Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II.3. Судьба храмов Акрополя

Читайте также:
  1. II.3. Дифференциация ФГОС образования детей с нарушениями речи
  2. II.3. Мотивы семейного воспитания и родительские позиции.
  3. II.3. На к л а с с и ч е с к о м материале или на современном?
  4. II.3. На классическом материале или на современном?
  5. II.3.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной
  6. II.3.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной
  7. II.3.2.3. Требования к условиям получения образования
  8. V. Приложение №1.Тезаурус архитектура Афинского акрополя
  9. Биография и судьба

В наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают как в древности подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Два тысячелетия простоял почти невредимым Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь Богоматери, при крестоносцах (1209г.) был преобразован в церковь святой Марии Афинской. Крестоносцы в Пропилеях и в Пинакотеке устраивают свою резиденцию.

После завоевания Греции турками (1460г.) Парфенон превратился в мусульманскую мечеть34, к которой пристроили минареты35 в юго-восточной части, затем — в арсенал. Тогда же Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм Ники Аптерос заново, восстановили заново после разрушения и пожара Эрехтейон. Во время одной из войн турок с венецианцами, в 7 часов вечера 26 сентября 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. Тогда же была разрушена и часть Пропилей. При неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона. 17 фигур, украшавших фриз Парфенона он продал английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Остатки Парфенона пострадали в 1894г. в результате землетрясения. Частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. После провозглашения независимости Греции, в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века под руководством М.Баланоса), по возможности, был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. С 1898г. и по сей день в Акрополе проводятся масштабные реставрационные работы. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя, который расположен на территории самого Акрополя, на вершине скалы за Парфеноном. К сожалению, ни интерьер, ни мраморные рельефные фризы Эрехтейона до наших дней не дошли.

В Музее Акрополя хранятся бесценные сокровища. Посещение экспозиции поможет составить подробное представление об истории и роли Акрополя как главнейшего религиозного центра Афин. Наиболее интересными экспонатами являются:

Мосхофор – «несущий Тельца» - исключительно изысканная скульптура VI века до н.э. изображает молодого мужчину, несущего на плечах тельца в приношение богине Афине.

Архаические коры - статуи молодых девушек, которых в течение долгого периода посвящали богине Афине. Ни одна из них не похожа на другую. Изменения, которые происходят со временем в исполнении прически и в моделировании складок одежды, дают возможность оценить по достоинству развитие скульптурного искусства в древней Греции.

Скульптуры из убранства Парфенона - то немногое, что осталось от одного из чудес искусства всех времен и народов. Среди экспонатов этой группы обратите особое внимание обращают на себя несколько пластин с фриза, изображающих богов Олимпа, а также метопы (прямоугольные промежуточные плиты фриза) с изображением сцены из кентавромахии (борьбы лапифов с кентаврами).

Кариатиды - скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона.

 

III. Заключение. Проблема сохранения Афинского акрополя

Сегодня афинский Акрополь – памятник исторического наследия, символ классической красоты архитектуры Древней Греции, сердце Афин. Кстати, в городе до сих пор запрещено строительство сооружений, способных закрыть собой вид на рукотворный памятник Периклу и Фидию.

Всему образованному миру известна непреходящая культурная и историческая ценность памятников Афинского Акрополя, этого уникального и изумительно сохранившегося архитектурного комплекса, созданного греческой цивилизацией, достигшей к V-му веку до н.э. наивысшей точки культурного расцвета. Для миллионов людей восхождение на Акрополь становится чем-то вроде «священного долга», паломничества: каждый из нас ожидает увидеть нечто самое великолепное и совершенное из всего того, что досталось нам от античного мира, каждый из нас ищет знакомства с шедеврами мирового архитектурного наследия.

Для сегодняшних греков — обладателей этого уникального исторического богатства, — Акрополь, несомненно, является национальной гордостью, и в то же время налагает на них и тяжелые обязанности. Эти постройки, которые на протяжении двадцати пяти веков своего существования пережили множество событий и катастроф, постепенно рушились, следуя безжалостным законам времени.

Повреждения, которые были нанесены памятникам, можно рассматривать с нескольких сторон:


1. Технический аспект. Повреждения, нанесенные мрамору вследствие землетрясений, бомбардировок, пожаров (влияние высоких температур), морозов, а также разбухание ржавеющей железной арматуры, которыми части здания были соединены во время прежней реконструкции.
2. Химический аспект. Прежде всего, это эрозия мрамора, вызванная кислотными дождями, содержащими растворы кислот, формирующихся из соответствующих оксидов при конденсации атмосферных паров. Еще одной проблемой, связанной с загрязнением атмосферы, является отложение пыли, копоти и окисей металлов.
3 Биологический аспект. Эрозия, вызванная грибковыми наростами, лишайниками, птичьим пометом, корнями деревьев и прочим. Значительная доля повреждений может быть отнесена к вмешательству человека в судьбу древних памятников.
4. Человеческий фактор:
* бомбардировки во время войн, когда постройки Акрополя превращались в развалины;
* вандализм, связанный с религиозным фанатизмом, в результате чего со стен Акрополя исчезло огромное количество скульптурных украшений; * другая значительная часть этих украшений была варварски демонтирована и увезена охотниками за древностями;
* использование древних мраморов для других построек — и, соответственно, разрушение частей древних зданий;
* неумелое и неаккуратное восстановление; прежние реконструкции оказались неэффективными прежде всего из-за использования железа как соединительного материала для скрепления разрозненных архитектурных деталей и повышения устойчивости зданий;
* небрежное отношение со стороны некоторых посетителей.

Появление в 70-е годы ХХ века реставраторов на территории классических зданий Акрополя было, по сути, неизбежным. Прежние безрезультатные попытки их реставрации, а также последствия загрязнения атмосферы стали причиной того, что множество скульптур и барельефов были удалены с Акрополя и помещены в Музей. Затем, в продолжение работ, которые можно охарактеризовать как «спасательные», выявились и новые, нежданные проблемы сохранения устойчивости построек, которым на протяжении стольких веков угрожали пожары, взрывы и землетрясения. Множество архитектурных деталей, сохранившихся целиком или находящихся в обломках, также нуждались в консервации и защите.

Вместе с тем, начало работ на Акрополе дало возможность провести также и реконструкцию самих памятников, с дополнением недостающих фрагментов и удалением деталей, ошибочно помещенных прежде не на свое место. Если изначально реставрационные программы носили чисто консервационный характер, то очень скоро они превратились в обширные восстановительные планы, благодаря которым повысилась устойчивость построек, и стал более ясен и четок их облик. На сегодняшний день уже завершилась реконструкция Эрехтейона и укрепление скалы Акрополя.

 

Демонтаж зданий, отделение скульптурных украшений и их замена идентичными литыми копиями, восстановление мраморных деталей при преимущественном использовании аутентичного материала, а затем — их размещение на прежние места с исправлением допущенных ранее ошибок. Затем, после восстановления поверхности разделенных архитектурных деталей и удаления следов прежних попыток реставрации (ржавое железо, прогнивший и источенный временем бетон, различные клеящие и цементные растворы), части будут соединены титановыми скрепами и специальным цементным раствором. В случае нехватки каких-либо мраморных участков, они будут заменены вставками из нового пентелийского мрамора. Хорошо сохранившиеся детали будут возвращены в свое изначальное положение после того, как будут исправлены допущенные ранее ошибки, а затем скреплены новыми скрепами из титана.

В случае если повреждения охватывают и не подвергшиеся разрушению участки памятников, эти участки, тем не менее, должны быть разобраны. Такие работы ведутся в северо-восточном углу колоннады Парфенона, пострадавшей от землетрясения 1981 года, а именно в угловой части архитрава, ослабленной вследствие неверной сборки во время реставрации 1911 года, в результате чего сейчас потребовалось перебрать не только карнизы, но и раздробленные детали антаблемента с обеих сторон.

И, напротив, в некоторых случаях столь глубокий демонтаж не понадобится, если повреждения являются лишь внешними, поверхностными. Так, на месте останется пятая колонна с южной стороны и все колонны заднего фасада. Первая колонна была перебрана целиком, начиная со второго барабана и выше, остальным же сделаны «инъекции» специального вещества на основе цемента, которое заполнило обнаруженные трещины. Удаление скульптурных украшений довольно распространено в мировой реставрационной практике в случае, если не существует другого способа спасти архитектурный памятник. В данном случае, Комитетом было принято такое решение только после всестороннего изучения проблемы, заставившей придти к выводу, что решить этот вопрос по-другому невозможно. Сегодня сняты с памятников и хранятся в Музее Акрополя Кариатиды Эрехтейона, фриз храма Ники, а также часть лепнины Парфенона (фронтонные, западные фризовые участки, восточные метопы, львиные головы и т.д.). На их месте установлены (или будут установлены в ближайшее время), точные копии из искусственного камня, исключительно стойкого к атмосферным влияниям. Разумеется, вслед за снятием скульптурных украшений, реставраторам приходится решать иные проблемы. Так, на заднем фасаде, где снятие фриза повлекло за собой не только демонтаж и консервацию соседних участков мрамора, но и находящегося под ними архитрава, где было также обнаружено множество трещин.

В случаях структурной реконструкции основным критерием является отдача приоритета аутентичным материалам. Постоянным требованием ко всякому вмешательству остается его обратимость, т. е. сохранение возможности возвращение каждой из деталей на то место, где она находилась до этого вмешательства, и уверенность, что каждая ошибка, допущенная при этой реставрации, может быть легко исправлена в дальнейшем.

Материалы, используемые при реставрации, должны быть, прежде всего, безвредными и совместимыми с аутентичными, чтобы они сами не могли стать причиной разрушений. Титан — металл сравнительно легкий, неокисляющийся и очень прочный, т. е. обладает свойствами, позволяющими применять его при реставрации мраморных памятников.

Немногочисленные вставки, необходимые для придания зданию устойчивости или завершенности формам, изготавливаются из пентелийского мрамора, так как этот материал уже доказал свою долговечность и не вызывает сомнения в своей совместимости с аутентичными деталями памятника. Для точной подгонки вставок к неровным поверхностям сколов используется метод трехмерного сканирования поверхности скола с последующим изготовлением ответной части на высокоточном станке. Стоит отметить, что сканирование поверхностей осуществляется не с древнего мрамора, а с гипсовых слепков.

При восстановлении скульптур памятников Акрополя используются как копии с хранящихся в разных музеях фрагментов, так и данные исследований о том, какими могли быть утраченные части, с учетом того, что нам известны их форма и точные размеры. В соответствии с международными принципами реставрации, вставки, соответствующие утраченным аутентичным частям, должны гармонично вписываться в целостную структуру памятника, но при этом и выделяться цветом, чтобы исключить возможность введения зрителя в заблуждение относительно истинных форм памятника. Эта необходимость выделения создает реставраторам дополнительную проблему. Намеренное изменение формы и цвета может исказить исключительную гармонию, характерную для классических греческих памятников. Естественно, поверхность вставок и новых архитектурных компонентов, изготовляемых из мрамора, не несет на себе следов повреждений и имеет другой оттенок. Однако время сглаживает эти отличия, во всяком случае, в цвете, как это уже произошло в случае со стенами Эрехтейона. Нанесение искусственной патины только способствует этому процессу. На скрытые поверхности новых мраморных деталей наносится дата их укладки. Исправление ошибок предыдущих реставраций, т. е. помещение элементов на их изначальные места, продиктовано стремлением не только добиться полной аутентичности, но и достичь решения других задач. Классический способ кладки был таков, что при любой перестановке частей очень сильно уменьшалась их опорная поверхность, что в отдельных случаях приводило к сколам и крошению мрамора. Таким образом, выправление кладки способствует повышению устойчивости зданий и скульптур. Только в этом случае совпадают друг с другом каналы, проделанные в мраморе еще в античности для связующей арматуры. Наконец, мраморные элементы классических зданий имеют свою собственную неповторимую идентичность. Их верная укладка является единственным способом достижения соответствия контуров и линий архитектурного памятника замыслу античных зодчих.

Работы по укреплению восточного и южного склонов Акрополя были осуществлены с 1980 по 1993 год. Скалы естественного происхождения, на которые опирается площадка Акрополя, были в силу своего значения причислены к памятникам — как с исторической, так и с эстетической точки зрения. Тем не менее, выветривание породы и ее размывание дождевой водой привели значительные участки утеса к состоянию, грозящему обрушением, и поэтому вмешательство сочли необходимым. Эти работы включали в себя исследование накопившегося внизу грунта, очистку от разрушающей скалу растительности, заполнение образовавшихся полостей, укрепление наиболее ненадежных участков утеса арматурой из нержавеющих сплавов.

В Пропилеях в 1981-82 годах была предпринята попытка частичного восстановления второго с юга архитрава восточного портика, отличающегося непрочностью.

По состоянию на сегодняшний день разобрана крыша восточного портика и западной целлы, удалены проржавевшие железные скрепы и возвращены на свое место многие из когда-то снятых мраморных блоков.

Началась процедура сличения, сопоставления, и склеивания многочисленных обломков кессонных потолков, воссоединения которые должны быть возвращены на свое место в соответствии с одобренным планом. Уже выделено 6 групп осколков от ионических капителей, украшавших в древности западную целлу. Значительную долю этих осколков после их соединения в более крупные блоки используют для частичной реставрации памятника, а восстановленные капители будут экспонироваться в новом Музее. На их место в Пропилеях поставят их мраморные копии. Наконец, фасадной стене были возвращены части ее большого архитрава.

В храме Ники, дважды перестроенном в прошлом, что привело к частичной потере им своей аутентичности, осуществляется комплексная программа реставрации, включающая в себя полный демонтаж памятника, реставрацию по-отдельности его более чем 300 архитектурных элементов, их систематическое измерение и описание с целью установления их точного местоположения в здании храма, изъятие чужеродных элементов, не относящихся к нему, изготовление недостающих частей из пентелийского мрамора, и, наконец, полную реконструкцию памятника. Кроме того, в рамках реставрации предусмотрена установка точной копии фриза, изготовленной из искусственного камня, оригинал которого хранится в Музее Акрополя.

Восстановительные работы на Парфеноне, разделенные на 12 программ, начались в 1983 году с установления там соответствующего оборудования. Этому предшествовал спуск скульптур западного фронтона в 1977 году.

На сегодняшний день выполнены запланированные работы на восточном и частично на южном фасадах. Восстановление перистиля находится в завершающей стадии. Идут также работы на боковых стенах целлы и в алтарной части, восстанавливается северная колоннада. Наконец, подготовлен и утвержден план реставрационных работ на западной портальной стене целлы, предусматривающий изъятие надпортальной армированной бетонной стяжки, оставшейся от реставрации Баланоса, и восстановление стены в ее первоначальном виде с использованием имеющихся осколков и заполнением остального пространства новым мрамором.

Наиболее масштабные восстановительные работы идут в перистиле. Сразу за единственной устоявшей колонной внутреннего восточного портика (шестой с севера) полностью восстанавливаются еще две и частично еще три.

На них будет возложен архитрав. Параллельно ведутся работы по частичному восстановлению юго-восточного угла целлы, естественно, в соответствии с планом для южной стены. Большая часть используемого материала представляет собой осколки или даже нетронутые мраморные блоки из лежащих вокруг храма.

План по восточному фронтону изначально предусматривал изъятие подлинного архитрава, антаблемента и фронтона обоих углов. Впоследствии, однако, этот план был расширен и включил также среднюю часть фасада, а также замещение всех метоп копиями и замену верхних барабанов седьмой колонны.

Таким образом, восстанавливается точный геометрический облик фасада Парфенона, искаженный в результате взрыва 1687 года и последовавшими за этим несколькими особенно сильными землетрясениями.

В южной колоннаде были проведены серьезные работы по реставрации опасно накренившийся пятой колонны, для чего понадобилось полностью демонтировать антаблемент над ней, разобрать всю ее на отдельные барабаны и заменить самый нижний из них, который и вызывал ее отклонение.

В западной части здания уже заменены балки перекрытия колоннады и блоки фриза. Поверхность мрамора восстановлена, и выполнена структурная реставрация колонн. В 1993 году блоки западного фриза были перевезены в Музей, где подверглись процедуре укрепления поверхности и очистки, увенчавшей многолетние исследования.

Работы по восстановлению Эрехтейона (1979- 1986) включали в себя демонтаж портика Кариатид, южной, западной и северной стен и крыши северного портика.

Кариатиды были замещены точными копиями, отлитыми из искусственного камня. Оригиналы сейчас хранятся в Музее Акрополя. Проржавевшие железные скрепы, соединявшие мраморные блоки, были удалены и заменены титановыми.

В отдельных случаях мраморные части памятника были замещены новыми. В значительной степени была исправлена ошибочная кладка реставрации 1902-1919 годов, приведшая к искажению архитектурных деталей здания, в основном в боковых стенах целлы, что позволило восстановить северную стену, приподняв ее на большую высоту.

Помимо этого, северо-восточный угол храма был дополнен литыми копиями ионической колонны и антаблемента — архитектурных элементов, снятых лордом Элгином, которые находятся сегодня в Британском музее. Данное вмешательство (последствия которого в случае необходимости могут быть полностью устранены) было необходимо для укрепления устойчивости всего здания и для правильного восприятия изначально закрытого шестиколонного фасада здания.

Подведем итог. Завершается важный этап ведущейся на протяжении нескольких десятилетий реконструкции афинского Акрополя. В частности, закончены работы в западной части Пропилей - парадного входа на Акрополь, обрамленного колоннами. В настоящее время там снимают леса и разбирают переносной кран. В восточной части Пропилей реконструкция завершится в ближайшее время: там осталось уложить три балки на фронтон здания.

Как сообщает Министерство культуры Греции, после того, как снимут леса, посетители будут входить на Акрополь через восстановленный древний вход между двумя колоннами с ионическими капителями - точными копиями тех, которые были здесь в древности.

В крупнейшем храме Акрополя - Парфеноне – подходит к концу реконструкция северного фасада, самая большая реставрационная программа из когда-либо осуществлявшихся на "священной скале". Здесь уже восстановлены все колонны, а в ближайшее время будут реставрированы и 27 архитравов - поперечных балок, лежащих на колоннах. На западном фасаде установят копии шести метоп (квадратных плит с рельефами), оригиналы которых были сняты с храма и перенесены в новый музей Акрополя.

Ранее предполагалось, что восстановительные работы завершатся к 2006 году. Однако в ходе ремонта выяснилось, что храм Афины-Ники возле Парфенона требует дополнительных исследований фундамента. К тому времени на реставрацию главной достопримечательности Греции уже было потрачено 28 миллионов евро, 24 миллиона из которых выделил Европейский союз.

Сейчас в храме Афины-Ники восстанавливают колонны. Отлиты копии частей храмового фриза, а оригиналы с целью лучшей сохранности перенесены в новый музей. В храме Эрехтейон заканчивается кропотливый процесс очистки крыши над портиком, в котором стояли знаменитые кариатиды. Сейчас одна из кариатид находится в Лондоне, остальные в музее в Афинах.

Для того чтобы очистить памятник от многолетних наслоений, используется современная лазерная система, сочетающая инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Также специалисты из Афинского института геодинамики установили на Акрополе шесть сейсмологических приборов, чтобы выяснить, как влияют на памятники часто происходящие в Греции землетрясения.

Восстановление Акрополя ведется с 1975 года. Реставрационными программами руководит Комитет по сохранности памятников Акрополя. Работы субсидируются Евросоюзом и греческим государством.

Сегодня на Акрополе проводятся не только технические работы, но и не менее масштабные исследования, имеющие целью достичь соответствия уровня проводимых работ самым строгим международным требованиям к сохранению и реконструкции столь значимых памятников. С 1975 года реставрационными программами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя. Работы субсидируются Евросоюзом и греческим государством по кредитной линии Третьей Социальной Программы страхования.

В условиях кислотных дождей и ядовитого смога особенно важно включение Акрополя- эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.

Акрополь стал символом античной эстетики. Он вдохновляет художников и поэтов всех эпох и всех направлений. ЮНЕСКО использует изображение Парфенона в качестве своей эмблемы.

Вот садится солнце и наступает теплая южная ночь. Множеством огней освещает город богини Афины и ее сердце – Акрополь. Словно огромный корабль парит над Акрополем его главный храм – Парфенон. На протяжении многих веков, являясь «недосягаемым образцом», Акрополь волнует и притягивает к себе людей. Вот что написал известный русский поэт и литературный критик Дмитрий Мережковский после посещения Греции:

«Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял – сказы акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти.… В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота…

Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя.… Только здесь в Акрополе понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».

 

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

I.1. Объяснение выбора темы. Цели и задачи работы | II.1. Акрополь как ансамбль свободной гармонии | Постикум - то же перестиль, галерея, перистаса, стоя, ардхамантапам, проход. | Ортостат - вертикальные плиты нижней части каменной стены. Иногда на ортостате выполняются скульптурные рельефы. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав