Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Нарушения эмоциональной сферы при ДЦП.

Читайте также:
  1. B Признаком нарушения вегетативной регуляции ритма
  2. I.1. Аргументация создания вариативных стандартов образования обучающихся с нарушениями речи.
  3. I.2. Организация обучения детей с нарушениями речи
  4. I.3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи
  5. II. 4 Требования к итоговым достижениям освоения образовательной программы начального общего образования обучающимися с нарушениями речи.
  6. II.1. Функции специального федерального государственного образовательного Стандарта для детей с нарушениями речи
  7. II.3. Дифференциация ФГОС образования детей с нарушениями речи
  8. Б) Эндокринные нарушения
  9. БИОСФЕРЫ Лии Лий
  10. ВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

В эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую оче­редь — к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой об­становки и т.д.), повышенной пугливости в отношении неожи­данных раздражителей.

Помимо вышеперечисленных отдельных эмоциональных рас­стройств детям с церебральными параличами нередко свойствен­на и задержка эмоционального развития в целом, которая, как правило, сочетается с задержкой интеллектуаль­ного развития. Проявления «органического инфантилизма» вы­ступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности — ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

Детский церебральный паралич является также удобной мо­делью для изучения роли дефицита двигательной сфе­ры в формировании ряда отклонений развития личности.

Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки.

В результате двигательных ограничений, накладываемых бо­лезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует развитию многих видов вза­имоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, фор­мированию эгоцентрических установок, пассивности.

При воспитании в семье отмеченные особенности могут уси­ливаться и за счет гиперопеки, снижения требований к больному ребенку.

В лечебных же учреждениях, где ребенок находится долго, при плохой организации воспитания и обучения может возникать эмоциональная депривация в виде явлений госпитализма.

В экспериментально-психологических исследованиях, проведен­ных О. Л. Раменской (1977), специально изучалось влияние таких пассивных установок, возникающих у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом, на формирование ряда сторон их личности.

В экспериментах на психическое насыщение (по методике А. Карстен) изучалась побудительная сила мотивов. Дети выпол­няли простое монотонное задание — черчение рядов из палочек. В качестве мотивов предлагались игровой (соревнование — кто быстрее выполнит) и учебный (на отметку). Учитывая двигатель­ные трудности этих детей, оценивалось количество начерченных палочек и время, когда в игровой и учебной сериях появлялись признаки пресыщения. В эксперименте участвовали здоровые и больные дети 7-летнего возраста. Группу больных составляли дети с болезнью Литтля, при которой двига­тельные нарушения наблюдались преимущественно в нижних конечностях; объем же движений в руках был достаточным. У этих детей диагностировалась и общая задержка психического развития.

Эксперимент показал, что здоровые испытуемые получили луч­шие результаты в учебной серии. В игровой серии пресыщение (появление вариаций в черчении палочек) возникало в среднем после 6 минут работы, а в учебной — лишь через 29 минут. Можно было ожидать, что дети с болезнью Литтля, обнаруживающие признаки задержки психического развития, покажут лучшие ре­зультаты в игровом варианте эксперимента. Однако в условиях как игровой, так и учебной мотивации обнаружились одинаково низ­кие результаты. Признаки пресыщения появлялись при игровой мотивации через 15 минут, учебной — через 16. Детей не интере­совала мотивировка задания, им важно было лишь знать, что они должны делать. Поэтому, когда в специальной серии им было пред­ложено задание вообще без какой-либо мотивировки — «по при­казу», пресыщение наступало в те же сроки. Таким образом, эксперимент показал, что ведущий мотив деятельности этих детей — мотив подчинения взрослому.

Такой мотив имеется и у здорового ребенка, однако по мере психического развития этот мотив отодвигается на перифериче­ское место. Оставаясь же центральным в психическом развитии больного ребенка, мотив подчинения взрослому оказывает отри­цательное, тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Поэтому дальнейший прогноз развития личности ребенка, страдающего церебральным парали­чом, в значительной мере зависит от того, насколько зафиксиро­вался данный мотив в качестве ведущего.

Другое экспериментальное исследование личности детей с це­ребральным параличом (с использованием методики Ф. Хоппе) показало отчетливую тенденцию к формированию низкого уров­ня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной са­мооценкой в отношении здоровья. Из них 90% отнесли себя к здоровым (в том числе 50% — к «самым здоровым») и только 10% — к больным. В контрольной группе здоровых детей к «самым здоровым» отнесли себя также 50%. Такое сочетание завышенной самооценки с низким уровнем притязаний у ребенка с цереб­ральным параличом, по-видимому, является защитным механиз­мом, амортизирующим чувство собственной неполноценности.

Пассивно защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию у этих детей этических представлений. О. Л. Раменской (1977) была разработана специальная методика, в которой использовались сюжетные картинки с изображением отрицательных и положительных поступков детей в отношении сверстников и взрослых. Так, на одной картинке мальчик помо­гает встать упавшей девочке, на другой — проходит мимо; на одной — девочка помогает матери в уборке квартиры, на другой — во время уборки сидит за столом и режет ножницами бумагу, падающую на пол. В эксперименте принимали участие дети 7 лет, здоровые и с церебральным параличом. Эксперимент показал от­ставание в освоении этических правил у детей с церебральным параличом. При этом в оценке положительного поступка (ситуа­ции взаимопомощи) они показывали худшие результаты, чем в оценке отрицательного поступка (ситуации нарушения правила). Этот эксперимент выявил более выраженный дефицит именно положительного сотрудничества со взрослым. Больной ребенок лучше знал, что не надо делать, и хуже, что надо.

И наконец, в части случаев, особенно у интеллектуально бо­лее полноценных детей патологическое формирование личности может быть в основном связано с хроническим переживанием своей неполноценности. У таких детей выступают вторичные явления аутизации, компенсаторный и гиперкомпенсаторный уход во внут­ренний мир фантазий. В подростковом возрасте в структуре такого патологического развития личности нередко выступают истери­ческие черты; тревожно-мнительные со склонностью к навязчи­вым образованиям, ипохондричностй. Под влиянием дополнитель­ных провоцирующих факторов могут возникать и депрессивные состояния, иногда с суицидальными мыслями.

Суммируя ряд особенностей дефицитарного развития лично­сти у детей с церебральным параличом, следует вспомнить мне­ние Н.А.Бернштейна (1990) о тесной связи активности с раз­витием моторики. Детский церебральный паралич является мо­делью, показывающей, как нарушается развитие личности при выпадении компонента двигательной активности, каков в этом случае комплекс вторичных нарушений развития в сфере иерар­хии мотивов, самооценки, уровня притязаний. Явления гипер­опеки вносят выраженный компонент искажения развития лич­ности в виде присоединения к пассивности и связанной с ней аутизации элементов эгоцентричности, слабости этических поня­тий, иждивенческих установок. Эти вторичные нарушения, обус­ловленные социальными — в первую очередь неадекватными — воспитательными факторами, легче поддаются коррекции.

Система коррекционного воспитания и обучения, формиру­ющая у больного ребенка чувство своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связан­ных с ощущением своей физической неполноценности.

При отсутствии своевременной и адекватной коррекции неук­лонно нарушается общее психическое развитие, как интеллекту­альное, так и эмоциональное, обусловленное дефицитом инфор­мации вследствие первичного дефекта, затруднением коммуни­каций с окружающим миром.

Координатой основного нарушения является направление «снизу вверх». Однако, как указывалось, в неблагоприятных ус­ловиях может иметь место и координата недоразвития «сверху вниз»: усугубление первичного дефекта при отсутствии коррек­ции вторичных.

Воздействие «сверху вниз» используется в коррекции. Опре­деленной спецификой корригирующего воздействия при анома­лии развития по дефицитарному типу помимо развития остаточ­ных сохранных функций зрения, слуха, моторики является и направленная адресация к другим анализаторам с четкой задачей расширения их функциональных способностей, замещающих де­фектную функцию. При сохранности других анализаторов и интеллектуальных возможностей в целом может быть достигнут высо­кий уровень компенсации. При общемозговом же поражении в зависимости от его интенсивности аномалия развития, обуслов­ленная дефектом данного анализатора, будет сочетаться с выра­женным общим нарушением развития, либо функциональным — по типу своеобразной задержки психического развития, либо с более грубо органическим — по типу олигофрении.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР. | Классификация ЗПР по К. С. Лебединской. | Данные ЭЭГ, данные теста Векслера и нейропсихологического обследования. | Коррекционные подходы к детям с ЗПР различной этиологии. | Психологической коррекции детей с различными формами ЗПР | Этиология органической деменции. | Классификация деменции по Г. Е. Сухаревой. | Сравнительная характеристика структуры дефекта при ЗПР, олигофрении и органической деменции. | Нарушения двигательной сферы при поражении подкоркового и кортикального уровней мозга. | Формы ДЦП по К. А. Семеновой. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав