Несмотря на большое количество видов панорамы, на практике чаще всего применяется горизонтальное панорамирование. На то есть даже особая причина — человеческое зрение гораздо лучше воспринимает «горизонтальные» изображения, ширина которых превышает высоту, иногда многократно.
Для получения панорамы никакого специального оборудования не требуется: камера, очень желателен штатив и достаточное время для подготовки и съёмки. А секрет успеха заключается в том, как именно снимать.
При подготовке к съёмке важно:
выставить камеру строго горизонтально. Необходимо убедиться в ровности горизонта в видоискателе, как в центральном, так и в крайних кадрах панорамы. Для этого очень удобно использовать штатив, головка которого позволяет вращать камеру вокруг вертикальной оси. Но если нет возможности снимать со штативом, то можно использовать упор, установив камеру на плоскую поверхность, или попытаться сымитировать работу штатива, держа аппарат в руках. Некоторую помощь в этом оказывают различные панорамные функции и режимы, которые иногда специально предусматривают производители компактных цифровых камер;
выбрать необходимую экспозицию. Для «бесшовной» стыковки кадров необходимо, чтобы освещение было одинаковым для всех снимков панорамной серии. Чаще всего для этого используют режим фиксирования экспозиции после замера её по центральному или просто наиболее важному кадру. Если такой возможности у вашей камеры нет, переведите её в ручной режим управления, выставив предварительно замеренные автоматикой значения выдержки и диафрагмы;
зафиксировать или установить вручную баланс белого на вашем аппарате. При смене угла съёмки освещение иногда изменяется, при использовании автоматического баланса белого камера может «пересчитать» его в самый неподходящий момент;
дистанцию фокусировки желательно сделать одинаковой для всех входящих в панораму снимков. Иногда это сложно, так как в кадры попадают предметы, находящиеся на самых разных расстояниях от камеры, поэтому удобнее установить объектив на бесконечность и закрыть диафрагму до предельных значений для достижения максимальной глубины резкости.
Съёмку обычно производят слева направо, поворачивая камеру на определённый угол после каждого снимка и следя за тем, чтобы перекрытие между соседними кадрами составляло 20—50 %, — как правило, этого вполне достаточно для последующей корректной работы любого программного обеспечения. При смене кадров удобно бывает привязываться взглядом к каким-нибудь выделенным объектам — дереву, камню, строению, характерному рельефу, дублируя их целиком на предыдущем и следующем кадрах.
После того как все кадры панорамной серии отсняты, самое время приступить к главному — объединению их в единое целое. Сшивка изображений в одно — дело непростое, хлопотное, требующее максимальной концентрации внимания и искусного владения Adobe Photoshop. Но в настоящий момент существует множество специальных программ, которые проделывают всю работу автоматически, проводя необходимые операции над снимками с минимальным участием человека.
У большинства подобных программ можно выделить определённые общие этапы работы:
поворот и выравнивание склеиваемых кадров;
коррекция геометрических искажений;
нахождение зоны перекрытия, общей для сшиваемых снимков;
изменение геометрии фотографий для их точного наложения;
исправление разброса в экспозиции, виньетирование объектива;
окончательная подгонка, наложение кадров;
обрезка панорамы для получения прямоугольного изображения.
Но учтите, что даже самая умная программа может споткнуться на определённой сшивке. Самые распространённые проблемы при сшивке панорам:
ошибочное «горизонтирование» камеры. Если снимки произведены под некоторым углом к плоскости горизонта (достаточно даже 3—5°), то из-за возникающих перспективных искажений большинство программ сшивки чаще всего работают некорректно — при точном наложении кадров внизу они «расходятся» вверху. К счастью, данный изъян поддаётся исправлению — надо провести для каждого снимка серии коррекцию перспективы в Adobe Photoshop;
«разношёрстность» параметров яркости и цветности. На результирующей панораме области перекрытия можно обнаружить по каким-либо цветовым либо яркостным аномалиям, чаще всего — вертикальным полосам различной ширины. Объясняются они просто — многие объективы иногда подвержены затемнению краевых областей снимка по сравнению с его центральной частью.
В наиболее совершенных программах для панорамной фотографии есть встроенные средства для коррекции всех вышеперечисленных недостатков. Иногда они бывают очень мощными и позволяют без видимого ухудшения качества добиться однородности и плавности переходов яркости и цветности панорамы.
Далеко не всякий сюжет ложится в рамки панорамного формата. Более того, не все правила хорошей композиции применимы в панорамной фотографии. В панораме весьма приветствуется наличие на изображении 2-х и более композиционных центров, расположенных таким образом, чтобы дать взгляду зрителя «гулять» по всей поверхности вытянутого кадра.
Обязательно попробуйте этот вид съёмки! Он гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, и открывает массу творческих возможностей, о которых вы, может быть, даже и не подозревали.
lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав