|
Формирование доктрины классицизма происходило не только как выяснение и утверждение правил драматургического письма. Не менее остро стояли вопросы, связанные с общественной ролью театра и его положением. На этот счет у кардинала Ришелье были вполне определенные планы. Театральное дело он намеревался подвергнуть такой же централизации, какая проводилась в других сферах жизни. В кругах, близких к правителю Франции, возникла идея реформы театра и, в первую очередь, прямого подчинения театра правительству. По указанию Ришелье аббат Д'Обиньяк написал «Проект преобразования французского театра» (ок. 1640). Главный его пункт формулировался следующим образом: «Его величество назначит какое-нибудь лицо, обладающее необходимыми способностями и добродетелями, в качестве директора, интенданта или главного распорядителя театров и всех общественных зрелищ во Франции» 29. Сам Д'Обиньяк на эту должность и метил.
Проект имел в виду не только усовершенствование театральных зданий и введение порядка в организацию и подготовку представлений. Даже самое строительство зданий планировалось в соответствии с сословными ограничениями, существовавшими тогда во Франции. «Места для зрителей должны распределяться так, чтобы лица благородного звания не мешались с простонародьем»30.
Наряду с этим проект Д'Обиньяка содержал разные вполне разумные предложения: сделать площадь партера наклонной, установить [постоянные места для зрителей, поручить исполнение декораций хорошим художникам и т. д. И тут же Д'Обиньяк разрабатывал полицейские меры для предотвращения беспорядков среди публики.
Менее всего говорилось в проекте о литературно-драматургической стороне театрального дела. Однако и здесь главное заключалось в том, чтобы сделать театр подконтрольным власти: «Пьесы рассматриваются интендантом, исправляются по его указаниям с тем, чтобы в театр не проникали плохие произведения» 31. Интендант должен был заботиться не столько о литературной, сколько о моральной стороне произведений. Этот вопрос чрезвычайно занимал власти, что получило отражение в памфлетах, опубликованных с соизволения правительства.
Характеризуя господствующее мнение, сложившееся тогда во Франции, Арно сводит его к нескольким главным пунктам. «Драматическое искусство поучает; трагедия очищает страсти страхом и состраданием; комедия исправляет нравы посредством осмеяния... Четыре обязательных средства помогают осуществить это очищение и исправление. Первое и главное: «добродетельная развязка», когда порок наказан, а добродетель вознаграждена; второе — введение поучительных изречений; третье — «изображение образцовых нравов»; наконец, четвертое—«положительные персонажи всегда должны составлять большинство» 31.
В своем проекте Д'Обиньяк предписывал театру утверждать христианские законы. Под этим понималась не только религиозная мораль, но и подчинение существующему государственнополити-ческому порядку. В 1639 году Жорж де Скюдери опубликовал «Защиту представлений»32, которая подобна многим «защитам» в литературах других стран, где театр наталкивался на оппозицию церкви. Скюдери делит пьесы на хорошие и дурные по очень простым критериям. Эстетический критерий — следование Аристотелю, моральный критерий — торжество добродетели.
С защитой театра выступил и Д'Обиньяк, опубликовавший в 1640 году «Диссертацию об осуждении театра».С точки зрения христиан, театр является предосудительным по двум причинам, пишет автор: «прежде всего из-за дурного содержания драматических произведений, непристойности сюжетов и дурных примеров; во-вторых, из-за печати бесчестия, наложенного законом на тех, кто занимается актерской профессией».
С безнравственностью содержания, по мнению Д'Обиньяка, справиться легко: надо ввести театральную цензуру. Что же касается актеров, то их быт надлежит регламентировать: построить около театра дома, в которых они будут жить под надзором, мужьям поручить следить за нравственностью жен, родителям — за поведением неженатых актеров и незамужних актрис, вдовиц выдавать замуж, чтобы не оставлять их без присмотра.
Как видим, Д'Обиньяк мыслил в духе регламентации, осуществлявшейся абсолютизмом в разных областях. Его проекты одобрялись Ришелье, но ни один из них практически не был осуществлен. Д'Обиньяк занимался также вопросами теоретическими. Он вступил в полемику с врачом Менажем по поводу Теренция. Менаж утверждал, что в «Самоистязателе» римский драматург нарушил правило единства времени. Вопрос был не пустячным для сторонников классицизма. Если уж сами античные писатели нарушали правила единств, то, значит, теперь так могли поступать все современные авторы. Д'Обиньяк написал по этому поводу «Диссертацию о третьей комедии Теренция, озаглавленной «Самоистязатель», против тех, кто считает, что она не соответствует древним правилам о драматических поэмах» зв. Менаж не замедлил ответить. Д'Обиньяк не остался в долгу и напечатал «Оправдание Теренция» 36. Эти два трактата, помимо соображений конкретного характера, содержали и принципиальные положения о драме, сформулированные в духе классицизма.
Таким образом, вскоре после спора о «Сиде» появилась литература, содержавшая настоятельное утверждение правил классицизма. Доктрина уже существовала, стала служить критерием для оценки драматических произведений, но еще не была окончательно сформулирована. Как мы уже знаем, Шаплен, автор критики'«Сида», работал над этим. Одновременно за эту задачу взялся и Д'Обиньяк. Если первый, насколько можно судить по его рукописям, хотел выработать краткие и обязательные заповеди, то Д'Обиньяк прибегнул к форме рассуждения или, как он любил называть, диссертации. Д'Обиньяк с гордостью писал в предисловии, что задача эта была возложена на него самим кардиналом Ришелье. Смерть Ришелье настолько огорчила Д'Обиньяка, что он хотел сжечь свою рукопись. По его словам, только настояния друзей побудили его отдать ее в печать. Она вышла в свет через семнадцать лет после того, как Д'Обиньяк начал ее, в 1657 году.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |