Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Альтернативные формы посылок

Читайте также:
  1. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  2. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  3. VII. НОВЫЕ ФОРМЫ РАССЕЛЕНИЯ
  4. VIII. Реформы Клисфена и мероприятия ближайших лет
  5. Автор игры - человек (или группа людей), создавший концепцию (или идею) принципиально новой формы игровой деятельности.
  6. Административная, военная и судебная реформы
  7. Административная, судебная и военная реформы
  8. Административные реформы. Изменения в системе государственного управления
  9. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЭФФЕКТА МЕТОДА СКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
  10. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФИЛОСОФИИ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

Чтобы избежать однообразия посылок, некоторые авторитеты в области гомилетики допускают формулировку вечных истин в форме вопросительного или восклицательного предложения или же в форме наставления.

Используя вопросительную форму, проповедник просто опускает вечную истину, а вместо нее использует вопросительное предложение. Таким образом, если мы воспользуемся приведенным ранее планом "Жизнь в зависимости", то центральная идея проповеди будет представлена вопросом: "Почему жизнь христианина - это жизнь в постоянной зависимости?".

Посылкой, выраженной в форме наставления, проповедник ставит перед собой цель убедить или уговорить прихожан принять определенную линию поведения. Посмотрите, как используется форма наставления в приведенном ниже плане:

Название: "Самый умный ученик".

Альтернативная форма: Давайте прилежно изучать Слово Божие.

I. Чтобы стать более зрелыми христианами (1Пет.2:2).

II. Чтобы показать себя Богу достойными работниками (2Тим.2:15).

III. Чтобы быть во всеоружии для христианского дела (2Тим.3:16-17).

IV. Чтобы мы смогли преобразиться и уподобиться Христу (2Кор.3:18).

Восклицательной называется такая форма посылки, которую составитель использует, когда хочет подчеркнуть особую важность своего предмета. Например, если он хочет подчеркнуть важность открытого нам в Ефесянам 1:3-14 благословения, которое верующий имеет во Христе, то он может воспользоваться таким планом:

Название: "В высшей степени благословенные".

Альтернативная форма: Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе!

I. Мы избраны в Нем (ст. 4).

II. Мы имеем искупление в Нем (ст. 7).

III. Мы сделались наследниками в Нем (ст. 11,13).

IV. Мы запечатлены в Нем (ст. 13).

Некоторые богословы-проповедники учат, что четко сформулированная цель проповеди иногда может являться разумной и приемлемой альтернативой посылке. Действительно, многие проповедники вполне способны успешно донести до слушателя истину, строя план вокруг центральной мысли или темы, не пользуясь при этом четко выраженной посылкой. Если в проповедь такого рода включить несколько вечных истин, особенно в конце, то это позволит прихожанам увидеть, как связан библейский текст с современным миром, в котором они живут. Прочтите Неемию 1:1 - 2:8 и посмотрите на приведенный ниже план, обращая внимание на то, как он выстроен вокруг предмета "Неемия - человек молитвы".

Название: "Сила от молитвы".

I. Он сознавал необходимость молитвы (Неем.1:1-3).

1. Глядя на бедствия своего народа (ст. 1-3).

2. Глядя на состояние Иерусалима, места поклонения (ст. 1-3).

3. Несмотря на то, что для него самого жизнь сложилась благоприятно (ст. 1-2,11).

II. Он молился правильно (Неем.1:4-11).

1. В духе искренности (ст. 4).

2. С сокрушенным сердцем (ст. 5-7).

3. С верой в обетования Божий (ст. 8-9).

4. С конкретными просьбами (ст. 10-11).

III. С помощью молитвы он добился замечательных результатов (Неем.2:1-8).

1. В ответ на свои просьбы (ст. 1-8).

2. Благодаря благословляющей руке Бога над ним (ст. 8).

В ходе проповеди или, лучше, заканчивая ее, мы можем высказать и развить следующие вечные истины, извлеченные из отрывка:

Господь небесный радуется, слушая проповеди Его людей на земле.

Мы должны выполнять предписанные Богом правила, если хотим, чтобы Он заступился за нас.

У Господа нет замены для исповеди - с грехом должно быть покончено определенно, безжалостно и навсегда.

Бог совершает невозможное для тех, кто молится Ему.

Для данного плана тезис, содержащий вечную истину, как отмечалось ранее в этой главе, может быть сформулирован таким образом: "Молитва от всего сердца, совершаемая благочестивым человеком, имеет замечательную силу". Наше вопросительное предложение может выглядеть так: "Как эта истина раскрывается перед нами в отрывке?". Тогда предложение-связка будет таким:

"Рассмотрев три основополагающих факта этой части Писания о Неемии, человеке молитвы, мы увидим, как проясняется эта истина". Затем проповедь будет развиваться, согласно приведенному выше плану.

Даже библейский рассказ легче будет понять и запомнить, если мы представим его, следуя простому плану. Обратите внимание на действенность плана, который однажды использовал Давид У.Фэнт, рассказывая притчу о добром самарянине из Луки 10:30-37:

I. Человек, который нуждался в ближнем (ст. 30).

II. Два человека, которым следовало поступить, как ближним (ст. 31-32).

III. Человек, который поступил, как ближний (ст. 33-37).

В рассказе упоминаются четыре человека, среди них и самарянин, который и оказался действительно ближним. Следовательно, очевидная задача этого отрывка - научить нас ответственно относиться к людям, которым необходима помощь ближнего.

Хотя альтернативные формы, которые мы обсуждали в этом разделе, и вносят разнообразие в формулировки посылок, мы все же рекомендуем начинающему проповеднику избегать их до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет искусством составления посылки в соответствии с принципами, изложенными в данной главе.

Мы также настаиваем на том, чтобы всякий раз, прибегая к альтернативным формам, проповедник не забывал использовать и переходные элементы, соединяющие посылку с основной частью проповеди. Например, в плане, в котором использовалось восклицание: "Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе!", можно сделать переход к основной части проповеди с помощью такого предложения: "Давайте последовательно рассмотрим благословения, которые мы видим в этой части Послания Павла к Ефесянам".

Место посылки в плане проповеди

Вообще посылка должна появляться в конце введения. Введение подводит к посылке, которая вместе с вопросительным предложением и предложением-связкой в свою очередь перекидывает мостик к основной части проповеди. Посмотрите, как это сделано в приведенном ниже плане.

Название "Псалом довольства"

Текст: Псалом 22

Введение:

1 Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец не могут уделять внимание каждой овце.

2 Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.

3 Каждое дитя Божие осознает себя овцой о которой говорится в этом псалме.

Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.

Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство?

Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами.

I Пастырь овец (ст. 1)

II Забота об овцах (ст. 2-5)

III Надежды овец (ст. 6)

Когда мы развиваем проповедь таким образом, произнося посылку прежде, чем представим объясняющие или доказывающие ее положения, мы используем дедуктивный подход. Этот метод используется в учебниках по составлению проповедей чаще всего, чаще других использовали его и мы.

Однако бывают случаи, когда проповеднику потребуется отложить оглашение цели проповеди до ее конца; тогда, чтобы подвести слушателей к вечной истине, он использует главные пункты. В следующем примере показано, как это делается.

Название: "Национальное самоубийство".

Текст: 4 Царств 17:7-23

I Народ может сознательно грешить против Господа, как грешил Израиль (ст. 7-12)

II Народ может ожесточить против себя Господа, как ожесточил Израиль (ст. 13-14)

III Народ может отвергнуть Слово Господа, как отверг Израиль (ст. 15-16).

IV Народ может делать неугодное перед очами Господа, как делал Израиль (ст. 16-17).

Посылка: Народ не может избежать божественного наказания, вызванного собственной виной этого народа.

Вывод: Так случилось с Израилем, и наказание, не снятое с него и по сей день, является постоянным напоминанием о Божием возмездии за прегрешения народа.

Приведя четыре примера из истории нечестивых дел Израиля, мы определяем принцип саморазрушения народа. Подобная процедура, когда пункты плана подводят к формулированию посылки, называется индуктивным подходом. Далее следует еще один пример индуктивного подхода.

Название: "Путь к спасению".

I Может ли членство в церкви спасти нас?

II Может ли крещение спасти нас?

III Могут ли добрые дела спасти нас?

IV Могут ли благочестивые намерения спасти нас?

Посылка и заключение: Только дело Иисуса Христа на кресте может спасти нас от греха, Ефесянам 2:8-9, Деяния 4:12




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Разнообразие в разъяснительном проповедовании | Циклы разъяснительных проповедей | Значение структуры проповеди | Определение названия | Принципы выбора названий проповеди | Упражнения | Цели введения | Принципы подготовки введения | Раскрытие посылки | Правила формулирования посылки |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав