|
Новое литературное направление, возникшее в Европе, а затем в России в начале XIX века, получило название романтизм. Первоначальное значение этого термина трактовалось как произведение, написанное на «простонародном», одном из языков романской группы, а не на «ученой» латыни. Затем значение этого слова стали связывать с романом как жанром, и только позже оно стало выражать определенное понимание художественной истины, стало новым литературным направлением.
Критик, журналист и писатель Н. А. Полевой в своем журнале «Московский телеграф» разъяснял значение нового литературного направления, сравнивая его с классицизмом и противопоставляя ему: «Классики забыли: первое, что изящное творение есть свободное явление духа каждого человека... [они] хотели математически разделить и самые впечатления и роды изящного. Комедия должна была непременно смешить, трагедия плакать, сатира смеяться, басня заключать в себе нравоучительную мысль, идиллия описывать пастухов...» Против всего этого выступали романтики. Они считали, что «если поэт будет изящен и истинен, то благо или нравственность непременно осветит его творение...».
1. Романтикам был свойствен интерес к личности, индивидуальности, душе человека. «Романтизм - это душа», - сказал В. А. Жуковский.
2. Романтиков интересовала душа в чистом виде, ее «идеальные проявления» (идеальный муж, идеальный злодей). Под словом «идеальный» в данном случае надо понимать не положительность, а целостность проявления натуры, основную страсть человека, составляющую суть его души.
3. Для того чтобы показать душу в чистом виде, надо создать идеальные условия, в которых ничто не мешает проявиться личности. Эти условия должны противоречить сути характера героя. (Например, Мцыри мечтает о свободе, а обстоятельства действительности препятствуют герою.) Поэтому часто романтические произведения строятся на необыкновенных и даже фантастических событиях.
4. В романтизме всегда существует конфликт между мечтой и действительностью. Художник ощущает двоемирие: живет в реальности и одновременно в мире своей души. Романтики, не удовлетворяясь действительностью, ищут выход из нее. Одни из них уходят в мир грез, мечтаний, мистики, размышлений, чаще всего грустных. Таких романтиков большинство (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский). Другие романтики уходят от действительности или в мечты о лучшем будущем, или в воспоминания о былых временах (Дж. Г Байрон, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов).
5. Романтики проявляли особый интерес к истории, прошлому, идеализировали его, верили, что яркая, сильная личность может оказать решающее влияние на ход истории, изменить судьбы людей и мира. Даль понимается романтизмом универсально: как всепреображающая стихия времени и пространства. «В отдалении все становится поэзией: далекие горы, далекие люди, далекие обстоятельства. Все становится романтическим» (Новалис).
6. Романтическое мироощущение.
Классицизм и сентиментализм провозглашали приоритет разума над чувствами. Гармония — вот идеал, к которому стремилась мыслящая личность, гармония с самим собой и с окружающим миром. Однако фатализм и сложность внутреннего бытия личности препятствовали гармоническому развитию личности. С попыток разумно организовать общественную жизнь акцент переместился на стремление обрести гармонию «внутри» себя. Однако сентименталистская иллюзия, будто можно обрести ощущение гармонии в душе отдельного индивидуума, недолго определяла общественное сознание. Пришедшему ему на смену романтизму было свойственно, как мы уже знаем, двоемирие, т. е. сосуществование в сознании двух миров, мира реального и мира идеального, созданного воображением. Сознавая несовместимость идеала и действительности, романтик тем не менее постоянно стремится к их воссоединению. С другой стороны, интерес романтиков к человеческой личности заставлял их стремиться к гармонии между личным и окружающим миром, к ощущению причастности личных тревог и радостей к тревогам и радостям окружающего мира и даже всего человечества, к реализации себя как личности — вот идеал счастья романтика.
Концепция личности у романтиков исходила из идеального представления об обновленном человеке. В таком миропонимании обновленный, гармоничный человек может жить только в мире, построенном по законам разума, добра, справедливости. Однако мир, общество не совершенны, и не совершенен сам человек. Они далеко не всегда враждебны друг другу, но стихия пошлости, подмены духовного материальным убивает все заслуживающее любви и уважения в человеке. И эта стихия пошлости и есть враждебная сила, против которой восстает душа романтика. Поэтому романтическое двоемирие выражается, с одной стороны, в жадном стремлении жить удесятеренной жизнью, в осознании могущества и свободы человеческого духа. С другой стороны, в крайней неудовлетворенности действительностью, подчас полном разочаровании, глубоком сомнении в том, что жизнь даже отдельного человека может быть построена на началах разума, добра и справедливости.
Такое восприятие действительности приводило к осознанию того, что природой управляют некие мощные и таинственные силы, которые опираются на недоступные пониманию человека законы. Поэтому перед романтиками всегда возникала проблема: принятие религиозного обоснования мира или отказ от него, вера или неверие, отказ от борьбы, признание господства рока, смирение перед ним или выражение протеста, борьба с этими неведомыми силами.
7. Романтический конфликт.
Наиболее характерным для русской литературы всегда был конфликт между героем и средой. Однако в зависимости от миропонимания автора сущность и формы проявления конфликта менялись. В произведениях просветителей XVIII века конфликт - это столкновение между рыцарем Истины и коснеющей в предрассудках средой, где положительный герой - само воплощение добродетели, и конфликт, как правило, разрешается торжеством добродетели часто необоснованно. У писателя-реалиста столкновение героя и среды происходит в конкретных, узнаваемых обстоятельствах, герой наделен реальным характером, его поступки психологически мотивированы.
Совершенно иначе строится конфликт с точки зрения романтического миропонимания.
Черты романтического конфликта.
- Содержание конфликта не ясно, важно лишь, что он возник, так как это протест против пошлости окружающего мира и вызван он стремлением к гармонии человеческих отношений, к достижению идеала, но путей к этому автор в той действительности, где живут его персонажи, не видит.
- Основная проблема, создающая романтический конфликт, — это проблема свободы личности. Чаще всего она имеет метафорический характер, выступает как символ, т. е. отсутствует ее психологическая мотивировка: как именно понимает свободу романтический герой, к чему конкретно он стремится, автору не важно.
- Среда — это материальный и нематериальный мир, который окружает героя. Среда в романтическом произведении особенная: она экзотична и лишена деталей, т. е. автору не интересен материальный мир. Она выступает как символ пошлого, косного мира, т. е. такого уклада жизни, ценностей которого герой не приемлет, так как они ограничивают его свободу.
- Конфликт строится на особом соотношении автора и романтического героя. Автор либо включает себя в ткань повествования, либо конфликт становится монологичным, т. е. мироощущение автора выражается в монологах романтического героя.
8. Романтический герой.
Изображение человека в литературе романтизма резко отличалось от предшествовавших литературных эпох. Романтики создавали свой мир, противопоставляя его реальному. В художественном мире романтиков сформировалась личность нового типа, ее облик был обусловлен мечтой о человеке, которому нет преград ни на земле, ни в космосе. Это человек, который жаждет быть независимым от окружающего мира, это мятежный герой, бунтарь. Его характерная черта - страстное стремление к свободе, к наиболее полному выражению своей личности вдали от пошлой среды. Поэтому романтический герой переживает так называемый процесс отчуждения: бежит из среды, ко-торую презирает. Его поступки лишены психологической мотивировки, т. е. автор не выявляет логической связи между высказываниями и поступками героя, не объясняет их. Его поступки иногда исключают друг друга. Характер романтического героя противоречив. Основные приемы изображения романтического героя - это антитеза и монолог, но особую.роль может играть и портрет, описанию романтической внешности присуща загадочность. Как правило, в портрете выделяются глаза, в них сквозит нечто демоническое.
Любовь воспринимается романтиками как величайшая реальность, высшая ценность, так как, подобно природе, любовь осуществляет связь времен и выявляет дисгармонию между красотой, вечностью бытия духа, с одной стороны, и неблаговидностью, кратковременностью обыденного существования — с другой. Женщина воспринималась романтиками как сила, способная возрождать в мужчине лучшие возможности его души, усмиряя бесовские порывы. Мир души романтической героини всегда противопоставлен трагической раздвоенности романтического героя. Ее доброта - антитеза его демонизму, ее вера противопоставляется бездне его безверия. Романтическая героиня, как правило, не имеет четко выраженного характера, она лишь дополняет и оттеняет образ романтического героя.
Романтическая любовь - это или любовь демоническая, где страсть выше души, и потому всегда кончается крушением, или любовь идеальная, когда жажда жертвы, подвига во имя идеала разрушает судьбы влюбленных.
Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Основные черты сентиментализма | | | Основные принципы и черты реализма |