Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

I.2. Причина и механизм развития неврозов.

Читайте также:
  1. I. Причина.
  2. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 1 страница
  3. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 2 страница
  4. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 3 страница
  5. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 4 страница
  6. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 5 страница
  7. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 6 страница
  8. II. Особенности эмоционального развития дошкольника.
  9. NER: механизм

В XX веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание числа неврозов, как у взрослых, так и у детей. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни. Родители нуждаются в понимании причин развития невроза у своего ребенка, так без этого не может быть предупреждения, ни его преодоления.

Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, но почему у одних людей они вызывают невроз, а у других не вызывают? Проблема происхождения и развития невроза до сих пор спорна. Автор, занимаясь проблемой детских неврозов более четверти века, пришел к твердому убеждению, что путь в невроз чаще всего начинается с подавления у ребенка его темперамента.

В процессе эволюции, в борьбе за выживание сформировалось 3 наиболее целесообразных врожденных типа приспособления - холерический, сангвинический и флегматический темпераменты. Природа запрограммировала человека, а определенный стиль поведения - мальчика на мужской, девочку - на женский, и подобно тому, как, родившись мальчиком, человек должен прожить мужскую жизнь, ребенок должен воспитываться и жить в соответствии со своим темпераментом.

Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни или благополучию, в трудностях по достижению особо значимых целей, в жизненной борьбе, предписывая и обеспечивая свой, индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки темпераменту, он поступает противоестественно. Воспитание, период детства формируют характер или в согласии с темпераментом, или вопреки ему, что противоестественно.

Врожденным является не только темперамент, но и инстинкт самосохранения. Он предписывает живому существу быть бдительным, но мера его выраженности и тип реагирования при отражении угрозы диктуются темпераментом. Темперамент и инстинкт самосохранения взаимосвязаны. Человек флегматического темперамента медлителен, поэтому инстинкт самосохранения у него выражен сильнее, ему подобает быть осторожнее быстрого и расторопного сангвиника. У холерика с его мощным потенциалом, которому сама природа определила роль исследователя и бесстрашного воина, инстинкт самосохранения ограничен. Таким образом, в ходе эволюции, природой все было мудро взвешено и согласовано. При подавлении темперамента природные связи нарушаются. В результате у холерика, например, инстинкт самосохранения обостряется, и холерик становится робким и осторожным. Однако робкий человек с темпераментом холерика - это уже не холерик, а дисгармоничная, нервная или трудная личность.

Чем более характер отклоняется от своей природной основы темперамента, тем более темперамент подавляется характером, тем менее эффективно разрешаются трудности. В результате теряется такая черта характера, как мужественность. И оно взаимосвязано с темпераментом, поскольку в совокупности всех своих черт темперамент формирует мужество и достоинство в человеке. Ребенок с подавленным темпераментом закономерно терпит неудачи. Перестав быть мужественным, он теряет уверенность в себе. А раз так, то обостряется инстинкт самосохранения. Ребенок становится все более робким, его обуревают сомнения, порождаемые неуверенностью в себе, тревожность превращается в черту характера, особенно сильно подавляющую темперамент, страхи возникают даже в тех случаях, когда бояться нечего. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. И вот он уже одинок, замкнут, малоактивен или тревожно - общителен и тревожно - активен. Неуверенный, тревожный ребенок предрасположен к перестраховке, педантичности. Детство - это период жизнерадостности, энергичности. А перед нами - робкий и унылый маленький старичок. Так формируется предневрозный характер - первый этап на пути к неврозу. Если в характере преобладают робость, пассивность, замкнутость или тревожная общительность ("что слышно", "что нового?", "ничего не случилось?"), склонность к унынию, капитуляции перед трудностями, неудачами, то это - слабый ребенок, "нытик", маленький унылый старичок, у которого наблюдается "путь в неврастению". Преобладание страхов, тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, педантичности, замкнутости или тревожной общительности свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном, рассудительном ребенке, у которого наблюдается предрасположенность к неврозу навязчивых состояний. Если в характере преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость и истеричность, то это - эгоист, вечно недовольный, капризный и невыносимо требовательный, постоянно брюзжащий, демонстративно-протестный ребенок, и в этом случае имеет место предрасположенность к истерическому неврозу.

Подчеркнем, что все 3 формы предневрозного характера противоречат стилю и типу темперамента, исключают и подавляют его. В самом деле, разве могут быть холерик, сангвиник или флегматик нерешительными, пассивными, унылыми, нытиками от природы? Разве боязливость и тревожность, брюзгливость и эгоистическая требовательность, несамостоятельность и инфантильность - врожденно обусловленные качества? Разве такие качества помогают устоять кому-то в жизненной борьбе или полезны обществу? Робость, тревожность, мнительность еще более заостряют инстинкт самосохранения. Он неправомерно начинает занимать центральное место в отношениях к себе, другим людям и к жизни, не оставляя места альтруистической направленности любого из трех типов темперамента.

Однако темперамент, характер - лишь часть формирующейся личности. Ее также характеризуют притязания, отношения, переживания и многое другое. Говоря о человеке, необходимо остановиться на роли в его жизни неосознаваемой сферы психики, без чего не постичь механизмы невроза.

У человека как бы 2 уровня психической деятельности - осознаваемая и неосознаваемая сферы. Человек мыслит произвольно, размышляя о том, что для него в данный момент важно, контролируя ход своих размышлений и направляя их. Ему задают вопрос, и он обдумывает ответ на него. И в этом проявляется функция сознания - осознаваемой сферы психики. Одновременно, не подозревая об этом, человек неотступно, в состоянии бодрствования и во сне, думает над своими проблемами, решает какие-то жизненные задачи, и эти процессы совершаются в неосознаваемой сфере человеческой психики. Далее для краткости будет использоваться лишь термин "неосознаваемое", как синоним неосознаваемой сферы психики. И именно в этой сфере психики как раз и заключены механизмы развития невроза. В нерасторжимом единстве с сознанием и при безусловном главенстве сознания неосознаваемое обеспечивает нормальную адаптацию человека в окружающем мире. Сознание контролирует в каждый данный момент лишь одну проблему. Наличие наряду с сознанием и неосознаваемого обеспечивает приспособительно важную возможность одновременно разрешать 2 и более актуальные проблемы.

Перед человеком всегда стоят как неотложные, сиюминутные задачи, так и долгосрочные, столь же неотложные проблемы. Сознание занято частной повседневной задачей, а в неосознаваемом решается актуальная долговременная работа; сознание занято долговременной проблемой, а человек идет и делает что-то привычное, а именно неосознаваемое обеспечивает автоматизм его действий и контроль за ситуацией.

Сознание может быть занято какой-то определенной жизненной ситуацией, а в неосознаваемом неотступно другое, как правило, стратегически более существенное для человека, особенно то, что непосредственно таит для него угрозу. Если человек неравнодушен к кому-то, то, несмотря на занятость, учебу, работу, этот кто-то постоянно в его неосознаваемом; как он смотрел, как слушал, как говорил. Человек потому и может позволить себе роскошь поговорить о незначительном, думать об отвлеченном, смотреть фильм и читать книгу, что неосознаваемое бессменно стоит на страже его интересов, что в нем происходит непрестанная работа, и оно, опираясь на все, что человек хотя бы мельком зафиксировал взглядом, слухом, пусть невнимательно, но прочел, просчитывает все варианты, подвергает исследованию все альтернативы, чтобы помочь разрешать проблему и предоставить сознанию ответ, решение, направить его на верный путь или предупредить об опасности. Работа неосознаваемого порождает, например, "предупреждающие" сновидения, озарения изобретателя или поэта, неожиданные догадки, интуицию.

Полноценное приспособление человека к жизни обеспечивается тем, что вся информация, которая поступает с момента рождения при помощи органов чувств в форме ощущений, образов и слов, фиксируется как собственный жизненный опыт и как восприятие бесценного опыта, знаний и культуры прошлых поколений. Неосознаваемо воспринимается все, что человек видит, слышит, обоняет, осязает, ощущает, и все это запечатлевается в неосознаваемом. Но и воспринятая сознанием информация, потеряв в какой-то момент актуальность для человека, переходит в неосознаваемое, как бы перемещаясь из центра на периферию. Из воспринятого неосознаваемым ничто не пропадает, все сохраняется как бесценные знания и опыт. Малыш не помнит, что было с ним до 3-4 лет: но все это в его неосознаваемой памяти, и он ничего не забывает. До 5 лег он кого-то любил и кого-то боялся, испытывал радость и обиду, тревогу и страх. Все это ушло в неосознаваемое, но будет влиять на отношения, переживания, на поступки и поведение всю жизнь. Он любил и отвергал, и в неосознаваемом сохранилось - что и кого. Отсюда неосознаваемые симпатии и антипатии взрослого. Нельзя обижать малыша. Он не будет помнить, как и когда это было, но в неосознаваемой сфере психики у него навсегда запечатлеется - мама или папа обижали его. Взрослая женщина заявляет нам, что ей стыдно за свое отношение к матери. Она и любит мать, но ничего не может поделать с раздражением, которое возникает у нее, как только она ее видит и слышит. Причина этого в том: что мать была с ней сурова в раннем детстве, и отношение матери вызывало эмоции страха и неудовольствия.

Все то, что ребенку веско и эмоционально внушили в детстве, становится неосознаваемой установкой. Мать внушила, что хорошо и что плохо. Быть может, она заблуждалась и то, что внушено ею, было ошибочным. Сын или дочь стали взрослыми, у них более высокий уровень сознания, чем у матери. Они прожили другую жизнь, но внушенные матерью установки остались и воздействуют на их отношение к жизни, поведение. И если то, что внушила мать, принято и их сознанием, то они воспринимают все в жизни "по маме". Если же принципы их сознательного отношения к жизни противоречат тому, что внушила мать, эти принципы борются с неосознаваемыми установками.

У ребенка под влиянием отношений к нему других людей, жизненных обстоятельств складывается отношение к самому себе. Его унижали, и его отношение к себе может быть самоуничижительным. Его непомерно восхваляли, и он станет самоуверенным. Радостное или горестное из пережитых в детстве событий формирует установки предпочтения, выбора или предубеждения, запрета чего-то. Детство ребенка эмоционально насыщено, и пережитое в этот период приобретает силу обязательных правил, которым он следует всю жизнь. На каждый жизненный случай, таким образом, есть установки: это делать можно, это - нельзя; это хорошо, а это - плохо; это безопасно, а это - опасно.

Существует бесчисленное множество установок. Жизнь порождает их каждодневно. Одна установка приводит к появлению другой, они становятся взаимосвязанными. Установки могут быть гармоничными, но могут и остро противоречить друг другу. Отец внушал: "Борись, не уступай!", мать: "Лучше уступи, будь осторожен". Родители внушали одно, а жизнь учила другому. И в борьбе одна установка - отца - "поднимает в атаку", а установка матери "прижимает ко дну окопа". То чему учили дома, побуждает уступить неправому, но сильному, а то, чему учат книги - бороться, и побеждает более сильная, веская, более эмоциональная установка. Не исчезает ни одна из них, но они различны по силе. Побеждает группа сходных установок, образующих систему и формирующих неосознаваемую направленность личности.

Над робкими довлеют установки на осторожность, осмотрительность, над мужественным - на активность и борьбу. Если формируется система установок, которая во многом определяет направленность поведения человека, то становится очевидной взаимосвязь установок с характером. Доброта, как черта характера - это установка на отношение к людям, животным, к природе. Неуверенность в себе как черта характера - это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Если одна из позиций сознания противоречит другой, неизбежно возникает внутренний конфликт. Жизнь часто ставит человека перед необходимостью выбора. От того, что он выберет, может зависеть его судьба. Выбор труден, и человек или решается на него, или нет. Не решаясь на что-то, очень желаемое и важное, человек переживает внутренний конфликт. Внутренний конфликт - это также столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики.

Внутренний конфликт - это также борьба самих установок, и тогда он целиком неосознаваем. В ребенке два мощных влияния могут породить две равноценные системы установок. Одна подвигает вперед, вторая предписывает пассивность, уступчивость. В согласии с первой системой ребенок делает шаг вперед, но мобилизуется вторая система, вызывая эмоции страха, и он тут же отступает. Но первая система установок не исчезает, пробуждая стыд, апеллируя к чувству долга, ответственности, совести. Ребенок мечется, его мучает внутренний конфликт противоречивых установок, его мучают сомнения.

Внутренний конфликт - это и борьба установок с темпераментом. По своему темпераменту ребенок на обиду ответил бы дракой. Но установка "нельзя", "а что будет?" заставляет его уступить обидчику, отказаться от того, чего он желает, подавить в себе эмоцию гнева, заставляет смириться с несправедливостью. По темпераменту ребенок действовал бы, решился бы, но установки парализуют его. Однако подавленный темперамент не исчезает. И ребенок обречен на борьбу со своим темпераментом. Темперамент предопределяет индивидуальность человека, а с этим - потребность в ее сохранении, из которой рождается чувство достоинства. Чувство достоинства, в свою очередь, направлено на сохранение индивидуальности, темперамента и его приспособительной социальной направленности. Оно всегда подвигало индивидуума навстречу опасности и заставляло встать сбитого с ног, если он еще мог подняться. Без достоинства нет человека, нет личности. При подавлении темперамента и обострении инстинкта самосохранения подавляется и чувство достоинства. Безопасность в таком случае достигается не борьбой, а отказом от чувства достоинства. Но чувство достоинства неистребимо в человеке и подавление его приводит к тягостным переживаниям унижения, капитуляции.

Чувство достоинства, как и право человека быть самим собой, - великие социальные ценности. Родители, естественно, хотели бы, чтобы их дети были разумны и осторожны, но при этом сохранили свою индивидуальность и чувство достоинства, что звучит в гордом: "В нашем роду не было трусов и подлецов". Однако это несовместимо, если установки противоречат сохранению достоинства. Вот и возникает при подавлении темперамента установками конфликт отказа от темперамента с потребностью, во что бы то ни стало сохранить чувство достоинства. За установками, подавляющими темперамент, стоит обостренный инстинкт самосохранения - стремление к достижению безопасности, прежде всего. И это конфликт установки на "безопасность, прежде всего" с установкой на то, что "достоинство, прежде всего". Решая в пользу сохранения достоинства, человек испытывает тревогу, страх. Решая в пользу безопасности, страдает от чувства унижения, стыда.

Внутренний конфликт - противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки. В сознании "хочу", но из неосознаваемого мощно звучит "не смогу". И "не смогу" останавливает, вяжет по рукам и ногам. Чувство достоинства поддерживает притязания, но стремление к безопасности подавляет их, если борьба за их достижение чем-то угрожает. Ребенок стремится к самоутверждению среди сверстников, но, будучи тревожным, вынужден отказаться от этого, что порождает у него чувства стыда и несостоятельности. Подавление темперамента и чувства достоинства приводит к переживанию эмоций гнева, враждебности, отвращения, презрения, в том числе к самому себе. Подавление инстинкта самосохранения и вытекающего из него стремления к безопасности порождает эмоции тревоги, страха, отчаяния. Но и сами эмоции подавляются, особенно агрессивные. Однако и подавленные эмоции не исчезают. Подавленные эмоции будоражат ребенка, подогревают внутренний конфликт. Подавление эмоций отнюдь не способствует и сохранению здоровья. Ребенок переживает чувства страха и гнева, неуверенности в себе и досады. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

Внутренний конфликт, таким образом, всегда - проблема выбора. Ребенок, как и взрослый, выбирает между желаниями и реальностью, между удовлетворением запретного желания и угрозой наказания за это между двумя взаимоисключающими друг друга желаниями, когда и тем, и другим не поступиться, между двумя опасностями - Сциллой и Харибдой. Переживания, связанные с необходимостью выбора, усиливаются, если ребенок нерешителен. Разрешение конфликта затягивается, что еще более парадирует активность ребенка. Еще более усиливается чувство несостоятельности. Так возникает порочный круг, когда уже не обойтись без успокаивающих лекарств, транквилизаторов и даже антидепрессантов, и они все чаще назначаются дошкольникам.

Внутренние конфликты у детей возникают с момента постижения понятий "можно" и "нельзя", "хочу" и "нельзя". Неосознаваемые переживания человека принципиально постижимы. Неосознаваемое - неотъемлемая часть психики, в которой доминирует сознание, и поэтому неосознаваемые установки и внутренний конфликт могут быть осознаны. Данное положение принципиально важно и в практическом смысле, поскольку такое осознание обусловливает излечимость неврозов. Путь излечения неврозов - это путь постижения лежащего в их основе внутреннего конфликта.

Таким образом, мы выяснили, что же является причинами неврозов. Но в своем докладе я хочу рассмотреть лишь одну причину развития детских неврозов, которая, на мой взгляд, является одной из главных - это социальное окружение ребенка. Социальным окружением ребенка является семья, а воспитание - это способ влияния родителей на ребенка. Поэтому нарушения системы семейного воспитания, дисгармония семейных отношений, по данным исследователей, являются основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей. Таким образом, нужно конкретнее рассмотреть влияние воспитания.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I.1. Неврозы и невротическое развитие личности.| II.3. Мотивы семейного воспитания и родительские позиции.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав