Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Поколения ЭВМ

Параметры сравнения Поколения ЭВМ
Первое Второе Третье Четвертое
Период времени 1946 - 1959 1960 - 1969 1970 - 1979 С 1980 г.
Элементная база (для УУ, АЛУ) Электронные (или электрические) лампы Полупроводники (транзисторы) Интегральные схемы Большие интегральные схемы (БИС)
Основной тип ЭВМ Большие Большие Малые (мини) Микро
Основные устройства ввода Пульт, перфокарточный и перфоленточный ввод Добавился алфавитно-цифровой дисплей, клавиатура Алфавитно-цифровой дисплей, клавиатура Цветной графический дисплей, сканер, клавиатура
Основные устройства вывода Алфавитно-цифровое печатающее устройства (АЦПУ), перфоленточный вывод Алфавитно-цифровое печатающее устройства (АЦПУ), перфоленточный вывод Графопостроитель, принтер Графопостроитель, принтер
Внешняя память Магнитные ленты, барабаны, перфоленты и перфокарты Добавился магнитный диск Перфоленты, магнитный диск Магнитные и оптические диски
Ключевые решения в ПО Универсальные языки программирования, трансляторы Пакетные операционные системы, оптимизирующие трансляторы Интерактивные ОС, структурированные языки программирования Дружественность ПО, сетевые ОС
Режим работы ЭВМ Однопрограммный Пакетный Разделения времени Персональная работа и сетевая обработка данных
Цель использования ЭВМ Научно-технические расчеты Технические и экономические расчеты Управления и экономические расчеты Телекоммуникации, информационное обслуживание и управление

 

 

  1. Элементная база первого-четвертого поколений компьютера

ЭВМ первого поколения обладали небольшим быстродействием в несколько десятков тыс. оп./сек. В качестве внутренней памяти применялись ферритовые сердечники.

Основной недостаток этих ЭВМ – рассогласование быстродействия внутренней памяти и АЛУ и УУ за счет различной элементной базы. Общее быстродействие определялось более медленным компонентом – внутренней памятью и снижало общий эффект. Уже в ЭВМ первого поколения делались попытки ликвидировать этот недостаток путем синхронизации работы устройств и введения буферизации вывода, когда передаваемая информация «сбрасывается» в буфер, освобождая устройство для дальнейшей работы (принцип автономии). Таким образом, для работы устройств ввода-вывода использовалась собственная память.

Существенным функциональным ограничением ЭВМ первого поколения являлась ориентация на выполнение арифметических операций. При попытках приспособления для задач анализа они оказывались неэффективными.

Языков программирования как таковых еще не было, и для кодирования своих алгоритмов программисты использовали машинные команды или ассемблеры. Это усложняло и затягивало процесс программирования. К концу 50-х годов средства программирования претерпевают принципиальные изменения: осуществляется переход к автоматизации программирования с помощью универсальных языков и библиотек стандартных программ. Использование универсальных языков повлекло возникновение трансляторов.

Программы выполнялись позадачно, т.е. оператору надо было следить за ходом решения задачи и при достижении конца самому инициировать выполнение следующей задачи.

Начало современной эры использования ЭВМ в нашей стране относят к 1950 году, когда в институте электротехники АН УССР под руководством С.А. Лебедева была создана первая отечественная ЭВМ под названием МЭСМ – Малая Электронная Счетная Машина. В течение первого этапа развития средств вычислительной техники в нашей стране создан ряд ЭВМ: БЭСМ, Стрела, Урал, М-2.

Второе поколение ЭВМ – это переход к транзисторной элементной базе, появление первых мини-ЭВМ.

Получает дальнейшее развитие принцип автономии – он реализуется уже на уровне отдельных устройств, что выражается в их модульной структуре. Устройства ввода-вывода снабжаются собственными УУ (называемыми контроллерами), что позволило освободить центральное УУ от управления операциями ввода-вывода.

Совершенствование и удешевление ЭВМ привели к снижению удельной стоимости машинного времени и вычислительных ресурсов в общей стоимости автоматизированного решения задачи обработки данных, в то же время расходы на разработку программ (т.е. программирование) почти не снижались, а в ряде случаев имели тенденции к росту. Таким образом, намечалась тенденция к эффективному программированию, которая начала реализовываться во втором поколении ЭВМ и получает развитие до настоящего времени.

Начинается разработка на базе библиотек стандартных программ интегрированных систем, обладающих свойством переносимости, т.е. функционирования на ЭВМ разных марок. Наиболее часто используемые программные средства выделяются в ППП для решения задач определенного класса.

Совершенствуется технология выполнения программ на ЭВМ: создаются специальные программные средства - системное ПО.

Цель создания системного ПО – ускорение и упрощение перехода процессором от одной задачи к другой. Появились первые системы пакетной обработки, которые просто автоматизировали запуск одной программ за другой и тем самым увеличивали коэффициент загрузки процессора. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем, они стали первыми системными программами, предназначенными для управления вычислительным процессом. В ходе реализации систем пакетной обработки был разработан формализованный язык управления заданиями, с помощью которого программист сообщал системе и оператору, какую работу он хочет выполнить на вычислительной машине. Совокупность нескольких заданий, как правило, в виде колоды перфокарт, получила название пакета заданий. Этот элемент жив до сих пор: так называемые пакетные (или командные) файлы MS DOS есть не что иное, как пакеты заданий (расширение в их имени bat является сокращением от английского слова batch, что означает пакет).

К отечественным ЭВМ второго поколения относятся Проминь, Минск, Раздан, Мир.

В 70-х годах возникают и развиваются ЭВМ третьего поколения. В нашей стране это ЕС ЭВМ, АСВТ, СМ ЭВМ. Данный этап - переход к интегральной элементной базе и создание многомашинных систем, поскольку значительного увеличения быстродействия на базе одной ЭВМ достичь уже не удавалось. Поэтому ЭВМ этого поколения создавались на основе принципа унификации, что позволило комплексировать произвольные вычислительные комплексы в различных сферах деятельности.

Расширение функциональных возможностей ЭВМ увеличило сферу их применения, что вызвало рост объема обрабатываемой информации и поставило задачу хранения данных в специальных базах данных и их ведения. Так появились первые системы управления базами данных – СУБД.

Изменились формы использования ЭВМ: введение удаленных терминалов (дисплеев) позволило широко и эффективно внедрить режим разделения времени и за счет этого приблизить ЭВМ к пользователю и расширить круг решаемых задач.

Обеспечить режим разделения времени позволил новый вид ОС, поддерживающих мультипрограммирование. Мультипрограммирование - это способ организации вычислительного процесса, при котором на одном процессоре попеременно выполняются несколько программ. Пока одна программа выполняет операцию ввода-вывода, процессор не простаивает, как это происходило при последовательном выполнении программ (однопрограммный режим), а выполняет другую программу (многопрограммный режим). При этом каждая программа загружается в свой участок внутренней памяти, называемый разделом. Мультипрограммирование нацелено на создание для каждого отдельного пользователя иллюзии единоличного использования вычислительной машины, поэтому эти ОС носили интерактивный характер, когда в процессе диалога с ЭВМ пользователь решал свои задачи.

С 1980 года начался современный четвертый этап, для которого характерны переход к большим интегральным схемам, создание серий недорогих микро-ЭВМ, разработка суперЭВМ для высокопроизводительных вычислений.

Наиболее значительным стало появление персональных ЭВМ, что позволило приблизить ЭВМ к своему конечному пользователю. Компьютеры стали широко использоваться неспециалистами, что потребовало разработки "дружественного" программного обеспечения. Возникают ОС, поддерживающие графический интерфейс, интеллектуальные ППП, операционные оболочки. В связи с возросшим спросом на ПО совершенствуются технологии его разработки – появляются развитые системы программирования, инструментальные среды пользователя.

В середине 80-х стали бурно развиваться сети персональных компьютеров, работающие под управлением сетевых или распределенных ОС. В сетевых ОС хорошо развиты средства защиты информации от несанкционированного доступа. Распределенные ОС обладают схожими с сетевыми системами функциями работы с файлами и другими ресурсами удаленных компьютеров, но там слабее выражены средства защиты.

  1. Основные понятия архитектуры ЭВМ.

Архитектура ЭВМ — абстрактное определение машины в терминах основных функциональных модулей, языка, структур данных. Архитектура не определяет особенности реализации аппаратной части ЭВМ, времени выполнения команд, степени параллелизма, ширины шин и других аналогичных характеристик. Архитектура отображает аспекты структуры ЭВМ, которые являются видимыми для пользователя: систему команд, режимы адресации, форматы данных, набор программно-доступных регистров. Одним словом, термин «архитектура» используется для описания возможностей, предоставляемых ЭВМ. Весьма часто употребляется термин конфигурация ЭВМ, под которым понимается компоновка вычислительного устройства с четким определением характера, количества, взаимосвязей и основных характеристик его функциональных элементов. Термин «организация ЭВМ» определяет, как реализованы возможности ЭВМ.

  1. Основные блоки компьютера

 системный блок с дисководами и винчестером;

 монитор, на котором отображается результат происходящих в компьютере процессов обработки информации;

 клавиатура, с помощью которого вводится информация в ПК

  1. Клавиатура

Клавиатура–устройство для ввода в компьютер алфавитно-цифровой информации от пользователя.

  1. Устройства, входящие в системный блок компьютера

1. Корпус

2. Блок питания

3. Центральный Процессор

4. Корпусной вентилятор

5. Модули оперативной памяти

6.Видеокарта

7-8. PCI-устройства

9-10. CD/DVD привод

11. Жесткий диск

12. Материнская плата

Системный блок содержит основные узлы компьютера: 1) Блок питания. 2) Электронные платы. 3) Микросхемы, управляющие различными устройствами компьютера. 4) Накопители на гибких и жестких дисках; 5) Счетчик времени, функционирующий независимо от того, включена или нет машина.

  1. Мышь

Компьютерная мышь - это механический манипулятор, который преобразовывает движения по поверхности в движения курсора на экране компьютера.

  1. Монитор

Монитор (дисплей) компьютера IBM PC предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.

 

  1. Модем

Модем –устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть.

  1. Сканер

Сканер –для считывания графической и текстовой информации в компьютер.

  1. Плоттер

Графопостроитель или плоттер –это устройство для вывода чертежей на бумагу, используются в системах конструирования. Плоттеры бывают барабанного типа (работают с рулоном бумаги) и планшетного типа (в них лист бумаги лежит на плоском столе). Бывают перьевые или карандашно-перьевые плоттеры, струйные плоттеры.

2728Принтер.

Принтер (печатающее устройство) предназначен для вывода информации на бумагу. Наибольшее распространение в работе с ПК получили принтеры трех типов: матричные, струйные и лазерные.

Для получения цветного изображения с качеством близким к фотографическому или изготовления допечатных цветных проб используют термические принтеры или как их еще называют – цветные принтеры высокого класса.

  1. Виды принтеров27
  2. Носители информации

Носители информации

Магнитные диски в отличие от оперативной памяти, предназначены для постоянного хранения информации. К ним относятся: гибкие диски, компакт-диски, жесткие диски, стримеры, флэш-карты.

Существуют также внешние и переносные винчестеры, винчестеры со сменным диском, магнитооптические дисководы и еще один вид носителей информации, емкость которых достигает до 4 Гб.

  1. Классификация компьютеров.

По назначению выделяют следующие виды компьютеров:

а) универсальные - предназначены для решения различных задач, типы которые не оговариваются. Эти ЭВМ характеризуются:

• разнообразием форм обрабатываемых данных (числовых, символьных и т.д.) при большом диапазоне их изменения и высокой точности представления;

• большой емкостью внутренней памяти;

• развитой системой организации ввода-вывода информации, обеспечивающей подключение разнообразных устройств ввода-вывода.

б) проблемно-ориентированные - служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управлением технологическими объектами, регистрацией, накоплением и обработкой небольших объемов данных, выполнением расчетов по несложным правилам. Они обладают ограниченным набором аппаратных и программных средств.

в) специализированные - применяются для решения очень узкого круга задач. Это позволяет специализировать их структуру, снизить стоимость и сложность при сохранении высокой производительности и надежности. К этому классу ЭВМ относятся компьютеры, управляющие работой устройств ввода-вывода и внешней памятью в современных компьютерах. Такие устройства называются адаптерами, или контроллерами.

  1. Представление данных в памяти компьютера: биты, байты.

Единицей измерения информации является бит (BInary digiT) -- именно такое количество информации содержится в ответе на вопрос: нуль или один? Для удобства использования введены и более крупные, чем бит, единицы количества информации. Так, двоичное слово из восьми знаков содержит один, байт информации, 1024 байта образуют килобайт (кбайт), 1024 килобайта - мегабайт (Мбайт), а 1024 мегабайта - гигабайт (Гбайт), 1024 гигабайта – терабайт (Тбайт), 1024 терабайта – петабайт (Пбайт).

Байта достаточно для хранения 256 различных значений, что позволяет размещать в нем любой из алфавитно-цифровых символов, если только мы можем ограничиться языками с небольшими алфавитами типа русского или английского.

  1. Единицы измерения информации

Единицей измерения информации является бит (BInary digiT) -- именно такое количество информации содержится в ответе на вопрос: нуль или один? Для удобства использования введены и более крупные, чем бит, единицы количества информации. Так, двоичное слово из восьми знаков содержит один, байт информации, 1024 байта образуют килобайт (кбайт), 1024 килобайта - мегабайт (Мбайт), а 1024 мегабайта - гигабайт (Гбайт), 1024 гигабайта – терабайт (Тбайт), 1024 терабайта – петабайт (Пбайт).

Байта достаточно для хранения 256 различных значений, что позволяет размещать в нем любой из алфавитно-цифровых символов, если только мы можем ограничиться языками с небольшими алфавитами типа русского или английского.

  1. Организация машины: принципы фон Неймана

Большинство современных ЭВМ строится на базе принципов, формулированных американским ученым, одним из «отцов» кибернетики Док. фон Нейманом. Впервые эти принципы были опубликованы фон Нейманом в 1945 г. в его предложениях по машине EDVAC. Эта ЭВМ была одной из первых I машин с хранимой программой, т.е. с программой, запомненной в I памяти машины, а не считываемой с перфокарты или другого подобного устройства. В целом эти принципы сводятся к следующему:

1) Основными блоками фон-неймановской машины являются блок управления, арифметико-логическое устройство, память и устройство ввода-вывода.

2) Информация кодируется в двоичной форме и разделяется на [единицы, называемые словами.

3) Алгоритм представляется в форме последовательности управляющих слов, которые определяют смысл операции. Эти управляющие слова называются командами. Совокупность команд, представляющая алгоритм, называется программой.

 

:

УПД — устройство подготовки данных; УВВ — устройство ввода информации; ОЗУ — опе-ративное запоминающее устройство; ВЗУ — внешнее запоминающее устройство; АЛУ — арифметико-логическое устройство; УУ— устройство управления; ПУ—пульт управления; УВыв — устройство вывода информации

 

4) Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Разнотипные слова различаются по способу использования, но не по способу кодирования.

5) Устройство управления и арифметическое устройство обычно объединяются в одно, называемое центральным процессором. Они определяют действия, подлежащие выполнению, путем считывания команд из оперативной памяти. Обработка информации, предписанная алгоритмом, сводится к последовательному выполнению команд в порядке, однозначно определяемом программой.

Принципы фон-Неймана практически можно реализовать множеством различных способов. Здесь приведем два из них: ЭВМ с шинной и канальной организацией. Перед тем как описать принципы функционирования ЭВМ, введем несколько определений. Архитектура ЭВМ — абстрактное определение машины в терминах основных функциональных модулей, языка, структур данных. Архитектура не определяет особенности реализации аппаратной части ЭВМ, времени выполнения команд, степени параллелизма, ширины шин и других аналогичных характеристик. Архитектура отображает аспекты структуры ЭВМ, которые являются видимыми для пользователя: систему команд, режимы адресации, форматы данных, набор программно-доступных регистров. Одним словом, термин «архитектура» используется для описания возможностей, предоставляемых ЭВМ. Весьма часто употребляется термин конфигурация ЭВМ, под которым понимается компоновка вычислительного устройства с четким определением характера, количества, взаимосвязей и основных характеристик его функциональных элементов. Термин «организация ЭВМ» определяет, как реализованы возможности ЭВМ.

Команда - совокупность сведений, необходимых процессору для выполнения определенного действия при выполнении программы. Команда состоит из кода операции, содержащего указание на операцию, которую необходимо выполнить, и нескольких адресных полей, содержащих указание на места расположения операндов команды. Способ вычисления адреса по информации, содержащейся в адресном поле команды, называется режимом адресации. Множество команд, реализованных в данной ЭВМ образует ее систему команд.

  1. Устройства ввода информации

Устройства ввода информации

Клавиатура

Сенсорная панель

Джойстик

Световое перо

Дигитайзеры

Цифровые камеры \

Сканер –

Микрофон

  1. Устройства вывода информации

Монитор Видеобластер или видеокарта Принтер

Графопостроитель или плоттер

Саундбластер или звуковая карта

  1. Устройство памяти компьютера

УПД — устройство подготовки данных; УВВ — устройство ввода информации; ОЗУ — опе-ративное запоминающее устройство; ВЗУ — внешнее запоминающее устройство; АЛУ — арифметико-логическое устройство; УУ— устройство управления; ПУ—пульт управления; УВыв — устройство вывода информации

Устройство управления и арифметическое устройство обычно объединяются в одно, называемое центральным процессором. Они определяют действия, подлежащие выполнению, путем считывания команд из оперативной памяти. Обработка информации, предписанная алгоритмом, сводится к последовательному выполнению команд в порядке, однозначно определяемом программой.

  1. Виды памяти

Различают два основных вида памяти — внутреннюю и внешнюю.

В состав внутренней памяти входят оперативная память, кэш-память и специальная память.

Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ и данных, и целостность её содержимого не зависит от того, включен или выключен компьютер. В отличие от оперативной памяти, внешняя память не имеет прямой связи с процессором. Информация от ВЗУ к процессору и наоборот циркулирует примерно по следующей цепочке:

  1. Понятие оперативного запоминающего устройства

Оперативное запоминающее устройство, ОЗУ — техническое устройство, реализующее функции оперативной памяти.

ОЗУ может изготавливаться как отдельный блок или входить в конструкцию, например однокристальной ЭВМ или микроконтроллера.

  1. Понятие постоянного запоминающего устройства

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) — энергонезависимая память, используется для хранения массива неизменяемых данных.

  1. Назначение кэш-памяти

.Основное назначение кэш-памяти в компьютере — служить местом временного хранения обрабатываемых в текущий момент времени кодов программ и данных. То есть ее назначение служить буфером между различными устройствами для хранения и обработки информации, например, между процессором и ОЗУ, между механической частью винчестера и ОЗУ и т. д

  1. Понятие алгоритма

Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от исходных данных к искомому результату.

  1. Свойства алгоритма

1) определенность (детерминированность) 2) результативность 3) массовость

4) дискретность

  1. Виды алгоритмов

1) линейный, 2) разветвляющийся

3) циклический,

  1. Линейный алгоритм

1) линейный, когда предписания алгоритма выполняются в той последовательности, в которой они представлены в алгоритме;

  1. Разветвляющийся алгоритм

2) разветвляющийся, когда ход исполнения предписаний может меняться относительно их нахождения в алгоритме в зависимости от значений исходных или промежуточных данных;

  1. Циклический алгоритм

3) циклический, когда предписания алгоритма выполняются многократно. В зависимости от характера повторений различают циклические алгоритмы с заданным и незаданным числом повторений (в этом случае такие алгоритмы называют итерационными).

  1. Пример языков программирования

Ведущими разработчиками систем программирования в настоящее время являются фирмы Microsoft и Borland International.

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих те или иные действия. Одним из важнейших квалификационных признаков процедурных языков является их уровень, характеризующий степень близости языка программирования и машинного языка. За начало отсчета уровней принимается машинный язык, уровень которого равен нулю. Язык человека рассматривается как язык наивысшего уровня.

Двоичный язык

Шестнадцатеричный язык

Язык программирования C-

Язык Макроассемблера

Язык Ассемблера

Язык Basic

Язык Fortran

Язык Modula-2

Язык Ada

Язык Logo

  1. Операционная система.

Операционная система - программа которая загружается при включении компьютера. Она осуществляет диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами(оперативной памятью, местом на дисках и т. д.)запускает другие прикладные программы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения(интерфейс) с устройствами персонального компьютера.

  1. Типы операционных систем.

Пользовательский интерфейс

Программный интерфейс

Или

однозадачные (MS-DOS);

псевдомногозадачные, то есть одновременно работает только одна программа, а мы переключаясь между ними как-бы пробуждаем другую и усыпляем первую (Windows 1 и 2);

многозадачные (Windows 95,98);

реально многозадачные (Windows NT, OS/2 3 и 4, Unix, Be, Linux).

  1. Примеры операционных систем

однозадачные (MS-DOS);

псевдомногозадачные, то есть одновременно работает только одна программа, а мы переключаясь между ними как-бы пробуждаем другую и усыпляем первую (Windows 1 и 2);

многозадачные (Windows 95,98);

реально многозадачные (Windows NT, OS/2 3 и 4, Unix, Be, Linux).

  1. Программное обеспечение компьютера

Программное обеспечение (ПО) – совокупное название программных и информационных ресурсов (данных), используемых в работе с компьютером.

Программное обеспечение-это совокупность программ, выполненных вычислительной системой.

К программному обеспечению (ПО) относится также вся область деятельности по проектированию и разработке (ПО):

• технология проектирования программ (нисходящее проектирование, структурное программирование и др.)

• методы тестирования программ.

• методы доказательства правильности программ.

• анализ качества работы программ и др.

Программное обеспечение - неотъемлемая часть ЭВМ. Оно является логическим продолжением технических средств ЭВМ, расширяющие их возможности и сферу использования

  1. Виды программного обеспечения компьютера

1) Прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ.

2) Системные программы:

• управление ресурсами ЭВМ.

• создание копий используемой информации.

• проверку работоспособности устройств компьютера.

• выдачу справочной информации о компьютере и др..

3) Инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.

  1. Системное программное обеспечение

Системные программы:

• управление ресурсами ЭВМ.

• создание копий используемой информации.

• проверку работоспособности устройств компьютера.

• выдачу справочной информации о компьютере и др..

  1. Прикладное программное обеспечение

Прикладная программа или приложение — программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем.

  1. Примеры прикладного программного обеспечения

группы программного обеспечения:

• операционные системы.

• системы программирования.

• инструментальные системы.

• интегрированные пакеты.

• динамические электронные таблицы.

• системы машинной графики.

• системы управления базами данных (СУБД).

• прикладное программное обеспечение.

  1. Языки программирования

Языки программирования

Процедурные Функциональные Логические Объектно-ориентированные

  1. Программные средства

Программные средства – это набор программ, которые и заставляют аппаратную часть системы выполнять необходимые действия, «оживляют» компьютер. Эту часть компьютерной системы принято называть «software».??????

  1. Стандартные программы
  2. Компьютерная безопасность.

 

  1. Компьютерные вирусы.

Компьютерным вирусом называется специально написанная программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам, создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети с целью нарушения работы программ, порчи файлов и каталогов, создания всевозможных помех в работе на компьютере.

 

  1. Вида компьютерных вирусов

сетевые, файловые, загрузочные, файлово-загрузочные, макровирусы и троянские программы.

  1. Назначение антивирусных программ

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.

  1. Примеры антивирусов

Kaspersky Antivirus, Norton AntiVirus, Doctor Web.

  1. Средства антивирусной защиты.

 

  1. Вирусы и их разновидности

Вирусы-спутники

Вирусы-черви -

Паразитические -

Студенческие

Стелс-вирусы (вирусы-невидимки),

Вирусы-призраки (полиморфные)

Или 61

Или — программы-детекторы;

— программы-доктора, или фаги;

— программы-ревизоры;

— программы-фильтры;

— программы-вакцины, или иммунизаторы

  1. Назначение программ архивации

Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.

главное назначение программ-архиваторов - сжатие файлов с целью экономии памяти.

  1. Расширения архивного файла

Архивный файл — это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т. д.

Zip (и его модификация WinZip), WinRAR, Arj (и его разновидности), G-Zip, 7-Zip.,,????

  1. Структура главного меню WINDOWS.

 

  1. Структура окна папки WINDOWS.
  2. Горячие клавиши WINDOWS.
  3. Программы WINDOWS по обслуживанию компьютера (очистка диска, проверка диска на ошибки)
  4. Понятие утилиты

Утил́ита (англ. utility или tool) — небольшая программа, предназначенная не для решения какой-либо прикладной задачи (редактирование текста, таблиц, графики), а для решения вспомогательных задач (настройка, просмотр какой-либо системной информации).

Утилита - небольшие программы, обслуживающие различные устройства компьютера.

  1. Понятие драйвера

Драйверы периферийных устройств – программы, располагающая «между» прикладной программой и периферийным устройством или памятью и выполняющая служебные функции.

  1. Стандартные элементы диалоговых окон

 

  1. Файл. Имя файла.
  2. Расширения исполнимых, текстовых файлов, файлов электронных таблиц, баз данных, графических и видеофайлов

 

  1. Создание и удаление папок и ярлыков
  2. Корзина
  3. Удаление объектов в Корзину и без помещения в Корзину
  4. Носители, с которых объекты удаляются сразу без помещения в Корзину
  5. Поиск файлов.
  6. Копирование и перемещение файлов.
  7. Проводник.
  8. Текстовые редакторы.
  9. Виды меню MS Word
  10. Панель стандартная MS Word.
  11. Панель форматирование MS Word.
  12. Окно Word. Создание и сохранение документов
  13. «Горячие» клавиши работы с документами
  14. Правила набора текста
  15. Клавиши перехода по документу (в начало строки, в конец строки, на новую страницу, на страницу вверх, на страницу вниз)
  16. Включение и выключение дополнительной цифровой клавиатуры
  17. Назначение клавиши CapsLock
  18. Назначение клавиши Shift
  19. Клавиши удаления
  20. Способы выделения текстового фрагмента
  21. Клавиши выделения всего текста
  22. Форматирование документов Word
  23. Список возможных выравниваний текста
  24. Размер шрифта
  25. Начертание шрифта
  26. Надстрочный и подстрочный шрифт
  27. Проверка орфографии
  28. Создание рисунков в Word
  29. Печать документов в редакторе Word
  30. Использование команды Таблица - Автоформат
  31. Буквица
  32. Колонтитул
  33. Сноска
  34. Пункт меню по работе с колонтитулами и сносками
  35. Гиперссылка
  36. Гипертекст
  37. Список
  38. Виды списков
  39. Команды меню по работе со списками
  40. Назначение команды Вставка-Символ
  41. Буфер обмена
  42. Использование буфера обмена
  43. Клавиатурная замена команд «Копировать», «Вставить»
  44. Создание, удаление таблицы в Word
  45. Добавление, удаление строк и столбцов таблицы в MS Word
  46. Редактор формул MS Equation.
  47. Команда Формат, абзац
  48. Команда Параметры страницы
  49. Операции поиска и замены текстового фрагмента
  50. Нумерация страниц
  51. Команды для копирования или переноса фрагмента текста
  52. Настройка шрифта
  53. Изменение направления текста
  54. Рисунки в текстах
  55. Вставка рисунка из библиотеки
  56. Группировка рисунков
  57. Выделение рисунка
  58. Построение схем в текстовых документах
  59. Добавление текста в схемы

136. Режимы просмотра документа в MS Word

137. Предварительный просмотр документа перед печатью

138. Настройка параметров печати документа

139. Изменение количества копий для печати

140. Команда вызова диалогового окна Печать

  1. Электронные таблицы
  2. Программа для работы с электронными таблицами MS Excel
  3. Интерфейс программы MS Excel
  4. Понятие книги MS Excel
  5. Понятие листа
  6. Ячейка как основной элемент таблицы
  7. Адрес строки
  8. Адрес столбца
  9. Адрес ячейки
  10. Количество листов по умолчанию на листе MS Excel
  11. Переименование рабочего листа
  12. Удаление рабочего листа
  13. Восстановление удаленного рабочего листа
  14. Добавление рабочего листа
  15. Назначение строки формул
  16. Диапазон ячеек
  17. Ввод, редактирование и форматирование данных в электронных таблицах.
  18. Вычисления в MS Excel

159. Перенос текста на новую строку внутри ячейки

  1. Форматирование ячеек
  2. Выравнивание данных в ячейках
  3. Направление данных в ячейке
  4. Обрамление ячеек
  5. Границы и заливка ячеек
  6. Удаление строк и столбцов в таблицах MS Excel
  7. Добавление новых элементов таблицы
  8. Выделение элементов таблицы
  9. Изменение высоты строки таблицы
  10. Изменение ширины столбца таблицы
  11. Редактирование данных в ячейке
  12. Переход по ячейкам таблицы
  13. Типы данных в ячейках
  14. Числовые типы данных
  15. Денежный тип данных
  16. Вычисляемые типы данных в MS Excel
  17. Текстовый тип данных
  18. Автосумма
  19. Использование мастера функций
  20. Адресация в таблицах
  21. Назначение знака $ в таблицах MS Excel
  22. Виды ссылок
  23. Абсолютная ссылка
  24. Относительная ссылка
  25. Смешанная ссылка
  26. Символ, выводимый при числовом значении превосходящим размер ячейки
  27. Виды функции.
  28. Использование стандартных функций.
  29. Построение диаграмм и графиков.
  30. Диаграмма в Excel
  31. Виды диаграмм
  32. Гистограмма как вид диаграммы по умолчанию
  33. Настройка внешнего вида диаграммы
  34. Легенда
  35. Сортировка данных.
  36. Выделение с Shift, Ctrl
  37. Использование фильтра

197. Графические редакторы.,

198. Примеры графических редакторов

199. Расширение графических файлов

200. Система управления база данных.

201. Cтруктуры базы данных

202. Функциональные возможности СУБД.

  1. Перечислить основные объекты базы данных
  2. Таблицы
  3. Поля и записи
  4. Запросы
  5. Отчеты
  6. Формы
  7. Основные понятия объектов базы данных
  8. Связь между таблицами базами данных
  9. Типы полей.
  10. Поле МЕМО
  11. Поле объекта OLE
  12. Поле типа счетчик
  13. Маска ввода в таблицах Microsoft Access
  14. Вычисляемые поля
  15. Создание таблицы в режиме конструкторов
  16. Создание запроса12
  17. Создание форм
  18. Компьютерная сеть
  19. Виды сетей
  20. Определение локальной сети
  21. Определение глобальной сети
  22. Сетевые протоколы
  23. Примеры сетевых протоколов
  24. Работа в Интернет.
  25. Интернет.
  26. Службы Интернета
  27. Виды топологии
  28. Электронная почта
  29. Примеры адресов электронной почты
  30. Понятие домена
  31. Примеры доменов верхнего уровня
  32. Домены, принадлежащие Казахстану
  33. Браузеры
  34. Примеры программ-браузеров
  35. Назначение программы Internet Explorer
  36. Понятие www
  37. Понятие сервера
  38. Хранение информации на сервере
  39. Закон о защите информации в РК
  40. Назначение HTML
  41. Расширение файлов веб-страниц
  42. Перечень стандартных программ
  43. Калькулятор
  44. Обычный и инженерный калькуляторы
  45. Программы – текстовые редакторы
  46. Мультимедийные программы
  47. Программы по работе со звуком
  48. Звукозапись
  49. Растровые графические редакторы.
  50. Векторные графические редакторы.
  51. Инструменты рисования в графическом редакторе
  52. Инструменты выделения в графическом редакторе
  53. Назначение программы PowerPoint
  54. Понятие презентации
  55. Добавление нового слайда в презентацию
  56. Добавление звука в презентацию
  57. Удаление слайдов из презентации
  58. Просмотр презентации
  59. Демонстрация презентации
  60. Настройка демонстрации презентации
  61. Анимация в презентации
  62. Анимации объектов на слайде

 

 




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень вопросов для подготовки к экзаменам по информатике| Participation – in presence/in absentia

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.035 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав