Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Будет ли стоить затрат получение этого?

Читайте также:
  1. XXII. Получение информации
  2. А все то, о чем мы скажем вам, будет результатом?
  3. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
  4. Автор будет благодарен, если вы сообщите о ваших замечаниях
  5. Апреля в городе будет проводиться Свободная Ярмарка
  6. Аудит затрат на производство: цель аудита, источники, программа проверки, процедуры средств контроля и по существу.
  7. Благое, которое будет принято
  8. Близость вам ничего не будет стоить, кроме времени и любви
  9. Бог и сегодня совершает чудеса, но Он будет делать ещё больше!
  10. Больше не будет высокооплачиваемых рабочих мест

Положительный ответ вашего подопечного на первый вопрос весьма важен в связи с тем, что на самом деле он очень боится того, что все предпринятые усилия окажут­ся безнадежными, так как хорошо знает, что слезть с иглы или полностью «завязать» удается немногим (так что подберите примеры успешных исцелений от нарко­зависимости: как известных особ (например, эстрадных кумиров или кинозвезд), так и самых обычных людей — желательно, знакомых). Позитивный ответ на второй вопрос просто необходим, так как если ваш НЗ-субъект не обнаружит, что он приобретет куда больше, чем поте­ряет, ни о какой готовности или мотивации (хотя бы предварительной) не может идти и речи (так что оза­ботьтесь перечислением и описанием — весьма красоч­ным — всего того, что он обретет взамен своего пагубно­го пристрастия). Положительный ответ на третий вопрос чрезвычайно значим потому, что все, что вы перечислите

Семь шагов от пропасти

и опишите при «раскрытии» вопроса номер два, будет вначале носить внешний для вашего подопечного харак­тер, и, вполне возможно, мало чем затронет его изнутри (так что хорошенько обдумайте, какие-такие его жела­ния, потребности, мотивы и ценности можно использо­вать для того, чтобы он поверил в то, что все это дейст­вительно стоит того). Ну а позитивный ответ на четвер­тый вопрос весьма важен в связи с тем, что, согласно данным современной психологии, человек начинает что-то делать ради достижения результата только в том слу­чае, если его (результата) ценность превышает уровень затрат на его же (результата) достижение — как бы по­стоянно «взвешивая» возможный результат и необходи­мые затраты (так что постарайтесь, выражаясь фигу­рально, как следует «нагрузить» чашку весов «цен­ность», соответственно «разгрузив чашку «затраты»).

Вы, наверное, обратили внимание на то, что хотя на все эти вопросы должен будет отвечать ваш, так сказать, «клиент», вам при этом отводится весьма активная роль. Сие не случайно, ибо все то, о чем идет здесь речь, про­сто отсутствует или очень неявно присутствует в поле его сознания, затуманенного наркозависимостью. Поэтому я не случайно обозначил эту технику как подготовитель­ную, поскольку в ней, с вашей помощью, ваш подопеч­ный как бы подготавливает или накапливает материал для последующей основной работы.

Работа эта будет осуществляться с помощью проце­дуры, именуемой техникой создания подсознательной готовности к достижению цели или результата.

С точки зрения НЛП, готовность к достижению лю­бой цели (или выполнению любой деятельности) состоит из пяти компонентов.

Во-первых, это желанностъ цели, которая при том еще и должна «стоить того», ибо никто не будет стре­миться к достижению нежеланной цели.

Во-вторых, это убежденность в достижимости цели, поскольку цели, оцененные как не достижимые, мягко говоря, «не греют» и уж тем более — не мотивируют.

Шаг 1. Постановка и программирование результата 59

В-третьих, это уверенность в том, что действия, ншпорые придется предпринимать для достижения ftnou цели, будут носить нормальный и естественный \ ирактер — то есть что не придется ломать себя, пере­страивать свою жизнь или отказываться от чего-то пчеиь-очень ценного.

В-четвертых, это убежденность в своих способно­стях достичь цели, так как любая мысль о неспособно­сти способна парализовать и достижение цели, и дея-

П'ПЬНОСТЬ.

Ну а в-пятых, это уверенность в заслуженности достижения цели, что, кстати, особенно актуально в i ш шей несчастной стране, население которой твердо убеждено (убедили!), что оно не заслуживает ровным счетом ничего (а алкоголики и наркоманы даже еще бо-пее уверены в этом)...

И если мы столь часто не добиваемся того, чего хо­тим, в этом повинна так называемая неконгруэнтность — несовпадение сознательных и бессознательных компо­нентов нашего целеполагания. Ибо сплошь и рядом, соз­нательно стремясь к достижению чего-то действительно ценного, мы подсознательно бываем не готовы к тому, чтобы его добиться и достигнуть.

Наверное, это еще одна из главных патологий чело-иеческой жизни: то, что осознанно декларируя готов­ность к достижению какой-то ну очень-очень желанной цели, люди бессознательно (в глубине своей души) либо просто не хотят ее; либо не верят в достижимость этой цели; либо считают процесс ее достижения неестествен­ным (несоответствующим каким-то условиям или их собственному естеству и сути); либо опять-таки не верят, но уже в свои способности в достижении этой цели; либо 11 росто считают себя не заслуживающим искомого блага.

Так что, отвлекшись от наркозависимости, хочу предложить вам, чтобы всякий раз, приступая к чему-то действительно важному, вы не только создавали хорошо (формулированный результат, но и проделывали ниже­описанную технику «формирования готовности к дости-

жению цели» — по сути, включения «автопилота» ваше­го подсознания, а точнее, снабжения его энергией уве­ренности и убежденности.

Данная психотехнология была представлена в мате­риалах Мастерского курса датских энэлперов X. Бремера и X. Конгсбах (ИГИСП), где она называлась «самооцен­ка и ревизия убеждения». В несколько модифицирован­ном мною варианте эта техника формирования подсоз­нательной готовности к достижению цели (результа­та) выглядит следующим образом.

1. Одним предложением запишите цель, которую вы хотите достичь.

Цель:_________________________________________

2. Укажите на шкале от 1 до 5, как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим предложениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

а. Моя цель желанна и стоит того.

б. Эта цель достижима.

в. То, что мне нужно делать, чтобы достичь этой це­ли, нормально и естественно.

г. У меня есть необходимые способности для дости­жения этой цели.

д. Я заслуживаю достижения этой цели.

3. Теперь просмотрите свои ответы и выберите тот, ко­торый вы оценили ниже остальных. Повторите это пред­ложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из нижеперечисленных и то, что спонтанно появится за ним. Постарайтесь быть искренним и обязательно аргу­ментировано переработайте «всплывшие» сомнения и воз­ражения. Когда вы закончите, проделайте опять само­оценку и заметьте, что изменилось и укрепилось

...потому что___________________________________

...и я ее достигну до того как_____________________

...и я ее достигну после того как_

...пока_______________________

...если____________

...хотя и

...так же как____

...в любое время_

...так что

Как видите, техника эта довольно проста, но доволь­но эффективна. Однако в ней есть ряд нюансов, каковые способны повысить эту эффективность до уровня, после которого все последующие действия по, например, сня­тию наркозависимости приобретают как бы второстепен­ное значение или, как минимум, резко сокращаются — просто готовность к достижению цели достигла такого уровня, что произошло то, что вполне можно назвать автоматическим самопрограммированием. Так вот, пер­вый из этих нюансов касается оценки различных компо­нентов этой самой готовности. Поскольку мы должны получить информацию из бессознательного, будет лучше, если вы, нарисовав такую вот шкалу,

объясните вашему подопечному, что эта шкала его согла­сия с некоторыми суждениями относительно его цели — суждениями, которые вы сейчас произнесете. Что оценка 5 условно соответствует 100% согласия; 4 — 75%, 3 — 50%, 2 — 25%, а 1 — 0%. И что отвечать вы его просите следующим образом: поставив руку с ручкой над отмет­кой 3 и как бы передоверив своей руке ответ — нет, не в режиме «автоматического письма», но как бы помогая руке двинуться туда, куда ей захочется, и остановиться там, где она пожелает. Вот эту-то оценку — бессознатель­ную по своей сути — и берите, так сказать, за основу.

Второй нюанс связан с самим процессом формирова­ния подсознательной готовности к достижению резуль­тата. Здесь попросите своего «клиента» представить, что напротив него находятся все те люди, которых ему необ­ходимо убедить в том, что действительно добьется же­лаемого, причем «в первом ряду» как бы находится он сам — весьма скептически настроенный по этому поводу (это скептическая идентичность вашего подопечного, не верящая в результат). И что сейчас он и будет всех этих людей убеждать, одновременно убеждая и самого себя — в так называемом режиме биокибернетической обратной связи. Эмоционально — ибо даже глупость, произнесен­ная аффектированно и уверенно, способна убедить кого угодно (пусть, например, вспомнит В. В. Жириновского — умнейшего, кстати сказать, человека, уверенно и упоен-но играющего роль Шута), так что нечто умное тем более «пройдет». И рационально — с помощью аргументов, которые он будет приводить, как бы отвечая на «воп­росы из зала», каковые вы будете ему приводить и пере­водить (в качестве этих вопросов и будут выступать те са­мые 9 суждений («связок», как я их называю), приведен­ных в конце описания техники — потому что и т. п.). А после, сравнив оценки по суждениям а, б, в, г ж д, выбе­рите то из них, которое получило у вашего «клиента» ми­нимальную оценку, и приступайте к работе, в ходе кото­рой он должен сначала четко и уверенно провозгласить это суждение, а после того, как вы введете «связку», еще и аргументировать его. Обратите внимание на то, что вторая «связка» требует обязательного уточнения сроков достижения результата для любого из суждений, а тре­тья — определения того фактора или момента, который необходим для того, чтобы это достижение начало осуще­ствляться. И учтите, что до тех пор, пока по всем сужде­ниям ваш подопечный не достигнет оценки 4, начинать последующие действия будет заведомо бессмысленно. Так что работайте и проверяйте результат, после чего, если надо, снова работайте — до тех пор, пока не сделаете сво­его подопечного, как минимум, «хорошистом» в части бессознательной готовности к достижению результата (без оценки 4 по всем пунктам вам лучше не приступать ни к каким воздействиям и взаимодействиям)...

Ну а теперь займемся последним в данном, первом шаге — непосредственным программирование бессозна­тельного вашего подопечного на достижение желаемого.

Шаг 1. Постановка и программирование результата 63

Вообще-то, если быть честным, то программирование вто начинается с того самого момента, когда вы присту­паете к созданию результата. Однако в дополнение к ВТому, специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффектив­ными, чтобы передать это другим), обнаружили, что все без исключения успешные субъекты (и во всех возмож­ных областях жизнедеятельности), используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и лримо (до деталей) представляют себе то, что хотят по­лучить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как до­шел до жизни такой?» — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реаль­ности и выполнимости.

Главным в этой стратегии является именно образ желаемого будущего, а не шаги к нему, хотя они, конеч­но же, тоже важны. Просто наше бессознательное обла­дает уникальной способностью: самостоятельно приво­дить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...

«Запрограммировать» своего «клиента» на обретение того, что вы оба сформулировали в качестве результата можно с помощью техники создания образа желаемого будущего (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП, автор текста так же не известен). Обратите внимание, что эта техника универсальна — т. е. может быть ис­пользована отнюдь не только для целей самопрограмми­рования качеств и состояний психики, отчего инструк­цию к ней я привожу в самом общем виде и в форме ин­струкции клиенту.

1. Представьте самый хороший исход вашей буду­щей деятельностинапример, результат или каче­ство личности, которые вы хотите, но пока не имеете.

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кино­фильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновениемкаждый по три раза.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смот­рели как бы со стороныбыли «режиссером», то те­перь на происходящее смотрите как бы из своих глазстали «актером»)опять-таки по три раза каждый.

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже до­бились успеха или стали таким, каким хотите быть, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что нужно сделать, чтобы достичь та­кого вот будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последователь­ность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильмы о буду­щем успехе.

Полностью ощутите себя в настоящем и почувст­вуйте приобретенную уверенностьв себе, в резуль­тате или в новых качествах и состояниях вашей пси­хики.

Однако, если быть опять-таки честным, то, что вы только что прочитали, представляет собой упрощенный вариант куда более мощной техники создания побуж­дающего будущего, которая позволяет сделать любую цель действительно и безоговорочно побуждающей. Че­стно говоря, на этом шаге нашей работы она является как бы избыточной — ибо для того, чтобы начать про­граммирование вашего подопечного на трезвое завтра вполне достаточно будет создания образа желаемого бу­дущего, а также коллапса обобщений, о котором я рас­скажу далее. Однако я привожу ее именно здесь, по­скольку если окажется, что ваш клиент в результате длительной наркозависимости утратил целеполагание по всем целям, кроме одной — патологической, то именно с помощью этой техники вы можете буквально вернуть его

к жизни. Ибо не мною, но более мудрыми изречено: че­ловек без цели — что птица без крыльев. Создается же побуждающее будущее (в самом общем виде, так что не забудьте его конкретизировать) следующим образом (по: Я. МакДермотт и Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

«Сначала возьмите любую цель из следующих об­ластей:

физической;

профессиональной;

социальной;

эмоциональной;

духовной. Это ваша жизнь.

Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие ка­чества вы хотели бы иметь?

Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на по­лу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.

Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).

Перейдите вдоль по вашей временной линии в про­шлое на такое же расстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строите побуждающее будущее, которое состоится через пять лет, то и в прошлое необходимо отойти на пять лет (2).

Посмотрите вперед в то место, которое вы обозна­чили как «настоящее». Вы построили это «настоящее» теми действиями, которые совершили в своем про­шлом.

Пойдите вперед к «настоящему» и почувствуйте, как много вы изменили за это время. Вам могут прий­ти в голову определенные ключевые события (3).

Сойдите с временной линии (4), представьте себе диссоциированную картинку самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Увидьте себя таким, каким вы

хотели бы стать Добавьте принадлежащие картинке звуки и голоса. Теперь ассоциируйтесь с картинкой.

Какие ощущения у вас возникают при этом? На­стройте су б модальности этой картинки, увеличивая ее и делая более яркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пика интенсивно­сти. Сделайте то же самое с аудиалъными субмодаль­ностями.

Когда вы будете полностью удовлетворены, выйди­те из картинки и диссоциируйтесъ.

Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичь своей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени (5).

Теперь посмотрите из этой будущей позиции на на­стоящее.

Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить это будущее в реальность?

Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы можете обойти их?

Что должно произойти в этот промежуток време­ни между настоящим и будущим?

Отметьте шаги и этапы этого процесса.

Вернитесь в настоящее (6).

Вы поймете, что существует ряд конкретных ре­зультатов, через которые придется пройти, чтобы достичь желаемой цели.

Пусть всегда цель находится впереди. Когда вы пройдете ее, создайте новую. Если цель потеряла в ва­ших глазах всякую привлекательность, создайте дру­гую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, в которой вы живете».

Есть, однако, и еще один — в чем-то более простой, а в чем-то гораздо более сложный способ программирова­ния себя на достижение результата: символический. Не хочу и не буду излагать здесь его теорию — дело в том, что она относится к так называемой «второй половине» нейролингвистического программирования, которая в

отличии от описанной в «Основных положениях и по-гылках» «первой половины» НЛП исходит из использо-1ШИИЯ в целях психокоррекции укрупнения процесса или состояния до представления его в символе (а не из, наоборот, разукрупнения до элементарных качеств). Бу- дет достаточно, если вы вспомните (я об этом уже гово­рил) и просто примите как аксиому то, что правое полу­шарие нашего мозга просто обожает выражать себя через метафоры и символы. Но по известному всем закону об­ратной связи совершенно аналогично изменение этой самой метафоры или символа (их содержания) оказыва­ется вполне способным перепрограммировать связанное с ним психическую реальность сначала правого, а потом и нового полушарий человеческого мозга.

В данном разделе я предлагаю вам поработать с той самой, ранее упоминавшейся техникой коллапс обобще­ний, основанной на переводе настоящего и желаемого состояний (тех самых НС и ЖС) в соответствующие сим-иолы — и с последующим как бы смешением этих сим-иолов.

Описание этой техники я делаю по статье Н. Зинка и Д. Маншоу «Коллапс обобщений и другая половина ПЛП», напечатанной в сборнике «Мастерство, новый код и системное НЛП» — и опять-таки в форме прямой ин­струкции.

1. Подумайте о несоответствии между вашим ны­нешним состоянием и вашим желаемым состоянием. Отметьте все несовпадения между тем состоянием, в котором вы сейчас, и тем, в котором вы хотите бытьили между вашими настоящими возможностями и желаемыми возможностями.

2. В то время, когда вы думаете о своем нынешнем состоянии (состоянии проблемы, состоянии тупика), какой зрительный образ или представление возникает в вас? Какую картинку вы видите своим мысленным взором? Отметьте, в частности, где и на каком рас­стоянии от вас расположена эти картинка.

3. Когда вы думаете о желаемом для вас состоянии

(результат, возможности), какое зрительное пред­ставление у вас возникает? Отметьте расположение и расстояние, на котором находится картинка.

4. Теперь позвольте вашему разуму обратить пер­вую картинку в некоторый абстрактный символ или зрительное иконическое представление, которое под­держивайте в месте расположения первой картинки. Здесь вам нужно следовать вашему словарю и опыту. «Приклейте чертеж», рисунок, карикатурувот сло­ва, которые могут для вас работать лучше, чем «иконическое визуальное представление». Некоторые люди создают основательно разработанные икониче-ские изображения; другие разворачивают свои картин­ки в зрительные представления, представляющие собой просто цвет. Ключевой момент состоит в том, чтобы направить вас от маломасштабной картинки к круп­номасштабному зрительному представлению.

5. Повторите процесс со второй картинкойраз­верните ее в абстрактный символ или иконический об­раз.

6. Когда у вас будут два иконических образа или символа на своих местах, медленно начните давать им возможность меняться местами, затем верните их на место затем поменяйте местами снова и т.д., созда­вая вращательное движение. Теперь начните двигать их быстрее. По кругу и по кругу. Еще и еще быстрее. Теперь очень быстро! Делайте это в течение десяти-двадцати секунд.

7. Освоив передвижение символьных или икониче­ских изображений очень быстро, дайте им смешаться теперь в единый образ и позвольте этому новому обра­зу переместиться в положение прямо перед вами, так, чтобы он был ясно виден.

8. Как только единый образ окажется на месте, начните немедленно рассказывать историю или слу­чай, какие только придут в голову. Это может быть случай из вашей жизни, волшебная сказка, рассказ, ко­торый вы слышали, или сочиненная история, постро-

I тшая так, как будто она случилась с вами... что угод-и» — просто начинайте рассказ сейчас.

В конце рассказа исследуйте, как сюжеты, образы и характеристики из рассказа касаются получения же­лаемого выхода или состояния, к которому вы стре­митесь. И как следует обдумайте то, какое отношение имеет рассказ к вашей трудности и выходу из нее?

Ну а завершите работу в шаге 2 тем, что якобы и павши в задумчивость и опять-таки «вдумчивость» со­общите своему подопечному, что все, что вы сегодня имеете делали, напоминает вам историю о ручье. И рас-с.кажите эту историю вашему «клиенту» (по: М. Кинг, Ч. Цитренбаум. «Экзистенциальная гипнотерапия).

«Жил-был однажды ручей, который стекал с горы и аытекаЛ на равнину. Миля за милей, день за днем лпот ручей тек в одном направлении. Иногда на его пути вставала преграда, но ручью удавалось преодо­леть любое препятствие, которое лежало пред ним. Но как только он попал в пустыню, очень быстро иссяк, впитавшись в песок. Этот ручей проделал длинный путь в течение долгого времени, так как просто следо­вал в одном направлении, но песок очень быстро впи­тал его. Затем раздался тревожный шепот песка: «Ветер путешествует через пустыню, почему бы так не сделать и ручью?» Ручей отвечал: «Да, но ведь ветер может летать, а ручьи не летают». «Ты можешь по­зволить ветру освободить себя»,прошептал песок, — и он подхватит тебя и перенесет на ту сторону пус­тыни». Тогда ручью стало страшно, он никогда не ис­пытывал ничего подобного и боялся освободиться. Ему было страшно потерять свою индивидуальность и, возможно, никогда не вернуть ее. «Послушай,про­шептал песок,ты все равно изменишься тем или иным способом. Отправишься ли с ветром или же ос­танешься здесь и будешь пытаться течь через пусты­ню, ты все равно изменишься. Если унесешься с вет­ром, это будет твоя удача, очень большая удача, по­тому что ветер нежно возьмет тебя в свои руки и

перенесет на другую сторону, и там ты будешь опять самим собой, хоть и измененным. Если же продолжишь течь сквозь песок, он легко впитает тебя, и, скорее все­го, ты просто станешь болотцем. Но в любом случае ты изменишься,говорил песок,выбор за тобой». Ручью все еще было страшно, но каким-то образом он смог набраться достаточно смелости, чтобы унестись с ветром. Ветер нежно подхватил его и перенес на мно­гие мили и многие дни вперед, через огромную пусты­ню... И когда, наконец, ветер коснулся вершин гор на той стороне пустыни, пролился ласковый дождь, и ру­чей снова заструился, такой же как и был, но в то же время изменившийся, научившийся верить в свою ис­тинную индивидуальность еще сильнее. Ручей устре­мился вниз, пока не достиг равнины, а затем продол­жил свой путь. Может, поэтому иногда говорят, что течение реки жизни нашептывается песком пустыни».

Шаг 2. Уничтожение наркозависимости и переключение неэкологичного поведения

Теперь, после всей этой весьма утомительной, но крайне продуктивной возни с результатом, пришла пора дви­гаться дальше в борьбе за свободу близкого и дорогого нам наркозависимого субъекта. Да-да, я не оговорился — именно за его свободу. Ибо сейчас ваш подопечный пол­ностью подчинен своей патологической страсти. И абсо­лютно несвободен в выборе вариантов своего поведения. Так сказать, раб привычки — весьма неэкологичного толка. Но в том-то и дело, что для обретения свободы от пагубного пристрастия мало только лишь решиться «сое­диниться», сформулировать результат и создать готов­ность к нему (хотя без всего этого лучше просто ничего не начинать). Надо еще и перепрограммировать те эле­менты программного обеспечения психики вашего подо­печного, которые как бы отвечают за две ипостаси его проблемы. Саму наркозависимость. И сопутствующее ей неэкологичное поведение (через некоторое время вы поймете, почему я разделил два эти ШаШвтя) Цлл чвго па данном — втором — шаге мы:

• уничтожим наркозависимость,

• установим автоматическую связь «триггер I ведения —необходимый ресурс»,

• как бы «отменим» и заменим образ и сценарий неэкологичного поведения вашего подопечг- го и

• отделим НЗ-поведение от привычного контекста. Здесь, однако, я хотел бы ненадолго отвлечься и еще

раз обратить ваше внимание на выделенный выше клю­чевой момент. Ваш «клиент» действительно несвободен. И он не просто даже раб своего пристрастия, но вообще — робот, патологически запрограммированный на периоди­ческое воспроизводство наркозависимого поведения.

Своеобразный зомби, которых нынче мы вдосталь на­смотрелись на кино- и телеэкранах. И никакими созна­тельными усилиями ни он сам, ни вы, не сможете осво­бодить его от этого пристрастия, ибо нельзя сознательно воздействовать на бессознательное. Вирус, забредший в ваш компьютер, никак не покинет его только лишь вследствие вашего увещевания и даже самого горячего желания. Необходимы и обязательны здесь еще и соот­ветствующие перепрограммирующие воздействия.

Начнем мы данные воздействия с уничтожения этой самой зависимости по психотехнологии взрыва навязчи­вости. Не удивляйтесь и не пугайтесь: ничего вокруг вашего «клиента» вам взрывать не придется — все про­изойдет в его голове. Просто представьте на секунду, что вы надуваете воздушный шарик: надуваете, надуваете и надуваете. Что произойдет в конце концов? Правильно — он лопнет, сиречь взорвется. И при том навсегда прекра­тит свое существование. Именно этот принцип и поло­жен в основу вышеназванной психотехнологии. Ту ха­рактеристику или элемент кода, с помощью которой мозг человека закодировал навязчивость (в нашем слу­чае — зависимость) увеличивают до критического уров­ня, после чего она, как бы взорвавшись, навсегда исче­зает. Техника эта, в общем-то, очень проста и в профес­сиональном исполнении занимает считанные минуты. Но буде вы не профессионал, перед тем, как начать работать с НЗ-субъектом, потренируйтесь на самом(й) себе, заодно убрав некую небольшую, но собственную навязчивость.

Скажите, есть ли что-то, что вы как бы вынуждены делать, хотя и понимаете, что делать этого не стоило бы? Для примера представим, что вы обожаете шоколадные конфеты и лопаете их в количествах, явно превышаю­щих разумные пределы. Если это так, то у вас точно на­вязчивость/зависимость — пусть и почти безвредная (если вас, конечно, от них не разносит). Хорошо, тогда давайте найдем то, к чему вы относитесь нейтрально. То есть (в данном случае) можете как есть его, так и спо­койно не есть. Опять-таки предположим, что в качестве

дни кого нейтрального объекта выступило печенье. Что ж, псе прекрасно — у нас уже есть некая второстепенная нпиязчивость, и нечто сходное, на что вы реагируете нейтрально.

Теперь подумайте о шоколадных конфетах и заметь-Ти, как они выглядят, когда вы думаете о них. Предста­вили? Теперь подумайте о печенье — как оно выглядит в им iнем воображении. Вообразили? Тогда приступаем к гппвному. Скажите, чем отличается то, как вы в вооб­ражении видите (представляете) шоколадные конфеты, от того, как вы воображаете (или опять-таки видите и 111 поставляете) печенье?

Предположим, вы обнаружили, что шоколадные кон-фиты оказываются намного больше и ярче, нежели пече­нье (каковые, соответственно, выглядят меньше и туск­лое). Что ж, похоже, вы обнаружили главное: те два от-мичия, с помощью которых ваш мозг (весьма экономный по своему естеству и сути) закодировал различие между навязчивым и нейтральным. Однако давайте все это на колкий случай проверим. Скажите, а что вы чувствуете, глядя на шоколадные конфеты? Некое влечение-притя­жение? Хорошо, тогда, определив его (влечения-притяжения) «размер», попробуйте мысленно увеличить «болыпесть» конфет, т. е. их размеры. Что, влечение усилилось? Тогда сделайте их немного меньше, чем в изначальном изображении. А, «притяжение» уменьши­лось? Отлично, значит, именно величина шоколадных конфет точно является кодом влечения. Однако у нас осталась еще и яркость. Что произойдет, если вы мыс­ленно увеличите эту самую яркость шоколадных кон­фет? А, влечение возросло, но куда меньше, чем тогда, когда вы увеличивали их размер? Что ж, уменьшите эту яркость. Ясно, влечение упало, но тоже не намного. Вы все равно хотите «лопать» эти конфеты. Хорошо, значит, теперь мы точно знаем, что размер шоколадных конфет является главным (ключевым) кодом или характеристи­кой, с помощью которой ваш мозг закодировал вашу же зависимость от шоколадных конфет. Так, может, мы ее

сейчас просто уничтожим? Нет, не пугайтесь, это вовсе не значит, что вы никогда больше не будете есть эти са­мые конфеты. Просто вы станете свободными от навяз­чивого влечения: жевать без конца и края, т. е. сможете их как есть, так и не есть. Это и значит для вас действи­тельную свободу, и здесь настало время объяснить, по­чему в качестве своеобразного контрпримера мы выбра­ли нечто нейтральное, а не то, что обращает и отталки­вает. Дело в том, что и притяжение, и отталкивание есть разные, но формы навязчивости, которые отличаются только направление или, если можно так сказать, зна­ком: «-» вместо «+».

Ну а теперь давайте в учебных целях уберем вашу зависимость от шоколадных конфет. Сначала, однако, на всякий случай проверьте экологичность этого измене­ния, задав себе вопрос: «Будет ли без этой зависимости еще чего-нибудь не хватать в моей жизни?» Если воз­никло очень уверенное «да», не торопитесь: похоже, что вы являетесь своеобразным шоколадным наркоманом и избавление от зависимости настолько обеднит вашу жизнь, что, как и для вашего подопечного, после устра­нения зависимости и связанного с ней неэкологичного поведения вам придется заняться поисками того, что дают вам шоколадные конфеты (успокоение, удовольст­вие, вкус жизни и т. п.). А после поставить программы, которые будут давать вам все это безо всяких конфет. Если же ваш ответ заключается в весьма неуверенном «да» или не очень или даже совершенно уверенном «нет», приступайте к процедуре взрыва навязчивости (т. е. уничтожения зависимости). Как вы, наверное, по­няли, для этого мы должны довести ключевую характе­ристику до абсурда, чтобы, так сказать, шарик лопнул. Что ж, тогда прямо сейчас представьте шоколадные конфеты и сделайте их размером с кирпич каждую. А теперь увеличьте их до размера бетонных блоков. Теперь сделайте их размером с частный дом. А теперь величи­ной с пятиэтажку. Теперь пусть каждая из них станет размером с Московский университет... Что, хватит? Еще

тогда, когда конфеты стали размером с частный дом, что-то произошло и картинка стала казаться глупой и неестественной? Что ж, все нормально. Вы как бы пере­шли некий порог, после которого ваш мозг перестал опо­знавать шоколадные конфеты как нечто, что обязатель­но нужно иметь, а как бы перенес их в другую, ней­тральную категорию. И этот перенос, или сдвиг, становится необратимым — однако, в том случае, если вы делаете это достаточно быстро и ваш мозг не успевает приспособляться к изменениям.

Существуют два основных способа осуществить взрыв навязчивости. Одноразовое резкое усиление выбранной нами характеристики. И так называемый метод рычага или храповика. В первом случае вам необходимо очень быстро увеличить эту самую характеристику до такой крайней степени, чтобы навязчивость, с которой вы ра­ботаете, пересекла порог и лопнула, как пресловутый ноздушный шарик. Во втором же вы также весьма быст­ро усиливаете «кодовую» характеристику, но делаете это неоднократно, всякий раз возвращаясь к исходному ее уровню. В данном варианте ваша работа похожа на под­нимание машины домкратом, когда с каждым нажатием его (домкрата) рычага она поднимается все выше и выше.. Полное описание техники взрыва навязчивости вы­глядит следующим образом (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результа­тами»).

1. Подумайте о своей навязчивости или зависимости.

2. Подумайте о чем-то сходном, на что вы реаги­руете нейтрально.

3. Определите различия.

4. Проведите проверку и найдите наиболее мощную «различающую» характеристику.

5. Убедитесь, что эта характеристика действи­тельно ключевая.

6. Используя однократное усиление либо метод ры­чага, работайте с этой характеристикой до тех пор, пока она не перейдет порог.

Поскольку вы будете работать с вещью, которая куда как серьезней, чем шоколадные конфеты, дам вам ма­ленькую подсказку. У алкоголиков зависимость обычно кодируется видом или картинкой стакана или бутылки; у «поклонников» героина — шприца; а у кокаинистов — «линейки» заветного порошка. Нейтральным примером здесь обычно выступает «Боржоми» (к которому почему-то практически все относятся равнодушно); шприц же, но с какой-нибудь витаминной смесью; и, например, по­рошок для чистки зубов. Самыми «любимыми» характе­ристиками нашего мозга привычно бывают размер и яр­кость, отчего доведение все той же пресловутой бутылки или шприца до величины Эмпайр Стейт Билдинга или Эйфелевой башни обычно оказывается достаточно для то­го, чтобы «лопнуть» пагубное пристрастие. Однако учтите, что до тех пор, пока этого не произойдет, вам не следует никуда отпускать вашего НЗ-клиента. Иначе не взорван­ная, но вызванная вами зависимость прямиком приведет его к алкогольному или наркотическому срыву...

К сожалению (или однако), одного только уничтоже­ния наркозависимости оказывается недостаточно для того, чтобы заодно и устранить неэкологичное (и опять-таки наркозависимое) поведение НЗ-субъекта. Дело в том, что в человеческой психологии существует и дейст­вует так называемый принцип функциональной автоно­мии, согласно которому, например, поведение может сохраняться и воспроизводиться еще долго после того, как причина или мотив этого поведения исчезли или были уничтожены. Если не верите, то вспомните, что, раз поругавшись по какому-либо пустяку с некой сосед­кой, вы оказываетесь способны сохранять враждебность к ней еще очень долго после того, как этот пустяк бла­гополучно почиет в бозе! Более подробно об этом, так сказать, многогранном принципе мы поговорим далее, а пока займемся переключением неэкологичного поведе­ния вашего подопечного.

Действо сие мы начнем с поиска триггера этих са­мых программ, а это, как вы уже знаете, своеобразная

кнопочка, запускающая конкретную программу. Помни­те (если помните), еще до Windows, когда мы с вами ра­ботали на слабеньких тогда компьютерах, бывших не в состоянии поддержать эту оболочку, в Norton Com­mander существовали специальные, запускающие его программы файлы, помеченные значками com и bat? Так вот, триггеры в нашей психике выполняют ту же роль, причем в большинстве случаев срабатывают они бессоз­нательно. После чего буквально одержимому программой человеку, как говорится, хоть кол на голове теши — процесс-то пошел, и это как лавина, которую не остано­вить. Как будто кто-то подвел курсор к обозначению на дисплее программы «пей» или «колись»; дважды щелк­нул мышью и... — и все, вмешательство бесполезно. Жди теперь, когда программа как бы реализует себя. Значит, нам надо сделать так, чтобы триггер перестал срабатывать. Или лучше (поскольку вот так, запросто, мы эту «кнопочку» не выдерем) стал запускать совсем-совсем другое поведение: в сути своей экологичное. Дабы это произошло, я предлагаю вам сделать аж четыре ва­рианта процедур: установления автоматической связи «триггер — ресурс»; контекстного взмаха, замены сце­нария и отделения контекста от поведения.

В принципе, вы уже умеете осуществлять так назы­ваемое ресурсное якорение, поскольку в шаге 1 делали это для техники скрещивания якорей. Однако для того, чтобы вы могли эффективно ставить и использовать якоря у своего «клиента» приведу слегка отредактиро­ванную нами компактную запись техники постановки ресурсных якорей, сделанную Дж. О'Коннором и Дж. Сеймором в их книге «Введение в НЛП» (обратите вни­мание, что описание данной процедуры приведено в виде прямой инструкции, которую вы можете зачитать сво­ему подопечному).

1. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Определите необходимый вам ресурс, например, уверенность или спокойствие.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно яв­ляется подходящий, задав вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой си­туации и мои действия в ней?» Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, в ко­тором он (ресурс) проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь ис­пользовать в каждой из трех основных репрезента­тивных систем — визуальной, аудиальной и кинесте­тической. То есть представьте себе соответствующий образ, звук или слово и выберите действие, с помощью которого вы поставите кинестетическую составляю­щую якоря (например, сжимание трех пальцев на пра­вой руке).

6. В воображении вернитесь полностью в пережива­ние ресурсного состояния и переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдете из него (перед началом всего этого не забудьте перейти в дру­гое место).

7. Теперь снова переживите свое ресурсное состоя­ние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, при­соедините составляющие вашего якоря. Повторите это несколько раз.

8. Проверьте качество якорения, включив якорь и убедившись, что вы действительно входите в этот со­стояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

Вы, наверное, заметили, что в приведенном описании ваш «клиент» как бы работал в режиме «Сам себе пси­хотерапевт» (ведь якорь ставили не вы, а он сам). Сие не случайно, ибо якорь ресурса должен у него быть бук­вально всегда «под рукой». И включаться или «сраба­тывать» без вашего участия.

Теперь пойдем дальше, поскольку все вышеописан­ное представляло собой только лишь подготовку. Итак, у вашего подопечного есть ресурс, который вполне подхо­дит для ситуации возникновения весьма проблемной си-

туации запуска наркозависимого поведения. Однако во­прос о том, сознательно запустит или нет он этот ресурс остается, как говорится открытым. Поэтому сейчас мы сделаем так, чтобы все здесь происходило и переключа­лось бессознательно и как бы само собой — с помощью техники установления автоматической связи триггерресурс, которая делается так (по: Дж. О'Коннор и Дж. Сей-мор. «Введение в НЛП». С изменениями).

Попросите вашего «клиента» подумать о будущей ситуации, в которой ему явно понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы заякорили (это может быть встреча с поставщиком наркотиков или, напри­мер, настойчивые предложения со стороны наркозави­симых компаньонов). Если надо, пусть составит спи­сок всех ситуаций, в которых он боится сорваться, то­гда для каждой из них вы должны подобрать соответствующий ресурс, заякорить его, а после проде­лать нижеописанное. Теперь ему следует взять эту ситуацию (или первую из них) и подумать о том, что в ней может являться триггеромт. е., например, что он может использовать в качестве сигнала, кото­рый дает ему понять, что он уже нуждается в ресурсе. Пусть найдет то, что он видит, слышит или ощуща­ет прямо перед возникновением нежелательного пове­дения. То, что дает ему знать, что он уже на грани срыва (учтите и сообщите ему, что сигнал этот мо­жет быть и внешним, и внутренним). А теперь пред­ложите ему, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (просто представляя его себе в во­ображении, но так, чтобы он действительно виделся, слышался или ощущался), так же раз за разом «включать» якорь необходимого ресурса.

Если ваш подопечный сделает это необходимое коли­чество раз (у специалиста от 3 до 7, но у него, наверное, больше), триггер неэкологичного поведения станет яко­рем ресурсного состояния. И то, что могло спровоциро­вать срыв, само будет «включать» то, что способно этот срыв прекратить или пресечь!

После того как вы сделали процедуру установления автоматической связи триггер—ресурс, можно уже при­ступать к вышеупомянутому мною контекстному взмаху. Учтите, что хотя здесь тоже есть свой триггер, эти тех­ники отнюдь не дублируют друг друга, а очень сильно дополняют. Ибо в первой из них на найденный триггер мы накладывали ресурсное состояние. А вот во второй — новый, мощный и совершенно равнодушный к наркоти­кам Я-образ НЗ-субъекта. Но именно этот образ и явля­ется для человеческого мозга своеобразной записью по­ведения в соответствующей ситуации. И если этот образ останется прежним — наркозависимым — ситуация мо­жет вернуть человека к прежнему поведению. И наобо­рот — новый образ Я не даст возникнуть старым реак­циям.

Понять сущность и особенности данного метода вам поможет описание упрощенной техники взмаха, кото­рое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения». Почему именно поможет? Да потому, что сейчас вы проделаете эту технику на са-мом(ой) себе, дабы осознать ее, как говорится, с чувст­вом, толком и расстановкой.

1. Выясните контекст, т. е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сей­час?

2. Определите картинку-триггер («пусковую кар­тину»). Найдите то, что вы на самом деле видите не­посредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоцииро­вана (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не види­те себя в этой картине). Многие в этот момент нахо­дятся на «автопилоте», и потому иногда стоит ре­ально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. А так как сейчас вы занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции,

которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сде­лайте (сконструируйте и вообразите) этот образкаким бы вы себя видели, если бы уже достигли желае­мого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас про­блемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который экологичен и действительно привле­кателен —который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сна­чала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яр­кую. Потом в нижний правый угол поместите малень­кий темный образ нового себя. А теперь пусть малень­кий темный образ быстро увеличивая размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины сновапять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происхо­дит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желатель­ным.

б) Другой способ проверкиповеденческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует ста­рое поведение, снова проделайте технику взмаха. По­смотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для вашего подо­печного заметно облегчится, если вы поймете, что дан-

ный образ можно не только вспомнить но и вообра­зить. Как бы «скалькировать» Нового Себя с кого-ни­будь из знакомых, для которых эта ситуация не пробле­ма, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для того, чтобы это осуществилось, я обычно предлагаю сво­им клиентам сделать следующую технику создания же­лаемого образа себя.

1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и экологично справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играя роль» в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас устраивает образ этих дейст­вий, как бы «выньте» этого человека или героя из пер­вого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли» и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в но­вом поведении, измените, использовав собственное во­ображение.

4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеки­те» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые при­водят в книге «Измените свое мышление и воспользуй­тесь результатами» К. и С. Андреас.

1. Одновременность (синхронность). Для эффектив­ности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно — то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выражен­ное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если ваш «клиент» работал с отк­рытыми глазами (для чего попросите его посмотреть на любые окружающие предметы). Или просто предложи­те ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала человек может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы по­нять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не про­изошло и после десяти повторов вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, чтобы техника эта «заработала».

И только теперь, после этого эксперимента на себе — надеюсь, удачного — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха — именно его вам лучше всего исполь­зовать в работе с главной проблемой вашего «клиента». Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что я привожу здесь «классическое» описание техники взмаха в варианте для работы с дру­гим человеком. Почерпнуто оно из материалов семина­ров по НЛП ИГИСП, так что, к сожалению, я не могу точно указать автора данного описания.

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) «клиента» (в данном случае это, конечно же, наркоза­висимое поведениенастоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер.

а) Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению

(реакции), например, «Когда ты хочешь выпить —что именно ты видишь/чувствуешь/слышишь, что подтал­кивает тебя к необходимости принять алкоголь?», «Когда ты чувствуешь желание принять наркотикчто ты видишь/слышишь/чувствуешь, что заставля­ет тебя это делать?».

Если ваш подопечный определит только лишь ауди-альные или кинестетические ключи (триггеры), сде­лайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выгляде­ла?»

б) Попросите своего «клиента» создать большой яр­кий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалиб-руйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведениет.е. влечение к алкоголю или наркотикам!) и скажите: «А сейчас на минутку отложи картинку в сторону».

Создайте картину нового образажелаемое со­стояние.

Скажите своему «клиенту»: «Представь картинку себякаким бы ты был, если бы у тебя больше не было всего этого. Каким другим человеком ты бы видел себя, если бы освободился от этого нежелательного влечения и поведения?» Убедитесь в том, что он пред­ставляет себе диссоциированную картинку себя как другого человекаболее способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новые качества, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится вашему «клиенту» и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сде­лайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите вашему подопечному: «Глядя на это изо­бражение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания отно-

сительно того, чтобы стать таким человеком?» Исполь­зуйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы ваш «клиент» оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассо­циированный образ триггера (шаг 2) и поместите не­большую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите своему подопечному: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро стано­вится больше и ярче, а картина триггера в то же вре­мя уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ус­коряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каж­дого взмаха для того, чтобы последовательность взма­ха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите своему «клиенту»: «Представьте себе ту самую ситуацию: что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать кар­тинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Не поленитесь, и сделайте технику контекстного взмаха для всех контекстов — событий и обстоятельств, которые могут «запустить» наркозависимое поведение. А для того, чтобы еще более освободить вашего подопечно­го от всех этих контекстов, воспользуйтесь еще двумя психотехнологиями. Первая из них — это очень мощная техника замены сценария. В наиболее общем случае делается она так.

1. Попросите своего подопечного вспомнить три си­туации его, мягко говоря, неэкологичного поведенияразумеется, по очереди и так, чтобы в них обязательно присутствовал достаточно продолжительный отрезок до срыва.

2. Предложите ему развернуть эту ситуацию как диссоциированный фильм (т.е. чтобы он видел в нем себя) и мысленно просмотреть его, отметив момент, с которого «пошло» неэкологичное поведениепримерно так, как это изображено ниже.

3. А вот теперь внимание: сейчас мы должны най­ти триггерно не так, как это делали ранее. Попро­сите вашего «клиента», может быть, даже как бы уве­личив фрагмент фильма непосредственно перед мо­ментом срыва, обратить внимание на то, что перед этим самым срывом он уже как-то знал, что сейчас сорвется. Предчувствовал или предвидел (а иногда да­же «предслышал»), что сейчас пойдет по накатанной дорожке. Объясните ему, что это самое предвидение, предчувствие и предслышание (т. е. нечто либо визу­альное, либо кинестетическое, либо аудиальное) и явля­ется триггером, запускающим его неэкологичное пове­дение. Предложите ему обнаружить этот триггер, причем не настаивайте на точной его определенности — здесь куда более важно найти эту самую «кно­почку», нежели описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеале у вас должно получится примерно следующее

4. И еще раз внимание: нас надлежит определить, является ли этот триггер как бы универсальным. Дело

в том, что наш мозг является весьма экономным «субъектом» и обычно для одного вида поведения (в том числе и наркотического) выбирает опять-таки один (единый) триггер. Поэтому попросите своего по­допечного, чтобы он сделал то, что описано в пункте 3, для двух оставшихся ситуаций срыва. И если и в них триггером неэкологичного поведения выступало нечто подобное «запускному моменту», выявленному для пер­вой ситуации (весьма-весьма подобное, т.е. практиче­ски ни чем не отличающееся), можете быть совершен­но уверены: вы нашли искомый универсальный триггер, с коим сейчас и будете работать. Если же триггеры для разных ситуаций существенно отличаются, вна­чале проверьте себя и подопечного: точно ли вы сфор­мулировали инструкции и не принял ли он случайно за триггер нечто совсем другое. И ежели все было сделано правильно, но триггеры, все равно остались разными, значит, у вашего клиента имеется не один, а несколько типов наркотического поведения, с каждым из которых вам и придется поработать (опять-таки подобрав по три ситуации).

5. Если вы. (и ваш подопечный) смогли обнаружить единый триггер, считайте, что более чем полдела вами уже сделано. Ибо остальное здесь является простой и в чем-то даже рутинной операцией. И первое, что вы должны, в ней сделать, так это предложить «клиенту» как бы оторвать вторую часть «фильма», сразу за триггером (но ни в коем случае не трогая сам триг­гер!) и уничтожить ее любым воображаемым способом (например, сжечь, что вполне соответствует похмель­ному желанию НЗ-субъектов: «гори эта дрянь синим пламенем!»)

6. Теперь попросите своего подопечного придумать вариант «сюжета» с нормальнымзаведомо эколо­гичным развитием событий. Например, он может представить, что вместо того, чтобы «принять на грудь» или «ширнуться», ответствовал «нет» и занял­ся чем-то для него достаточно интересным (пошел в «качалку», сел за компьютер, уехал на природу или что-нибудь другоепусть выберет что-то одно). И, вообразив это экологичное поведение (опять-таки в ви­де диссоциированного фильма), пусть присоединит его (нового поведения) «фильм» к оставшемуся фрагменту, уберет «монтажный стык» и трижды посмотрит то, что получилось, от начала до концасначала диссо-циированно (три раза), а потом ассоциировано (так­же три раза), т.е. как бы войдя в свое тело и видя, слыша, чувствуя и совершая все, что в нем происходит, изнутри себя (а не со стороны).

7. Теперь предложите вашу подопечному сделать все, что описано в пункте 5, еще дваждыс двумя новыми сюжетами, а точнее, вариантами поведения. Каждый из этих «фильмов» ему также надлежит по­смотреть по три разасначала диссоциировано, а потом ассоциировано.

8. Теперь надобно, чтобы ваш «клиент» взял снача­ла вторую, а потом третью ситуацию неэкологичного поведения и проделал все, что описано в пунктах 2-6 с каждой из них (разумеется, опять-таки по отдельно­сти). Как вы, наверное, уже поняли, в результате еди­ный триггер одного неэкологичного поведения станет теперь пусковым моментом девяти форм или видов поведения экологичного.

9. А напоследок осуществите проверку проделанной вами работыи одновременно так называемую при-

стройку к будущему. Предложите «клиенту» предста­вить, что в недалеком будущем у него возникнет си­туация, аналогичная использованным, и попросите его вообразить «фильм» о ее (ситуации) развитиипричем не намеренном, а по принципу «как пойдет, так и пой­дет». И если ваш подопечный обнаружит, что в этом фильме сразу после триггера почему-то как бы «при­ходит в голову один из воссозданных (новых и экологич­ных) вариантов поведения, считайте, что вы добились успехавероятность срыва теперь даже чисто ариф­метически (по теории вероятности) не превышает 10%. Однако десять пусть даже «теорвероятностных» про­цента — это тоже немало. И для того, чтобы еще больше усилить «экологизирующее» перепрограммирование ва­шего НЗ-субъекта (в данной — «контекстной» —части программ), я предлагаю вам воспользоваться еще одной психотехнологией — техникой «отделения контекста от поведения». Здесь нет уже триггера, но есть другое, не менее важное — то, что неэкологичное поведение вашего «клиента» как бы впечатано (или завязано) в (на) неко­торые ситуации — условия и обстоятельства. Совместно­го проведения времени, застолий и т. п. (вы, кстати, их уже определяли). Так вот, чтобы эти ситуации не «цеп­ляли» вашего подопечного и не возвращали его к старо­му, для каждой из них предложите ему проделать сле­дующую технику отделения контекста от поведения (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»).

1. Подумай о любой ситуации, в которой ты осуще­ствлял свое НЗ-поведение. Оцени, как ты реагируешь на эту ситуацию.

2. Увидь там себя, т. е. перейди в диссоциированное состояние. И четко раздели себя и контекст. Исполь­зуй для этого любые характеристики изображения, которыми ты можешь легко воспользоватьсяразмер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидь себя в цвете. Если картина далеко, увидь себя близко.

3. Прокрути фильм вперед с диссоциированным со­бой, движущимся на удвоенной скорости и контек­стом, движущимся на половинной скорости (не на­оборот!). Ты увидишь, что «приходишь» к концу филь­ма раньше, чем появляется контекст, так что тебе придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за тобой.

4. Прокрути фильм обратно с самим собой, дви­жущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз кон­текст придет к началу фильма раньше, чем ты.

5. Теперь прокрути фильм обычным способом, что­бы проверить, есть ли изменения в твоих ощущениях по поводу этой ситуации.

6. Если изменений нет, проделай это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

7. Если изменения есть, возьми другую ситуацию и проделай все, что ты только что сделал, уже для нее.

Обычно в качестве контекстов, из которых вам над­лежит как выдернуть своего «клиента» выступают раз­нообразные компании, в которых он ранее и наркоза-висничал (вечеринки, тусовки и т. п.). Здесь опять-таки не поленитесь и «проверните» отделение контекста от поведения для всего, что только «всплывет» и обнару­жится (тем более, что как и большинство процедур НЛП, техника эта занимает буквально считанные мину­ты). Ну а закончите этот, третий шаг сообщением своему подопечному очередной притчи (по: Н. Пезешкиан. «По­зитивная семейная психотерапия»).

«Рассказывают о страннике, который устало брел по казавшейся бесконечной дороге. Он тащил на себе разные вещи. Тяжелый мешок с песком висел у него на спине; толстый бурдюк с водой обвивал его тело. В правой руке он нес камень странной формы, в левойбулыжник. На шее на обтрепанном канате висел жер­нов. Ржавые цепи, на которых по пыльному песку воло­чились тяжелые гири, обматывали его лодыжки. На

голове он нес полусгнившую тыкву. При каждом его шаге цепи гремели. Со стонами и вздохами он шаг за шагом двигался вперед, жалуясь на тяжелую судьбу и усталость, измучившую его. В раскаленный полдень ему встретился крестьянин, который спросил его: «О, усталый странник, зачем ты несешь этот булыж­ник?»

«Ужасно глупо,ответил странник,но я не замечал его раньше». С этими словами он отбросил бу­лыжник в сторону и почувствовал значительное облег­чение..

Пройдя еще часть пути, он вновь встретил кресть­янин, который спросил его: «Скажи мне, усталый странник, почему мы мучаешь себя этой полусгнившей тыквой на голове и зачем ты тащишь за собой на це­пях эти тяжелые чугунные гири?»

Странник ответил: «Я очень рад, что ты сказал мне об этом. Я не знал, что они есть у меня». Он снял цепи, скинул тыкву в придорожную канаву и опять по­чувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем большее страдание он ощущал.

Идущий с поля крестьянин посмотрел на него в изумлении и сказал: «О, добрый человек, ты несешь в мешке песок, но вокруг больше песка, чем ты мог бы поднять. А твой большой бурдюк с водойкак будто ты собираешь пересечь Каирскую пустыню. Рядом с до­рогой течет чистый ручей, который будет долго сопро­вождать тебя на твоем пути». Услышав это, стран­ник снял бурдюк и вылил из него солоноватую воду. Затем он высыпал в яму песок из своего мешка. Он за­думчиво стоял и смотрел на заходящее солнце. Послед­ние лучи посылали ему свой свет. Он оглядел себя, уви­дел тяжелый жернов на шее и вдруг осознал, что имен­но он заставлял его так сгибаться. Он снял жернов и швырнул его как можно дальше в ручей. Освободившись от тяжестей, он побрел по вечерней прохладе в поисках пристанища».

Шаг 3. Формирование мотивации на трезвость

Как известно, человек действительно делает только то, что он на самом деле хочет. И всячески уклоняется от того, чтобы делать то, чего не желает. Так что не слу­чайно в нейролингвистическом программировании в ка­честве едва ли не постулата применяется принцип, точ­нее всего сформулированный В. Головачевым в его книге «Посланник»: «Не начинай дела, если не умеешь хо­теть, настолько чтобы мочь». Так вот, именно созда­нием такого вот «могущего хотения», сиречь эффектив­ной мотивации на трезвость мы сейчас и займемся, по­следовательно работая с тремя уровнями регуляции человеческого поведения

• собственно мотивацией

• ценностями и критериями, а также такой, ну очень интересной вещью, как

• мета «Нет» и мета «Да».




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Алгоритм НЛП-терапии наркотических зависимостей | Вместо введения или о восстановлении и воссоединении | А. Спонтанная речь | Формулировка ограничивающего убеждения/фиксированной идеи | А. Сбор информации и подготовка | Шаг 5. «Расчистка» прошлого и будущего | Шаг 6. Создание договоренностей с частями | Шаг 7. Редактирование себя | Вместо заключения или о возвращении к жизни | Обрести Просветление |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.051 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав