Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ТИПИЗАЦИЯ

Читайте также:
  1. Типизация факелов

Всякий раз, когда речь заходит о типичном в жизни и литературе, возникает представ­ление о явлениях повторяющихся, наиболее распространенных, тех, что в обиходной речи обозначаются для простоты каким-нибудь условным, нередко литературным, име­нем: Плюшкин, Базаров, Кабаниха, Самгин, Нагульнов, Теркин — или собирательно: ма­ниловщина, обломовщина, глуповцы и т. д. Однако задумаемся: так ли уж часто нам встречаются в жизни люди, про которых можно сказать: «Вылитый Собакевич!» или: «Точь-в-точь Павка Корчагин!»? Вовсе не часто; пожалуй, даже это редкая удача — усмотреть в окружающей действительности типаж, получивший постоянную прописку в истории литературы; ситуацию, отражен­ную в сюжете романа, рассказа или басни; поступок, ассоциирующийся с тем или иным персонажем художественного произведения, т. е. типическое в жизни.

Иными словами, возникая как художествен­но-эстетическое отражение явлений жизни, типическое в литературе (и других видах ис­кусства) несводимо обратно к своим дейст­вительным или потенциально возможным про­тотипам.

Лирический герой «Евгения Онегина» — главное лицо пушкинского романа в стихах —

не только воплотил в себе неповторимый ду­ховный облик самого поэта, но и явился обоб­щенным образом представителя целого по­коления передовой дворянской интеллигенции 1820-х гг. Базаров соединима себе портрет­ные, социальные, психологические, интеллек­туальные черты многих людей, виденных И. С. Тургеневым: врачей, естествоиспыта­телей, литераторов — вплоть до Н. А. Добро­любова и Н. Г. Чернышевского. Однако в об­щественное сознание 1860-х гг. (и более позд­него времени) он вошел как символическая фигура «нигилиста», демократа-разночинца, «реалиста». Горьковский Павел Власов мас­штабнее реальной личности большевика Пет­ра Заломова, факты жизни которого исполь­зованы писателем в работе над повестью «Мать», — это обобщенный образ рабочего-ревалюционера времен первой русской рево­люции.

Фантастический главначпупс Победоноси-ков из пьесы В. В. Маяковского «Баня» по самой сути избранной художником гротескно-сатирической типизации не может иметь ре­альных прототипов. Однако обобщающие воз­можности этого образа, обличающего «ком-чванство» и бюрократизм как типические и социально опасные явления советской дейст­вительности в 20-е гг., очень велики. На это указал в 1922 г. В. И. Ленин, отметив направ­ленное против бюрократизма стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» как прин­ципиальную политическую удачу поэта, та­лантливо выявившего новую разновидность необычайно живучего «типа русской жиз­ни» — Обломова.

Типизируя явления действительности (не только характеры людей, но и обстоятельст-




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ | СТИХОВЕДЕНИЕ | ШКОЛЬНОМ СОЧИНЕНИИ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕМЫ | СТИХОТВОРЕНИЕ | СТРОФИКА | ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА | СЮЖЕТ И ФАБУЛА | ТЕКСТОЛОГИЯ | ТЕМА И ПРОБЛЕМА | ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав