Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Если человек, например, глубоко убежден в правиль­ности своих действий, то он может приложить максималь­ные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно лю­бить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совер­шенстве овладеть профессией актера, невзирая на физи­ческие недостатки, противопоказанные сценическому ис­кусству... Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжелой болезни он потерял слух. „Выхожу на сцену и не слышу суфлера, - говорил он, - точно нахо­жусь в беззвучной пустыне... Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мыс­ли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово - забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!"... Остужев победил свой недуг... Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорогого его сердцу

Малого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое боль­ше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучи­вал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог»1.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они мо­гут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрица­тельные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управ­лять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер -не одно и то же. Воля непосредственно связана по преиму­ществу с силой характера, его твердостью, решительнос­тью, настойчивостью, целеустремленностью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер вклю­чает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - про­является.

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не ис­пользует свой талант и ничего в жизни не добьется. Цен­ность воли зависит, как мы знаем, не только от того, на­сколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в пси­хологии. Ее исследование имеет длительную историю, су­ществуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психически облике человека.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различ­ные научные подходы к решению проблемы воли, отме­чает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области пси­хологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического раз­вития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генети­чески заданной способностью, а формируется прижизнен­но в реальной деятельности человека, требующей опреде­ленных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необхо­димых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности

в целом.

5. Первичное волевое действие - это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осу­ществляются предвидение и оценка последствий собствен­ной активности1.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Человек не может оставаться равнодушным к окружающе­му его миру. Предметы вокруг него, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека раз­личные чувства, или, как их иначе называют, эмоции.

Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев — все это различные эмоциональные про­цессы. Они выражают отношение человека к действитель­ности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные предметы для человека, насколько они удов­летворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворя­ет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызывает у человека.

Подобно потребностям, чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настрое­ние. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Сущест­вует ведь даже такое выражение — беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать при­чину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов причина обнаруживается: неспра­ведливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.

Собственное поведение тоже вызывает у человека опреде­ленные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести,— значит, в чем-то ошибся, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непро­ходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает испра­вить сделанное.

Эмоции очень тонко реагируют на изменения в окружаю­щих условиях. Но отношение человека к условиям зависит не столько от самих предметов, сколько от тех обстоятельств, при которых он встречается с тем или иным предметом. Если спро­сить, боитесь ли вы медведей, большинство ответит, разумеется,

утвердительно. Но ответ этот не будет верен для всех случаев.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Из всех видов эмоциональных процессов наиболее изучены аффекты — короткие, но очень сильные переживания. Это и гнев, и страх, доходящий до ужаса, и глубокое отчаяние. Такие эмоциональные вспышки сопровождаются большими измене­ниями в деятельности внутренних органов, в частности сердеч­но-сосудистой системы, имеют яркое внешнее выражение: че­ловека охватывает дрожь, он покрывается холодным потом, лицо его краснеет или, наоборот, бледнеет.

Изучение этих процессов, происходящих в аффективных состояниях, привело к тому, что двое ученых почти одновре­менно выдвинули очень похожие одна на другую теории, объ­ясняющие происхождение эмоций. Авторы этих теорий утвер­ждают, будто эмоциональные переживания, аффекты напри­мер, всего лишь сумма ощущений, вызываемых изменениями в работе наших органов. Один из авторов — американский психолог Дж. Джемс писал: «Мы печальны, потому что плачем, боимся, потому что радуемся, потому что смеемся». Эти теории своей простотой сразу завоевали много сторонников. Особенно убедительными они показались потому, что авторы рекомендовали проделать простейшие опыты, доступные каждому. Некоторые из них можете повторить и вы. Встаньте, например, утром медленно и вяло оденьтесь, сядьте за стол, опустив плечи и сгорбившись, тяжело вздохните, уроните голову на руки — и вами овладеет грусть. Подобные эксперименты заставляли верить, что действительно нам грустно, потому что мы плачем и у нас текут слезы, а не потому мы плачем, что у нас слу­жилось несчастье.

Но нашлись исследователи, усомнившиеся в правильности такого объяснения, и произошло то, что не раз бывало в исто­рии науки: весьма убедительная теория пала под натиском но­вых фактов, новых экспериментальных данных. Американский ученый У. Кеннон в 20-х годах нашего века провел любопыт­ное исследование. Он вводил в кровь людям значительные до­зы адреналина, хорошо зная, что повышение адреналина в крови приводит к изменениям, характерным для эмоции стра­ха. Испытуемые Кеннона рассказывали, что они ощущают не­что подобное тому, что бывает при испуге. Значит, изменения в организме происходили. Но страшно-то испытуемым Кенно­на не было, эмоции страха у этих людей не возникало!

Эти эксперименты показали, что одних изменений, проис­ходящих в мышечных и секреторных процессах, еще мало для возникновения эмоций. Кроме того, хорошо известно, что одни и те же изменения имеют место при различных переживаниях: человек плачет и от горя и от радости. Но, пожалуй, самым убедительным доказательством, приводимым Кенноном, явля­лось то, что физиологические изменения в организме, харак­терные для эмоций, развиваются медленнее, чем возникают сами эмоции. Человек уже испугался, а холодный пот у него на лбу еще не выступил.

Так была опровергнута теория, истинность которой не­сколько десятилетий не вызывала у большинства ученых почти никаких сомнений.

Дальнейшие исследования показали, что периферические изменения в организме, во-первых, не исчерпывают физиоло­гического механизма эмоций, а во-вторых, никак не могут быть причиной их возникновения.

Опыты установили также, что прекращение описанных из­менений в организме не нарушает эмоциональных процессов. Главная роль в возникновении эмоций принадлежит цент­ральной нервной системе — коре и подкорке головного мозга..

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПАМЯТЬ

«Эмоции, т. е. процессы, происходящие в нервной, эндо­кринной, дыхательной, пищеварительной и других системах ор­ганизма». Эмоция относится к одной из важнейших функций психики. -

В самом деле, представим на минуту, что было бы с людь­ми, исчезни вдруг эмоции. Мы бы впали в состояние пассивно­сти и аппатии. Она дает импульс действию и движению. Но, в то же время следует сказать, что эмоции не должны руково­дить нами. Наоборот, они должны быть нам послушными слу­гами. Необходимо, чтобы они медленно усиливались и спокой­но ослабевались. И еще добавим, что при запоминании лучше ориентироваться на положительные эмоции, так как это связа­но с чувством удовольствия. В зависимости от своей силы эмоции активизируют:

внимание, т. е. осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Внимание, в свою очередь и укрепляет память. Желание, которое испытывал, к примеру, Юлий Цезарь, было настолько сильным, что вызывало у него даже откло­нения психики. Такое желание давало мощный импульс в описанную последовательность, конечная сторона кото­рой, т. е. память, и демонстрировала фантастические возмож­ности.




Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 3865 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Эмоции и чувства. | Эмоциональные состояния и высшие чувства | Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2023 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав