Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Объекты авторских и смежных прав

Читайте также:
  1. Введение в объекты
  2. Взаимозаменяемые объекты с полиморфизмом
  3. ВОПРОС 41. - ОБЪЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
  4. Выставляемые объекты
  5. ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИКА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИКИ
  6. Группируем объекты
  7. Документы как объекты криминалистических исследований и их следственный осмотр.
  8. Другие объекты за пределами городищ
  9. И объекты розыскной и поисковой деятельности следователя
  10. Массивы - первоклассные объекты

Объектами авторского права являются произведения литературы, нау­ки и искусства. Перечни произведений имеются в ряде международных до говоров и в национальном законодательстве.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на матери­альном носителе.

Часто к объектам авторского права относят музыкальные, драматиче­ские и музыкально-драматические и хореографические произведения, хо­тя в действительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных произведений. Эти объекты могут считаться произве­дениями только в том случае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной записи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто (словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, опе­ретты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).[6]

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-популярной, учебной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Обычно под научными произведениями понимают любые оригиналь­ные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в науч­ных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью научных произведений являются произведения научно-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-технической документации, промышленных каталогах, конструкторской документации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и не­опубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных предметах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульпту­ру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно восприни­маемых образах.

Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Уникальность художественного произведения ведет к дополнитель­ным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение.

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Произведения прикладного искусства могут охраняться патентным законодательством как промышленные образцы, если выпол­нены условия патентоспособности. При этом во многих странах установ­лено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (полезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания.

Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый мо­мент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том чис­ле с помощью или посредством технических средств.

Охрана фотографических произведений отличается от охраны иных произведений литературы, науки и искусства в отношении срока охраны. В ст. 7(4) Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографиче­ских произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

Другими словами, срок охраны фотографических произведений может не зависеть от продолжительности жизни автора. Именно такой принцип исчисления сроков охраны используется для объектов смежных прав.

Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литерату­ры, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объек­там авторского права. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы).

Органами прокуратуры Архангельской области проведены проверки соблюдения законодательства, регулирующего защиту объектов интеллектуальной собственности, в ходе которых выявлены нарушения, связанные, в том числе, с реализацией аудио- и видеопродукции.

Прокурором Октябрьского района города Архангельска утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении предпринимателя Николая Абрамова. В ходе предварительного следствия установлено, что Абрамов незаконно использовал объекты авторского права, приобретал и хранил контрафактные экземпляры произведений программных продуктов, принадлежащих крупной компьютерной корпорации, в целях сбыта, в особо крупном размере (п. «в» ч. 3 ст. 146 УК РФ).

В ходе проверки выявлены и другие нарушения указанного законодательства. Например, в Мезенском и Плесецком районах, городе Коряжме осуществлялся показ и продажа популярных отечественных кинофильмов без соответствующей лицензии

В ходе проверки установлены также случаи неправомерного использования товарных знаков. Так, некоторыми индивидуальными предпринимателями при перемещении через таможенную границу в аэропорту города Архангельска незаконно использовался товарный знак «LEE DANGEROUS», внесенный в Реестр объектов интеллектуальной собственности.

В городе Котлас коммерсантом осуществлялась реализация спортивной одежды с товарными знаками ведущих производителей спортивной одежды без лицензионного договора с правообладателем.

В одном из магазинов города Архангельска хранились и реализовывались компакт-диски с программными продуктами без разрешения правообладателя – фирмы «Майкрософт».

По всем выявленным нарушениям возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и уголовные дела по ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав).

Всего с 2009 года органами прокуратуры Архангельской области возбуждено 476 дел об административных правонарушениях, 47 уголовных дел, изъято более 47 тысяч единиц контрафактных и фальсифицированных товаров.[7]

Картографические произведения — это воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих от­ношение к науке, технике, строительству.[8]

Такие произведения представляют собой специальные тематические проблемно-ориентированные карты и их сборники (атласы) — географические, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты создаются на основе теоретических представлений, матема­тического аппарата и экспериментальных данных.

Компьютерные программы — это воплощенные на материальном носи­теле упорядоченные совокупности команд и данных для получения опре­деленного результата с помощью компьютера.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений не означает, что они являются таковыми. Любая современная компьютерная программа имеет признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты литературного произведения.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использован­ные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научно­го произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют черты художественного произведения.

Коммерциализация интеллектуальной собственности - это передача на коммерческих условиях ранее созданных или создание на паритетной основе новых объектов интеллектуальной собственности, рассматриваемых как товар и имеющих рыночный спрос. Управление процессом использования интеллектуальной собственности – одна из главных управленческих задач предприятий в новых экономических условиях.

Поэтому одной из главных стратегических задач экономики России в настоящее время, является развитие отечественного промышленного наукоемкого производства, преумножение научно-технического потенциала страны и ускоренное формирование рыночных отношений в промышленности для получения отечественной конкурентоспособной продукции и эффективного встраивания в систему мирового разделения труда.

Управление интеллектуальной собственностью должно быть органично встроено в общекорпоративную систему управления, с учетом сложившейся организационной культуры и структуры и тесно взаимодействуя с другими подсистемами управления. Особую роль в эффективном управлении ИС играет использование ресурсов и возможностей маркетинга, как на этапе разработки нового товара, так и на этапе оценки коммерческого потенциала инновационных разработок.

Какие же трудности могут возникнуть на пути коммерциализации интеллектуальной собственности? Одна из самых трудных проблем обусловлена действующей нормативно-законодательной базой. Коммерциализация интеллектуальной собственности в нормативно-законодательном смысле предполагает пересечение трех главных нормативных отраслей: права, налогового обеспечения, бухгалтерского учета. К сожалению, многие нормы данных отраслей противоречат друг другу и чтобы не рисковать перед проверяющими органами, предприятия вынуждены отказываться от использования ИС.

Немного конкретизируем виды использования и коммерциализации ИС, используемые для практической деятельности предприятий: применение в собственном производстве, передача права пользования, переуступка прав, вклад в уставный капитал. В зависимости от стратегии развития и использования объектов интеллектуальной собственности (ИС) на предприятии, намечают тот или иной путь коммерциализации. Реализация поставленных задач зависит от стратегического видения на предприятии, от уровня амбициозности.[9]

Но, к сожалению, во многом развитие конкретных предприятий зависит от гармонизации законодательной и налоговой базы на федеральном уровне, от просветительской и образовательной практики, от желания и возможностей участников экономической деятельности производить конкурентоспособную продукцию.[10]

База данных — это воплощенные на материальном носителе совокупнос­ти данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.

База данных может включать не только любую информацию, но и охраняемые и неохраняемые произведения, объекты смежных прав и промыш­ленной собственности. Базы данных широко распространены и включают как частный случай сборники, составные и делимые совместные произведения.

Как ранним законодательством Российской Федерации, так и ст. 1260(2) Гражданского кодекса установлена охрана электронных баз данных, под которыми понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, что­бы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. При­чем в соответствии со ст. 1259(2) ГК РФ подбор или расположение материалов должны быть результатом творческого труда.[11]

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактив­ный доступ.

Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь, подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной и национальной правовой охраны.[12]

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к кото­рым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, размещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений.

Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носи­теле упорядоченная совокупность команд и данных для получения ка­кого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Программное обеспечение включает компьютерные программы как частный случай. Вид программного обеспечения зависит от вида управляемого устройства. Если программное обеспечение управляет иным техническим устройством, то оно не может считаться компьютерной программой.[13]

Программное обеспечение используется для управления очень многи­ми техническими устройствами. Почти любая современная бытовая техни­ка управляется с помощью того или иного программного обеспечения, «зашитого» в тех или иных микросхемах.

Включение в предложенное выше определение «закрытая информа­ция» сведений о результатах интеллектуальной деятельности является общепринятым. Например, в соответствии со ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера, в том числе в научно-технической сфере, в отношении которых их обладателем введен режим коммерческой тайны.

При подготовке заявки на получение охранного документа заяви­тель не стремится полностью раскрыть свое достижение. Очень важные особенности достижения, особенно относящиеся к его реализации в производстве, заявители предпочитают скрывать, т. е. продолжают со­хранять как закрытую информацию, секреты производства или ноу-хау. Во многих случаях без такой закрытой информации использовать описания патентов, публи­куемые в официальных бюллетенях патентных ведомств, невозможно.

С формальной точки зрения на такую закрытую информацию распространяется действие, как национального законодательства, так и некото­рых международных договоров, прежде всего Соглашения ТРИПС. Одна­ко наличие охраны dejure не означает наличия охраны defacto. С другой стороны, закрытая информация может быть настолько ценной, а наказа­ние за ее похищение и использование столь мягким, что обеспечение охра­ны закрытой информации обычными правовыми методами оказывается неэффективным. Например, в ст. 1472 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нарушитель исключительного права на сек­рет производства обязан возместить причиненные убытки, но если он по­лучил доступ к секрету производства случайно или по ошибке, то он не несет никакой ответственности.

В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

•произведения, правовая охрана которым не предоставляется;

•объекты, которые могут охраняться иным законодательством.

Конкретный список объектов, подпадающих под первую и вторую категории неохраняемых объектов, зависит от особенностей национального законодательства в целом и может существенно различаться в разных странах.

К первой категории в Российской Федерации относятся:

•официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты

законодательного, административного и судебного характера), а также их

официальные переводы;

• произведения народного творчества.

Ко второй категории в Российской Федерации относятся:

•государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денеж­ные и иные знаки);

•идеи, концепции, принципы и т. д.;

•сообщения о событиях и фактах.

Кратко рассмотрим эти объекты, не охраняемые авторским правом.

Официальные документы. Бернская конвенция разрешает своим чле­нам не охранять официальные тексты законодательного, административ­ного и судебного характера и официальные переводы таких текстов. Отказ от правовой охраны официальных документов делается ради общественных интересов, поскольку любая охрана ограничивает доступ к таким произведениям. Следует отметить, что личное неимущественное право (право авторства) может предоставляться разработчикам официальных докумен­тов, как это установлено в ст. 1264(1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Произведения народного творчества. Авторы произведений народного творчества, как правило, неизвестны, и их личные неимущественные пра­ва не могут быть обеспечены, хотя и признаются вечными, а их исключительное право в силу ограниченности срока действия истекло. На основа­нии этого обстоятельства в большинстве стран произведения народного творчества считаются перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом.[14]

Государственные символы и знаки. К таким объектам относятся государственные флаги, герб, гимн, ордена, денежные и иные символы и знаки. Несмотря на то, что эти объекты имеют признаки произведений искусства, они не считаются объектами авторского права. Государственные знаки и символы охраняются специальным законодательством. Напри­мер, копирование денежных и иных знаков, а также некоторых государст­венных символов уголовно наказуемо.

Идеи, концепции, принципы и т. д. В ст. 9(2) Соглашения ТРИ ПС установлено, что «авторско-правовая охрана предоставляется на выразительные формы, а не на идеи, процедуры, методы эксплуатации или математи­ческие концепции как таковые».

Международные договоры признали неохраняемыми авторским пра­вом не только идеи, но и процессы, методы функционирования и математические концепции как таковые. Следует особо подчеркнуть, что некото­рые из них (идеи, процессы, методы и проч.) могут охраняться патентным правом.[15]

В соответствии со ст. 1259(5) Гражданского кодекса Российской Федерации «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования».

Сообщения о событиях и фактах. В соответствии со ст. 2(8) Бернской конвенции «охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации». Такой подход использован в ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Феде­рации, в соответствии с которой не являются объектами авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информаци­онный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».[16]

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение — это воплощение произведений или иных объектов реаль­ными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, дек­ламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инстру­ментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует, как и в законодательстве многих стран. В Зако­не Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нель­зя считать удовлетворительным.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

•непосредственно группе слушателей или зрителей;

•передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций веща­ния для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);

•записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, маг­нитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спек­такли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драмати­ческие и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мю­зиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.

Фонограмма — это воплощенные на материальном носителе звуки ис­полнений или иные звуки.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представле­ние об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программа­ми и которые могли быть записаны на фонограмму.

Передача организации вещания — это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и ис­полнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.

Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве. Сложность определения заключается в том, что слово «передача» имеет двоякий смысл. С одной стороны, пе­редача — это процесс распространения аналогового или цифрового сиг­нала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача — это объект охраны.

Посмертное произведение — это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.

Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, пе­решедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии, Российской Федерации.

Целесообразность наделения исключительным правом публикатора произведений, перешедших в общественное достояние, остается неубеди­тельной. Одни специалисты считают, что охрана посмертных произве­дений противоречит общественным интересам. Другие специалисты уверены, что предоставление исключительного права публикатору соот­ветствует общественным интересам, поскольку делает доступным публике произведения, которые ранее не публиковались.

Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского ко­декса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительно­го права с момента публикации произведения.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Введение | Становление права интеллектуальной собственности на национальном уровне | Неохраняемые объекты | Фирменные наименования | Охрана топологий интегральных микросхем | Охрана селекционных достижений | Основные средства защиты прав на объекты интеллектуальной собственности | Ответственность за нарушения интеллектуальных прав. | Нормативные правовые акты Российской Федерации | Интернет-ресурсы |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав