Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Творческий марафон Славы Александра Невского

Читайте также:
  1. АУДИОЗАПИСИ ВЫСВОБОДИЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
  2. БЫТЬ ЖЕРТВОЙ СВОЕЙ СЛАВЫ
  3. В сиянии славы: традиционный героический эпос 1 страница
  4. В сиянии славы: традиционный героический эпос 2 страница
  5. В сиянии славы: традиционный героический эпос 3 страница
  6. В сиянии славы: традиционный героический эпос 4 страница
  7. Воспитание Александра I, спасителя Америки
  8. Воспитание и образование Александра Павловича.
  9. Глава 14. Парадокс брежневского времени
  10. Глава из новой книги Александра Кородецкого

Номинация: «Свободное творчество»

 

 

Исследовательская работа

 

 

Тема: Святой Земли Русской…

(Анализ «Повести о житии Александра Невского»)

 

Выполнила работу:

Ошоева Людмила Александровна,

учитель русского и литературы

МКОУ Мамонтовская основная

общеобразовательная школа

Сокольского района

Нижегородской области

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ «Повести о житии Александра Невского»

1.1. История создания «Повести». Значение «Повести». Авторство. Особенности авторского повествования

1.2. Историческая основа «Повести»

1.3. Особенности жанра и композиции произведения

1.4. Композиция «Повести»

1.5. Сюжет «Повести». Характеры персонажей. Образ Родины и веры.

Анализ эпизодов, важных для раскрытия идейно-художественного замысла. Особенности поэтического языка

1.6. Заключение. Значение «Повести», воинский и мирской подвиг Александра Невского в контексте современности

Список литературы

Приложения

 

 

Святой Земли Русской…

(Анализ «Повести о житии Александра Невского).

Их идеал веками питал народную жизнь;

у их огня вся Русь зажигала свои лампадки…

(Г. П. Федотов.)

Введение

В наше время, в период бурных споров и трудных размышлений над многими страницами истории нашего государства, когда в обществе необычайно возрастает интерес к изучению национальной истории и культуры, пробуждается интерес к религии, повышается авторитет церкви, когда мыслящая часть нашего общества (особенно молодёжь) находится в неустанном поиске новых духовных ориентиров и определяет для себя сущность православия и его место среди других направлений христианства, когда в средствах массовой информации идёт бурная полемика по самому широкому кругу экономических, политических, национальных и, конечно, литературных вопросов, обращение к литературе Древней Руси (на мой взгляд, недостаточно изученной и мало знакомой широкому кругу читателей) может показаться несвоевременным. Но это только на первый взгляд.

Мы живём в непростое время. Россия теряет свои национальные корни, православную веру, которая во все тяжёлые времена объединяла русских людей, укрепляла их сознание, волю, дух, формировала глубокое чувство патриотизма в душе каждого человека, говорящего на русском языке, и поднимала его на защиту своего Отечества. Уверена, что в России наступит время Возрождения, возрождения всего национального, русского: национальной идеи, православной веры, русского патриотизма и русской культуры.

Обострившиеся в последнее время проблемы межнациональных отношений и возросший в связи с этим интерес к специфике и истокам национальных культур, стимулирующий как благотворный рост подлинного патриотизма, так и, к сожалению, националистические всплески, - всё это также требует повышенного внимания к изучению нашего культурного прошлого, в данном случае – истории русской литературы.

Русская литература 11 – 13 веков не ограничивалась одним летописанием и была разнообразна и, по всей вероятности, очень обширна, но до наших дней из-за многочисленных татарских погромов русских городов в 13 -16 веках уцелела лишь какая-то незначительная часть её. Поэтому подвиг наших предшественников, собиравших и изучавших по крупицам все драгоценные сведения об истории нашей Земли Русской и

подробности жизни отечественных подвижников, должен быть продолжен. Именно этим

и определяется актуальность темы моего исследования.

Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего – в душевной и духовной. Исстари наши предки поучались и находили утешение в чтении Житий христианских святых и подвижников. Русский мыслитель Г. П. Федотов писал: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте, определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной русской культуры. Ставя перед собой грандиозную задачу её оцерковления, её обратного включения в тело вселенской Церкви, мы обязаны специфицировать вселенское здание христианства; найти ту особую ветвь на Лозе, которая отмечена нашим именем: русскую ветвь Православия».

Каждая эпоха являет нам свои образцы – каждое время богато своими святыми. Никогда не иссякала Русская земля святостью. В самые тяжёлые периоды появлялись на Руси такие великие светильники веры, как преподобный Александр Невский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский или преподобный Нил Сорский. Их жизнь, их подвиг, обращённый прежде всего к людям, до сих пор зажигают и вдохновляют наши сердца. Сама личность святых вносит в нашу жизнь радость и свет. «Святые – это живые лучи божественного света», - говорил епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Они озаряли жизнь современников, но продолжают озарять и нашу жизнь. Важно знать, что и среди нас живут святые – наши современники. Важно увидеть их, радоваться их подвигу, учиться у них добру, порядочности, ответственности, патриотизму и самопожертвованию во имя других, во имя Отчизны.

Участие святых в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Именно поэтому так важно знать наших святых – они для нас не только образец – они живые и действенные помощники наши. Подражая им, мы также должны стремиться к тому, чтобы стали известными те подвижники благочестия и мученики, имена и жизни которых до сих пор покрыты мраком неизвестности. Верю, что настанет время для России, когда «…опыт общественного служения древних святых приобретёт неожиданную современность»[1], вдохновляя людей на новые подвиги, возродятся на Святой Руси главные святыни

Русской Земли – её святые, представленные иконами, мощами, монастырями, церквями, священными источниками, урочищами и предметами, святыми событиями истории Руси, а главное – «житиями».

Одним из таких «житий» является «Повесть о житии Александра Невского», которая является эталоном для изображения русских князей при описании не только их воинских подвигов, но и мирских. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий и, следовательно, имеет огромное значение для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далёкие времена, каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Цель моего исследования – дать анализ «Повести…» не с точки зрения современных критериев художественности, а в контексте русской культуры, учитывая специфику средневековой картины мира и средневекового художественного мышления, закономерности художественно-исторического повествования о событиях 12-13 веков.

Задачи исследования:

- проследить историю создания «Повести», авторство и особенности авторского повествовании, выяснить значение «Повести»;

- изучить историческую основу произведения;

- определить специфику и особенности жанра и композиции;

- передать кратко содержание «Повести», обрисовать характеры персонажей, образ Родины;

- анализ эпизодов, важных для раскрытия идейно-художественного замысла;

- показать некоторые особенности поэтического языка;

- выяснить, в чём заключается воинский и мирской подвиг Александра Невского в контексте современности.

В своём исследовании исходила из того, что, по свидетельствам известных историков, патриотизм А. Невского на несколько десятилетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, христианской вере, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

Глава 1. Анализ «Повести о житии Александра Невского»

1.1.История создания «Повести». Значение «Повести». Авторство. Особенности

авторского повествования

«Повесть о житии Александра Невского» была создана, как полагают исследователи древнерусской литературы, в 1263 – 1280 годах (после смерти князя) и получила большое распространение в 14-15 веках. Образ святого благоверного князя Александра Невского, народного заступника, всегда был одним из наиболее чтимых на Руси. «Древнее житие – конца 13 или начала 14 в. – представляет оригинальное произведение, не имеющее агиографических образцов. Переделки 16 в., в каких оно вошло в Четьи - Минеи, сильно расширили его, дополнив многими подробностями из летописей и из жития святого Михаила Черниговского. Но и предыдущие столетия так много поработали над житием святого князя – свидетельство его почитания, - что теперь невозможно восстановить в ее чистоте первоначальную редакцию. Не знаем даже, была ли это единственная или две самостоятельные повести: дружинника Александра и инока владимирского Рождественского монастыря, где был погребен святой князь, – слившиеся в одно произведение. Но во всех ранних редакциях (16 столетие) светский, воинский элемент преобладает, хотя все они считают князя святым и рассказывают о чуде во время его погребения. Житие Александра есть военная героическая повесть, вдохновляющаяся римско – византийской исторической литературой («Палея», Иосиф Флавий) и героической легендой»[2]. Повесть дошла до нас в различных редакциях 13 - 18 веков. История её текста необычайно сложна, многое остаётся пока спорным…В настоящее время известно более 13 редакций произведения. До конца не выяснены параллели между более старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи. Многие исследователи предпринимали попытки реконструкции текста жития святого князя, например, доктор филологических наук Г. М. Прохоров, литературоведы Т. М. Михельсон, В. И. Охотникова, И.П.Ерёмин; существует сводный текст, составленный на основе списка конца 15 века и текста «Жития», входящего в Лаврентьевскую летопись. В рукописях житие Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя…», «Слово о великом князе..», «Житие блаженного великого князя..» и т. д.

Автором повести был, вероятно, книжник монастыря Рождества Богородицы во Владимире из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Во Владимире было погребено тело князя, здесь же в конце 13 века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя

современником его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создаёт жизнеописание: «Самовидець есмь возраста его». Великий князь был так любим на Руси, так дорог всем, ярких событий в его жизни было так много, что автору не надо было ничего сочинять.

Рассказ «очевидца», современника великого князя, не может не быть интересен для нас. Но «Повесть» ценна не только этим. Она является прекрасным памятником искусства слова второй половины XIII века и свидетельствует о том, что даже в тот тяжёлый век нашей истории русская культура не угасала, литература могла подниматься до высот истинной поэзии.

Каждый писатель – сын своего века. Он работает под влиянием поэтических воззрений своей эпохи, связан литературными традициями и стилем времени. Мы не можем подходить к нему с мерками сегодняшнего дня. Автор «Жития князя Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы, известными ему и образованному кругу его читателей по переводам. Он знал жизнеописание Александра Македонского, во многих списках ходившее на Руси под названием «Житие, и жизнь, и деяния, и вся бранна Олександра, царя Македонского». Ему были хорошо известны «Троянские деяния» - изложение событий троянской истории. Мы их знаем по бессмертной «Илиаде» Гомера или – что чаще – по сокращённым пересказам, а он – по переложению византийского историка Малалы. Наконец, наш писатель читал исторические книги Библии, «Историю Иудейской войны» знаменитого историка Древнего Рима Иосифа Флавия и повести о византийском герое – богатыре Дигенисе Акрите, прекрасном Дивгении, как его называли на Руси.

В этих произведениях автор «Повести» находил деяния, подобные подвигам Александра Невского, поэтические образы, достойные для восхваления своего героя. Описывая действительно имевшие место события, автор приподнимает их, облекая в пышные риторические формы, придавая им значительность. Он создал литературное произведение, занявшее достойное место среди произведений мировой литературы средних веков.

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: «Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников».

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к

другому произведению - «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: «Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами».

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть:

Митрополит же Кирилл глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита».

1.2. Историческая основа «Повести»

 

В основу «Повести» легли важнейшие события 12 -13 вв, связанные с русской историей и личностью выдающегося полководца, мужественного воина, мудрого дипломата и политика, незаурядного человека – русского князя Александра Невского (1220 -1263).

В XII – нач. XIII вв. усиливается процесс феодального дробления Руси. Монголо-татарское нашествие 1237-41 и вторжение немецких рыцарей на Северо-Запад поставили Древнюю Русь на грань гибели. Поэтому вся литература XIII века характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 и нашествии Батыя 1237-41, проповеди Серапиона Владимирского, осознавшего трагедию Руси как «гнев Божий» за грехи – феодальные распри князей и народные суеверия. Лирическим плачем о былом величии Руси является «Слово о погибели Русской земли» (до 1246). Память о нашествии на Русь сохранилась и в произведениях более позднего времени («Повесть о разорении Рязани Батыем», XIV в.; Китежская легенда). В условиях национального бедствия злободневной стала идея сильной княжеской власти; она звучит в «Слове о погибели…» и

стоит в центре «Моления Даниила Заточника», с характерными для него чертами скоморошьего балагурства. Образ идеального князя, мудрого политика и мужественного полководца предстает в «Житии Александра Невского» (1263-80).

Князь Александр Невский (1220 – 1263) среди воинов «за Землю Русскую» справедливо занимает первое место. Он успешно сражался со шведами (1240) и германскими меченосцами (1242). В «Повести» он описывается как образец христианского воина, защитник отеческой земли, прекрасный, смелый, отстаивающий веру православную и по своим молитвам к Богу получающий от него поддержку. Нелёгкое время выпало на долю Александра. Но на Руси никогда и не было спокойных времён. «На богатую, привольную Русь зарились и с востока, и с запада. Запад, папский престол, Ватикан стремились сделать русских католиками. Восток грабил богатства, уводил в плен невольников. Горе нам, мы ещё и сами тогда враждовали. Долго тянулись войны между суздальцами и новгородцами. Но уже и дед Александра, Всеволод, и его отец, Ярослав, проводили политику единения земель. К моменту прихода Александра на княжение в Новгороде междоусобная война с суздальцами стихла»[3]. К этому призывает сама Божия Матерь, показавшая, что она страдает от княжеских распрей. «Явилось небесное знамение народу: икона Божией Матери, вынесенная на городские стены Новгорода, была уязвлена стрелой, из раны потекла кровь, икона сама своею силою обратилась к упавшим пред нею людям. Именно от этого события икона стала называться Знаменской» [4].

А ещё немного ранее как Божие наказание за грехи, постоянную борьбу между князьями за первенство восприняли русские люди и выпавшие на их долю испытания. «Новгород был поражён страшным голодом, таким, что даже были случаи людоедства. И уже в добавление ко всем страданиям неслась по Руси страшная чёрная волна ордынского ига и неволи. Уже весь юг, Киевская Русь были под татарами. Новгород держался. Отрезанный от торговых путей востока, он обратился к Западу. Но и Запад, немцы и Литва, вдохновляемые Ватиканом, хотели покорить богатые новгородские земли»[5].

Враг посягал на веру православную. Отстаивая, защищая её, наши предки не щадили жизни.

Во время осады города врагами жители Владимира клялись: «Умрём за Святую Богородицу и правую веру!»

Дмитрий Донской воодушевлял своё войско, восходя из Москвы к месту сражения: «Пойдём против безбожного и нечестивого Мамая за правую веру христианскую, и за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».

И святой благоверный князь Александр, когда узнал, что выступило против него шведское войско, «молился с усердием в Софийской церкви, принял благословение архиепископа Спиридона, отёр на пороге слёзы умиления сердечного и, вышедши к своей малочисленной дружине, с весёлым лицом сказал: «Нас немного, а враг силён; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»[6].

В «Повести» мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических событий, но видим восхваление мужественного воина, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, - автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев.

Нисколько не принижая литературно - исторического значения “Жития”, написанного просто и лирично, в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра – это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей. Отдельные места текста «Повести», по мнению исследователя древнерусской литературы О. В.Творогова, необходимо сопровождать научными комментариями и пояснять необходимыми историческими справками, например, шведским королём не был ярл Биргер: «недавно

установлено, что возглавлял шведское войско другой полководец, а Биргер стал ярлом лишь восемь лет спустя после сражения на Неве»[7]. Шведский король не принимал участия в походе 1240 г и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий и, следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

1.3. Особенности жанра и композиции произведения

В «Повести» мы наблюдаем сочетание характерных черт двух древнерусских жанров: жития и воинской повести.

Обратимся к истории и особенностям жанра жития.

Жития святых составляют один из самых больших разделов древнерусской литратуры и берут начало в Византии.

Жития святых, агиография (от греч. рagios – святой и grapho – пишу) – один из основных жанров средневековья, рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью[8]. Отличаются от биографии присущей им религиозной целью прославления своего героя. Жития святых сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), Деяний апостолов (Библия), в том числе апокрифических, связанных с эллинистическим романом, и других памятников ранней христианской литературы в 4 – 5 вв. Постепенно начинают циклизироваться по календарному (Минеи Четьи», Пролог) или локальному (патерики) принципу. Затем вырабатываются житийные каноны: в композиционном плане житие включало рассказ о детстве святого (рождение от благочестивых родителей, рано пробудившаяся набожность, истовая вера с малых лет, непохожесть на сверстников, отказ от обычных детских забав); рассказ о творимых им аскетических или проповеднических подвигах, чудесах (miracula) святого; рассказ о

кончине и посмертных чудотворениях святого; похвальное ему слово.

Так как жития составляли с одинаковыми целями и по одному плану, во многих из них есть схожие или, иначе называемые, «общие места» (например, автор начинает житие с самоуничижения; уже в детстве будущий святой любит читать и знает священные книги, являет пример послушания и уважения родителей; сравнение героя с библейскими героями; использование выдержек из Библии, Псалтири, молитв).

Скажем, что первые жития были переведены на русский язык с греческого, а в Древней Руси появились сразу после принятия христианства.

Приняв из Константинополя новую религию, Русь всем сердцем приняла и греческих святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Домаскина, Николая Мир Ликийских, царицу Елену. Их образы были близки и дороги русскому народу, а их жития стали образцом для составления житий русских святых. Церковь во все эпохи собирала сведения о жизни и деятельности подвижников и рассказывала о них как о примерах нравственного поведения. Первые жития русских святых были написаны в духовном центре Киевской Руси – в знаменитой Киевско-Печерской лавре. Здесь были составлены первые жития святых равноапостольных Ольги и Владимира, святых князей Бориса и Глеба. Здесь возник и первый сборник житий, содержащий биографии святых этого монастыря, - «Патерик Киево-Печерский» (от греческого слова «Патерикон» - «книга Отцов»).

Законы написания житий можно сравнить с законами иконописи. От автора жития, как и от иконописца, требовалось такое изображение жизни и внешнего облика святого, «которое бы не шло вразрез с традиционно установившимся представлением о нем.

«Художник должен выразить, каким видит святого не он лично, своим субъективным взглядом, а каким его соборно видит Церковь. Внешние же черты этого соборно принятого образа твердо установлены. Для каждой категории святых существует принятый образец, любовно передающийся из поколения в поколение»[9]. Другая особенность стиля житий – передача «не столько воспоминаний о земной жизни святого, сколько его духовного пути». «Земная жизнь была кратковременной – ей надлежало исчезнуть в сиянии вечной славы. Только то остается от земной жизни святого и только то имеет значение, что представляет собою след его духовного восхождения к святости»[10].

Еще одно важное свойство житий, присущее в целом литературе Древней Руси, обозначено Д.С. Лихачевым: «Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и

Глеб… Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский… При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех исторических лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях…»[11].

В «Повести» мы наблюдаем все традиционные черты данного жанра.

Особым жанром являлись княжеские жития, испытавшие влияние воинской повести. Несколько слов об особенностях жанра воинской повести.

Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, разновидность повести древнерусской, светская историческая повесть, изображающая воинские подвиги, сражения, воинский быт, снаряжение и т. п. В основе воинской повести, как правило, лежит реальное военно-историческое событие. Поэтический стиль военной повести сочетает книжную традицию и черты народного эпоса. Центральный герой оригинальных русских повестей – обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина[12].

Традиционные черты данного жанра мы наблюдаем и в «Повести об Александре Невском».

Совмещение в Александре Невском черт воина и святого – свидетельство сочетания в одном произведении элементов «жития» и «воинской повести».

1.4. Композиция «Повести»

Обратим внимание на стройность «Повести об Александре Невском». Прекрасно согласованы лирическое вступление и эмоциональный конец «Повести». После вступления мы читаем краткую энергичную характеристику князя. Писатель уподобляет Александра известным героям Библии и античности. Гипербола, сравнения, приподнятый стиль – вот те художественные средства, которые должны создать образ исключительного героя.

Далее автор последовательно рассказывает о самых важных событиях из жизни героя, о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига – бранные, последний – подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана отравлением в ханской ставке.

С искренней теплотой обрисованы сподвижники князя – от простого ижорца Пелгусия до дружинников. «Шесть мужей храбрых» вызывают восхищение писателя. Они – реальные люди того времени. О многих из них мы знаем из упоминаний в новгородских летописях.

В стиле воинских повестей еще Киевской эпохи ритмичной прозой описана битва на Чудском озере. Но за поэтическими образами автор не забывает действительных событий. «Словно замерзшее озеро двинулось», – пишет он и сразу переносит нас в морозный зимний день на Чудское озеро, к Вороньему камню.

Автор приподнимает и события, и действующих лиц, делая все возвышенным, достойным восхваления и удивления, но за его риторикой всегда чувствуются действительно имевшие место события, которые в самом деле заслуживают высокого и благоговейного отношения. Современники и потомки любили «Житие князя Александра Невского», высоко ставили его литературное мастерство и подражали ему в своих произведениях.

1.5. Сюжет «Повести». Характеры персонажей. Образ Родины и веры. Образ рассказчика.

Анализ эпизодов, важных для раскрытия идейно-художественного замысла. Некоторые особенности поэтического языка

Прочитаем вступление.

«Во имя Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его… Хотя и прост я умом, но всё же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра».

Какие черты канонического жития мы здесь видим? Начинается и заканчивается вступление молитвой; автор осознает себя грешным, недостойным рассказать о жизни святого. Но он знал его сам, много слышал от сподвижников его, а потому просит помощи у Божьей Матери и самого святого князя, чтобы достойно поведать «о святой, и честной, и славной жизни его…».

О родителях князя автор говорит немногословно: мы узнаем только имя матери – Феодосия. Об отце говорится, что он милосерден, человеколюбив и «более всего – кроток».

Обратимся к портрету князя. Каким рисуется его облик?

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его

была частью от силы Самсона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана,

который покорил всю землю Иудейскую… Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим».

В портретной характеристике отмечены красота, физическая сила, мудрость, храбрость князя.

В портретной характеристике автор использует сравнения, возвышающие князя до библейских героев, делающие его облик запоминающимся: ведь он соединяет в себе качества нескольких выдающихся личностей, оставшихся в истории. Сравнение героя жития с библейскими героями – одна из главных особенностей их стиля – придаёт величавость и монументальность повествованию. Портрет князя вызывает восхищение, восторг, гордость. Да и сам слог автора преднамеренно торжествен и величав («И красив он был…и голос его..и дал ему Бог…»). (Самсон – герой ветхозаветных преданий (Суд. 13-16), наделенный невиданной физической силой… С самого детства на него в решающие моменты жизни нисходит «дух Господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой он одолевает любых врагов. Обладая сверхъестественной силой, он совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом[13]. Соломон (годы царствования 965 – 928 до Р.Х.) – третий и самый выдающийся царь израильского народа. От природы одарён светлым умом и проницательностью. Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать царя, слава о мудрости которого распространилась по всему Востоку. Считается автором трех ветхозаветных книг: Екклесиаста, Песни Песней, Притч)[14].

С этой же целью, чтобы показать величие князя, насколько широко распространилась его слава, автор передаёт впечатления от встречи с ним: «один из именитых мужей Западной страны… пришёл, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его». Другой именитый муж, «повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошёл я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»».

Но не у всех вызывает восторг и преклонение молодой князь.

«Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришёл в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих,

возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою»». Здесь чувствуется, с какой решимостью надменный шведский король требует покориться, ведь за ним стоит многочисленное войско.

Что же предпринимает князь Александр? Чем отвечает он на вызов? Он торопится в церковь: «…и, упав на колени перед алтарём, начал молиться со слезами «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный… сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не переступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне»». В этой молитве одни исследователи видят прославление (славословие) Господа: Он творец всего, в Его руках судьбы народов, Он установил границы земель, другие – напоминание о Божьей заповеди «жить, не переступая чужих границ», третьи – слова, передающие веру в Божью справедливость, кто-то считает наиважнейшей просьбу о помощи в правом деле.

Откуда такая сила, уверенность в словах князя: «Не в силе Бог, но в правде!»?!… «Одни с оружием, другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они поверженные нами, мы же устояли и стоим прямо»?! Откуда такая решимость?

«Сказав это, пошёл на врагов малой дружиной, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Молитва его была искренней, горячей, со слезами, он упал на колени перед алтарём. В ней звучала вера (считаю, что образы веры и Бога являются одними из ключевых образов «Повести», наряду с образом Родины и образами защитников её!), в помощь Божью, она придавала уверенность: не сила – правда победит. Не случайно художник М. В.Нестеров запечатлел на картине «Князь Александр Невский» (1894 – 1897) данный кульминационный момент. Именно в этих словах князя заключается идея всей «Повести».

Трудно представить себе: к моменту битвы на Неве в 1240 году князю Александру было всего 19 лет![15]. Против него стояли шведские войска под предводительством опытных князя Ульфа Фасси и зятя короля Биргера. Рыцари не сомневались в победе. Им зачитывалось папское воззвание, повелевавшее захватить русские земли, обещавшее богатство. С войском шли папские священники, чтобы крестить русских в католическую веру. Силы неравны. У Александра малая дружина, отец не знал о нашествии на сына своего. «Новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить». Красивый, высокий (почти два метра), решительный, приветливый ко всем, он объехал

своих воинов. Встали на вечернюю молитву, слышны были крики близкого врага… Выставили охрану, дружина ложится прямо на землю, чтобы немного поспать. Было тепло, наступало 15 июля, день Святого великого князя Владимира, крестителя Руси…

Произойдёт важное событие, которое утвердит князя в том, что он удостоен небесной помощи. На рассвете дня Невской битвы Филипп Пелгусий, которому была поручена ночная стража, услышал плеск воды: плыла лодка. И увидел он святых мучеников Бориса и Глеба, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да помощем сроднику своему князю Александру». Радостно поведал страж о своём видении князю. Но тот просил никому не рассказывать об этом.

Настал час битвы. Как она описана? «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».

Автор даёт краткое описание битвы, но даже такое лаконичное описание даёт представление об этом сражении – «сеча великая». Русский князь ранил «самого короля». Битва началась утром и продолжалась весь день. И если бы не темная ночь, укрывшая остатки бегущих шведов, то и бежать было бы некому. Сам Александр бился в первых рядах. Он расшвырял охрану Биргера, вызвал его на поединок и «наложил копьём рану на его лицо». Много значил этот шрам. В те времена печать – клеймо – наносилась только на лица рабов, невольников. Так Александр показал миру, кто здесь хозяин.

Но вернёмся к битве. Так лаконично о ней поведав, автор кратко, но ёмко рисует шесть храбрых мужей из полка Александра. Кто они, что совершили? И что вносит рассказ о них в наше представление о битве и о «малой дружине» князя?

Первый – Гаврило Олексич. Он на коне въехал на корабль, увидел бежавшего со свитой королевича, но его сбросили вместе с конём в воду. «По Божьей милости он остался невредим и вновь бросился на врага, бился с самим воеводою посреди их войска».

Второй – новгородец Сбыслав Якунович. «Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его».

Третий – Яков – заслужил похвалу князя за то, что без страха напал с мечом на полк захватчиков.

Четвёртый – новгородец Меша. «Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля».

Пятый – Савва – ворвался в златоверхий королевский шатёр и подсёк столб

шатёрный. Падение шатра возрадовало воинов Александра.

Шестой – слуга Александра Ратмир. Он бился пешим, враги окружили его. От многих ран он скончался.

Подвиги шести воинов в схватке с превосходящим противником подтверждают, что битва была тяжёлая, на каждого русского воина приходилось по несколько шведов, но дружина Александра показала мужество, храбрость, стойкость и победила врага. Эта славная победа, одержанная благоверным Александром над шведами на берегах реки Невы, доставила ему прозвание «Невского».

Перелистаем следующие страницы «Сказания».

Отвадив шведов, Александр должен был отвратить новую угрозу – ливонских рыцарей. Господь, как передаёт житие, вразумил надменных и властолюбивых новгородцев. Доблестные воины, отличившиеся богатырской удалью, они сделали всё, чтобы победить шведов, но не смогли найти общий язык с Александром. И он покинул Новгород.

Скоро новгородцам пришлось раскаяться в своём поступке. Ливонцы захватили Псков, вошли в новгородские пределы, стали опустошать их. С великим поклоном, «как овцы без пастыря», послали послов к князю Александру, рассудив, что никто, кроме благоверного князя, не выручит их из беды и не справится с немецкой напастью. «Дело касалось не только Новгорода, – заключает автор жития, - а всей православной Руси, и потому святой Александр не противился больше и воротился в Новгород». В это время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. В один из таких выездов победил он семь полков, многих взял в плен и начали они с того времени бояться имени его.

Надменные, горделивые немцы замыслили раз помериться силами с непобедимым противником своим. Вскоре услышал князь Александр, что многочисленная немецкая рать идёт на него. Военный гений молодого князя подсказал ему навязать рыцарям битву на льду Чудского озера. Стояла ранняя весна 1242 года. Рыцари, одетые в тяжёлые, кованые доспехи, на неповоротливых, тоже закованных в броню конях шли против лёгкой русской конницы и пешего войска.

Вспомним князя перед Невской битвой, посмотрим, как поступает он теперь.

Накануне битвы он молится в храме Пресвятой Троицы, призывая на помощь Господа и Его Пречистую Матерь. Увидев приближающегося врага, Александр поднял руки и громко сказал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом». Затем, «осенив себя крестным знамением, со словами: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!» - стремительно двинулся во главе воодушевлённых мужеством своего князя воинов на

полки супостатов». Битва была «упорная и жестокая», автор рисует зримые картины: «С треском ломались копья о немецкие панцири и русские кольчуги». «Лёд побагровел от крови, трескался от тяжести воителей и местами обрушился. Многие потонули». В один из решительных моментов битвы «уже колебались полки Александровы от сильного натиска немцев, как вдруг…» кто-то увидел в небесах над полками православных «полк Божий, поражавший нечестивых: немцы потеряли строй и, объятые ужасом, бежали». Русские преследовали их по льду семь вёрст. Как убеждает автор, Господь явил князю Александру свою небесную защиту и помощь. «Хроники», описывающие битву, рассказывают, что русские войска являли чудеса храбрости и ловкости. Ратники, крестьяне, сменившие рукоятку плуга на рукоять меча, баграми стаскивали железных рыцарей на лёд. Ещё рыцарей теснили в груду, и весенний лёд под непомерной тяжестью грозного войска ломался, и холодная вода Чудского озера поглощала захватчиков. Недаром Чудскую битву назвали «Ледовым побоищем». Взятые в плен были проведены по Пскову.

Итог битвы: только теперь смирились горделивые немцы и навсегда оставили мысль о порабощении северных русских земель, о подчинении Руси владычеству папы и об обращении православного народа в латинскую веру.

В житии ясно указывается на то, что князь Александр Невский не только великий полководец, воин и защитник Земли Русской, но он ещё и мудрый политик, тонкий дипломат.

После победы над шведами и ливонцами ему предстояла битва с самим собой: нужно было смирить свою гордость, независимость и пойти на мир с Востоком, а иными словами – пойти на поклон в Орду за ярлыком на княжение к хану Батыю. Это было необходимо, потому что Александр понимал: у Руси нет сил на противостояние Орде. Но и пройти языческие обряды: кланяться огню, идолам, солнцу, как того требовали от русских князей, приезжавших в Орду, Александр ни за что бы не согласился. На верную смерть ехал Александр в город Сарай – столицу Золотой Орды. Житие рассказывает: некоторые из русских князей, ради спасения родного Отечества, уступали языческим требованиям «в ущерб своей совести». Кто не соглашался на то, подвергался тяжким мучениям и принимал мученическую смерть. А что же Невский? «Попечалился благоверный Александр, поскорбел душой и решился ради спасения погибавшей Руси смириться, пожертвовать своей княжеской честью, независимостью, идти и поклониться Батыю, а если Богу будет угодно, то и душу свою положить в Орде за веру Христову и за православный народ свой». Как истинный христианин, он помнил заповедь Христа: «Нет

больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - и готов был умереть за свою родину. Перед входом в ханский шатёр на требование поклониться солнцу и огню, Александр ответил: «Я христианин, …Богу единому поклоняюсь и Ему служу». Господь, пишет автор жития, смягчил лютое сердце Батыя. Хану понравились величие, красота, необыкновенный ум и мужество благоверного князя Александра Невского. Он сказал, что молва не преувеличила доблестей русского князя, и с почестью отпустил от себя.

Несколько раз пришлось князю Александру отправляться в дальний путь в Орду получать новые ярлыки на княжение, успокаивать города новгородцев, владимирцев и киевлян: «Мы платим дань, - убеждал он, - но мы не изменяем Христу… Лучше бедно жить, но хранить веру православную, нежели пойти к предателям Христа» (имеются в виду католики). Высоко оценивая сделанное князем, автор жития пишет: «Одиннадцать лет княжил Святой Александр на великокняжеском престоле во Владимире; одиннадцать лет мирил он русских князей, не перестававших враждовать между собой, ограждал Русь от губивших её смут и неурядиц, и в то же время умиротворял ордынских правителей, ограждая русские земли от грабежей и насилия дикой Орды… В продолжение своего княжения он был твёрдым щитом Церкви Христовой и всего народа русского».

Мы должны знать и еще об одной стороне деятельности князя Александра Невского.

Казалось бы, Русь получила передышку. Воины возвращались к мирному труду. Но началось нашествие иного рода, опять с запада. Папа Римский решил, что если Русь не взять силой оружия, то можно одолеть ее хитростью и обманом. Прибывшие из Ватикана два знатнейших кардинала привезли от Папы Римского письмо Александру. В письме тот восхвалял доблести храброго князя и уверял, что отец Александра, находясь в Орде и встречаясь с католическим посланником, якобы обещал принять на Руси католическую веру. Внезапная смерть помешала ему это исполнить. Если бы Александр согласился на это, Папа готов был оказать помощь в отражении Орды. Неблагоразумно, говорилось в письме, не повиноваться богу и наместнику Его – Папе.

В ответном письме князь, изложив историю Ветхозаветной и Новозаветной церкви, достойно, мудро сказал, что «вера русских чиста и православна», что Бог не нуждается в наместниках и что главою церкви Христовой является единый Господь наш Иисус Христос. Завершалось послание так: «… от вас учение не приемлем».

Из «Сказания» мы узнаем, что, возвращаясь из орды после последнего ее посещения, дойдя до Нижнего Новгорода, Александр занемог и, прибыв в Городец, разболелся. Чувствуя близкий конец, он принял схиму (самый строгий монашеский обет): взяв имя

Алексия, постригся в монашество, то есть решил полностью посвятить себя Богу.

Смерть князя Александра автор воспринимает как великое горе. Он не может сдержать чувств, взволнован, патетичен (обилие восклицательных предложений, обращений, инверсия – особенности синтаксиса произведения). «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами? Как не вырвется сердце твое с корнем!.. если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним».

Это всеобщее горе передано в словах митрополита Кирилла: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Оно объединило весь русский народ. «Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: Уже погибаем!»

По дороге к Владимиру, когда понесли тело Александра, в Боголюбове митрополит, князья, бояре и весь народ встречали его со свечами и кадилами. «Все стремились прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же и вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась».

Летописцы рисуют прощание православных с Александром как с родным и близким человеком, показывают, как отразились деятельность и личность князя в умах и сердцах современников.

И еще раз являет Господь милость свою к Александру. Когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл хотел разжать его руку, чтобы вложить в нее грамоту духовную, князь, словно живой, «простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита». И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его… Кто не удивился тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время.

И так прославил Бог угодника своего.

1.6. Воинский и мирской подвиг Александра Невского в контексте современности

Да, тяжелые времена ждали Святую Русь. Но она уже помнила великий подвиг Александра Невского. Хранимый Богом, он хранил Русь, он провидел ее великое предназначение, любил русский народ, был скромен в личной жизни, любил жену, детей и к подданным относился как отец, строгий и любящий. Он навсегда дал образец государственного человека, великого князя, образец мудрости, благородства, милосердия, смирения.

«Более чем в двадцати битвах участвовал Великий Александр как простой воин, четыре раза ездил в Орду, при нем Русь окрепла настолько, что Орда считалась с нею и

уже относилась к Руси не как к завоеванному, но как к самостоятельному государству. Мечи врагов, ножи наемных убийц отведены были от князя рукою Божией. Но сам он не щадил себя.

Отпевали великого князя в соборной церкви Рождественского монастыря. Неделя уже прошла со дня его земной кончины, но тело пребывало нетленным, дивное благоухание исходило от его мощей. Говорили потом, что при огромном стечении народа, во время отпевания, когда в руки мертвого влагается разрешительная грамота, рука великого князя сама, как рука живого человека, поднялась и приняла ее. Так Господь дал знать, что угодник Его будет прославлен.

В 1380 году, в год Куликовской битвы, мощи Святого Александра были открыты и обнаружены нетленными. Надо ли говорить, как это вдохновило русичей перед битвой с ордынцами?!

В 1724 году император Петр I перевез мощи Святого Александра в Северную столицу. Лавра, где и поныне почивают святые мощи, так и называется Александро-Невская.

Дочь императора Петра Великого Елизавета, русская императрица, в 1753 году повелела соорудить раку (гробницу) святому Александру из чистого серебра. И не просто из серебра, а из первого русского серебра, добытого промышленным способом. И это также означало независимость России, за которую всю жизнь боролся святой князь Александр Невский.

Некоторые авторы сравнивают великого князя Невского с другим Александром, полководцем античности, Македонским. Но это сравнение надуманное. Македонский подчинял пространства и народы из тщеславия, расширяя границы своей империи, а Александр Невский хранил Святую веру православную, оберегал Богом врученную ему Русь. И если сравнивать, то увидим, как закончили свою жизнь два Александра: Македонский погиб от пьянства и излишеств; Невский умирает, совершив дела праведные, под святыми иконами.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов на средства верующих была создана танковая колонна «Александр Невский». Водителями танков были монахи Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр»[16].

Главная заслуга Александра[17] Невского заключалась в том, что он защищал Землю Русскую и Веру православную.

Автор «Повести», преследовавший две цели: прославить святого и дать историей его

жизни нравоучительный урок читателю, образец подвижничества, тоже, по моему мнению, является настоящим патриотом своей эпохи. Не случайно чтение жития святого Невского было любимым чтением людей Древней Руси, учило праведной жизни, давало прочные нравственные ориентиры в окружающем его реальном мире, учило различать истину и ложь, добро и зло, праведность и грех, «учило жить с верой в Господа и надеждой на спасение»[18].

Россия…Святая Русь.. Святыня…Святость…Свято…Святой… Какой смысл вкладываю я в эти понятия? С годами всё чаще задумываюсь над этим… Академик Д.С. Лихачёв считал, что «Россия» и «Святая Русь» - это не одно и то же. По его мнению, Святая Русь – это прежде всего Святыни Русской Земли; это её монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники, святые события истории Руси; это всё то, что было очищено от греха, становилось неземным (божественным), а затем – бессмертным. Пожалуй, трудно не согласиться с этим.

Главное достояние Святой Руси – это её святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками и предметами, связанными с жизнью святых, рассказами о жизни святых (житиями).

Святой – это идеал человека. Поведение святого – пример для поведения всех людей. Святые – это идеальные люди, заслуживающие не только поклонения, но и подражания. Святость их была удостоверена Богом. Русский мыслитель Г. П. Федотов писал: «Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки…»

В трудное время мы живём. Как свежего воздуха, не хватает нам душевности и духовности.

Именно к русским святым мы обращаемся за помощью и советом в трудный час, именно с ними мы сверяем свой собственный духовный путь. Они незримо участвуют в нашей повседневной жизни, помогают нам, объединяют наши души, зовут к Единению, Вере, Свету, Добру.

Многие утверждают, что нет сейчас людей, подобных великому Александру Невскому. Считаю, что это заблуждение: никогда не иссякала и не иссякнет наша великая Русская Земля святостью. Важно каждому из нас посмотреть вокруг себя внимательно и увидеть их рядом с собой, радоваться их подвигу, учиться у них. Нам важно очистить свои сердца от греха, иначе мы не увидим божественного света, который излучают такие люди, божественного света, который нам так необходим, особенно детям и внукам.

«Живым лучом божественного света» стал для меня святой покровитель и чудотворец Александр Невский. Личность этого удивительного человека поражает. Являясь патриотом и покровителем Земли Русской, стяжая Славу, Дух и Имя России, служа Богу, Отечеству и ближним, Святой благоверный великий князь Александр Невский и по сей день живёт в памяти, сердцах и душах русских людей. Тысячи верующих людей России и сейчас приходят к мощам Святого Александра Невского, обращаются к нему с молитвами, получая поддержку и утешение в трудный жизненный час, зажигая свою лампадку от его огня, огня Любви, Самопожертвования, Веры и Надежды!

 

Список литературы

1. Федотов Г.П.Святые Древней Руси. С.99 – 100

2. Крупин В. Русские святые. – М.,2006. – с.109 – 110

3. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – с. 274

4. Журнал «Литература в школе», №2, 1990 г.,с.54. – М,. Просвещение

5. Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М.Кожевникова и П А.Николаева. – М., «Советская энциклопедия, 1987 г

6. История русской святости. – М.,2001. – с. 11

7. Лихачёв Д. С. Литература Древней Руси. Повести Д. Р. – М., 1986. - 2001. с. 18

8. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т., том 2. – М.,1997. – с. 402 – 404

9. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия. –М., 2008. – с. 233

10. Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского// Вопросы истории. 1986. - № 2. – с. 174 – 176

11. Крупин В. Русские святые. – 2006. – с. 117 -119

12. Козырева Анна. Тайны крещения Руси. – М., 2007. – с. 273

13. Журнал «Уроки литературы», 2009 г., №9, №11 – М.

14. За Землю Русскую. – 1983 г. – М., Молодая гвардия

15. Жизнеописание достопамятных людей Земли Русской. – 1991 г. – М., Московский рабочий.

16. Д. С. Лихачев. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1981 г.

17. Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М., 1962 г.

18. Д. С. Лихачев. Великий путь: становление русской литературы 11-17 веков. – М., 1987 г.

19. Д. С. Лихачев. Земля родная. – М., 1983 г.

20. Творогов О. В. Литература Древней Руси. – М., 1981 г.

 

 

Приложения

 

 

 

Видение Пелгусию

 

 

 

 

Битва на Чудском озере

 

 

 

Святой князь Александр

 

 

 

 

Святой Земли Русской


[1] Г. П. Федотов, русский мыслитель, философ

[2] Федотов Г.П.Святые Древней Руси. С.99 – 100

[3] Крупин В. Русские святые. – М.,2006. – с.109 – 110

[4] Крупин В. Русские святые. – М.,2006. – с.109 – 110

[5] Крупин В. Русские святые. – М.,2006. – с.109 – 110

[6] Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – с. 274

[7] Журнал «Литература в школе», №2, 1990 г.,с.54. – М,. Просвещение

[8] Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М.Кожевникова и П А.Николаева. – М., «Советская энциклопедия, 1987 г

[9] История русской святости. – М.,2001. – с. 11

[10] Там же

[11] Лихачёв Д. С. Литература Древней Руси. Повести Д. Р. – М., 1986. - 2001. с. 18

[12] Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М.Кожевникова и П А.Николаева. – М., «Советская энциклопедия, 1987 г 12

[13] Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т., том 2. – М.,1997. – с. 402 - 404

[14] Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия. –М., 2008. – с. 233

[15] Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского// Вопросы истории. 1986. - № 2. – с. 174 – 176

[16] Крупин В. Русские святые. – 2006. – с. 117 -119

[17] Не случайно имя Александр по своему происхождению – церковнославянизм, передающий греческое Alexandros, сложение alexo «защищаю» и andros «мужчина»

[18] Козырева Анна. Тайны крещения Руси. – М., 2007. – с. 273




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 93 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акустическое сканирование| Студента-практиканта ____________________________

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.058 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав