Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 2

Проблема в том, как объяснить связь материального и идеального, логически вывести одного из другого, т.е. показать, как дух происходит из материи или материя возникает из духа.

Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем ли мир?

Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

материализм;

идеализм;

дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя.

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том

Деизм – направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей

Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

эмпиризмом (сенсуализмом);

рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

Основоположником рационализма считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта

Направления:

По количеству признаваемых первоначал

МОНИЗМ (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.)

ДУАЛИЗМ (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.)

ПЛЮРАЛИЗМ (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)

По качеству признаваемых первоначал

Материализм (материя первична, дух вторичен)

Идеализм (дух первичен, материя вторична)

Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания

Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»

По методу познания

Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты)

Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы)

Иррационализм (опирается на «сверх-разумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение)

По пониманию Бога

Теизм (Бог как личность)

Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания)

Пантеизм («Бог во всем»)

Атеизм (Бог – фикция)

По характеру философской системы

Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности)

Диалектика – отыскание истины в столкновении противополож-ностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 | Вопрос 12 | Вопрос 16. | Вопрос 17 | Вопрос 18 | Вопрос 19 | Вопрос 20 | Вопрос 22 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав