Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социально-политические взгляды казахских либеральных демократов (А.Байтурсынов, А. Букейханов, М.Дулатов).

Букейханов Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда» и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

А. Байтурсынова видел путь к свободе народа в приобщении к образованию, науке, культуре. Его статьи по вопросам просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. А. Байтурсынов видел в образованности и культуре решающий фактор социального прогресса. Для того чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка высококвалифицированных учителей.

Вся суть философии и социальной концепции М. Дулатова в конечном счете сводится не к абстрактоно-теоретическим рассуждениям, а к попытке обосновать некоторую сумму логических принципов для решения конкретных социально-политических задач. Главной из проблем своего времени он считал проблему отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к зависимым народам была, по существу, кредом его политического мышления.

Таким образом, М. Дулатов сделал громадный шаг вперед по пути развития казахской социальной мысли. Согласно его мнению, самым существенным недостатком царского самодержавного строя является бюрократизм. Он выражается во всевластии и произволе чиновников, а следовательно, в бесправии и полном бессилии народа защитить свои интересы. Благодаря реакционной деятельности чиновничьей бюрократии царизма в Казахстане проводится политика колонизации. Она находит

свое конкретное проявление в изгнании казахов с исконных земель их обитания, насильственного изъятия лучших земель для передачи их русским крестьянам-переселенцам, что ведет к катастрофическому сокращению радиуса кочевания животноводов и резкому падению животноводческой продукции.

Колониальная политика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, царская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Предмет и объект социологии. | Структура социологии. | Социология О.Конта и Г.Спенсера. | Социологические концепции ХХ века. | Системный подход к анализу общества. | Виды и функции социальных институтов. | Классификация общества по характеру и уровням технологий. | Классификация общества по уровням управления. | Критерии социальной стратификации в концепциях М.Вебера, Р.Дарендорфа, Т.Парсонса. | Социальный статус и личный статус. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав