Читайте также:
|
|
<P>Экономические взгляды. У Аристотеля были глубокие экономические догадки. К.
Маркс называл Аристотеля великим исследователем, впервые анализировавшим форму
Стоимости наряду со многими формами мышления, общественными и естествсиными
формами 1 /См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 68./.
<P>Аристотель впервые исследовал в совокупности такие явления общественной жизни,
Как разделение труда, товарное хозяйство, обмен, деньги, два вида стоимости,
Распределение и т. д. Аристотель связывает обмен с разделением труда, распадением
Первоначальной семьи на малые семьи (здесь фплософ более прав, чем в учении
О семье). В связи с размышлениями об обмене Аристотель подходит вплотную к двум
Формам собственности, правда, одну из них он называет естественной а другую
- неестественной. Например, использование продукта труда для обмена, по убеждению
философа, "неестественно", Он смотрит на товарно-денежное хозяйство с позиций
Натурального хозяйства. Тем более удивительны его прозрения.
<P>Говоря об обмене и угадывая двоякость стоимости, Аристотель также смутно догадывался,
Что денежная форма товара есть дальнейшее развитие простой формы стоимости,
Что деньги функционируют и как мера стоимости, и как средство обращения. Он
Различает слитковую форму депег и монетную форму. Спорен вопрос, в какой мере
Аристотель подходит к понятию стоимости вообще и к трудовой теории стоимости
В частности.
<P>Он учил об уравнивающей и распределяющей справедливости. Уравнивающую справедливость
он определял как "воздаяние другому равным". Аристотель поясняет: "Воздаяние
Равным имеет место, когда найдено уравнение, когда, например, земледелец относится
к сапожнику так же, как работа сапожника к работе земледельца" (Этика V, 8,
С. 92). Здесь философ подходит к трудовой теории стоимости, хотя это - лишь
Случайная догадка. Иначе он не скатился, бы к мысли, что мера стоимости - деньги.
Выступал он и против ростовщичества.
<P>ТЕМА 75. ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ
<P>Из миогочисленных работ Аристотеля по эстетике сохранплся лишь отрывок "Поэтики".
Как уже отмечалось, под искусством Аристотель понимает всю предметную человеческую
Деятельность и ее продукт. Он третнрует производственную деятельность, а под
Практикой понимает лишь нравственно-политическую сторону общественной жизни.
Производственная деятельность - это презренное делание (праттейн). Близко к
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |