Читайте также:
|
|
Среди теоретиков и литературных критиков классицизма в литературах других европейских стран следует отметить немецкого поэта Мартина Опица (1597—1639), автора трактатов «Аристарх, или О презрении к немецкому языку» (1618) и «Книга о немецкой поэзии» (1624). В первом сочинении автор выступил против распространившегося мнения о непригодности немецкого языка для создания литературных произведений. По определению Опица, на этом звучном и гибком языке были написаны шедевры средневековой литературы. Необходимо лишь очистить его от чужеземных примесей и поднять престиж творениями поэзии.
«Книга о немецкой поэзии» — это прежде всего первая «поэтика» на (емецком языке. Ее автор, опираясь на авторитет Горация, Скалигера, Ронсара, эстетические традиции Ренессанса, обстоятельно обосновывает теорию литературного классицизма, заимствуя у учителей определения главных жанров, выделяя нравственно-общественное значение поэзии. Мартин Опиц высоко ценит общественную значимость литературы, которая «содержит в себе все искусства и науки». Поэты, в его представлении, — самые мудрые и самые ученые люди, облекающие мудрость и знания в высокохудожественную форму. Он стремится возвысить роль науки о литературе, которая еще только начинала складываться в Германии: «Мне хотелось... лереубедить тех, кому наша благородная наука все еще внушает отвращение, и предостеречь тех, кто, не задумываясь, надеется очень легко овладеть ею; ученых же и людей, от природы расположенных к науке, побудить к тому, чтобы они протянули мне руку помощи и полностью завершили то,что я уже в какой-то степени начал» [100,443].
Особую роль для дальнейшего развития немецкой поэзии имела глава книги Опица, в которой утверждается преимущество силлабо-тоники, принцип стопы в немецком стихосложении вместо чисто силлабических стихов Ганса Сакса и тонического немецкого народного стиха. Александрийский стих признан им как высший образец'ямбического стиха.
8. Литературно-критическая мысль барокко в Италии и Испании
Теоретическая и литературно-критическая мысль представителей барокко развивалась не столь интенсивно, как у представителей классицизма. Наиболее ранним выражением теории барокко был «Трактат об Остроумии», изданный теоретиком умеренного итальянского барокко Маттео Перегрини (1595—1652) в 1639 г. Его автор критиковал крайности барочного стиля: чрезмерное увлечение остроумием, усложненными метафорами и сравнениями, мало способствующее серьезному проникновению в,суть проблемы. Красноречие может превратиться в бессодержательное украшательство, плод изощренного художества, а не глубокой мысли.
Одним из значительных трудов теоретиков барокко был трактат испанского прозаика Бальтасара Грасиана (1601—1658) «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (1642), полемически направленный против книги Перегрини. Автор его обращает внимание читателя на то, что «древние» не занимались исследованием остроумия, суть которого состоит в «изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума». Грасиан произвел переоценку «Поэтики» Аристотеля, считая, что художественное творчество отличается от логики. Древние, по его мнению, нашли законы логического познания, но эти законы оказались непригодными для познания художественного. Последнее является уделом быстрого ума, творческой интуиции. Законы «острого разума» испанский теоретик и романист видел в творческой практике почитаемых им поэтов Тассо.Марино, Гонгоры.
Трактат Грасиана состоит из двух частей. В пятидесяти главах первой части рассматриваются виды и приемы «простого» остроумия, основанного на «аналогии», сопоставлении (таковы каламбуры, парадоксы, загадки, сопоставления двух значений слова). Вторая часть трактата посвящена «сложному остроумию», уподоблениям отвлеченного конкретному (таковы аллегории, метаморфозы, параболы, эмблемы). Остроумие у Грасиана — это не разновидность комического, а более обобщенная категория искусства, высшая творческая сила, способность создавать нечто новое. По существу, в своих рассуждениях он близок к современной теории художественного образа.
Несмотря на перегруженность трактата примерами остроумия всякого рода и «пояснениями» проповеднического характера, труд Грасиана имел новаторское значение. За несколько десятилетий до «Параллелей» Перро он первым выступил против античной концепции подражательного (миметического) искусства, перенес акцент с объекта на субъект, с мирового Разума на «единый акт разума» творческой личности. Следует отметить, что преувеличение роли ассоциативного начала в художественном творчестве и восприятии привело Грасиана к умалению логического начала.
Бальтасар Грасиан впервые в эстетическом смысле употребил понятие «вкус» как выражение одной из способностей человеческого познания. В трактате «Карманный оракул» (1647), написанном в форме афоризмов, сущность барочного мировоззрения выражена в противопоставлении натуры [genio], того, что дано человеку природой, и культуры [ingenio], того, что надо развивать, культивировать. «Одно без другого — полдела», но в «Оракуле» акцентировано второе начало. Во многих афоризмах содержится хвала «изощренному вкусу», «человеку с разбором». «Природа бросает нас на произвол судьбы — прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У'кого нет культуры, у того и достоинств вполовину» [54, 7]. Понятие культуры у Грасиана тесно связано с понятием «вкус». «Для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко чувствует, тот острей жаждет лучшего... Вкусы прилипчивы, передаются общением и по наследству; посему общество людей хорошего вкуса - великое счастье» [54, 17]. В нескольких афоризмах автор «Оракула» выражает отдельные качества высокого эстетического вкуса. Здесь и «дар острословия», и его разумная мера; изящество «внутреннее» (в мыслях) и «наружное» (в словах); «неподвластность соблазнам». Но вкус, по Грасиану, элитарен, он должен избегать доступности, «грубого дыхания толпы», он относится к нелегкому познанию прекрасного и определяет оценку произведения искусства. От Грасиана понятие вкуса переходит в европейскую эстетическую литературу и становится одной из важнейших категорий эстетики.
Виднейшим теоретиком барочной поэзии был итальянец Эммануэле Тезауро (1591 —1675), поэт, драматург,исследователь литературы и искусства, автор трактата «Подзорная труба Аристотеля» (1653). Как и Грасиан, он стремился заменить античную поэтику новой, не подчинял поэтическое творчество законам мышления. Главная задача трактата -поиски истоков художественного остроумия. Тезауро усматривал в нем два 60
главных качества — прозорливость и многосторонность — и особенно ценил последнее. Прозорливость проникает в затаенные свойства предметов: «в субстанцию, материю, форму, случайность, качество, причину, эффект, цель, симпатию, подобное, противоположное, одинаковое, высшее,низшее, а также в эмблемы, собственные имена или псевдонимы». Многосторонность быстро схватывает все эти сущности и их соотношения, «их связывает и разделяет, увеличивает или уменьшает, выводит одно из другого и с поражающей ловкостью ставит одно на место другого» [148, 141]. Все эти свойства, по Тезауро, в высшей степени присущи метафоре — «матери Поэзии, Остроумия, Замыслов, Символов и героических Девизов».
Вся поэтика Тезауро пронизана поклонением метафоре. Он устанавливает различные виды и роды метафор в литературе и зодчестве. Проявления остроумия усматриваются им в капителях дорических колонн, кариатидах, этих метафорах из камня, атрибутах барочного стиля. Тезауро стремится постигнуть всемирный символ — Божественную Метафору. Человек — природа — бог становятся в один ряд, ибо все они божественны, все являют творческую силу. Тезауро разработал учение о сходимости несходимого. Творческое остроумие сближает в художественном образе предметы и идеи, кажущиеся далекими. В трактате «Моральная философия» (1670) Тезауро одним из качеств остроумия объявляет иносказание: «Чтобы проявить Остроумие, следует обозначать понятия не просто и прямо, а иносказательно, пользуясь силою вымысла, то есть новым и неожиданным способом» [148, 144]. Соединение важного и забавного, смешного и печального объявляется одним из главных признаков остроумия: «Не существует явления ни столь серьезного, ни столь грустного, ни столь возвышенного, чтобы оно не могло превратиться в шутку и по форме и по содержанию» [148, 144]. Автор этих слов впервые теоретически осмысливал сочетание трагического и комического в произведениях Шекспира и Сервантеса.
В трактатах Перегрини, Грасиана и Тезауро «остроумие» выступает и как понятие, адекватное греческой иронии. В эпоху Возрождения теория иронии не получает развития в эстетической литературе. С осознанием дисгармонии мира и кризисом гуманизма термин «ирония» появляется вновь. Выдающийся итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) в трактате «Новая наука» развивает учение о метафоре, аллегории, символе в духе теоретиков барокко и дает иронии негативное определение, связывая ее с рефлектирующим сознанием.
Труды теоретиков барокко заслуживают самого серьезного исследования. В их учении о метафоре просматриваются контуры современных представлений о художественном образе как об особой модели мира с системой взаимоотражений. В своих оппозициях классицизму они стремились к большей свободе жанровых форм, выразительности, позже утвердившихся в литературе романтизма и реализма.
Подведем основные итоги развития литературной теории и критики в странах Западной Европы в XVII столетии.
Теоретическая и литературно-критическая мысль в эту эпоху вступает в новый этап своего развития, она выражает художественные принципы самых ранних направлений в литературе и искусстве — классицизма и барокко - и способствует их распространению в европейской культуре почти одновременно на протяжении всего столетия. В связи с этим возникают ранние литературно-критические направления, определяемые не только приверженностью к классицизму и барокко (Буало, Тезауро), но и различием мировоззренческих позиций и национальных литературных традиций.
Продолжает развитие литературно-критическая мысль, выражающая реалистические тенденции в литературе (Сент-Эвремон, Перро). В теории, критике и художественной практике появляются ростки будущего просветительского реализма, которые не только основываются на реалистических традициях Возрождения, но и свидетельствуют о реалистических тенденциях в классицизме и барокко.
В литературной теории классицизма заметно усиление общественного значения литературы, ее гражданского пафоса. В анализе структурных элементов художественного произведения классицисты следовали за теоретиками Возрождения, оценивая, однако, сюжетику, характеры, организацию времени и пространства с позиций рационалистической философии, усиливая нормативность, строгость в соблюдении правил трех единств, жанровой иерархии. Степень этой нормативности и строгости определялась мировоззренческими позициями теоретиков и критиков и традициями национальных литератур.
Особое внимание теоретики барокко уделяли разработке средств эмоционально-экспрессивной стилистики.
Одновременное развитие художественных направлений с различными эстетическими программами вызвало усиление литературно-критической полемичности (таковы споры о «Сиде»,о «древней»и «новой»литературе, о комедии Мольера «Школа жен»).
Значительно расширяются исторические сопоставления литературных явлений (античность - Ренессанс - современность XVII столетия), что способствует зарождению исторического и сравнительного анализа в теории и критике. Принцип историзма, однако, получит обоснование и развитие лишь в XVIII в.
В литературной теории и критике возникает интерес к изучению генезиса и поэтики развивающегося жанра романа (Юэ, Перро).
Происходит дальнейшее увеличение числа литературно-критических жанров. Помимо ранее известных комментариев, предисловий, литературно-критических эссе появляются рассуждения, близкие к последующим критическим рецензиям (Корнель). Впервые происходит соединение публицистики и литературной критики, т.е. появляются произведения, в которых вместе с актуальными политическими, экономическими, философскими, правовыми проблемами решаются также и вопросы литературные, возникают литературно-критические оценки (такова публицистика Мильтона и Сент-Эвремона).
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Литературно-критические суждения Сеит-Эвремона, Перро, Фонтенеля. Спор древних и новых | | | Классицизм: понятие, история развития и роль в мировой культуре |