Читайте также:
|
|
Двойной причинности в силу подчинения этого деления целевой причине. Поэтому
Случайность и самопроизвольность оборачиваются у него непреднамеренностью и
Оказываются разновидностью целевой причины, тем, что сопровождает осуществление
Цели, энетелехию. Хотя сами по себе случайность и самопроизвольность никем не
Запрограммированы, не задуманы и их нет ни в чьем намерении, они все же происходят
И осуществляются не в вакууме, а в сложной среде. Человек задумал пойти на рынок
И купить овощи - он пришел и купил (это не случайно), но человек этот не только
Покупатель, но и кредитор, в нем совпали эти два качества, и он, встретив на
Рынке должника, получил с него долг, хотя шел он туда не для этого. Встреча
С должником и взыскание долга случайно, это то, что произошло по совпадению,
Совпало с намеренным действием. Происходящее по совпадению с явлениями, возникающими
Ради чего-нибудь, и называют самопроизвольными и случайными.
<P>Итак, случайное и самопроизвольное, будучи подчинены у Аристотеля целевой причине,
Лишаются права на самостоятельное существование, они не могут быть пятой причиной,
и Аристотель остается при своих четырех причинах: "Самопроизвольное и случай
есть нечто более второстепенное, чем разум и природа" (II, 6, с. 34),
<P>Различие самопроизвольности (самодвижения) и случайности (непреднамеренности).
Это различие представляет собой пример схоластической тонкости у Аристотеля.
Вместо того чтобы различить самопроизвольность и случайность принципиально,
Аристотель их, как мы видели раньше, отождествляет, а если и различает, то как
Род и вид. Все случайное самопроизвольно, но не все самопроизвольное случайно.
Именно случайное в собственном смысле непреднамеренно. Аристотель связывает
Случайность исключительно с деятельностью человека как сознательного существа,
Имеющего возможность выбирать и принимать решения, ставя перед собой сознательные
Цели и осуществляя их. Только в этом контексте и возможна случайность в собственном
Смысле слова. Самопроизвольность же свойственна и неодушевленным предметам,
И живым существам, например детям, т. е. всему тому, что совершает целенаправленные
Действия, не имея способности выбора. Узкое понимание случайности, свойственное
Аристотелю, не привилось в науке.
<P>Необходимость. В аристотелевском словаре философских терминов о необходимости
говорится в трех значениях: 1) условие, без которого невозможны жизнь или благо;
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |