Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ГОДЫ

Как развивать интеллект ребенка
от рождения до восьми лет

Во всех странах приоритеты образования перевернуты с ног на голову.

Исследователи однозначно доказали, что около 50% наших способностей к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% — до восьми лет.

Это не означает, что к четырем годам вы приобретаете 50% своих знаний, или 50% мудрости, или 50% интеллекта. Это просто означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте. Кроме того, в эти первые годы ребенок осваивает фантастический объем информации. Весь дальнейший процесс обучения будет строиться вокруг этого ядра.

Но почти все страны тратят значительно меньше 10% всех средств, отпускаемых на образование, на обучение в течение этих столь ответственных лет, когда у человека развивается 50% всех его способностей.

По словам британского психолога Тони Бьюзена, «к моменту рождения ребенок уже обладает феноменальными способностями. Он выучит язык всего за два года, причем гораздо быстрее и лучше, чем любой доктор наук. И в совершенстве овладеет им к трем-четырем годам».

Каждый ребенок, утверждает Бьюзен, если только у него нет серьезной мозговой травмы, является потенциальным гением. Он демонстрирует это раннее врожденное стремление учиться на таком примере: «Представь, что я — трехмесячный ребенок, — говорит он с улыбкой. — Ты дал мне белый лист бумаги. Ты знаешь, что его надолго не хватит. Как я поступлю — Так? (Он изображает, как младенец без особого интереса смотрит на бумагу, а потом отворачивается прочь.) — Или так? (Теперь он показывает, как ребенок пытается порвать бумагу, мнет ее, шуршит ею и даже запихивает в рот.) — Очевидно, что ребенок поведет себя именно таким образом. И в этом он похож на любого выдающегося ученого, например, на Исаака Ньютона. Как он размышляет? "Какой музыкальный инструмент я могу из этого сделать?" (Трясет лист бумаги.) "Какова его социологическая и экономическая ценность?" (Засовывает его в рот.) "Кто-нибудь хочет попробовать?" (Предлагает взять его окружающим.) "Какова механическая, разрывная прочность материала?" (растягивает его). "Что покажет химическое исследование?" (Жует лист.) "Опять музыкальный инструмент?" — и так далее, эксперимент за экспериментом. Ребенок использует свой мозг полностью. Логика? Да. Анализ? Да. Ритм? Да. Все вместе? Да!»

Ученые разными способами исследовали эти способности младенцев. В 1964 г. Бенджамин Блум, профессор педагогики Чикагского университета, опубликовал обзор основных результатов своих исследований. Блум изучал пять основных параметров человека от рождения до 17 — 18 лет: рост, общие способности к обучению, достижения в школе, агрессивность у мальчиков и чувство зависимости у девочек.

По его данным, в подавляющем большинстве случаев развитие идет семимильными шагами в течение первых нескольких лет жизни, а затем замедляется. Как правило, к пяти годам показатели достигают 50% величины: к трем годам мальчики вырастают до 54% своего максимального роста, между тремя и двенадцатью годами они вырастают еще на 32%, и к 18 годам — на оставшиеся 14%.

Кроме того, он пришел к заключению, что как девочки, так и мальчики около 50% интеллекта, имеющегося у них к 17 годам (согласно тестам), получают от момента зачатия до четырехлетнего возраста, еще около 30% — между четырьмя и восемью годами, и оставшиеся 20% — от восьми до 17 лет. Даже те исследователи, которые ставят под вопрос обоснованность стандартных интеллектуальных тестов, вероятно, согласятся с этими результатами, — если только «интеллект» заменить на «способность к обучению».

Кроме того, Блум анализировал словарный запас, понимание прочитанного и общую успеваемость в школе от рождения до 18 лет. В результате он пришел к выводу, что ребенок получает около 33% академических навыков, имеющихся у него к 18 годам, до шести лет; еще около 42% — от шести до 13 лет, и оставшиеся 25% — между 13 и 18 годами.

Тем не менее, с тех пор, как Блум провел свои исследования, другие ученые показали существование некоторого различия между мозгом мужчины и женщины, проявляющееся уже в раннем возрасте.

Например, у девочек отдел мозга, называемый мозолистым телом, в среднем толще, чем у мальчиков. Это помогает большинству девочек осваивать чтение раньше, чем мальчикам. Как правило, они и раньше начинают говорить, и быстрее учат языки. В то же время, у мужчин, судя по всему, лучше развито умение различать предметы на большом расстоянии и ориентироваться в пространстве, что дает им преимущества в определенных видах спорта.

После опубликования результатов Блума, на Южном острове Новой Зеландии (South Island) были проведены два исследования, отличавшиеся особой тщательностью и скрупулезностью. Первое из них — в Медицинской школе при университете Отаго в Дунедине, в городе с населением около 100 000 человек. В 1972 г. этом городе родился 1661 младенец. Их развитие регулярно проверялось. Более 1000 из них до сих пор находятся под наблюдением.

Руководитель исследования доктор Фил Силва утверждает, что проведенное исследование ярко выявило особую важность первых нескольких лет жизни ребенка. «Это не означает, что остальные годы не важны, но наши результаты показали, что дети, которые медленно развивались в течение первых трех лет жизни, вероятнее всего, будут испытывать проблемы как в детстве, так и во взрослом возрасте».

По его словам, очень важно распознавать любые специфические проблемы, возникающие у ребенка в течение первых трех лет жизни, — например, дефекты слуха и зрения, «потому что, если мы не поможем ребенку на ранней стадии заболевания, он, вероятнее всего, будет испытывать сложности в течение длительного времени, а возможно, и в течение всей своей жизни».

В другом исследовании изучалось развитие 1206 младенцев, появившихся на свет в городе Крайстчерч в 1977 г. Его основной результат таков: от 15 до 20% детей отставали в развитии из-за того, что в раннем возрасте родители не следили должным образом за состоянием их здоровья, кроме того, им не хватало развивающего опыта.

Бьюзен соглашается с этим. «Следите за тем, чтобы ребенок с самого раннего возраста занимался физическими упражнениями столько, сколько ему захочется, и чтобы его тело было настолько свободным, насколько это возможно: руки свободны, ноги свободны, можно много ползать, куда угодно карабкаться. Позвольте ему совершать ошибки, чтобы он учился на них, учился на своем собственном опыте».

Существует шесть основных «путей» в мозг: пять — через пять органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние), а шестой путь связан с опытом физических действий. Дети, очевидно, учатся посредством всех чувств. Каждый день для них наполнен постижением мира. Они любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает. Любой вызов должен быть принят, поведение взрослых — скопировано.

Важнее всего то, что ребенок учится на практическом опыте. Он учится ползать, ползая. Учится ходить в процессе ходьбы. Говорить, разговаривая. И каждый раз, когда он так делает, он либо создает новые соединения в мозге, если это новые для него ощущения, либо достраивает и расширяет существующие соединительные пути, если он уже когда-то испытывал подобное.

Дети — лучшие учителя для самих себя, а родители — их лучшие первые преподаватели. А наши дома, пляжи, леса, игровые площадки, другие столь же замечательные места и весь мир в целом — наши главные образовательные пособия, надо только помогать ребенку исследовать их в безопасной обстановке.

Исследователи подчеркивают необходимость позитивной поддержки. По словам британского первопроходца ускоренного обучения Колин Роуз, «сколько бы вам ни было лет, если вы будете думать, что плохо учитесь, вы действительно будете плохо учиться». Но основной вопрос заключается в том, как этот стереотип возникает в нашем мозге. Исследования американских ученых показали, что большинство детей, начиная с самого раннего возраста, получают как минимум шесть негативных отзывов на один позитивный. Основу данной проблемы закладывают отзывы типа «Не делай так» или «Ты не слишком хорошо это сделал».

Кроме того, исследования без тени сомнения продемонстрировали важность воспитания детей в «обогащенной среде».

Ученые из Беркли, штат Калифорния, в течение многих лет ставили эксперименты на крысах и сравнивали рост мозга крыс и ростом мозга человека. По словам профессора Мэриан Даймонд, «все очень просто: во время нашего эксперимента мы обнаружили, что все нервные клетки в ключевых внешних слоях мозга уже присутствуют к моменту рождения. После рождения начинают расти и развиваться соединительные дендриты. В течение первого месяца жизни их рост крайне интенсивен. Затем он начинает идти на убыль.

Если мы поместим крыс в "обогащенную" окружающую среду, мы сможем удержать рост дендритов на высоком уровне. Если же поместить их в "обедненную" среду, их рост замедлится гораздо раньше.

В "обогащенных" клетках крысы жили вместе и могли играть с игрушками. В их клетках были установлены лестницы, колеса и другие предметы для игр. Они могли везде лазить, изучать игрушки и экспериментировать с ними. Затем мы сравнили их с крысами, находившимися в "обедненных" условиях: по одной крысе в клетке, без игрушек и без общения. Результат оказался очевиден: мы обнаружили, что клетки мозга крысы в обогащенных условиях среды росли, а, кроме того, значительно увеличивалось количество дендритов. В "обедненных" условиях наблюдалось обратное».

В конце эксперимента крысы проходили «тест на интеллект»: их помещали в лабиринт и они должны были найти пищу на другом его конце. Крысы, находившиеся в «обогащенных» условиях, выполняли эту задачу с легкостью. Остальные — нет.

Конечно, ученые не могут вскрыть мозг человека, чтобы проверить влияние ранней стимуляции на его развитие. Однако они могут провести тест при помощи радиоактивной глюкозы. По словам Даймонд, «эти тесты показывают, что на протяжении первых двух лет жизни важнейший процесс поглощения глюкозы происходит очень быстро — при условии, что ребенок хорошо питается и получает достаточную стимуляцию. Этот процесс идет активно до пяти лет. С пяти до десяти лет он продолжается, но очень медленно. Примерно к десяти годам рост мозга достигает своего пика, — хотя, к счастью, человеческий мозг может продолжать выращивать дендриты до конца жизни, если его стимулировать. Все очень просто: клетки мозга человека, как и крысы, устроены так, чтобы получать стимуляцию — и расти в зависимости от ее интенсивности».

Это не означает, что надо превратить дом, где живет младенец, в подобие школьного класса. Наоборот: в действительности, дети учатся в процессе игр и свободного исследования окружающего мира. И именно традиционный формальный класс, а не домашняя обстановка, требует изменений.

Как говорят Жан Марцолло и Дженис Ллойд в своей потрясающей книге «Обучение через игру» (Jean Marzollo, Janice Lloyd, Learning Through Play): «В прошлом мы думали, что игра и обучение — противоположные вещи. Сейчас мы изучили этот вопрос лучше. Эксперты-педагоги и специалисты по раннему развитию выяснили, что игра является обучением, и даже более того: игра является наиболее эффективным методом обучения».

Ключ к успеху: превратите игры в обучение и сделайте так, чтобы почти любое обучение приносило удовольствие.

Фактически, те виды деятельности, которые хорошие родители считают само собой разумеющимися, представляют собой лучшие типы раннего обучения. Мы не имеем в виду «академические» занятия. Ученые доказали, например, что регулярное укачивание ребенка может значительно способствовать росту головного мозга. Укачивание стимулирует вестибулярный апгарат. Эта нервная система расположена в стволе головного мозга и очень тесно связана с мозжечком и внутренним ухом ребенка, которое также играет важную роль в развитии координации движений и равновесия. По словам ученых, эта часть мозга одной из первых начинает функционировать еще во время внутриутробного развития ребенка — всего через 16 недель после зачатия.

Как говорит доктор медицины Ричард М. Рестак, автор книг «Мозг: Последний рубеж» и «Мозг младенца» (Richard M. Restak, The Brain: The Last Frontier; The Infant Mind), «именно эта ранняя зрелость делает вестибулярную систему такой важной для раннего развития мозга. В то время, когда плод окружен околоплодной жидкостью, он получает свои самые ранние ощущения благодаря работе вестибулярного аппарата. В последние годы были накоплены свидетельства того, что вестибулярный аппарат чрезвычайно важен для нормального развития мозга. Младенцы, вестибулярный аппарат которых периодически стимулируют посредством укачивания, быстрее набирают вес, раньше развивают зрение и слух, и демонстрируют отчетливые циклы сна в более раннем возрасте».

Д-р Руфь Раис из Техаса показала в своих экспериментах, что даже 15 минут укачивания, растирания, перекатывания или поглаживания недоношенного ребенка четыре раза в день значительно помогут ему в развитии координации движений и, следовательно, способности к обучению*.

А д-р Лайел Палмер, профессор Государственного университета Вай-ноны, штат Миннесота, провел большое исследование детей детсадовского возраста*, с целью показать особую важность для пятилетних детей таких простых методов стимуляции. Каждый день дети посещали спортивный зал. Там они выполняли простые упражнения: кружились, прыгали через скакалку, удерживали равновесие, кувыркались, перекатывались и ходили по бревну. На игровой площадке они ползали по гимнастическим снарядам типа «джунгли», а, кроме того, им не возбранялось карабкаться, кататься на коньках, выполнять кувырки и сальто. В классе они играли во множество игр, разработанных для стимуляции зрения, слуха и осязания. Все эти действия должны были усложняться в течение года и, таким образом, во все большей степени стимулировать развитие мозга.

* В США дети начинают посещать детский сад с пяти лет, а в некоторых странах Британского содружества — с трех-четырех.

В конце каждого года дети проходили «тест на готовность» под названием «Метрополитен» (Metropolitan Readiness Test), чтобы определить, достигли ли они необходимого уровня развития для поступления в первый класс. Почти все они вошли в 10% детей, показавших лучшие результаты в штате, а большинство — в 5%. При этом почти все дети были из рабочих семей.

Палмер, бывший президент Общества ускоренного обучения и преподавания, подчеркивает, что дети не просто гуляют, бегают и прыгают — т. е. занимаются обычной двигательной деятельностью. По его словам, «действия по стимуляции, рекомендуемые нами, специально разработаны для того, чтобы активизировать те области мозга, которые, как мы знаем, будут способствовать развитию зрения, осязания и слуха — а также способности детей усваивать знания».

Например, многие родители, судя по всему, инстинктивно знают, что их детям нравится, когда их крепко держат за руки и кружат наподобие винта вертолета. Исследование Палмера в средней школе «Новое видение» в Миннеаполисе (New Vision School, Minneapolis) показало, что такие упражнения приводят к росту мозга. И чем интенсивнее упражнения, тем активнее будет рост мозга в областях, восприимчивых к дальнейшему обучению.

Общий результат - значительный рост навыков и уверенности в себе, повышение внимания, быстрая реакция и способность принимать участие в постоянно усложняющейся учебной деятельности.

Палмер обращает особое внимание на то, что описанные им упражнения не относятся к тем, которые многие школы назвали бы «академическими». Но посещение любого такого класса показывает, что способность к истинному обучению в детях буквально расцветает. Для обучения чтению в раннем возрасте используются игры с карточками. Начала математики постигаются через игру в домино и большие карты с точками вместо цифр. Для развития навыков, которые впоследствии потребуются для обучения письму, дети тоже играют в различные игры.

Помогает ли это «академическому развитию»? Еще бы! В другом исследовании, в котором участвовали дети из группы риска, не достигшие больших успехов в школе, методы Палмера привели к заметному повышению способности к чтению. Дети из экспериментальной группы читали от трех до десяти раз быстрее, чем в контрольной группе.

Два шведских специалиста по стимуляции вестибулярного аппарата Мэтс и Ирен Никлассон достигли выдающихся результатов, используя методику, схожую с методикой Палмера. В своей организации «Вистабулярис» (Vistabularis) они показали, что медленное вращение и медленное движение идеальны для многих детей, в особенности для тех, кому поставлен диагноз «серьезные проблемы в развитии». «Большинство проблем в обучении, — говорит Мэтс Никлассон, — как я выяснил, связано с неумением держать равновесие и неврологическими нарушениями». Ник-лассоны как бы «прокладывают новые соединения в мозге» с помощью вращения и других моторных видов деятельности.

Они также считают, что эффективное обучение начинается с самого момента рождения. И вновь основные принципы очень просты:




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 5 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Найдите три лучших книги, авторы которых достигли высоких результатов | Заново научитесь читать — быстрее, эффективнее и проще | Учитесь всему на практике | Бегло просмотрите все ключевые идеи, которые отметили. | Повторяйте и размышляйте | Пройдите курсы ускоренного обучения | На следующий день ученик играет в содержащиеся в комплекте игры, чтобы лучше запомнить основные слова. | Глава 5 | Определите идеальное решение и представьте его зрительно | Утро вечера мудренее |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав