Читайте также:
|
|
сабе гайа, —- «джайа джайа джайа харидаса намера махима йенха карила пракаша»
ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
Предисловие к английскому изданию
Веды провозглашают, что пение и повторение трансцендентных имен Бога — это маха-садхана, наилучшая и единственная йога для нашего мрачного века раздоров, исполненного напряженности и ужасов. Согласие не наступит в мире до тех пор, пока люди всех национальностей не украсят свои сердца святыми именами Бога. На протяжении веков все божественные наставники учили именно этому — петь и повторять святые имена Господа, тем самым вознося Ему хвалу. Восхваление Господа успокаивает ум, очищает сердце от вожделения, гнева и жадности и насыщает душу радостью.
В 1971 году, во время беседы в Лондоне, Шрила Прабхупа-да сказал: «Весь мир страдает из-за недостатка сознания Бога. Поэтому долг всех религий — научить людей этому несложному искусству повторять Харе Кришна».
Шрила Прабхупада воплотил в жизнь то, что проповедовал, сотворив самое настоящее чудо. Всего за одиннадцать лет Шрила Прабхупада лично познакомил с Харе Кришна маха-мантрой все основные страны мира. Посвятив себя этоймаха-йога-садхане — пению и повторению Харе Кришна, — миллионы страдающих душ встретили облегчение, покой, удовлетворенность и обрели немыслимое счастье.
Пение и повторение Харе Кришна маха-мантры — самый быстрый и легкий способ осознать Бога и достичь совершенства жизни. Повторять святое имя настолько просто, что даже ребенок может делать это. Тем не менее садхаки — те, кто посвятил себя повторению Харе Кришна, — часто сталкива-
ются с препятствиями на этом пути. Как правило, они жалуются на невнимательность, недостаток вкуса, тяги к повторению и на отвлекающие, назойливые мысли.
В книге «Искусство поклоняться святому имени» разбираются все эти вопросы. В ней изложена наука мантра-йоги и даны дельные советы, как обуздать ум и сделать его более сосредоточенным. Особенно в одиннадцатой главе описано много замечательных приемов Зждпй-медитации. Применяя эти вспомогательные средства, можно быстро обрести сильный интерес и вкус к повторению Харе Кришна маха-мантры.
Повторение Харе Кришна — наиболее действенная и самая важная составляющая бхакти-йоги. Постигнув истину о святом имени, нама-таттву, и установив прочные отношения, самбандху, с ним, человек очень скоро овладеет этим «несложным искусством повторять Харе Кришна».
На протяжении последних двадцати пяти лет ученики Шрилы Прабхупады издали несколько удивительных книг о святом имени. Каждая из них — это непосредственное проявление милости Господа Гауранги. Первая волна этой милости нахлынула в образе книги Сатсварупы даса Госвами «Реформа джапы». Затем Шубхананда дас наполнил многочисленными волнами милости свою книгу «Шри Намамрита», собрав в нее чудотворные высказывания Шрилы Прабхупады о святом имени. Наконец, с недавним выходом «Нектарного океана святого имени» Шачинанданы Свами, милость хлынула во всех направлениях. Печатная слава святого имени началась с волны, затем приобрела свойства чудодейственного нектара, потом расширилась до размеров океана и, в итоге, превратилась в искусство — «Искусство поклоняться святому имени».
Эта книга состоит более чем из 108 000 слов, возносящих хвалу Харе Кришна маха-мантре. Может возникнуть вопрос: зачем нужно так много слов, чтобы описать такую маленькую мантру, которая сама-то состоит всего лишь из шестнадцати слов? Святое имя Господа Кришны неисчерпаемо и полностью трансцендентно. Оно ни на миг не остается одним и тем
искусство повторения святого имени
же. С каждым мгновением святое имя постоянно расширяется, принимая все новые и новые образы, приобретая другие черты и оттенки. Тысячи книг и миллиарды слов никогда не смогут воспеть всю безграничную славу святого имени Кришны. Сам Господь в облике Ананта-шешы с помощью тысячи Своих уст пытается выразить славу святого имени, однако описать несравненное великолепие Харе Кришна маха-мантры не под силу даже Ему.
Автор молится Шриле Прабхупаде, милосердным ачарьям в парампаре и олицетворению великодушия, Господу Гауран-ге, чтобы они благословили этот труд и позволили ему крошечной волной плыть в океане их беспричинной милости. Пусть эта книга поможет искренним читателям усилить их привязанность к пению и повторению вечно сладостного имени Господа и быстро достичь совершенства жизни — премы к Радхе-Кришне.
Вайшнава-дас-анудас Маханидхи Свами
Магха-пурнима 515 года Гаурабды,
Мандир Кришны-Баларамы,
Вриндавана
Первая глава ПРИРОДА СВЯТОГО ИМЕНИ
Святое имя трансцендентно
Как понимать, что святое имя Кришны трансцендентно и что его ни в коем случае нельзя считать материальным звуком? Святое имя не имеет совершенно никакого отношения к вещественному миру материи. Святое имя — это не сочетание мирских букв или слогов. Природа святого имени — сач-чид-ананда, вечно блаженное сознание. Хотя святое имя присутствует в этом мирег оно не принадлежит к нему. Божественное имя Господа не является порождением материального мира. Только свободные души могут произносить трансцендентное святое имя чисто. Но души, порабощенные гунами природы, повторять чистое имя, чинтамани-наму, не способны.
«Нама — это апракрита-чайтанъя-раса, трансцендентная живая сладость. В наме нет и следа мирского сознания. Когда джива, идя по очищающему ее пути бхакти, с преданностью служит шри-харинаме, шри-нама сама являет себя на языке такой дживы. Материальными же органами чувств наму воспринимать невозможно» (Джайва-дхарма, гл. 20).
Когда Шри Гуру и Шри Кришна довольны душой, находящейся в рабстве материи, внутренняя духовная энергия (сва-рупа-шакти) Господа нисходит на эту душу и наделяет ее способностью повторять божественное имя чисто. Сварупа-шак-
искусство повторения святого имен
И
ПРИРОДА СВЯТОГО ИМЕНИ
ти Кришны являет чистое имя в сердце, исполненном преданности. И затем чистым именем, которое, обогатившись экстатическими расами, начинает танец премы, оказывается объятым язык.
Объясняя трансцендентную природу святого имени, Шри-ла Прабхупада часто проводит пример, где показывает разницу между повторением имени Кришны и слова «вода». Следующие отрывки из книг и лекций Его Божественной Милости замечательным образом раскрывают суть божественной мудрости: «В относительном мире слово «вода» отличается от самой воды. Если меня мучит жажда и я просто повторяю: «Вода, вода, вода», я не утолю своей жажды. Мне нужна настоящая вода. Такова природа относительного мира и относительного сознания. Однако в духовном мире, в духовном сознании между именем или названием объекта и самим объектом разницы нет. Например, мы повторяем Харе Кришна. Если бы повторение Харе Кришна отличалось от Кришны, разве повторяли б мы с удовольствием день и ночь напролет? Это доказательство. Когда вы повторяете обычное имя: «Мистер Джон, мистер Джон», после третьего раза у вас пропадает охота. Но Харе Кришна маха-мантру можно без устали повторять круглые сутки. Такова духовная природа Абсолютной Истины. И это по-настоящему. Каждый может ощутить это» (Цивилизация и трансцендентность, гл. 7).
«Слова Кришны и Он Сам неотличны друг от друга. Таково Его всемогущество. Всемогущество — значит все, что связано с Кришной, имеет ту же силу. Однако здесь, в материальном мире, если вас мучит жажда, вьгхотите пить и просто повторяете без конца: «Вода, вода, вода, вода, вода», вы не утолите своей жажды. Потому что слово «вода» не имеет той же силы, что и сама вода. Вам нужна вода как она есть. Только тогда вы утолите жажду. В отличие от этого, в трансцендентном, абсолютном мире такой разницы нет. Кришна и имя Кришны, слова Кришны, качества Кришны, развлечения Кришны — все это Кришна» (ЛШП, 25.03.67).
«Вы можете немедленно соприкоснуться с Кришной, произнося этот звук — Харе Кришна. Он необычайно могуществен. Нама чинтаманих кришнаш чаигпанйа-раса-виграхах. Имя Кришны — чинтамани, трансцендентно. Это не материальный звук, не материальное имя. Нама чинтаманих кришнаш чаитанйа. Живая сила, чайтанъя. Это не мертвый звук. Если вы хотите пить и просто повторяете: «Вода, вода, вода, вода», вы не напьетесь, так как это материальный звук. Сама вода отлична от слова «вода». Поэтому, просто повторяя: «Вода, вода», вы не утолите жажду. Вам нужна настоящая вода. И так с любым материальным объектом: просто произнося его название, вы не получите самого объекта.
Однако в духовном мире нет разницы между названием объекта и самим объектом, между именем личности и самой личностью. Кришна и имя Кришны суть одно и то же. Нет разницы. Поэтому тех, кто повторяет: «Кришна, Кришна, Кришна», охватывает все большее и большее воодушевление повторять дальше» (ЛШП, 22.01.75).
Ценность чинтамани-намы
Святое имя Кришны исполнено милосердия, сострадания, любви, расы и премы; оно редчайшее сокровище в этом мире. Но, не слушая шастры и святых, невозможно понять могущество, ценность и благотворность божественного имени Кришны, а также Его облика, качеств, развлечений и святой обители (нама, рупа, гуна, лила, дхама). В Ведах повсюду воспевается трансцендентная слава святого имени.
Следующий стих из «Падма-пураны» сравнивает святое имя с драгоценным камнем чинтамани, божественным камнем, который исполняет желания. Такими камнями чинтамани устлана трансцендентная земля Кришналоки в духовном мире. Этот стих ясно описывает трансцендентную природу святого имени:
нама чинтаманих кришнаш чаитанйа-раса-виграхах пурнах шуддхо нитйа-мукто 'бхиннатван нама-наминох
искусство повторения святого имени
«Святое имя Кришны — это трансцендентный исполняющий желания драгоценный камень (чинтамани), совершенное воплощение сознания и чувств. Оно полно само в себе, чисто и вечно свободно, поскольку имя Кришны и Сам Кришна суть одно и то же».
Шрила Прабхупада дает изумительный расширенный перевод этого стиха: «Святое имя Кришны трансцендентно и блаженно. Оно дарует все духовные благословения, так как оно — Сам Кришна, источник всего наслаждения. Имя Кришны полно само в себе, оно олицетворяет все трансцендентные расы. Ни при каких условиях оно не становится материальным именем, и его могущество — это всегда могущество Самого Кришны. Поскольку имя Кришны не осквернено мирскими качествами, не может быть и речи о том, чтобы оно попало под влияние майи. Имя Кришны всегда свободно и духовно. Его никогда не обусловливают законы материальной природы. Ведь имя Кришны — это Сам Кришна» (Ч.-ч., Мадхья, 17.133, ком.).
Следующая история из традиции вайшнавов показывает несравненную ценность святого имени Кришны.
Однажды ученик спросил своего гуру:
— В чем глубочайший секрет бхаджанъй
— Самый сокровенный секрет бхаджаны в том, чтобы все
гда повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама,
Харе Харе, — ответил гуру.
Выйдя из ашрама гуру, ученик встретил на берегу Ямуны нескольких нищих мужчин-прачек, которые стирали одежду и при этом повторяли Харе Кришна. Затем он услышал, как Харе Кришна повторяли маленькие девочки, собиравшие коровий навоз. Когда ученик нанял рикшу и поехал обратно в ашрам, старый худой рикша повторял Харе Кришна всю дорогу.
Встретив своего гуру, ученик выразил сомнение насчет маха-мантры:
— Гурудева! Что это за тайна, которую вы мне открыли, если все дхоби, рикши и маленькие девочки в Индии знают ее? Разве это самый сокровенный секрет бхаджаны?
ПРИРОДА СВЯТОГО ИМЕНИ
Вместо долгих объяснений гуру дал ученику драгоценный камень и сказал:
— Покажи его дхоби, рикше и маленьким девочкам и по
смотри, оценят ли они его по достоинству.
Ученик принес дорогое сокровище безграмотным мужчинам-прачкам и показал им, но они не заметили, насколько оно ценно.
— Мы бы рады принять его, чтобы колотить им грязную
одежду, — сказали они.
Ученик отказался дать им драгоценность:
— Вы должны прилично заплатить за него. Для того чтобы
колотить грязную одежду, вполне подходит кусок дерева или
простой камень.
Затем ученик показал драгоценный камень рикше, на что тот ответил:
— Он слегка шероховатый, поэтому, думаю, мне хорошо
было бы тереть им пятки.
— Безумец! — воскликнул ученик и направился к деревен
ским девочкам, чтобы показать драгоценный камень им.
Не в состоянии понять истинной ценности камня, девочки сказали:
— Он подошел бы нам, чтоб утрамбовывать навоз.
Ученик снова встретился с гуру и произнес:
— Гурудева! Никто не хотел достойно заплатить за камень.
И никто даже не мог понять его огромной ценности.
— Именно, — ответил гуру. — И точно так же большин
ство людей не могут понять ценности святого имени. Вот по
чему им неинтересно повторять Харе Кришна. Харе Кришна
маха-мантра — это открытая тайна, но в то же время откры
вается она только достойным.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |