Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сочинение

«Каждый взрослеет за чьей-то спиной»

(по роману А. Лиханова «Слетки»)

 

 

 

 

Автор: ученица 9 «В» класса

Шерстнева Анастасия Сергеевна

Работа выполнена под руководством

учителя русского языка и литературы

Урванцевой Елены Николаевны

МОУ СОШ с УИОП № 1

г. Советска, Советского района,

Кировской области.

 

 

Советск - 2010

 

Имя писателя-земляка Альберта Анатольевича Лиханова известно мне давно. Еще в пятом классе Елена Николаевна, наша учительница литературы, принесла на урок сборник «Чистые камушки» и прочитала вслух рассказ «Крутые горы», а потом увлеченно рассказывала об авторе. Постепенно в наш круг чтения вошли «Кресна», «Солнечное затмение», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Никто»… Эти книги открыли для себя и наши родители. Мы посмотрели «Уроки нравственности» об упорстве Ирины Родниной, искренности Сергея Безрукова, пытливости Жореса Алферова, о милосердности, сострадании, терпимости и совестливости как чертах национального русского характера… И Альберт Лиханов открылся нам как писатель общественный деятель, а главное – неравнодушный человек: он говорит о проблемах современного детства простым и ясным языком, он помогает разрешить конфликты «отцов и детей», позволяет взглянуть на себя и своих близких со стороны, и понять, что «каждый взрослеет за чьей-то спиной».

После экзаменов в девятом классе Елена Николаевна предложила мне прочитать роман А. Лиханова «Слетки». Я держу в руках небольшую книжку в красном переплете и по-детски рассматриваю обложку. В центре – два брата в одинаковых тельняшках: младший, беззаботный и озорной, доверчиво обхватил старшего за шею, тот, сдержанный, не по годам серьезный, придерживает сильной рукой малыша… Словно оберег, за спинами мальчишек – изображения святых Бориса и Глеба, а между строгими ликами святых, прямо над головами ребят, – огромная красная мишень… А ниже белыми буквами на ярко-красном фоне – имя автора и необычное название романа «Слетки». Это слово я встречала только раз, когда читала роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Там словом «слетки» драгунский капитан называет петербургских выскочек, зазнаек, произносит это слово в адрес Печорина как оскорбительное, злое, ироничное. В названии романа А. Лиханова слово «слетки» ближе к изначальному значению – «слёток, слёточек и слётыш – молодая птица, уже слетевшая из гнезда».… Ведь роман о взрослении мальчиков, становлении личностей, обретении свободы и своего места в жизни, за порогом родного дома, гнезда, где тебя всегда любят и ждут…

Главные герои - два брата Борис и Глеб, разница в возрасте у которых 9 лет. Они растут без отца, воспитывают мальчиков мать и бабушка. С какой любовью автор говорит о месте матери в жизни человека: «Первые взрослые руки, которые помнит всякий человечек, - руки матери, если они есть. Первые глаза, которые устремлены на него, - ее глаза, рассматривающие любовно, с великой осторожностью, боящегося нанести ущерб, - хотя какой ущерб дитяти от любящего материнского взгляда? Но так уж устроена природа, Божий мир и благодать земная - ведь дитя-то выношено матерью! В утробе ее, самой чистой надземной печи взошло это тесто, и выпекся колобок человеческий, хлебушек, кормящий собою неиссякаемое, пока что, человечество…» Но для каждого мальчишки важно, чтоб рядом был настоящий мужчина, надежный, немногословный, сильный. К нему тянется мальчишечье сердце, ему подражает. Вот почему маленький Глеб помнит не матушкин облик, а Братца своего Бориски. Девятилетнего Бориса автор уважительно называет «свободный человек мужеского роду», он не идеализирует своего героя: «уж много чего познал - и хорошего, и дурного, много чему поупражнялся и немало набил ссадин да синяков, как свойства внешнего, так и внутреннего». Боря Горев уже успел наполучать в школе колов и двоек, перекрытых, впрочем, трояками, а то аж и четвериками, выпил полную бутылку пива, так шустро рекомендуемого народу в мерцающем окне бесстыжего "ящика", тайком потягивал сигаретки, умел драться… Но это обычные мальчишка, каких много рядом с нами, осваивающий мир самостоятельно, пытливо, учась на своих ошибках и делая собственные выводы.

Действие происходит в маленькой деревне Горево, которая постепенно поглощается соседним городом Краснополянском. Как и в нашем городке, здесь происходят конфликты между подростками: в тенистом парке десятилетний Борис сталкивается с тринадцатилетними подростками из школы. Не столько оскорбление «нянька!», сколько беспокойство за Глебку будит в Боре дикое бесстрашие, когда он один разгоняет толпу «слабых поодиночке, злых, сбившихся в стаю, опасных, как свора бездомных собак» ребят. Как узнаваемы конфликты подростков, когда горевские дерутся с городскими, отстаивая свои мальчишечьи права.

Может быть, Борис и Глеб повторили судьбу своих друзей: училище, армия, завод… Но в их жизни появился майор Михаил Гордеевич Хаджанов – десантник гвардейской краснознаменной прославленной Псковской дивизии. Что подкупает мальчишек в этом человеке? Мужественная внешность – «невысокий мужчина, вполне еще молодой, черноволосый, чернобровый, с черными, щеточкой, усами. А главное, он был в камуфляжной форме - настоящий боец». Белозубая открытая улыбка, что сразу располагала, и каждое слово, вылетавшее из этих уст, казалось, тотчас склоняло к согласию. Настоящее мужское общение от обращения «господа юнкера!» до серьезного, крепкого мужского рукопожатия. И безотцовщины Борис и Глеб не могли не восхититься и не принять эту протянутую сильную, мужскую руку. Рядом с майором Хаджановым Борис взрослеет, всерьез увлекается стрельбой, становится кандидатом в мастера спорта, заканчивает школу и поступает в десантное училище. Глебка тоже стеляет, но с меньшим азартом, идет в школу, растет. И с отъездом старшего брата чувствует полную опустошенность – такими близкими они были, и так сильна была братская любовь. «Отъезд Бориса переменил Глебку до самого основания. Он притих, стал неразговорчив. Даже в школе вел себя странно - не дурил на переменах, не толкался, не бегал сломя голову, не кричал глупые детские слова, как остальные. Он избегал споров, хотя все слышал, имел свое мнение, правое или не правое - другой вопрос, но держал его при себе, никому не высказывал, никого не поддерживал. И для Глебки это - обрыв… Брат ушел, удалился, он уже ходит, дышит, говорит там, в невидимом отсюда городе, где находится это десантное училище - его новая жизнь и судьба».

Что ждет Бориса за порогом дома? Слава меткого стрелка Тиля Уленшпигеля, который в яблоко, поставленное на голову человека, попадал без всяких сомнений или суровые испытания?

С этого момента все меняется. Борис, приезжая, много времени проводит с Мариной, которую Глеб и вся семья Горевых недолюбливает и не понимает их любви. Стрельбой заниматься Глеб прекращает, отрекаясь тем самым от выбора «идти по стопам брата». Глебка больше тянется к литературе, много читает, поглощая книги сначала из детской, а потом и из взрослой библиотеки.

Переломный момент для Глеба - известие о гибели Бориса. Мама, бабушка и брат плакали втроем, навзрыд, не стесняясь друг друга — чего было стесняться-то? Тяжко выбирались из омута горя. Ведь чтобы «выплыть наверх, вновь глотнуть воздуха жизни — для этого следовало грести, выбираться, что-то такое делать, чтобы одолеть беду. Но она никак не одолевалась». Глеб сторонится всего, что его окружает, замыкается – но, может быть, именно это дает ему новую силу, заставляет думать, опять же читать, много размышлять, а оттого – взрослеть. «Куда уходят настоящие мальчишки?» Как они взрослеют? Улица. Школа. Родители. Интернет. Телевизор. Глеба Горева «в минуту жизни трудную» спасают якоря: «Первый — это, конечно, компьютер, интернет, вездесущая "мышь". Второй интерес — книжки. И это было благом для подросшего Глебки, потому что остальные-то миллионы, на диванах домашних, на стульях и прочих присестах беспривязно воспитывались одиноким чудищем, которое глазом своим квадратным не только вглядывалось, сколько само себя разглядывать принуждало, предъявляя всякую чушь. И хоть цвет глаза этого считается голубым, на самом-то деле он мрачный, и хоть слово это вовсе не цвет обозначает, а состояние души, — именно этим состоянием и обесцвечивало чудище всех, кто в него вглядывался, уравнивая при этом между собой подряд тех, кто не имеет иммунной прививки — и способных, и умственно больных, и удаленьких, и неподвижных душою — всяких-всяких, почти всех». Может, благодаря чтению Глеб и не сбился с пути, не озлобился… Вспомним одного из любимых лихановских героев, Кольку из «Мужской школы», который много лет назад пришел к мысли, что книга помогает жить, справляться с бедами, с трудностями, с врагами: «И я знал еще одно: мои враги не владеют этой тайной. Они, конечно, читают, но так, по обязаловке, и нет у них такого мира, куда убегаю я. Они чувствуют себя победителями в классе и на улице, но эта победительность такая маленькая и жалкая в сравнении с тем, как живут и верят, как любят, страдают и умирают люди в книгах». Враги и друзья Глебки, да и многие наши сверстники, воспитываются мрачным экраном телевизора, обесцвечиваются и становятся неподвижны душою, а читающий Глеб взрослеет, размышляет о жизни и становится сильной самодостаточной личностью: «Глебка, конечно, телик глядел, как и мама с бабушкой, как и все. Но иногда отключался, думал, что от усталости, на самом деле — спасаясь. Уходил на улицу, если тепло, листал книги, а потом и газеты, не брезгуя старыми, и, точно петух, искал в навозной куче жемчужное зерно. И находил. Чтение лучше всего выводило из организма отраву беспрерывного зрелища, оставляло один на один с собой и с тем, что читаешь, вопросы придумывало — ищи, мол, ответы. И как-то незаметно выходило, что Глебка от других чем-то отличался. Не сгорел, может быть, до конца под телевизионными лучами, не обкатывался, как все, похожий на других пустоголовый голыш, а малость, пусть на самую чуточку, себя сохранял».

Поэтому к тому времени, как вернется Борис, оказавшись живым, - совсем изменившимся, и Глеб уже совсем другим станет. Много тайн скрывает «воскресший» Борис. Говорит только, что был в плену и бежал. Но становится ясным: то, что произошло за время отсутствия, увело его по тропе, которую сложно назвать хорошей и доброй. Глеб это чувствует. Борис многое не договаривает брату, но, тем не менее, хочет уберечь его от чего-то.

Борис опять исчезает. На этот раз вместе с Мариной, своей девушкой. Как позже выясняется – за границу. А для Глеба приходит время решать, кем становиться в жизни. Когда-то братья рассуждали о жизни русских и южан, и Борис удивил Глеба уважительным рассказом о крепости семейных отношений «югов»: «Знаешь, как они друг о друге заботятся! Какой-нибудь троюродный внук о пятиюродном дедушке? И виделись-то раз в жизни, а почитают друг друга как близкие родичи. Если что случится, бегут и едут, лекарства везут, барана, деньги отдают! А как старших уважают! Мы уже этак-то разучились. Да и умели ли когда, сомневаюсь! Женщинам у них — это да — тяжело. Все заботы, все хозяйство на них. Но не ропщут. Помалкивают и работают без передыху, без жалоб и обид! Наших сторонятся, это да. Мы их считаем дикарями — может быть! Но у дикарей есть свои хорошие правила. Ну, а в нашем-то городе, погляди, как они дружно держатся!»

Финал книги открытый. Неожиданный звонок Бориса и появление на пороге горевского дома Марины с ребенком на руках. Именно в этот момент Глеб понимает свое предназначение в жизни: «И вдруг до смешного ясной предстала ему его собственная грядущая жизнь. Он просто станет защищать таких вот детей. Вот этого малыша, например, которого принял на руки, — есть ли такая профессия? Ведь должен же кто-то надежный и верный спасать и сохранять слабых и малых! Не ловить, а защищать!»

Книга «Слетки» - гимн любви и заботе. Гимн уважению. Не только к старшим, но и к равным себе и даже младшим. Тем более младшим. Гимн упорству и целеустремленности. Читая роман, мы вместе с автором рассуждаем не только о времени и о себе, рассуждаем о проблеме выбора жизненного пути, о религии, об интернете и телевидении, о дружбе, о любви о крепости семейных отношений.

Мне кажется, идея романа «Слетки» продолжает идею романа «Никто» - «не покидайте матери детей!» И отцы не покидайте! Защитник детства Альберт Лиханов стучится и в наши сердца и души: «Эй, жадные вороны, кошки и собаки, глупые мальчишки и пьяная нечисть! Брысь! Отойдите от птенцов. Они взлетят сами, поднимутся на крыло, только надо подождать немного. Набраться терпения. Не полениться — охранить их и уберечь, они же беззащитны, точно малые дети. А вы, малые дети, не бойтесь! Ведь каждый из вас взрослеет за чьей-то спиной».

- А за чьей спиной повзрослел я? – спросит себя читатель.

- А кто и как взрослеет за моей спиной?




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Year Day| МЕЖДУ ШВЕЦИЕЙ И ГОСПОДИНОМ ВЕЛИКИМ НОВГОРОДОМ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав