Читайте также:
|
|
До сих пор мы рассматривали геометрические характеристики пространства, сейчас же следует выяснить его экзистенциальный, жизненный характер.
На этом уровне связь человека с архитектурным пространством состоит в том, чтобы попытаться организовать его в соответствии с нуждами потребителя (заказчика). Отсюда возникают "жизненные" схемы, которые должны присутствовать в организации архитектурной композиции.
В архитектурном пространстве преобладает общественный характер, хотя объективный (геометрический) характер, уже рассмотренный нами, общественный (социальный) характер пространства и частно пространство - все это находится в тесной взаимосвязи. Поэтому искомые "схемы" должны учитывать эти нюансы.
Начнем наш анализ с тех ситуаций, которые могут оказать влияние на потребителя (заказчика). Эти ситуации могут ограничиваться чувством преобладания над определенной зоной и ощущением погруженности в пространство. Зоны направления и центра - вот основные критерии "оценки" пространства. На первом уровне анализа мы стремились определить геометрически точную форму пространства; на втором уровне - выяснить, насколько эти геометрические параметры влияют на человека.
Мы также должны учитывать тот факт, что эти схемы (узлы, центры, направления и зоны) проявляются как на общественном уровне (пейзаж и город), так и на частном (дом, предмет). Очевидно, что следует проанализировать взаимодействие между этими уровнями с целью пополнить наше представление о пространстве. Но такое сопоставление соответствует уже "пространственным отношениям".
Разберем на примере эти положения.
Изучение дома Папаниче полностью проясняет данные соображения. Становится ясно, что архитектурное пространство помимо своего экзистенциального характера имеет еще и преобладающий преднамеренный характер. Архитектор пытается заставить пространство отвечать различным запросам потребителя. Отсюда следует, что оно должно иметь и символический характер. Без этого пространство будет невыразительным, может превратиться просто в "место для проживания".
Таким образом, архитектурное пространство представляет собой экзистенциальное общественное пространство, которое включает многие экзистенциальные частные пространства, организованные с помощью более или менее открытых геометрических схем, что позволяет удовлетворить запросы заказчика.
Все сказанное до сих пор предполагает, что архитектура - это своего рода ответ на данную проблему в конкретный момент, в конкретном месте, при конкретных обстоятельствах, в соответствии с определенным образом жизни. Следовательно, нет смысла искать какую-то общую формулу на все случаи жизни. Сегодняшняя тенденция к народной архитектуре есть не что иное, как выражение протеста против засилья рационализма, протеста, который берет свое начало еще в эпоху Возрождения. Эволюция Ле Корбюзье от Марсельского дома до Роншана может служить примером. Архитекторы так называемого третьего поколения: М. Сафди, Р. Вентури, Иона Фридман и др. подчеркивают эту проблему, анализируя работы великих мастеров нашего века (Мис ван дер Роэ, Гропиуса, Ле Корбюзье и т. д.).
На этом уровне анализа пространства мы должны видеть не только характеристики "формальные" и характеристики "жизненные", но и связи между ними, а также связи между общественным и частным уровнями.
Поэтому графические схемы, которые мы будем использовать, должны по возможности выражать все эти характеристики. Постараемся найти такие "схемы", модели общего характера, которые не обусловливали бы дальнейшую интерпретацию, а выражали бы элементы и связи в неразрывном единстве архитектурного произведения.
Аспекты соединения частей (взаимодействие между тем, что соединяет, и тем, что разделяет), их функциональные, смысловые и символические характеристики - все это будет предметом изучения при анализе структурных связей.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |