|
Основой произведения, по мнению реалистов, должно быть художественное изображение общественной среды, ее влияния на характеры людей. Среда, ранее изображавшаяся писателями только как внешний мир, доброжелательный или враждебный, становилась теперь как бы почвой, в недрах которой формируется человек. Но и он, в свою очередь, способен изменить среду, повлиять на нее, что зависит от уровня его образования и воспитания.
1. Человеческая природа в реалистическом понимании воспринимается во всей ее сложности. Каждый характер имеет черты случайные и общие. Случайные — это индивидуальные отличия (внешность, темперамент, умственные и физические особенности). Общие, социально-исторические — это система взглядов на мир и оценка его сущности в отдельности, т. е., как писал В. Г Белинский, всякий истинный поэт никогда ничего не выдумывает, а облекает общечеловеческое в живые формы индивидуального. В результате возникает так называемый литературный тип— обобщенные черты многих людей, представленные образом одного человека.
Определение этих общих черт и является определением содержания образа.
2. Личность литературного героя раскрывается в развитии (динамике), причем это развитие часто противоречиво, но эта противоречивость совсем иная, чем у романтиков (например, в образе Печорина), так как вызвана не романтическим мировосприятием автора, а объясняется противоречивостью самой действительности.
3. Постепенно в общественном сознании появился и был сформулирован основной принцип реалистического миро восприятия - любой характер зависит от среды, определен ею. Позже этот принцип получил дальнейшее осмысление: хотя влияние среды может быть и мощным, но ему почти всегда противостоит сила духовного сопротивления личности. Среда не только создает человека, но и сама активно создается им.
Изображение среды в реалистическом произведении обусловлено тем, что за основу жизни берется не исключительное, а повседневное. Даже если герой попадает в исключительную ситуацию, то не она будет составлять основу бытия, а обычные его интересы и нужды.
4. Реалистическое искусство выдвинуло и еще один важный принцип реалистического осмысления действительности - принцип историзма:
- особенности миропонимания людей определяются исторически сложившимися обстоятельствами;
- писатель должен выражать национально-историческую точку зрения.
5. В отличие от романтических произведений, где происходит конфликт между романтическим героем и романтической средой, в реалистических произведениях конфликт — это результат взаимодействия характера героя и сложившихся обстоятельств, т. е. конфликт между личностью и обществом.
6. В отличие от романтиков писателям-реалистам была очень важна психологическая мотивировка действий героев.
7. Главный прием реалистической поэтики - прием соответствия: характер персонажа зависит от окружающего его предметного мира, и предметный мир, таким образом, отражает внутренний мир человека, что дает писателю более широкие возможности в изображении действительности.
8. «Реализм предполагает помимо правдивости деталей правдивость изображения типических характеров» (Ф. Энгельс).
«Типическое — это превосходное в своем роде» (Н. Г. Чернышевский).
9. Реализм, как направление в искусстве и литературе, предполагает принцип энциклопедизма.
Неправильно думать, что литературные направления спокойно сменяли одно другое. Напротив, они порождали друг друга, отталкивались друг от друга, а потому и существовала борьба литературных направлений. Это явление наблюдалось в России в конце XVIII — начале XIX века.
В заключение характеристики общественно-культурной обстановки и основных тенденций развития русской литературы конца XVIII — начала XIX века надо вспомнить творчество некоторых мастеров данной эпохи, с произведениями которых вы уже познакомились в основной школе.
Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Основные черты романтизма | | | Глоссарий |