Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Специфика научного знания: рациональность, объективность, проверяемость, логичность, системность. Соотношение истинности и научности знания.

Читайте также:
  1. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  2. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  3. I. Специфика больших городов
  4. I. Специфика русской философии
  5. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  6. I. Школа научного управления.
  7. II. Специфика философской рациональности
  8. III. Соотношение правового государства и гражданского общества.
  9. lt;СПЕЦИФИКАЦИЯ
  10. V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин).

Функции экономической теории.

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Экономическая политика и экономическая стратегия.

Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (рис.1)

 


Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики.

 

Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения». В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта (макро- или микроуровень) опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения (реализации) стратегии роста.

Основными этапами (направлениями) реализации экономической стратегии государства являются:

1) разработка Стратегии (Программы) развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;

2) корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации Стратегии (Программы) развития государства;

3) контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности (качества) стратегии государства.

 

 

Основные разделы экономической теории: микро- и макроэкономика.

 

Структурно современная экономическая теория делится на два раздела — микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

 

 

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука периода с I тыс. до н.э. до XVI века н.э. Эпоха научной революции ХVI-ХVП веков. Классическая наука ХVШ-ХIХ веков. Постнеклассическая наука XX века, научно-техническая революция.

Широко признано положение, что наука, как и философия, зарождается внутри древнего мифологического сознания. Однако по вопросу о том, как наука стала самостоятельной областью общественной деятельности, существуют различные точки зрения

Античность как эпоха возникновения науки – теоретизация знаний

Первобытная магия как первая наука (Фрэзер). Значение повседневной деятельности и ритуальных практик.

Согласно третьей точке зрения, возникновение науки относится к позднему европейскому Средневековью (12-14 вв). Решающий аргумент в этом случае – распространение эксперимента в естествознании

Согласно четвертой точке зрения, наука в собственно смысле этого слова зародилась в Европе 16-17 веков в период, называемый «великой научной революцией» (Каперник, Галилей, Декарт) – специфическое взаимотнош. Между теорией и опытом

Эти точки зрения представляют своего рода крайности, истина должна лежать где-то посредине

Представляется вполне разумным рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к 16-17 вв.

В течение всего этого промежутка времени науки в ее современном понимании, которое характеризуется определенными чертами, еще не было.

И только с 16-17 вв началось существование науки, такой, как мы ее понимаем сейчас

Периоды в истории науки:

С 1 до н.э. до 16 в. – преднаука – передача житейского опыта, первые философские представления о природе – натурфилософские учения. В философии образуются разделы обособляющиеся в отдельные науки

16-17 вв – великая научная революция – от Коперника до Ньютона. Заложены основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Возникновение методологии науки и научного сообщества

18-19 вв – классическая наука – образуется множество дисциплин, начинает распространяться экспериментальный метод. Возрастает соц. Роль науки возрастает роль науки в культуре

20 век – постклассическая наука – изменение системы научного знания – новые открытия – кибернетика, информатизация.

Имея один и тот же объект – науку, причем взятую в совокупности всех ее компонентов, история науки и философия науки различаются предметами, т.е. тем, под каким углом зрения в каждой из них изучается наука

В задачу историка науки входят в том числе обобщения историко-научных фактов, и построение «динамического образа» состояния науки в последовательные исторические периоды

. Научная деятельность должна предполагать доказательство основоположений, а это возникает именно в античной математике. Можно отметить, что математика понималась в античности предельно широко. В нее были включены арифметика, геометрия, гармония и астрономия. Географические исследова-ния, также возникающие в античности (Эратосфен, Птолемей и др.

Под классической наукой обычно понимают определенный этап в ее функционировании и развитии, для которого характерно господство объектного и жестко детерминистического стиля исследования, господствовавшего в науке, начиная с ХVII вплоть до конца ХIХ – начала ХХ столетия. Истоки классической новоевропейской науки, как правило, связывают с именами Галилея, Ньютона, Лейбница, Декарта и других выдающихся ученых и мыслителей. Их усилиями была разработана механическая картина мира, в основе которой лежала системно обоснованная Ньютоном классическая механика как исторически первая научная теория.

 

К концу XIX – началу XX века эти методологические интенции получают широкое признание и формируют классический тип научной рациональности. Считалось, что научная картина мира полностью построена и обоснована, а в перспективе необходимо будет лишь уточнять и конкретизировать отдельные детали этой картины.

Однако история науки распорядилась по-иному. В этот период последовал целый ряд научных открытий, которые никак не вписывались в существующую картину физической реальности. А. Беккерель, Дж. Томпсон, М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, Луи де Бройль, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, П. Дирак и многие другие учёные радикально революционизировали физику и показали принципиальную несостоятельность механистического естествознания. Их усилиями закладываются основания новой квантово-релятивистской картины мира. Формируется следующийнеклассический этап в развитии науки, который длился в течение примерно двух первых третей XX столетия. В этот период происходит целая серия революционных перемен в различных областях знания. В физике создаются релятивистская и квантовая теория, в космологии – концепция нестационарной Вселенной. Становление генетики радикально революционизирует биологическое познание, существенный вклад в формирование неклассической научной картины мира вносят кибернетика и теория систем. Всё это приводит к фронтальному освоению научных идей в социальной практике и индустриальных технологиях.

Переход от классической к неклассической науке был связан с необходимостью формирования нового типа научной рациональности и в этом смысле предполагал совершение глобальной научной революции

Объектно-созерцательная парадигма научного познания сменяется деятельностной его парадигмой.

Наконец, начиная с 60-х годов ХХ века, наука переходит в третью стадию своей исторической эволюции, всё более отчётливо приобретая черты новойпостнеклассической (современной) науки. В этот период происходит революция в самом характере научной деятельности, связанная с радикальными изменениями в средствах и методах получения, хранения, трансляции и оценки научных знаний.

В отличие от неклассической науки она требует анализа взаимосвязей и опосредований получаемого знания не только с особенностями средств и операций познавательной деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами, т.е. с социокультурным фоном эпохи как реальной средой существования науки.

Даже в первом приближении описать основные параметры предметного поля современной постнеклассической науки не представляется возможным, поскольку она простирает свои познавательные усилия практически на все сферы реальности, включая природу, социокультурные системы и сферу духовно-психических феноменов. Это явления космической эволюции; проблемы взаимодействия человека и биосферы; развитие современных высоких технологий от наноэлектроники до нейрокомпьютеров; новые модели физической реальности на основе принципов квантовой хромодинамики и суперсимметричных взаимодействий; идеи коэволюции и глобального эволюционизма, апплицируемые на все сферы бытия Универсума и многое другое.

Для постнеклассической науки весьма характерна междисциплинарная ориентация и проблемно ориентированный научный поиск. Объектами современных междисциплинарных исследований всё чаще становятся уникальные природные и социальные комплексы, в структуру которых входит и сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» систем могут служить экосистемы, включая биосферу в целом, медико-биологические и биотехнологические объекты, системы искусственного и интегрального интеллекта и т.д.

К характерным особенностям динамики развития науки относится своеобразная «аритмия», выражающаяся в регулярной смене эволюционных фаз революционными. При этом наблюдается темпоральное ускорение в каждой последующей эволюционной фазе, т.е. ускорение постепенного («нормального», в терминологии Т.Куна) роста науки

Научная революция – это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке, сопровождающееся кардинальными изменениями в основаниях и содержании науки на определенном этапе ее развития

Другой аспект нелинейности роста научного знания заключается в своеобразном движении науки вспять. То есть в процессе научной революции новые теоретические конструкты и схемы объяснения нередко формулируются на основе идей, которые были «забракованы», отброшены на предыдущих этапах развития.

Ньютон строил механистическую теорию на основе принципа дальнодействия. Декарт предложил альтернативный вариант механики на базе принципа близкодействия. В 18-19 вв. победила программа Ньютона, однако в ходе научной революции конца 19- начала 20 в. идея близкодействия была возрождена в новом «звучании»

Факторы, способствующие укоренению представления о научных революциях в философии науки. В диалектических философских системах Г.В.Ф.Гегеля (объективно-идеалистический модус) и К.Маркса и Фр.Энгельса (материалистический модус), в которых был сформулирован и обоснован принцип историчности субъекта.

Как следствие, в этих доктринах все познавательные способности и возможности человека мыслятся исторически меняющимися. А значит, исторически изменчив научный разум и продукт его деятельности – научные знания, равно как и соответствующий разуму тип научной рациональности

Второй собственная эволюция жизни и разума, в качестве одной из ветвей универсального эвалюционного процесса.

Типы научных революций:

Как следствие, в этих доктринах все познавательные способности и возможности человека мыслятся исторически меняющимися. А значит, исторически изменчив научный разум и продукт его деятельности – научные знания, равно как и соответствующий разуму тип научной рациональности

Второй собственная эволюция жизни и разума, в качестве одной из ветвей универсального эвалюционного процесса.

Научно-техническая – качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека

Первая глобальная научная революция завершилась формированием науки как социального института в 16-17 вв. благодаря исследованиям Г.Галилея, П.Гассенди, Р.Декарта, И.Ньютона и др, в ходе которых была создана первая фундаментальная естественнонаучная теория (в строгом смысле этого слова) - механика

Ограниченность механической картины мира. В этом аспекте механическую картину мира характеризует «демон Лапласа» - гипотетический разум, способный обозревать весь мир, точно реконструировать прошлое и предсказывать будущее любого тела на основе знания его пространственных координат в настоящий момент времени, равно как и всех сил, воздействующих на него

Природа монолит, нет различия между живым и неживым, все сводится к атомам и законам их движения

Вторая глобальная революция в науке проходила в ходе создания теории относительности и квантовой теории, которые послужили фундаментом квантово-релятивистской (квантово-полевой) картины мира, характеризующей неклассический этап развития науки

Как следствие, в квантово-полевую картину мира вводится представление о едином пространственно-временном континууме, окончательно утверждается относительность основных форм существования материи

Фундаментальными признаны статистические законы, частной формой которых выступают динамические. Принципиально новым является постулат о закономерной взаимосвязи свойств изучаемых объектов и наблюдателя, человека

Третья глобальная революция совершается в наши дни (началась приблизительно в 70-е гг. ХХ в.) Ее сущность связана с утверждением в науке принципов развития, системности и самоорганизации, а также антропного принципа. На их основе формируется новая научная картина мира –эволюционно-синергетическая. С началом этой революции наука вступила в новую стадию своего развития – постклассическую

Революции в науке представляют точки биффуркации в процессе самоорганизации научного знания. Характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью.Отменяется один из ключевых принципов научного знания – предсказуемость. Отсюда вытекает невозможность предсказания победы одной из конкурирующих научных парадигм, научно-исследовательской программы, теории, подхода

 

 

Специфика научного знания: рациональность, объективность, проверяемость, логичность, системность. Соотношение истинности и научности знания.

 

Научная рациональность – совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Важнейшие требования н.р. следующие:

1. Ориентация на объективность, устранение из содержания знаний субъективного, эмоционального и ценностного моментов

2. Системность, придающая знанию выводной характер.

3. Универсальность, независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств.

4. Доказательность любых выдвигаемых положений.

5. Языковая определенность, четкость и однозначность терминологии.

6. Методологическая определенность – использование только тех методов, приборов и других средств познания, которые считаются адекватными данной научной дисциплине.

7. Организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых вдвигаемых положений.

Конкретизация этих требований зависит от особенностей научных дисциплин. Принято различать математический идеал н.р. с ориентацией на совершенство вывода из исходных постулатов; естественнонаучный идеал н.р. с акцентом на экспериментальной проверке выдвигаемых положений; социально-гуманитарный идеал н.р., допускающий возможность соотнесения результатов познания с фундаментальными для данного общества ценностям.

В историческом плане выделяют: классический идеал н.р., ориентирующий на строго однозначное описание свойств объекта безотносительно к используемым познавательным средствам, характерный для классической науки; неклассический идеал н.р., опирающийся на вероятностное видение мира и требующий учета роли прибора в формировании изучаемых свойств объекта, постклассический идеал н.р. (современный), учитывающий роль ценностей и целей субъекта в организации его взаимодействия с изучаемым объектом.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи [Поппер К., 1980].

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. В качестве такого фундаментального знания выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и обе являются логически непротиворечивыми. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а, следовательно, истинной, является та, в которой теоретический рост опережает эмпирический. Т.е. более эвристична та теория, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известные факты.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятия "знание" часто неправомерно отождествляется с понятием "истинное знание". Следствием подобного отождествления являются такие определения знания:

знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины;

знание - истинный познавательный образ и др (хрестоматия 5.1).

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно [Кун Т., 1975]. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки [Поппер К., 1980]. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 93 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав