Читайте также:
|
|
Рассмотрим основные эволюционные этапы развития рекламы.
1. Истоки становление рекламы. Исследователи рекламы утверждают, что она была всегда, независимо от того, было это понятие в обществе или нет. Люди использовали всевозможные доступные в каждом историческом периоде средства выразительности себя, товара, племени, событий для осуществления конкретных целей. Объектами выражения в проторекламе можно считать древние наскальные рисунки, орнаменты, племенные тотемы и товарные татуировки, клеимы для скота и рабов, изваяния, идолов и др. Появление эмблем в Месопотамии свидетельствовало о наличии торговой марки негоциантов.
Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Его текст гласил: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность».
На территории современной Индии вместе с различными предметами быта Хараппской цивилизации (III—II тыс. до н.э.) обнаружены надписи, нанесенные на печати, керамические изделия, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости, медные пластинки. Часть печатей имеет отверстия, что позволяет рассматривать их как своего рода расписки или метки, которые прикреплялись к товарам.
Одной из ранних форм рекламы были специальные медали с текстами объявлений, существовавшие в североафриканских городах еще за полвека до рождения Христа. А три тысячи лет назад в Вавилоне использовались специальные знаки, обещающие награду за убежавших рабов: за беглого раба предлагалось два быка.
2. Реклама в античности характеризуется ростом городов, образованием свободного рынка с общезначимой информацией рекламного характера, использование устной формы рекламы через выкрики и призывы глашатаев, разносчиков, торговцев, гонцов для информирования больших скоплений людей. Наряду с голосовой рекламой появляются письменные рекламные тексты для состоятельных граждан, политическая хроника, надписи краской на стенах, вывески, указатели. Реклама принимает элитарный характер. Формируется выразительный имидж через рисунок, текст, скульптуру, отделку помещения, личностную рекламу в виде татуировки, торжественных процессий и т.д. Зарождается городское законодательство о рекламе через выделение специальных мест для надписей, выкриков, установление статуй с хвалебными надписями.
Развитие рекламы сдерживало натуральное хозяйство с обменом товарами через локальные общины, отсутствие развитого рынка, на котором основной коммуникационной формой выступали межличностные отношения. В качестве видов рекламы или рекламоносителей стали выступать вывески таверн, кузниц, гостиниц, торговых мест. Появилась маркировка продукции путем клеймения. Стало совершенствоваться законодательство о рекламе, появились правила глашатых.
Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того, как молва разносила сведения о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом.
Современные исследователи также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Однако оперативность рекламы, исполненной на камне и металле, весьма низка по сравнению с настенной рекламой.
Финикийские купцы рисовали сообщения коммерческого характера на скалах вдоль торговых путей. Греки гравировали рекламные сообщения на камнях, меди и кости, вырезали на деревянных столбиках. В Древнем Риме строились специальные стены, называемые «амбумсы», белили их известкой и делили на равные прямоугольники. Стена заполнялась объявлениями, написанными углем или пурпурной краской. Писали о продаже хлеба, вина, оружия, гончарных изделий, одежды, о представлениях в цирке,
театрах и т.д. Реклама извещала о боях гладиаторов и об открытии новых бань. Процветала и политическая реклама. Так, на одной из настенных росписей в Помпее расхваливали политического деятеля и призывали народ отдать за него голоса. Стены, как видно, успешно заменяли средства массовой информации. Античная культура явилась образцом развития рекламной деятельности.
3. Эпоха Средних веков утвердила первых официальных рек-ламораспространителей в должности сборщиков и разносчиков новостей. Их функции выполняли также уличные зазывалы, разносчики новостей, сами торговцы или их приказчики, гонцы. Средневековье, охватившее целое тысячелетие, погубило античный мир и вместе с ним рекламу того времени. В период феодализма преимущество получили натуральные хозяйства, в таком случае обмен исключен и, соответственно, нет почвы для зарождения и расцвета рекламы.
Наибольшее развитие получила религиозная реклама, носителями которой являлись церковные проповедники, организованные религиозные процессии, устрашительные акции. Особенно концентрированное выражение приемы рекламного воздействия находили в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин. В средние века грамотность была на низком уровне, поэтому преобладала устная реклама, носителями которой были глашатаи. Особенное развитие получила и другая форма рекламы — специальные вывески в виде торговых и ремесленных знаков и эмблем без каких-либо надписей.
Мир средневековой рекламы далеко не ограничивался устными текстами. Мастерство граверов, художников, скульпторов также активно востребовалось рекламой. Творчество художников не ограничивалось иллюстрированием рукописей, храмов, а выходило на улицы средневековых городов. Чрезвычайно интересны сведения о настенных росписях на злободневные темы. Они, скорее всего, являли собой прообраз политического плаката.
Развитие рекламного дела в России относят к X-XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров. У русских купцов рекламу выполняли зазывалы путем громкого оповещения о товаре и его свойствах. В ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли свой вклад народные картинки — лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в. Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться
для коммерческой рекламы: некоторые «потешные» листы рекламировали иноземную модную продукцию. Центром «лубочной культуры» стал Великий Новгород. Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. Наборы ярких лубочных картинок с броскими рекламными слоганами — надписями вывешивались на обозрение и продажу.
4. Рекламная деятельность с XIII в. начинает осознаваться как особая форма общественной связи с товарным рынком. Эпоха Возрождения способствовала развитию художественной символики и настенных росписей на экономическую и общественную жизнь общества. Позднее формируется информационное бюро (Венеция, 1530).
До изобретения печати (1450) применялось не менее трех групп рекламных средств: торговые марки (знаки), которые были распространены уже у древних финикийцев, призывы глашатаев (герольдов), различные знаки (символы). Символом глашатаев был жезл. В период средневековья герольды объединялись в особые цехи и специализировались по группам товаров. Знаки служили в качестве «немой справки», также как различные надписи, вывески и щиты, установленные на улицах и площадях.
Революционный поворот в развитии рекламы связан с изобретением Гутенбергом печатного станка в 1450 г., что ознаменовало начало эпохи становления печатного средства массовой коммуникации. На станке начали печатать рекламные листовки, появились первые каталоги по обзору цен и товаров. Устанавливалось адресное бюро с разрешения короля, многие министры держали людей — собирателей информации, которые составляли для них информационные бюллетени. Реклама кроме политической и экономической направленности принимает и социальную составляющую (брачные объявления, проповедование здорового образа жизни и т.д.). Впервые в современном понимании печатная реклама появилась на берегу Туманного Альбиона в 1473 г., в которой торговцы давали первую информацию о товаре.
В 1498 г. А. Мануций издает каталог 15 первых выпущенных им книг с указанием цен. Так формируется новый жанр печатной рекламы — каталог. Параллельно возникает и такой важнейший жанр книготорговой рекламы, как аннотация. К XV в. восходит и жанр издательского проспекта. В 1631 г. появилась печатная реклама во Франции в «Газет де Франс», в 1787 г. в США появилась рекламная газета «Ежедневные ведомости». Позднее Эдисон и Стил начали выпускать газету «Тэтлер» став верными поборни-
ками рекламы. Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов: «Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах»,
В XV в. в России вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с крыльца Красных палат в Москве на Ивановской площади. Для России XV—XVII вв. характерно отсутствие регулярного массового информирования. Отечественная протога-зета «Куранты», бытовавшая в течение XVII в. при царском дворе, создавалась для крайне узкого круга лиц: самого царя и его приближенных.
О появлении настоящей прессы заявили петровские «Ведомости», начавшие выходить в 1703 г. При Петре I усиливается рекламная загруженность различного рода печатных текстов. Петровское время донесло до нас многочисленные и разнообразные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты и разнообразные рекламные акции (шествия, манифестации, фейерверки).
5. Интенсивное развитие мировой рекламы началось в XVIII в. — времени новых открытий и колонизации, создания трансконтинентальных компаний, развития товарного рынка и появления конкуренции. Рост сферы услуг и производства стимулировал развитие рекламы. Вначале агентства выполняли функции байера или селлера, а рекламное сообщение предоставлялось самим рекламодателем. Затем появилось первое рекламное агентство «Айер и сыновья» (1890), взявшее на себя функцию разработчика рекламы. Развитие науки и техники стимулировало развитие рекламоносителей, появилась фотореклама. Наметились первые попытки регулирования рекламной деятельности.
В XIX в. в России получили широкое распространение рекламные листки, плакаты. Они появились на трамваях, конках, поездах, воздушных шарах, круглых тумбах. Широкое распространение получила «голосовая реклама», носителями которой выступали подростки.
Главный поток коммерческих объявлений рекламного характера шел через издание департамента внешней торговли «Коммерческую газету» (1825—1860) и частный еженедельник «Купец» (1832—1835), который был создан с целью: способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов, фаб-
рик, заводов и мастерских со всеми условиями, к сбыту и приобретению товаров и изделий.
Крупнейшим техническим прорывом стало изобретение фотографии в начале XIX в. До этого момента товары на печатной рекламе могли быть проиллюстрированы лишь рисунками. С фотографией в рекламу пришло правдоподобие и новый мир художественного творчества, поскольку она позволяла показать товары, людей и места не глазами художника, а такими, какие они есть на самом деле. Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств и т.д. История создания рекламных агентств (XIX в.) начиналась в основном со скупки газетных полос (площадей) и перепродажи их рекламодателям со значительной для себя прибылью.
Ускоренное развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права в 1861 г. способствовало снятию государственных запретов в России на помещение коммерческой рекламы в печатных изданиях. Развитие капитализма, появление конкуренции способствовали развитию рекламной деятельности* появлению рекламных агентств и рекламодателей. Массовые издания — «Голос» (1863—1884), «Петербургский листок» (1864—1916), «Московский листок» (1881—1916) — способствовали зарождению первых российских рекламных агентств. Наиболее авторитетным рекламным агентством XIX в. в России являлась Центральная контора объявлений «Торгового дома Метцель и К» (1870). А среди изданий, выходивших на рубеже веков, наибольшее количество рекламных объявлений помещалось в газете «Новое время» (редактор издания с 1876 г. А.С. Суворин).
Начало нового качественного этапа в становлении рекламной деятельности связано с развитием массового производства, при котором «рынок продавцов» стал постепенно превращаться в «рынок покупателей», а организационные процессы на рекламном рынке стали приобретать индустриальный конкурентный характер.
За период с 1840 по 1920 г. рекламная деятельность превратилась из изолированного феномена в современный институт с функциями и средствами воздействия: возникла национальная реклама; рекламное агентство к функции продавца рекламного места добавило творческие функции; был разработан механизм комиссионных выплат рекламному агентству за услуги; СМИ стали рассматривать рекламу как основной источник денежных пос-
туплении; начались дискуссии о теории и технических приемах рекламы.
В конце XIX в. в США и Германии начали выходить издания, посвященные изучению феномена рекламы. В.Д. Скоттом в 1902 г. была создана первая теория рекламы, сформированы принципы и методы ее организации. В начале XX в. формируются научные представления о рекламе и начинает развиваться наука о рекламе.
Рассматривая тенденции развития рекламы в России, можно выявить, что этапы ее становления повторяют порядок становления рекламы на Западе. В XVII—XVIII вв. в России стали впервые появляться рекламные тексты справочного характера. Реклама конца XIX в. носила фольклорный характер и не решала политических и экономических задач. В начале XX в. при журналах и газетах уже стали работать рекламные агентства.
6. После Октябрьского переворота 1917 г. реклама в России была монополизирована государством, т.е. была объявлена исключительным правом Советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и политизирована призывами к разгрому буржуазии и обещаниями справедливой жизни.
После Гражданской войны реклама в России получает определенное развитие. Появились рекламные агентства «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама» и др. Мосторгрекла-ма широко использовала в рекламных целях московские трамваи, размещала свои рекламные объявления в фойе гостиниц и театров. Особое развитие в период нэпа (середина 1920-х — начало 1930-х) получила коммерческая реклама. С завершением нэпа реклама как инструмент экономического развития исчезла, на ее смену пришла пропагандистская реклама.
Отечественная рекламная деятельность с 1930 до 1990 г. вырабатывала рекламу советского образа жизни. Рекламный рынок в маркетинговом понимании отсутствовал. Отношение к рекламному продукту исчерпывалось несколькими идеологизированными штампами типа «продажная дама империализма». Реклама товара советского периода рассматривалась как форма искусства эстетического оформления витрин или фактор политического воспитания, приверженности к покупке отечественных товаров, борьбы с социальным злом.
Первые пятилетки сопровождались призывной рекламой к построению социалистического общества и прославлению коммунистической партии и ее вождей. Реклама слилась с пропагандой.
XX в. охарактеризовался научно-техническим прогрессом, что сказалось на появлении новых средств рекламы. Первая радиореклама вышла в 1920-е гг., первая телереклама — в 1930-е гг.
Во время Отечественной войны реклама сводилась к агитационным плакатам и призывам к победе над врагом и все для фронта. В послевоенные годы реклама стала обслуживать крупнейших производителей продукции, создались специализированные рекламные предприятия «Союзторгреклама», «Роекоопторг реклама», «Внешторг реклама» и т.д., появились рекламные организации при Аэрофлоте, Морфлоте, текстильной, химической и других видах промышленности. Стал издаваться журнал «Реклама». С целью координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе.
Реклама в СССР сыграла свою роль, но, к сожалению, далеко не такую, на какую рассчитывали ее создатели. Она закрепила в сознании, что реклама в одном случае — выбор без выбора, в другом — попытка сбыть товар не лучшего качества. В советский период роль рекламы недооценивалась исходя из ситуации товарного дефицита в стране и высокой идеологизированности общества. Практически отсутствовала коммерческая и телевизионная реклама. Определенное развитие получила научно-техническая пропаганда и ее различные формы, а также внешнеторговая реклама. Она была не нужна и бесполезна потребителю — широта и глубина ассортимента товаров определялась государством, у покупателя не было альтернативного выбора в условиях дефицита. Реклама в СССР была безальтернативной и без самого товара; навязывающей товары без учета вкусов граждан.
С развалом СССР централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась, они были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы с преимущественно акционерными формами собственности. Во второй половине 1980-х гг. стала возникать необходимость в привлечении внимания населения к тем или иным товарам. Этот период можно назвать самым интересным временем существования рекламы в России. Крупные перемены в экономике вызвали еще более крупные изменения в сознании потребителей, стратегии производителей и, конечно же, в рекламной деятельности. Помимо недавних монополистов рынка появились частные (кооперативные) организации, со временем обещавшие стать достойными конкурентами государственным предприятиям. Тогда и возникла необходимость появления на рынке независимых информационно-рекламных агентств.
В зарождающихся рыночных условиях, обусловленных «перестройкой» и появлением импортной товарной массы, рекламная деятельность постепенно начинает принимать экономическую направленность рыночного характера. Первый рекламный отдел был создан в газете «Правда» — в ней стали печатать коммерческие объявления. Начинают появляться первые рыночно ориентированные рекламные агентства с довольно примитивной рекламой информационного характера. Реклама в России сегодня — это уже шаг вперед, даже по сравнению с совсем недавним прошлым.
Зарождение рекламного рынка было оформлено появлением рекламных агентств «SOVERO» и совместного предприятия «Внеш-торгреклама» и Young & Rubicam, Ogllvy & Mather и др. С началом рыночных преобразований рекламный бизнес становится одной из наиболее динамично развивающихся и технически оснащенных отраслей российской экономики.
Для анализа тенденций выделим и рассмотрим важнейшие этапы становления постсоветского российского рекламного рынка.
1. Этап появления «молодой рекламы» (1990—1995). Этот этап характеризовался концепцией «искусство представления товара» в рекламе, отображал творческую составляющую рекламы, оторванную от тенденций и стратегий зарождавшегося товарного рынка. Постулат американских дизайнеров «некрасивое не продается» был воспринят в российской рекламе как абсолютный смысл, как принцип действия. Концепцией рекламной деятельности стал вид свободного художественного творчества в презентации товара массовому потребителю.
Направленностью рекламы выступила компиляция и интерпретация всего того, что было наработано творцами «чистого искусства». Появившиеся рекламные агентства рынка постсоветского периода создавали рекламу по образу и подобию известных зарубежных сюжетов, выражая видение рекламы на свой художественный вкус через символизм, примитивизм, поп-арт, комиксы, компьютерную графику. В такой художественной постановке рекламные сюжеты уводили потребителя от сути рекламного обращения и запоминались лучше, чем рекламируемый товар. Целью рекламных агентств в отсутствие маркетинга и рекламных концепций была не разработка рекламных проектов продвижения товара на рынке, а рост доходов с рекламы в ситуации экономического хаоса периода перехода новой России к рынку.
Формирование современного рынка рекламы в России началось только в 1991 г. На первом этапе этот процесс носил довольно хао-
тичный, экспериментальный характер, что во многом объяснялось как недостатком необходимого опыта, практики работы субъектов рекламной деятельности, так и отсутствием правовой базы, регулирующей рекламный бизнес. Рекламный рынок стал характеризоваться появлением большого количества рекламных агентств, новых каналов рекламы, рекламных посредников. Реклама стала проникать во все сферы деятельности общества, влиять на него и самосовершенствоваться. В этот период раскрылась невежественность рекламодателей, непрофессионализм субъектов, удивительная доверчивость потребителей, неразборчивость СМИ.
Российский рекламный рынок стали создавать и совершенствовать пришедшие в страну мировые агентства — BBDO, CARAT Russia, IN ТЕ RES PASES w чисто российские рекламные агентства — «Премьер СВ», медиаконцерн «Видеоинтернешнл», «Максима» и др., которые стали заниматься размещением рекламы в центральных СМИ. Возник процесс интеграции мелких российских рекламных агентств в рекламные холдинги или коммуникационные группы.
Этап «молодой рекламы» по аналогии с этапами жизненного цикла товара можно отнести к стадии вступления субъектов российской рекламной деятельности в цивилизованный рекламный рынок. Основными целями деятельности выступили: создание известности товара и марки, информирование рынка о выгодах новинки, побуждение потребителей испытать новый товар.
2. Этап «роста» рынка рекламы (1995—1998). Он сопровождался одновременно и интенсивным, и экстенсивным ростом числа субъектов рынка. В этот период появились новые студии рекламы, рекламно-коммуникационные агентства, медиахолдинги, посредники рекламного рынка (медиабайеры, медиаселлеры), рекламные ассоциации. Сформировалось понимание функции рекламы в продвижении продаж у рекламодателей и рост объемов рекламных бюджетов. На российском рекламном рынке активизировали маркетинговую деятельность мировые сетевые рекламные агентства — Young & Rubicam, Ogilvy & Mather, DM В &В (D'Arcy), Leo Burnett & Moradpour Moscow, которых притягивала высокая прибыль развивающегося рекламного рынка. Международные рекламные агентства стали определять направленность российского рынка, интегрировать субъектов рекламной деятельности в мировой рекламный процесс.
В регионах наметился интенсивный рост числа рекламных агентств рынок стал структурироваться по средствам и каналам
рекламы, стали развиваться передовые рекламные технологии в месте продаж. Это стало возможным благодаря накопленному опыту, новому менеджменту из выпускников учебных заведений по рекламе и маркетингу, зарубежной литературе.
Рост рекламного рынка породил свои проблемы и болезни роста. Появившийся опыт в рекламировании товара позволил сформировать в сознании большинства рекламодателей принцип, что реклама — «это все просто и элементарно», дорого стоят только рекламоносители. Рекламные агентства, чтобы получить заказ, вынуждены были принять стратегию «ориентация на рекламодателя», потому что он платит. На этапе роста отечественной рекламы рекламодатель определял творческую направленность и стратегию рекламы, стал главным оценщиком ее креативности, генератором медиапланирования, что не всегда совпадало с позицией рекламного агентства и целями маркетинга.
Разработчики рекламы делали робкие попытки выделить в рекламе «уникальное торговое предложение», перейти от художественного принципа «сделать рекламу красиво» к маркетинговому принципу — «реклама должна продавать», по аналогии с мировой рекламой 40—50 гг. XX в., но их предложения наталкивались на стену непонимания рекламодателя. Такое состояние деятельности объяснялось неразвитостью маркетинга рекламодателя, отсутствием рекламной политики, непониманием руководством управления в новых рыночных условиях.
Общая направленность деятельности строилась по западным стандартам и выражалась в разработке сильного, устойчивого образа товара, создании и поддерживании приверженности марке, стимулировании приобретения товара, повышении осведомленности покупателей. В 1995 г. был принят первый Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ, призванный регулировать рекламную деятельность. Однако рекламодатель требовал дизайн или сюжеты массовой культуры в рекламе товара, который понятен всем и за который он готов платить. Одним из проявлений массовой рекламы стало тотальное распространение китча как «творческой» основы рекламы с включением товарных характеристик, не соответствующих действительности. Вынужденной особенностью рекламной деятельности стало создание «стильной» рекламы, ориентированной на молодежь, для которой ценностным принципом было поклонение западной моде и подобающее потребление.
Экономический кризис 1998 г. в России сказался на качественном и количественном изменениях рекламного рынка. Начиная
со второй половины 1998 г., рекламный рынок приостановил свои темпы развития, что объясняется исчезновением с рынка крупных отечественных рекламодателей, в первую очередь финансовых пирамид, доминировавших в 1994 г., уходом из России иностранных инвесторов, банковским кризисом. Основные потери понесли рекламные агентства, получающие прибыли от телевизионной рекламы. Слабые субъекты деятельности были разорены, произошла реструктуризация рекламной отрасли и ее качественное улучшение, появились новые участники рекламного процесса, рекламодатели пересмотрели свои взгляды в пользу маркетингового подхода в рекламе, что дало возможность для развития новых перспективных направлений в соответствии с мировыми тенденциями на рекламном рынке.
Этот этап характеризовался закатом периода «дикого» роста рекламного рынка, он начал принимать цивилизованные формы работы, что стало привлекательно для мировых инвесторов рекламы. Вместе с тем было выявлено, что перенесение западных моделей деятельности на развивающийся отечественный рынок не всегда оправдано. Наш потребитель еще не достиг уровня правильного восприятия и потребления рекламы, социально-культурная среда не всегда совмещается с традициями западного общества. Но несмотря на «болезни роста», рекламная деятельность в России приняла направленность в своем строительстве по западным моделям с учетом российской специфики. На российский рынок к началу 2000 г. вернулись почти все крупные западные рекламные агентства со своими проектами. Они принесли с собой технологии управления, постепенно перенимаемые отечественными субъектами, произошла трансформация рекламных агентств в коммуникационные группы.
3. Этап «зрелости» рекламного рынка (с 2000) — после выхода России из состояния дефолта в результате фундаментальных изменений в экономике. Новый подъем экономики ознаменовался внедрением принципа управления маркетингом для руководства предприятием, что определило данный этап становления российской рекламной деятельности по образцу зарубежных рекламных агентств и их рекламных технологий. Этот этап ознаменовал начало интенсивного развития цивилизованного рекламного рынка со стратегией вхождения в мировое рекламное пространство.
К 2001 г. свободные ниши на рекламном рынке в основном заполнились, тем не менее постоянно появлялись новые проекты, особенно в деятельности регионов. Рост региональной составля-
ющей рекламного рынка стал фактором, определившим новый этап развития рекламной деятельности.
Концепцией развития рекламы стало создание уникального имиджа бренда с применением «уникального торгового предложения» и «позиционирования», что по западной системе эволюции рекламы относится к 60—70 гг. XX в. Суть нового подхода состоит в том, что реклама стала неотъемлемой и активной частью комплекса маркетинга, соответствующей новым требованиям мирового рекламного рынка. Развитие науки и техники стимулировало развитие рекламных технологий, которые стали определять эффективность рекламных средств. В табл. 5.1 приведены используемые
средства рекламы на разных этапах развития рынка.
Таблица 5.1
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 191 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |