Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Глава VII. Сравнение с призрачным городом

(1) Боги [неба] Трайястримша. Имеются в виду божества, пребывающие на "небе тридцати трех богов" (санскр. трайястримша), втором из шести небес "мира желаний", которое находится на высоте восемьдесят тысяч йоджан над землей. В центре неба располагается дворец бога Индры, остальные тридцать два божества обитают в различных его частях.

(2) Дерево Бодхи. Дерево, под которым обрел просветление "исторический" Будда Шакьямуни (см. примеч. 48 к гл. II).

(3) Небо Брахмы. "Набор" небес, на которых пребывают небесные цари Брахмы, Великий Брахма Сияющий Свет (см. примеч. 30 и примеч. 31 к гл. I) и другие.

(4) И в [своих] дворцах. В санскритском тексте Сутры говорится, что цари неба Брахмы направились на запад на воздушных повозках.

(5) Гора Сумеру. Согласно древнеиндийским космологическим представлениям, является центром мира. Окружена семью концентрическими кругами гор, между которыми разлиты благоуханные воды. За седьмым кругом находится океан с соленой водой, в котором острова, располагаются четыре континента, в том числе и Джамбудвипа (на юге), где проживает человеческий род. На вершине горы Сумеру находится дворец бога Индры.

(6) Калавинка. Судя по всему, это индийская кукушка, которая в древнеиндийской поэзии играет ту же роль, что соловей в европейской.

(7) Внизу. Имеется в виду "нижняя" сторона из десяти сторон света, т.е. низ, надир.

(8) Вверху. Имеется в виду "верхняя" сторона из десяти сторон света, т.е. верх, зенит.

(9) Три раза повернул Колесо Дхармы двенадцати деяний. Три раза повернуть Колесо Дхармы означает [1] показать "четыре благородных истины"; [2] убедить поверить в "четыре благородных истины"; [3] показать, что Будда прошел Путь "четырех благородных истин". Согласно тяньтайской трактовке, "двенадцать деяний" – это двенадцать (три по четыре) путей показа "четырех благородных истин".

(10) Это – страдание... Будда перечисляет "четыре благородных истины" (см. примеч. 97 к гл. I).

(11) Имя и плоть. Имеется в виду живое существо, которое является соединением "нечувственного" (санскр. нама, "имени", по значению китайского слова, которым Кумараджива перевел нама) и "чувственного" (санскр. рупа, "плоти", по значению соответствующего китайского иероглифа).

(12) Шесть "входов". Имеются в виду пять органов чувств и ментальный орган.

(13) Обусловливают соприкосновение. Имеется в виду восприятие пятью органами чувств объектов внешенго мира и размышление о внешнем мире.

(14) Любовь. Имеется в виду чувственная любовь, вожделение.

(15) Принятие. Имеется в виду стремление к обладанию объектами внешнего мира.

(16) Неведение обусловливает деяния... старость и смерть, печали, страдания и мучения. Укажем на распространенное в классической буддийской литературе (трактаты "Абхидхармакоша" Васубандху, "Махавибхаша-шастра" и цейлонские комментарии) определение ступеней двенадцатичленного закона взаимозависимости возникновения, о котором здесь идет речь. Ступени охватывают прошлую, настоящую и будущую жизнь живого существа. Прошлая жизнь: [1] "незнание" (санскр. авидья) того, чем на самом деле являются живое существо и окружающий мир и особенно незнание "четырех благородных истин"; [2] "деяния", "содеянное" (санскр. санскара, карма) обусловливают характер перерождения живого существа. Настоящая жизнь: [3] "сознание" (санскр. виджняна) – первый момент новой жизни, характеризующийся пробуждением сознания; [4] "нечувственное и чувственное", "имя и плоть" (санскр. нама-рупа) – ступень, на которой живое существо бездеятельно, индифферентно, оно только "наличность" плоти и сознания; [5] "шесть баз" (санскр. шад-аятана) – выделение из простой "наличности" пяти органов чувств и ментального органа, которые, однако, еще не функционируют; [6] "соприкосновение" (санскр. спарша) шести органов с находящимися вне их; [7] "чувство", "восприятие" (санскр. ведана) приятного, неприятного, нейтрального; [8] "вожделение", "любовь" (санскр. тришна) – сексуальной чувство; [9] "стремление" (санскр. упадана) к осуществлению целей; [10] "жизнь" (санскр. бхава) – существование до наступления смерти. Следующая жизнь: [11] "рождение" (санскр. джати) – следующее рождение, начало новой жизни; [12] "старость и смерть" (санскр. джара-марана) – ступень существования до наступления смерти. Существует и "философская" интерпритация двенадцатичленной формулы взаимозависимого существования с точки зрения "волнения" и активности дхарм, входящих в пять скандх.

(17) Шраманера (санскр.). Новичок в буддийской общине, давший обет соблюдать десять главных буддийских заповедей.

(18) Восемьдесят четыре тысячи. Данное число, согласно древиндийским представлениям, является сакральным. Например, живые существа совершают 84 000 ошибок и существует такое же количество средств их исправления и т.д.

(19) Две нирваны. Имеется в виду нирвана "с остатком" (см. примеч. 13 к гл. IV) и нирвана "без остатка" (см. примеч. 110 к гл. I).

(20) Две ступени. Имеется в виду достижение живыми существами состояния шраваки или состояния пратьекабудды.

(21) Четыре направления. Имеются в виду четыре промежуточных стороны света.

(22) Вместе с учителями. Имеются в виду шестнадцать царевичей, ставших шраманерами.




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Глава ХХI. Божественные силы Татхагаты | Глава XXIII. Прежние деяния бодхисаттвы Царь Врачевания | Глава XXIV. Бодхисаттва Чудесный Звук | Глава XXV. [Открытые] для всех врата бодхисаттвы Постигающий Звуки Мира | Глава XXVI. Дхарани | Глава XXVII. Прежние деяния царя Чудесно И Величественно Украшенный | Глава XXVIII. Воодушевление бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость | Глава I. Вступление | Глава II. Уловка | Глава III. Сравнение |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав