|
Вариант 1
1. Локализация исторического источника – это:
а) определение места возникновения (создания);
б) определение времени возникновения;
в) установление автора;
г) это этап внешней критики.
2. Исторический источник – это:
а) материальный объект, фиксированная информация;
б) то, что изучается с определенной целью;
в) свидетельствует о реальной жизни общества, об историческом прошлом;
г) находится на поверхности земли или в ее недрах.
3. Установите примерную последовательность изучения исторического источника:
а) синтез исторической информации;
б) интерпретация исторического источника;
в) прочтение и восстановление текста исторического источника;
г) определение достоверности исторического источника;
д) определение места, времени и автора.
4. Теоретическое источниковедение – это:
а) методология источниковедения;
б) наука, которая изучает теоретические проблемы истории Беларуси;
в) наука о методах, об основных принципах источниковедческого познания;
г) наука, важнейшие задачи которой является исследование структуры и свойств источниковедческой информации, теории, методики, истории и организации способов этой информации, способов ее сохранения и изучения.
5. Археография – это:
а) наука о надписях на твердом материале;
б) наука о графических формах текста;
в) наука, которая разрабатывает методику поиска и сбора письменных памятников;
г) наука, которая определяет правила научного учета и описания рукописей и рукописных памятников;
д) наука, которая разрабатывает принципы создания исторических источников.
6. Впервые термин “исторический источник” был введен:
а) немецким ученым Шлецером;
б) профессором Каченовским;
в) в работе “Опыт изучения русских летописей” (1768.г.);
г) в труде “Об источниках для русской истории”.
7. Методика источниковедения – это:
а) наука о преподавании предмета “Источниковедение”;
б) совокупность определенных приемов и правил, их использование в работе источниковеда;
в) определенные технические приемы, применяемые при изучении исторических источников.
8. Полнота исторического источника – это:
а) черта, в большей степени характерная для воспоминаний или для дневников;
б) качественная характеристика источника;
в) количественная характеристика источника;
г) степень передачи отдельных деталей;
д) отражение наиболее характерных черт, качеств предмета, сути изучаемого исторического факта.
9. Подлинность исторического источника определяется на этапе:
а) интерпретации исторического источника;
б) внешней критики;
в) внутренней критики;
г) синтез исторического источника.
10. Источниковедческая эвристика – это:
а) наука о поиске литературы по теме;
б) организация поиска источников в архиве;
в) организация поиска источников в библиотеках, коллекциях, собраниях;
г) определение темы.
Вариант 2
1. Подделка – это:
а) текст с преднамеренно ложным указанием автора, места, времени создания источника;
б) текст, сфальсифицированный с определенной целью;
в) овеществленное (материализованное) искажение источника;
г) внесение ложных сведений в источник лицом, имевшим право составить его в качестве подлинного.
2. Протограф – это:
а) первоначальный текст;
б) окончательно установленный, наиболее точный текст источника;
в) ближайший текст, к которому восходит данный текст;
г) вариант, охватывающий относительно большой отрезок текста и содержащий важные смысловые отличия.
3. Классификация исторических источников – это:
а) деление на группы по внешним сходным признакам;
б) разделение на группы на основании общности свойств и содержания;
в) учет внутренних количественных, характерных для каждой группы источников черт.
4. Метрология – это:
а) раздел сфрагистики;
б) наука, изучающая единицы длины;
в) наука, изучающая единицы измерения, системы единиц измерения;
г) научная дисциплина, изучающая единицы площади, объема, массы.
5. В каких случаях историческое пособие может послужить в качестве исторического источника:
а) если тексты источников, воспроизводимые в пособии, не сохранились;
б) если пособие содержит перевод источников;
в) если пособие не содержит элементов научной критики;
г) если пособие содержит элементы личного впечатления автора;
д) если пособие является предметом изучения.
6. Каноническое имя – это:
а) прямое указание на автора;
б) имя, которое давалось при рождении;
в) имя, которое давалось при крещении в честь святого;
г) любое имя, которое записывалось в церковной книге.
7. Ультрамартовские датировки:
а) датировки, которые начинались до марта;
б) датировки, имевшие разницу в один год, с началом года у восточных славян;
в) датировки, имевшие разницу в один год с началом мартовского года;
г) опережали византийские датировки на год.
8. Коньюктура – это:
а) сличение одного или нескольких текстов;
б) научная проверка точности текста, его достоверности и подлинности;
в) восстановление утраченного текста по косвенным признакам;
г) исправление дефектного текста на основании обоснованных догадок.
9. Нумизматика – это:
а) научная дисциплина, изучающая историю монетной чеканки;
б) научная дисциплина, имеющая предметом изучения историю денежного обращения;
в) научная дисциплина, которая изучает клады;
г) раздел сфрагистики;
д) специальная историческая дисциплина.
10. Основной текст – это:
а) окончательно установленный текст источника;
б) наиболее точный текст источника;
в) первоначальный текст;
г) список протографа.
[1] См. Источниковедение… РГГУ, 1998. С. 340-343.
[2] Hofmann P. Gegenwartsaufgabon in deutschen Archiven// Minerva–Zeitsсhrift. 1933. № 9–10. S. 133–138.
[3] Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма // Соч. Т. 13. С. 84–102.
[4] Цит. по: История дипломатии. М.: Огиз, 1941. Т. 1. С. 516.
[5] Подделки // Энциклопедический словарь. Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Спб., 1898. Полутом 47. С. 88; Подделка // Большая Советская энциклопедия. 1-е изд. М., 1940. Т. 45. С. 778; Подлог // Там же: С. 794.
[6] Цит. по: Koscialkowski, S. Historyka. L., 1954. S. 85.
[7] Цит. по: Koscialkowski, S. Historyka. L., 1954. S. 85
[8] Там же. С. 86.
[9] Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 248–249.
[10] Там же. С. 250.
[11] Цит. по: Улащик Н.Н. Предпосылки крестьянской реформы 1961 г. в Литве и Западной Белоруссии. М.: Наука, 1965. С. 94.
[12] Цит. по: Улащик Н.Н. Предпосылки крестьянской реформы 1961 г. в Литве и Западной Белоруссии. М.: Наука, 1965. С. 91.
[13] Там же. С. 91
[14] Лихачев Д.С. Тестология. М., 1983. С. 352.
[15] Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 153.
[16] Там же. С. 154.
[17] См.: Маслов В.И. Оссиан в России. Библиография. Л.: АН СССР, 1928.
[18] Waniczkowna H. Czartoryska I. // Polski slownik biograficzny. Krakow, 1938. T. 4. S. 244.
[19] Кораблев В.Н. В.Ганка и его «Краледворские рукописи» // Известия Академии наук СССР. Отделение общественных наук. 1932. № 6. С. 521–543.
[20] Вот что Т. Масарик говорил на склоне лет известному писателю Карелу Чапеку: «Для меня вопрос доказательства подлинности или неподлинности «Рукописей» (В. Ганки.) в первую очередь имел нравственный аспект, если это подделка, то мы обязаны признать это перед всем миром. Наша гордость, наше воспитание не должны основываться на лжи. И, кроме того: даже собственную историю мы не могли бы правильно оценить, если бы споткнулись о вымышленное прошлое. Это для меня разумелось само собой. Вот так началась баталия, которая растянулась на долгие годы. Филологи, историки, палеографы, химики подтвердили, что «Рукописи» – фальшивые, я, как эстетик и социолог старался доказать, что «Рукописи» не могли быть средневековыми» (К. Чапек. Беседы с Масариком // Вопросы истории. 1997. № 12. С. 91).
[21] см.: Мавродин В.В. Против фальсификации истории географических исследований // Известия Всесоюзного географического общества. 1958. С. 9–91; Лихачев Д.С. К вопросу о подделках литературных памятников и исторических источников // Исторический архив. 1961. № 6. С. 144.
[22] Ее изображение приведено в кн.: Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 184.
[23] Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 23. С. 567.
[24] Покровская В.Ф. Еще об одной рукописи А.И. Сулакадзева. (К вопросу о поправках в рукописных текстах) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. 1958. Т. 14. С. 634–636.
Жуковская В.П. Поддельная докириллическая рукопись (к вопросу о методе определения подделок) // Вопросы языкознания. 1960. № 2. C. 141–144; Жуковская Л.П., Рыбаков Б.А. Мнимая «Древнейшая летопись» // Вопросы истории. 1977. № 6. C.202–205; Жуковская Л.П., Филин П.Н. «Влесова книга...» Почему не Велесова? //
(Об одной подделке) // Русская речь. 1980. № 4. С. 117; Творогов О.В. Когда была написана «Влесова книга»? // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. ст. М., 1988. Ч. 2. C. 144–195.
[25] Об этом см.: Данилова И.Н. «Завещание» Петра Великого // Труды Историко-архивного института. М., 1946. Т. 2. C. 214–269; глава 6 «Любимый проект Петра Великого», или разоблаченные предсказания прошлого в кн.: Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 77–89.
[26] и, кстати, послужил прототипом одного из персонажей «Бесов»
Ф.М. Достоевского.
[27] Подробнее о «Протоколах сионских мудрецов» см.: Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов. (История одного подлога). Берлин, Эпоха, 1923. 157 с.; Бурцев В.Л. «Протоколы сионских мудрецов» – доказанный подлог, 1-е изд. Париж, 1938; Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «протоколах сионских мудрецов». М.: Прогpecc, 1990. 245(2) с.; Tazbir J. Protocoly medrcow Syjonu. Autentyk czy falsyfikat. Warszawa, 1992; Ivanov, Miros1av. Utajene protokoly, aneb genialni podvod. Praha: MVCR, 1994. 224 s;
Известный русский богослов (в 1917 г. ведавший вероисповедными делами во Временном правительстве) А.В. Карташев, в эмиграции – глава монархического Русского национального комитета, высказался о «Протоколах сионских мудрецов» так: «Перед нами Факт поимки с поличным крупных политических и культурных мошенников, мнивших и мнящих неправдой, клеветой и чужой кровью «спасать Россию» Спаси нас, Господи, впредь от таких спасателей!» (Карташев А.В. Предисловие // Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов. (История одного подлога). Берлин: Эпоха, 1923. C. 5–9.
[28] См. Приложение. Образцы параллельных мест в «Протоколах сионских мудрецов» и памфлете М. Жоли «Диалог в аду» // Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М.: Прогресс, 1990. С. 195–201.
[29] Нилус С. Близ есть, при дверях. О том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад, 1917. С. 123.
[30] Бенедиктов И.А. О Сталине и Хрущеве // Молодая гвардия. 1989. № 4.
[31] Интервью, которого не было // Огонек. 1989. № 37. С. 8.
[32] Каптелов Б.И., Перегудова З.И. Был ли Сталин агентом охранки? // Вопросы истории КПСС. 1989. №4. С. 90–98.
[33] О нем см.: главу 8 («Московский палеограф А.И. Бардин») в кн.: Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 100–112.
[34] Цит. по: Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 100.
[35] Об этом см.: Сперанский М.Н. Русские подделки рукописей в начале ХIХ в. (Бардин и Сулакадзев) // Проблемы источниковедения. М., 1956. Вып. 5. С. 44–101.
[36] Парижский представитель известной фирмы по торговле произведениями искусства Ч. Дювина отправил 4 октября 1937 г. главе фирмы в Нью-Йорк телеграмму следующего содержания: «Сегодня видели банке большого Вермера, примерно 1,50 х 0,90 м, «Трапеза Христа в Эммаусе» предполагаемая собственность семьи, подлинность установлена издавшим статью в «Берлингтон мэгэзин» (искусствоведческий журнал). 90 000 ливров. Вопиющая подделка» (Цит. по: Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. М.: Культура, 1995. С. 244).
[37] Подробнее о нем см.: главу 11 («Хлестаков отечественной археологии» или три жизни А.И. Сулакадзева») в кн.: Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994.
С. 155–185.
[38] Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 172.
[39] Eudel Le truquage. P., 1885; Eudel Bucher Falscherkuacte. 1909.
[40] Рейсер С.А. Основы текстологии. Л., 1978. С. 115.
[41] Луцкевiч Л. Вандроўкi по Вiльнi. Вiльня: Рунь, 1998. С. 25.
[42] Koscialkowski, S. Historyka. L., 1954. S. 93–96.
[43] Lyberys A. Luetuviu-rusu kalbu zodynas. Vilnius: Mintis, 1971. Ps. 873.
Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |