Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Дайте сравнительный анализ функций семьи, воспитательных, религиозных организаций, общественных объединений, фондов, групп сверстников, как микрофакторов социализации.

Читайте также:
  1. AO 3 (0-8 балла). Группа навыков – 3.
  2. B.8 Топологический анализ активных линейных цепей
  3. I группа II группа III группа
  4. I. Ситуационный анализ внутренней деятельности.
  5. II. Разделите фразы на ритмические группы, произнесите их, соблюдая относительно равное время их произнесения.
  6. III ЭТАП: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  7. III. Группировка цен по стадиям ценообразования
  8. III. Образцы анализа.
  9. SWOT- анализ
  10. SWOT-анализ

Ответ:

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная организация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
В детских и подростковых группах психологи выделяют функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностносмысловые отношения между сверстниками. Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. Отношения сверстников друг к другу приобретают большую устойчивость, выделяются популярные дети, обладающие умениями общения, и дети, не пользующие популярностью в классе. Неблагополучное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе затрудняет процесс организованной социализации - воспитания.

13. Охарактеризуйте молодежные субкультуры конкретной местности (села, города, поселка, района) по следующим признакам: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, статусная структура, источники информации, увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, следование моде, жаргоны, фольклор и др.

Ответ:

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картежники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми ‑­ они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры является жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая - слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные, карточные - в девиантных, подвижные - в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак принадлежности играющих к той или иной субкультуре.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Граффити - средство утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, названий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культурных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответствующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей деятельностью.

Определите источники возникновения молодежных субкультур и характер их влияния на социализацию подрастающего поколения. Разработайте рекомендации для социальных педагогов по оптимизации социально-педагогической деятельности с ними.

Ответ:

Социальных причин возникновения молодежной субкультуры называют следующие:
1. Кризис общества и его основных институтов, который отражается на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, которые зачастую подавляют индивидуальность и инициативность ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, и других представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадап-тированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Во многом молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Таким образом, молодежные неформальные объединения, различные субкультуры взяли на себя функцию социального контроля, стали социальным образцом для молодых людей, как такового они не могут найти в обществе в целом.
Другим фактором возникновения субкультурных сообществ был назван кризис семьи и школы как основных социальных институтов социализации молодых людей. Так, основными социальными факторами, способствующими возникновению уличной подростковой субкультуры, принято считать невозможность самореализации в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Кроме того, отношения привязанности и прежде всего любовь в семье являются главными факторами, удерживающими молодых людей от уголовной деятельности. Наряду с вытекающим из любви к близким нежеланием причинить им огорчение, стремление довести до конца принятые на себя обязательства, участие в какой-либо деятельности и представление о запретности того или иного поведения - составляют важнейшие элементы механизма удержания от соблазна нарушить закон. А именно криминальным, делинквентным и девиантным молодежным субкультурам исследователи уделяют наибольшее внимание.
Кроме того, как и общество в целом, так и сами родители, педагоги не имеют сейчас однозначных нормативно-нравственных представлений о должном поведении молодых людей. Они находятся в состоянии ценностно-нормативной неопределенности, аномии, что вызывает такую же неопределенность и молодых людей. Те, в свою очередь, ищут относительной стабильности, возможности идентификации с определенными нормами, ценностями, моделями поведения уже в рамках субкультуры, которая далеко не всегда поощряется обществом.
Третьим социальным фактором возникновения и распространения молодежных субкультур является коммерциализация средств массовой информации. Информация как таковая и возможность транслирования ее большому числу людей становится важным фактором социализации. Однако зачастую подобная адаптация к социальной среде приводит к дегуманизации молодежи. СМИ имеют большие возможности манипуляции сознанием не только молодых людей, но и общества в целом, однако в ситуации неопределенности, молодежь зачастую обращается к самому доступному каналу информации - СМИ в разных их видах (телевидение, радиовещание, пресса, Интернет и т.д.). Кроме того, коммерциализация субкультур приводила и приводит к тому, что, возникая как контркультуры (хиппи, рок-культура и т.д.), они в скором времени становились частью потребительской культуры в целом. Коммерческие структуры начинали выпуск одежды, аксессуаров, атрибутики, характерной для той или иной субкультуры, тем самым делая их предметом общей моды, когда за всем этим внешним забывалось внутреннее, идейное содержание субкультуры.
СМИ также способствуют быстрому распространению и смене молодежных субкультур.
Однако, кроме объективных социальных причин возникновения молодежных субкультур, выделяют и социально-психологические, индивидуально-психологические, связанные с возрастными особенностями.
A.В. Толстых обращает внимание на недостаточный интеллектуальный и культурный уровень, мешающий сосредоточиться, углубиться в знания, книги, фантазии; коммуникативный голод и анонимность городского общения, а главное - отсутствие свободы, альтернативы присоединения к неформальной общности уходя от несвободы семьи и школы, он попадает в несвободу неформальной организации. Он вынужден присоединиться либо к той группе, которая доминирует на территории его проживания, либо той, которая навязывается ему СМИ.

Другой группой причин вхождения молодежи в субкультуру является потребность быть "понятым", стремление к психологической защищенности, самоутверждению среди сверстников. Очень привлекательной для молодежи является эмоциональная насыщенность общения в рамках субкультуры, искренность и честность отношений (пусть и обманчивую). Для подростков и юношей вхождение в субкультуру - это способ прожить интересную жизнь вместо скучной, рутинной, по их мнению, жизни родителей и других взрослых.

Таким образом, субкультура оказывает на молодого человека два противоположных влияния: с одной стороны она способствует его адаптации в обществе, обеспечивает ему некоторую стабильность за счет усвоения и присвоения норм данной субкультуры, дает ему возможность самоутвердиться, стать более уверенным в себе, но с другой стороны, усваиваемые модели поведения, общность времяпрепровождения, молодежи, зависимость от группы и ее норм зачастую приводят к потере своего, отличного от других образа, признание чужих мыслей, ценностей как собственных, к конформным формам поведения, которое может оказаться в определенных условиях и девиантным.
B.И. Чупров, Ю.А. Зубок и К. Уильямс выделяют несколько типов рисков в молодежной среде, каждый из которых может заставить молодого человека обратиться за "помощью" в субкультурную группу сверстников. Среди них называются следующие:
1. С угрозой здоровью и жизни - общество не создает условий для физического развития, охраны здоровья, безопасности жизни (например, развал спортивных и досуговых молодежных организаций, о чем говорилось выше).
2. Неопределенность жизненного старта - для некоторых молодых людей он определяется статусом родителей, для других собственными способностями или трудолюбием, предприимчивостью, кто-то ожидает поддержки и помощи от государства (например, сироты, инвалиды). Однако у нас нет согласованной и стабильной государственной политики в отношении молодежи. Поэтому, разочаровавшись в реалиях этого "взрослого" мира, юноши пытаются сравнять свои шансы в среде себе подобных.
3. Неопределенность возможностей самореализации - даже при высоком уровне личностного развития, интеллектуальных, способностей, высоком уровне образования и т.д., что может быть связано с драматическим развитием событий, нереализованными амбициями, рухнувшими планами.
4. Ценностно-нормативная неопределенность - ценности и нормы, как уже говорилось, придают устойчивый и необратимый характер социальным связям, на них базируется внутренний мир личности. Неопределенность же может приводить к социальной дезориентации, аномии, к разрыву между молодежью и социальными институтами, обществом в целом.
5. Неопределенность идентичности - имеется в виду индивидуализация целей и стилей жизни, когда индивидуализм выступает в качестве альтернативы коллективизму, а за неимением устоявшихся норм и ценностей стал оправданием воспроизводства самых низменных человеческих проявлений.
С представлением о рисках современного общества для молодежи согласуется и мнение М. Брейка о функциях, выполняемых молодежными субкультурами:
а) решение структурных проблем молодежи на "магическом" уровне ("группа может дать мне все");
б) предлагает новую культуру, из которой отбираются значимые культурные элементы: стиль, досуг, повседневная идеология, жизненные стили, что способствует идентичности вне работы, семьи, школы;
в) альтернативная форма социальной реальности;
г) осмысленный, значимый путь жизни в свободное время, а не скучная работа;
д) предлагает новые экзистенциальные диллемы для принятия индивидуальных решений (например, использование молодежного стиля для конструирования идентичности также вне семьи и школы).
е) обучающая функция субкультуры как канала специфической информации, о чем также говорилось ранее.
Субкультура, являясь частью общества, особой социальной группой может выступать мощным социализирующим фактором для молодых людей, особенно если эта группа становится референтной для данной личности. Их значение повышается, если основные институты социализации (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют очень разнообразные ценности и модели поведения, затрудняя процесс поиска себя, обретения социального статуса. Такую социализацию называют стилизованной. В социально-психологическом аспекте социализация связана со становлением самосознания, самоопределением молодежи, самоутверждением и саморазвитием. Однако такой процесс чрезвычайно противоречив. С одной стороны, он предполагает усвоение норм, ценностей, моделей поведения, принятых в рамках данного общества, данной субкультуры и успешность социализации будет как раз определяться усвоением этих норм. Но в случае полного принятия, некритического усвоения и воспроизводства ролевых предписаний и ожиданий группы личность может превратиться в конформиста, жертвуя своими собственными представлениями, идя на поводу у социальной группы, что мы довольно часто можем наблюдать среди современных подростков. Особенно ярко это проявляется в рамках девиантных или делинквентных субкультур, оказывающих негативное социальное влияние на подрастающее поколение.
В связи с этим проявляется вторая сторона социализации - обособление от общества и его влияния, переосмысление предлагаемых норм, ценностей и стандартов поведения, исходя из собственных ориентиров. В крайних формах это также может приводить к отрицанию, отвержению или даже агрессивному протесту против существующих норм и социальных порядков, что отчетливо проявляется в рамках так называемых контркультур, в том числе, молодежных. На психологическом уровне это связано с личностным самоопределением, механизмами которого, по словам А.В. Мудрика, как раз и являются идентификация и обособление, о чем было сказано выше.
Рассматривая социализацию и самоопределение молодежи в рамках молодежной субкультуры, можно обратиться к понятию коллективистического самоопределения личности (КСО) А.В. Петровского как феномену группового взаимодействия. КСО осуществляется как способность личности действовать в соответствии с собственными внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы. В рамках молодежных субкультур этот процесс происходит часто, так как юноши присваивают себе ценности и нормы субкультурной группы, воспроизводя их в своем поведении. Необходимо также учитывать и активность самих социальных групп: например, деятельность наркоторговцев (если говорить о наркотической субкультуре) или активность в манипулировании молодежным сознанием современных СМИ, куда мы отнесем и Интернет, и компьютерные разработки.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные субкультуры, пропагандирующие неоднозначные ценности и нормы поведения, зачастую формируют определенную "двойную мораль" у молодых людей, что приводит к росту терпимого отношения молодых людей ко многим проявлениям девиаций и способствуют тому, что нарушение определенных социальных норм (злоупотребление алкоголем, употребление "легких" наркотических средств, склонение к половым отношениям) все больше становятся нормой в молодежной среде. Подобные процессы во многом искажают представления молодых людей о мире, обществе, ближайшем окружении и самих себе, что может приводить к серьезным последствиям, как для личности, так и для общества в целом.

Составьте таблицу, отражающую характер влияния конкретных типов поселений (села, поселка, большого, среднего и малого города) на социализацию подрастающего поколения, определите каналы и условия социализации в них.

Ответ:

Сельские поселения характеризуются рядом позитивно влияющих обстоятельств, к числу которых относятся:
- небольшое количество жителей; малая плотность населения;
-открытость общения; публичность жизнедеятельности населения, ее доступность для окружающих, «все знают обо всех»;
- наличие социального контроля, одобрения или осуждения поведенческих проявлений каждого со стороны социума, что в некоторой степени ограничивает развитие таких асоциальных поведенческих проявлений, как социальное сиротство, бродяжничество, наркомания, алкоголизм и т.д. в молодежной среде, усиливает ответственность родителей за воспитание детей, регулирует детско-родительские отношения;
- ритм сельской жизни достаточно размерен, нетороплив, благодаря чему население более устойчиво к стрессам, менее агрессивно, чем горожане;
- значительность сельской семьи в жизнедеятельности и социализации детей (в ней сосредоточен труд и отдых, сохранены традиции и обычаи народа, как источники духовно-нравственного формирования подрастающего поколения).

В сельской местности семья является естественной средой формирования у детей достойного поведения, трудолюбия, мастерства, ответственного отношения к близким, семье, работе, развития жизненной мудрости, доброты, милосердия, сострадания, уважения к историческому прошлому народа, его духовным ценностям, традициям, обычаям, самостоятельности в быту и т.д.

Неблагоприятное влияние на социализацию населения, прежде всего молодежи, оказывают такие обстоятельства сельских поселений, как:

- цикличность, неравномерность и однородность, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в течение года, незначительные его возможности для профессиональной мобильности, низкий уровень заработной платы, что нередко приводит к миграции сельской молодежи в города;
- недостаточность, ограниченность возможностей для досуговой деятельности молодежи, недостаточная развитость или отсутствие учреждений культуры, дополнительного образования. Данное обстоятельство ограничивает выбор занятий в свободное время и, следовательно, развитие творческих, специальных (художественных, музыкальных, хореографических, лидерских и других) способностей сельской молодежи. В условиях села компенсирующую миссию в этом направлении выполняет школа. Она в сельской местности является единственным социокультурным центром, в котором сосредоточена учебная, внеучебная и внешкольная (досуговая) деятельность молодежи.

По данным исследований ученых (Гурьяновой М.П., Мудрика А.В., Трушиной Ю.Х.) сельская молодежь несет отпечаток той среды, в которой социализируется, и характеризуется следующими особенностями:
- повышенный уровень монотомии (психологического пресыщения), связанный с ограниченностью круга общения;
- более медленный, по сравнению с городскими сверстниками, темп образовательно-культурного развития;
- недостаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков, речевой культуры, общей образованности;
- недостаточно глубокое знание окружающего социального мира;
-закомплексованность в общении;
- узость сферы интересов, в том числе профессиональных;
- слабая расположенность к восприятию нового, непривычного (консерватизм);
- слабая социальная активность, мобильность;
- нечеткость видения своего образа «Я», путей самореализации, самоутверждения и т.д.

Названные характеристики сельского социума определяют содержательный аспект социальной зрелости молодежи, в котором достаточно полно представлен ее аксиологический (духовно-ценностный) аспект, а информационный и социально-творческий аспекты выражены слабо, что мешает проявлению гибкости и активности в условиях нестабильного общества и снижает ее адаптивные возможности. Поэтому важной задачей социально-педагогической деятельности на селе является создание следующих оптимальных условий для социального становления молодежи с учетом возможностей всех каналов социализации (влияния школы, семьи, учреждений культуры, здравоохранения, досуговых центров, групп сверстников, производственных коллективов, религиозных организаций, природного окружения, ученических общественных и производственных объединений и др.):
- коррекция ограниченных возможностей сельских поселений в социализации подрастающего поколения:
- расширение информационного составляющего сельской школы, как социокультурной среды, обеспечивающей образование и самообразование не только учащейся, но и работающей молодежи (совершенствование деятельности школьной библиотеки и предметных кабинетов путем пополнения их базы учебной, методической, художественной, научно-популярной литературой, в том числе на электронных носителях, справочниками, пособиями для самоподготовки и т.д.;
- сетевое взаимодействие школы с другими институтами (каналами) социализации по организации досуговой деятельности сельской молодежи;
- социально-педагогическое сопровождение деятельности детских и молодежных общественных объединений, усиление ее направленности на решение проблем подрастающего поколения, сельского социума;
- активизация внутренних ресурсов сельской учащихся и работающей молодежи в самореализации, самоутверждении через их включение в разнообразные личностно-смысловые виды деятельности;
- организация творческих вечеров, круглых столов, деловых игр, спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;
- использование социализирующих возможностей народной педагогики в социально-педагогическом процессе и др.

Город. В отличие от сельского поселения город имеет:
- высокую плотность населения;
- разнообразие видов деятельности, в том числе профессиональной;
-большие возможности для организации досуга разных категорий населения, выбора сфер жизнедеятельности, что создает условия для развития человека с учетом его потенций, для его самореализации, проявления высокой профессиональной и социальной мобильности;
- неразвитость соседских, территориальных связей;
- многообразие социокультурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни и др.

В нем межличностное общение преимущественно характеризуется анонимностью, высокой степенью избирательности; незначительно влияние традиций, обычаев в регулировании поведения человека; значительна роль самоконтроля поведения; ослаблен социальный контроль; современных городских условиях наблюдается снижение роли семьи в воспитании детей и т.д.

Город позволяет человеку одновременно находиться в различных социальных сферах (группах), которые имеют свою субкультуру, имеющую просоциальную или асоциальную направленность. Если сельская местность считается источником добра, то город, как символ прогресса, - средоточением зла, виктимогенным средой с достаточно высоким криминогенным потенциалом.

Характер влияния города, его образа жизни на социализацию жителей отличается в зависимости от размера, статуса города, его административно-политической и экономической роли. Каналы и условия социализации подрастающего поколения в городе – промышленном или научно - культурном центре (Новосибирск), портовом, курортном или столичном городе различны, и поэтому социализация молодежи в них имеет свою специфику.

Поселок - это - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опор на исторические традиции, свойственной жителям малого города. Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого.

На основе изучения литературы, анализа материалов периодической печати, телевизионных передач определите тенденцию влияния средств массовой информации на социализацию подрастающего поколения.

Ответ:

Средства массовой информации и коммуникаций. В современных условиях негативное влияние средств массовой информации и коммуникаций очевидно. «Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и приобрели информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение и радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс» (Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.).

Воздействие негативных факторов социальной среды, успешно пропагандируемых средствами массовой информации, настолько сильно, что современные молодые люди, отмечая значимость таких традиционных ценностей, как порядочность, доброта, честность, чаще предпочитают ценности прагматического характера: материальное и личное благополучие, возможность выжить любыми способами, выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни, иметь богатых друзей и т.д.

В этих условиях прежде всего государство, как макрофактор социализации, должно принять необходимые меры, чтобы защитить детей от информации, наносящей вред их здоровью и сознанию.

А.В.Мудрик отмечает, что вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, однозначного ответа не имеет. Телекомпании, передающие свои программы на весь мир, следует рассматривать как мегафактор, теле-, радиопередачи, центральные газеты, чьей информацией интересуется население всей страны – как макрофактор. По его мнению, в связи с расширением сети местных теле-, радиопередач, появлением газет областного и местного значения, массовым использованием видео в семье, ростом интереса населения региона к ним СМК следует отнести к микрофакторам социализации.

Значимость СМК в социализации, воспитании разных категорий населения определяется тем, что они выполняют:
- информационную и просветительскую роль, благодаря которым приобретается неформальное образование (разнообразные, противоречивые, несистематизированные знания о типах поведения, отношениях людей, образе жизни различных социальных слоев населения). У каждой возрастной и социальной группы, каждого человека свой информационный мир, пополняемый различными источниками, в том числе СМК, который может носить как позитивно, так и негативно направленный характер. Изучение педагогами, психологами, родителями информационного составляющего подрастающего поколения, его источников позволяет корректировать этот мир, формировать выборочное отношение к СМК;
- рекреативную роль, позволяющую пополнять информационным содержимым досуговое времяпровождение;
- релаксационная роль, позволяющая на время абстрагироваться от дискомфортного состояния, жизненных проблем, конфликтов.

В настоящее время с расширением возможностей Интернет возрастает роль СМК в самореализации личности.
- культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности;
- все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми
- совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон, фольклор. В зависимости от социокультурных условий в обществе каждый их этих признаков содержательно меняется.

В качестве социальной базы формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные группы населения, религиозные секты, массовые неформальные объединения, преступные группы и организации, любители определенных занятий (филателисты, любители животных и т.д.).


Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

Охарактеризуйте связь педагогики и социальной педагогики, проведите сравнительный анализ их заимствованных и собственных категорий | Определите роль, задачи, функции социальной педагогики в современных условиях. | Охарактеризуйте этнические стереотипы, распространенные в регионе, стране, определите тенденции их влияния на социализацию молодежи. | Определите признаки семьи, характеризующие ее как естественную среду формирования ребенка. | Охарактеризуйте семью, как фактора социализации и естественную среду формирования детей. | Раскройте сущность основных закономерностей и принципов социального воспитания. | Составьте схему принципов воспитания в соответствии с их принадлежностью к определенным группам. | Охарактеризуйте объективные и субъективные неблагоприятные условия социализации и характер их влияния на социализацию разных категорий населения, разных типов жертв. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав