налетевший шквал, который опрокинул их со Сганарелем лодку. Хозяина и слугу вытащили из воды крестьяне, проводившие время на берегу.

К пережитой смертельной опасности Дон Жуан отнесся так же легко, как легко относился ко всему в этом мире: едва успев обсохнуть, он уже обхаживал молоденькую крестьяночку. Потом ему на глаза попалась другая, подружка того самого Пьеро, который спас ему жизнь, и он принялся за нее, осыпая немудреными комплиментами, заверяя в честности и серьезности своих намерений,обещая непременно жениться. Даже когда обе пассии оказались перед ним одновременно, Дон Жуан сумел повести дело так, что и та и другая остались довольны. Сганарель пытался улучить момент и открыть простушкам всю правду о своем хозяине, но правда их, похоже, не слишком интересовала.

За таким времяпрепровождением и застал нашего героя знакомый разбойник, который предупредил его, что двенадцать всадников рыщут по округе в поисках Дон Жуана. Силы были слишком неравные и Дон Жуан решил пойти на хитрость: предложил Сганарелю поменяться платьем, чем отнюдь не вызвал у слуги восторга.

Дон Жуан со Сганарелем все-таки переоделись, но не так, как сначала предложил господин: он сам теперь был одет крестьянином, а слуга — доктором. Новый наряд дал Сганарелю повод поразглагольствовать о достоинствах различных докторов и прописываемых ими снадобий, а потом исподволь перейти к вопросам веры. Тут Дон Жуан лаконично сформулировал свое кредо, поразив даже видавшего виды Сганареля: единственное, во что можно верить, изрек он, это то, что дважды два — четыре, а дважды четыре — восемь.

В лесу хозяину со слугой попался нищий, обещавший всю жизнь молить за них Бога, если они подадут ему хоть медный грош. Дон Жуан предложил ему золотой луидор, но при условии, что нищий изменит своим правилам и побогохульствует. Нищий наотрез отказался. Несмотря на это Дон Жуан дал ему монету и тут же со шпагой наголо бросился выручать незнакомца, на которого напали трое разбойников.

Вдвоем они быстро расправились с нападавшими. Из завязавшейся беседы Дон Жуан узнал, что перед ним брат доньи Эльвиры, дон Карлос. В лесу он отстал от своего брата, дона Алонсо, вместе с которым они повсюду разыскивали Дон Жуана, чтобы отомстить ему за поруганную честь сестры.Дон Карлос Дон Жуана в лицо не знал, но зато его облик был хорошо знаком дону Алонсо. Дон Алонсо скоро подъехал со своей небольшой свитой и хотел было сразу покончить с обидчиком, но дон Карлос испросил у брата отсрочки расправы — в качестве благодарности за спасение от разбойников.

Продолжив свой путь по лесной дороге, господин со слугой вдруг завидели великолепное мраморное здание, при ближайшем рассмотрении оказавшееся гробницей убитого Дон Жуаном командора.Гробницу украшала статуя поразительной работы. В насмешку над памятью покойного Дон Жуан велел Сганарелю спросить статую командора, не желает ли тот отужинать сегодня у него в гостях.Пересилив робость, Сганарель задал этот дерзкий вопрос, и статуя утвердительно кивнула в ответ.Дон Жуан не верил в чудеса, но, когда он сам повторил приглашение, статуя кивнула и ему.

Вечер этого дня Дон Жуан проводил у себя в апартаментах. Сганарель пребывал под сильным впечатлением от общения с каменным изваянием и все пытался втолковать хозяину, что это чудо наверняка явлено в предостережение ему, что пора бы и одуматься… Дон Жуан попросил слугу заткнуться.

Весь вечер Дон Жуана донимали разные посетители, которые будто бы сговорились не дать ему спокойно поужинать. Сначала заявился поставщик (ему Дон Жуан много задолжал), но, прибегнув к грубой лести, он сделал так, что торговец скоро удалился — несолоно хлебавши, однако чрезвычайно довольный тем, что такой важный господин принимал его, как друга. Следующим был старый дон Луис, отец Дон Жуана, доведенный до крайности отчаяния беспутством сына. Он снова,в который должно быть раз, повел речь о славе предков, пятнаемой недостойными поступками потомка, о дворянских добродетелях, чем только нагнал на Дон Жуана скуку и укрепил в убежденности, что отцам хорошо бы помирать пораньше, вместо того чтобы всю жизнь досаждать сыновьям.

Едва затворилась дверь за доном Луисом, как слуги доложили, что Дон Жуана желает видетькакая-то дама под вуалью. Это была донья Эльвира. Она твердо решила удалиться от мира и в последний раз пришла к нему, движимая любовью, чтобы умолять ради всего святого переменить свою жизнь, ибо ей было открыто, что грехи Дон Жуана истощили запас небесного милосердия, что,быть может, у него остался всего только один день на то, чтобы раскаяться и отвратить от себя ужасную кару. Слова доньи Эльвиры заставили Сганареля расплакаться, у Дон Жуана же она благодаря непривычному обличью вызвала лишь вполне конкретное желание.

Когда Дон Жуан и Сганарель уселись наконец за ужин, явился тот единственный гость, который был сегодня зван, — статуя командора. Хозяин не сробел и спокойно отужинал с каменным гостем. уходя,командор пригласил Дон Жуана назавтра нанести ответный визит. Тот принял приглашение.

На следующий день старый дон Луис был счастлив как никогда: сначала до него дошло известие, что его сын решил исправиться и порвать с порочным прошлым, а затем он встретил самого Дон Жуана,и тот подтвердил, что да, он раскаялся и отныне начинает новую жизнь.

Слова хозяина бальзамом пролились на душу Сганареля, но, едва только старик удалился, Дон Жуан объяснил слуге, что все его раскаяние и исправление — не более чем уловка. Лицемерие и притворство — модный порок, легко сходящий за добродетель, и потому грех ему не предаться.

В том, насколько лицемерие полезно в жизни, Сганарель убедился очень скоро — когда им с хозяином встретился дон Карлос и грозно спросил, намерен ли Дон Жуан прилюдно назвать донью Эльвиру своею женой. Ссылаясь на волю неба, открывшуюся ему теперь, когда он встал на путь праведности,притворщик утверждал, что ради спасения своей и её души им не следует возобновлять брачный союз. Дон Карлос выслушал его и даже отпустил с миром, оставив, впрочем, за собой правокак-нибудь в честном поединке добиться окончательной ясности в этом вопросе. Недолго, однако,пришлось Дон Жуану безнаказанно богохульствовать, ссылаясь на якобы бывший ему глас свыше.Небо действительно явило ему знамение — призрака в образе женщины под вуалью, который грозно изрек, что Дон Жуану осталось одно мгновение на то, чтобы воззвать к небесному милосердию. Дон Жуан и на сей раз не убоялся и заносчиво заявил, что он не привык к такому обращению. Тут призрак преобразился в фигуру Времени с косою в руке, а затем пропал.

Когда перед Дон Жуаном предстала статуя командора и протянула ему руку для пожатия, он смело протянул свою. Ощутив пожатье каменной десницы и услышав от статуи слова о страшной смерти,ожидающей того, кто отверг небесное милосердие, Дон Жуан почувствовал, что его сжигает незримый пламень. Земля разверзлась и поглотила его, а из того места, где он исчез, вырвались языки пламени.

Смерть Дон Жуана очень многим была на руку, кроме, пожалуй, многострадального Сганареля — кто ему теперь заплатит его жалованье?

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка трудности водных препятствий| Жизнь есть сон

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав