Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОБСТРЕЛ МАДРИДА

НАНА, 11 апреля 1937

МАДРИД. На фронте,,в миле с четвертью от города, с противоположного зеленого склона горы, густо поросшего сосняком, доносилось тяжелое кашляющее урчание. Только серые змейки дыма обозначали расположение батарей мятежников. Потом прорывался поток высокого нарастающего звука, точно раздирали рулон шелка. Все эти снаряды направлялись на город, и потому здесь никто не обращал на них внимания.

Но в городе, где улицы запрудила воскресная толпа, снаряды рвались с мгновенной вспышкой, как при коротком замыкании, а потом раздавался оглушительный треск рассыпавшегося гранита. За утро двадцать два снаряда попало в Мадрид.

Убило старуху, возвращавшуюся с рынка, и она, упав, превратилась в беспорядочную груду черной одежды, одна нога ее, вдруг отделившись от туловища, крутилась у стены соседнего дома.

Убило трех человек на другой площади, и они лежали в пыли и щебне, точно разорванные на мелкие кусочки узлы старого тряпья, после того как осколки снаряда «155» ударили в обочину тротуара.

Вслед за яркой вспышкой и грохотом машина, ехавшая по улице, неожиданно остановилась, круто свернув в сторону. Шофер, шатаясь, вышел из нее. Кожа с волосами сползла ему на глаза. Он сел на тротуар, прижав руки к лицу, и кровь, разливаясь, стекала по подбородку вниз.

Три раза снаряды попали в самое высокое здание. Артиллерийский обстрел этого здания законен, так как оно — центр связи и ориентир, но обстрел горизонтальной наводкой, выискивающий себе подходящую цель в воскресной толпе, был явно не военного характера.

Когда огонь прекратился, я вернулся на наш наблюдательный пункт — он находится в десяти минутах ходьбы от меня — в разрушенном доме и продолжал следить за третьим днем сражения, в котором республиканские войска пытаются завершить окружение, чтобы отрезать клин мятежников, брошенный на Мадрид в прошлом году в ноябре. Вершина клина — здание госпиталя в Университетском городке, и если республиканцам удастся осуществить двухсторонний обход с Эстремадурской дороги на Корунскую, этот клин будет целиком ликвидирован.

Холм с разрушенной церковью, разрушенной на наших глазах два дня назад сплошным артиллерийским огнем, выглядел теперь как три стены без крыши. Два больших дома внизу по склону и три поменьше налево от них, где укрепились мятежники, сдерживают продвижение республиканских войск.

Вчера я наблюдал атаку на эти позиции, когда республиканские танки, работавшие как беспощадные разумные жуки, смяли пулеметные точки в густом подлеске, а артиллерия обстреливала здания и окопы мятежников. Мы наблюдали бой, пока не стемнело, но пехота так и не перешла в наступление на этих сильно укрепленных пунктах.

Но сегодня после пятнадцатиминутного ураганного артиллерийского огня, который скрыл эти пять домов в клубящемся бело-оранжевом облаке пыли и дыма, я наблюдал атаку пехоты.

За меловой линией свежевырытых траншей лежали бойцы. Вдруг один побежал, низко пригнувшись, к тылу. За ним еще шестеро, и я увидел, как один упал. Потом четверо вернулись назад, и, наклонившись корпусом вперед, как люди ходят по пристани под проливным дождем, нестройная цепь пошла в наступление. Некоторые припадали, чтобы укрыться. Другие неожиданно опускались на землю и оставались лежать темно-синими пятнами на буром поле, как часть пейзажа. Потом пехота уже была в подлеске и исчезла из виду, а танки все продолжали наступать и обстреливать окна домов.

Из-за осевшей дороги стремительно взвился столб пламени, что-то горело желтым огнем с черным маслянистым дымом. Это продолжалось сорок минут, и пламя то поднималось, то рассеивалось, а потом опять стремительно взвивалось, и наконец, раздался взрыв. Возможно, что это был танк. Ничего не было видно из-за провала в дороге, но другие танки прошли дальше и повернули направо, продолжая вести огонь по домам и пулеметным позициям за деревьями. Пехотинцы перебегали по одному мимо пламени, а потом по склону, мимо домов, и исчезали в лесу.

Пулеметная очередь и ружейная стрельба слились в сплошной стрекочущий звук, и мы увидели еще один танк с движущейся за ним тенью, которая в бинокле оказалась плотным каре солдат. Танк резко остановился и повернул направо, туда, где до этого, низко пригнувшись, перебегали по одному пехотинцы.

Танк направился в лес и скрылся из виду, последовавшие за ним пехотинцы прошли невредимо.

Потом опять начался интенсивный артиллерийский огонь, и мы следили за атакой в сумерках, и уже ничего нельзя было разобрать в бинокль, кроме облаков известкового дыма, когда снаряды попадали в дома. Когда в темноте уже ничего не стало видно, республиканские войска находились в пятидесяти ярдах от домов. Исход наступления, цель которого — освободить Мадрид от фашистской угрозы, зависит от результатов операций сегодня ночью и завтра.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

КАК ПРОСЛЫТЬ ВЕТЕРАНОМ ВОЙНЫ, НЕ ПОНЮХАВ ПОРОХА | ЧИКАГО НИКОГДА НЕ БЫЛ ТАКИМ МОКРЫМ, КАК ТЕПЕРЬ | АМЕРИКАНСКАЯ БОГЕМА В ПАРИЖЕ. ЧУДНОЙ НАРОД | ИТАЛЬЯНСКИЕ ФАШИСТЫ | ФАШИСТСКИЙ ДИКТАТОР | РОЖДЕСТВО НА КРЫШЕ МИРА | АРАГОНСКИЙ ФРОНТ | БАРСЕЛОНА | БАРСЕЛОНА | КАК МЫ ПРИШЛИ В ПАРИЖ |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав