Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Романтическая элегия

Читайте также:
  1. Элегия и реквием
  2. Элегия Море
  3. Элегия Море

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Поэтика романтической баллады

План:

1. Основные черты балладной модели мира: а) жизнь на отлете от обыденного; эстетика таинственного, фантастического; б) экстремальность сюжетных ситуаций, драматизм характеров и конфликтов; личность в состоянии выбора, бунта; мотив рока; в) балладное двоемирие; г) художественное время и пространство баллады; д) новые принципы лиризма: намеки, недосказанность, поэтика контраста, функция пейзажа, цветовые детали, мелодика.

 

Проанализируйте любые 5 баллад по указанным критериям

В рабочем дневнике).

 

2. «Лесной царь»: а) черты художественного времени и пространства; балладное двоемирие; б) особенности конфликта: характер основных персонажей, соотношение их «голосов»; роль «лесного царя» в конфликте; в) характер балладного повествования; соотношение диалогической и повествовательной частей в композиции баллады, его смысл; почему образ лесного царя присутствует только в диалогической части баллады? г) смысл балладного финала.

 

3. «Светлана»: а) способ введения героини в сюжет; сопоставить 1-ю и 2-ю строфы баллады с точки зрения событийной динамики в них, мелодики, ритма, цветовой гаммы, стилистики. В чем специфика облика главной героини? б) художественное время-пространство баллады: мир яви и мир сна, проницаемость границы между ними; мир сна как мир «зазеркалья», антимир; в) специфика балладного двоемирия: оканчивается ли власть сна вместе с пробуждением героини? Сопоставьте точки зрения на «сюжет сна» в двух последних строфах баллады. Смысл финальной строфы.

 

Литература:

1. Прочитать не менее 15 баллад Жуковского.

2. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978.

3. Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. (глава о балладах)

4. Маркович В. М. Балладный мир Жуковского … // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

5. Немзер А. С. Время и баллады Жуковского // «Свой подвиг свершив…» - М., 1987.

6. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

7. М. Цветаева. Два лесных царя // Марина Цветаева. Об искусстве. М., 1991 или: http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_dwa_lesnyh_carya.php

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Романтическая элегия

План:

1. Жанровые особенности элегии, элегического стиля:

а) эмоциональная доминанта и эмоциональный диапазон элегического переживания;

б) мир внешний и мир внутренний в элегии.

2. Художественное время элегии:

а) «минувшее» как особая духовная среда;

б) элегическое «воспоминание»: реальность и воображение в процессе воспоминания, зона взаимоперехода.

3. П. Вяземский «Первый снег»:

а) образ «первого снега» в элегии, его развитие;

б) лирическое «Я» в сюжете этой элегии;

в) сравните эту элегию с «Зимним утром» Пушкина, сделайте вывод о стилистике каждого стихотворения;

г) насколько соответствует «Первый снег» нормам элегического стиля;

д) осмысление «прошлого-настоящего», «чувственного-рассудочного», «идеального-реального» в этой элегии;

е) тема «воспоминания» в художественном времени и композии элегии.

4. Е. Баратынский «Признание»:

а) «воспоминание», его место в элегии;

б) лирическое «Я» и его место в художественном времени элегии;

в) дисгармония, внутренняя раздвоенность лирического «Я»;

г) развитие сюжета как история чувства.

5. А. Пушкин «Погасло дневное светило…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»:

а) композиция элегий;

б) тема элегий и ее развитие; тема «воспоминания», характер лирического «Я»;

в) трансформация жанра элегии в позднем творчестве Пушкина.

 

 

Художественная литература:

1) К. Батюшков: «Надежда», «На развалинах замка в Швеции», «Воспоминание», «Мщение», «Мой гений», «Тень друга», «Выздоровление»;

2) В. Жуковский: «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Воспоминание», «На кончину ее величества королевы Виртембергской», «К мимопролетевшему знакомому гению», «Невыразимое», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель», «Утешение в слезах»;

3) П. Вяземский: « Первый снег», «Ты светлая звезда», «Я пережил (и многое,и многих…», «Сознание», «Смерть жатву жизни косит, косит…»

4) Е. Баратынский: «Дало две доли провидение», «Желанье счастия в меня вдохнули боги…», «О счастии с младенчества тоскуя…», «Признание», «Оправдание», «Разуверение», «В глуши лесов счастлив один…», «Последняя смерть», «Последний поэт», «Недоносок», «Осень», «Пироскаф»;

5) А. Пушкин: «Погасло дневное светило…», «Ненастный день потух…», К*** (Я помню чудное мгновенье…), «Под небом голубым страны своей родной…», «К морю», «Дар напрасный, дар случайный…», Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Воспоминание» (1828), «Элегия» (1830), «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил…».

 

Научная литература:

 

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Школа гармонической точности»).

2. Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. 3 «На границе элегии»).

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

4. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: О русской элегии. – М., 1973.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав