Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является

Читайте также:
  1. I. Является ли любовь искусством?
  2. III.1.1. Что является источником для научной работы?
  3. J своей скромности могу говорить часами!
  4. Quot;Первичная материя" ритма
  5. V. Мальчик, который не умел говорить 1 страница
  6. V. Мальчик, который не умел говорить 2 страница
  7. V. Мальчик, который не умел говорить 3 страница
  8. V. Мальчик, который не умел говорить 4 страница
  9. V. Мальчик, который не умел говорить 5 страница
  10. V. Мальчик, который не умел говорить 6 страница

природой через душу, чем наоборот" (О частях животных I, 1, с. 39).

<P>Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе

Понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни.

Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души

Не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление

(энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа

Необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности

жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела"

(II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая

энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с.

395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор,

а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя"

(там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать.

Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного

К жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство

Завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель

Понимает жизнь очень широко.

<P>Виды души. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической

Психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична.

В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. "Отправляясь в своем рассмотрении

От исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного

наличием жизни" (II, 2, с. 396). А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью

К питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением.

Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа

Есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы

видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность

разума есть жизнь" (Метафизика, XII, 7, с. 221).

<P>Вообще говоря, чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из таких

Признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение

В смысле питания, упадка и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства

осязания: "животное впервые появляется благодаря ощущению" (О душе, II, 2, с.

Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Из всего, что есть в мире. Аристотель ставит ряд вопросов, связанных с проблемой | Тело проходит потенциальпо бесконечное расстояние, также потенциально бесконечно. | Царит покой, что неверно). | Аристотеля в космологии, увековеченная его авторитетом, надолго задержала развитие | Многообразие веществ к земле, воде, воздуху и огню, которые, правда, он конструирует | Звезд, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся | Представляют предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, | Что развитие взглядов Аристотеля шло по магистральной линии изживания им платонизма, | Прекрасное в живой природе не в материи, из которой состоят живые существа (именно | Что с ней с большим трудом распрощались лишь в прошлом веке, когда опытным путем |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав