Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

АНАЛИТИКАЛЫҚ ХИМИЯҒА КІРІСПЕ.

Читайте также:
  1. Дәріс №1 HTML –ге кіріспе. HTML тілінің атқаратын қызметі, командалары
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов программы «Мир открытий». Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Поскольку образовательная программа строится на общей методологической основе, единых дидактических принципах, важно реализовать ее целостность во всех системных взаимосвязях.

Интеграция содержания образовательной области «Музыка» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой этого вида искусства.

Во-первых, музыка целостно отражает мир во всем его многообразии на самом высоком уровне абстракции специфическим языком средств музыкальной выразительности. Этот особенный язык древнейшего искусства звуков понятен без перевода, поскольку музыка говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любое жизненное явление – от простейшего (дождик, ручеек) до невероятно сложного (духовные переживания и размышления в симфонических произведениях Л. Бетховена, д. Шостаковича, и др.).

Во-вторых, музыка передает тончайшие оттенки состояний и переживаний, ощущений и размышлений, вовлекая нас в свое особое эмоциональное «поле». Приобщение маленьких детей к музыке имеет огромное значение для формирования у них внутреннего мира, эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность внимания и памяти, эстетическое отношение к действительности.

В-третьих, тематическое разнообразие, отображаемое музыкой, бесконечно, как космос, оно охватывает все стороны Бытия. Возможность найти тематические параллели в любом программном содержании и музыке позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции.

Примеры интеграции области «Музыка» с другими направлениями.

1.Общие цели и задачи (интеграция на материале содержания различных образовательных направлений и областей): воспитание эстетического отношения к окружающему миру; развитие творческого воображения и фантазии, и др.

2. Межвидоваяинтеграция - объединение компонентов содержания разных разделов программы (формирование двигательных качеств и навыков в процессе физкультурно-оздоровительной работы и музыкально-ритмической деятельности, и т.п.).

3. Внутриводовая интеграция - единство задач музыкально-сенсорного развития в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях: развитие способности различать звуки по высоте, продолжительности звучания, динамике и тембру).

4. Интеграция внутри единой образовательной области (музыка, изобразительная деятельность, детская художественная литература): восприятие или создание выразительного образа сказочного персонажа, описания природы и т.д.)

5. Взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция) – например, использование проблемного метода обучения в различных видах деятельности: творческий поиск вариантов завершения ритмической композиции или коллективной работы по изобразительной деятельности.

6. В синтезе различных видов детской деятельности(театрально-художественная, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, и др.): восприятие народных сказок и народной музыки, сказок А.С Пушкина и музыки Н.А.Римского-Корсакова, в синтезе музыкальной и изобразительной деятельности единой тематики, и др.;

7. В интеграции различных организационных форм взаимодействия с детьми и родителями, например:

- организация работы с родителями в форме совместной с детьми импровизации музыкальной сказки;

- организация образовательной ситуации в форме экспериментирования с музыкальными инструментами и игрушками.

Музыка интегрируются практически со всеми содержательными областями программы: с художественной деятельностью детей, развитием речи, чтением художественной литературы, в отдельных темах с математикой, физкультурой, и др.

Все темы социально-эмоционального и нравственно-этического воспитания так или иначе важно связать с музыкальным восприятием: это обогатит, расширит познание чувственным опытом детей. Однако это не означает прямолинейного переноса тематического содержания из одной области в другую, например: " Мы выучим стихотворение про зайчика, а теперь попрыгаем под музыку, как зайчики". Такое прямое сопоставление выразительного образа может быть не точным, даже – ошибочным (например, зайчик в стихотворении может быть грустным, а музыкальная пьеса про зайчика – наоборот, веселой и подвижной). Кроме того, восприятие детьми музыки должно быть направлено не столько на понимание ее выразительных и изобразительных средств (высокие звуки – «птички летают», низкие – «мишки ходят»), сколько на развитие познания своего собственного отношения к явлениям жизни. Поэтому интеграция содержания различных образовательных областей с музыкой может дать особый эффект в развитии ребенка, выраженный в формировании его собственной целостной картины мира, пропущенной через внутренний, эмоциональный опыт.

Интеграция образовательных областей с музыкой не должна носить, на наш взгляд, поверхностного связывания всего со всем, что приведет к примитивизации детского восприятия и музыки как искусства. Необходимой и достаточной является интеграция крупных тематических проектов и ситуаций, связанных с темами познания окружающего мира (в методическом сопровождении Программы представлены интегрированные образовательные ситуации на основе полихудожественной деятельности: «Часы и часики», «Разноцветный урок», «Музыкальный теремок» и т.п.).

4. Рекомендации к организации развивающей среды для реализации содержания образовательной области «Музыка»

Создание развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием для реализации целей и задач музыкального воспитания. Среда в широком понимании слова – это «жизненное» пространство, окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала, позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Данные рекомендации в основном имеет ввиду организацию развивающей среды музыкального зала.

С точки зрения современных принципов музыкальная развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия и, в то же время. Она должна способствовать решению всего многообразия программных задач образовательной области «Музыка»

Одним из главных принципов реализации программного содержания музыкального развития детей является непосредственная личная причастность ребенка к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте. Это оказывается возможным лишь при создании соответствующей среды и освоения детьми способов действия в ней. Насыщенная музыкально-творческая Среда— это не только оборудованный детскими музыкальными инструментами, дидактическими играми, портретами композиторов, различными атрибутами и другими предметами зал, но также и музыка, которая в этом пространстве звучит.

Первое, что обеспечит создание подобной творческой музыкально насыщенной среды, будут детские музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате собственных манипуляций. Такими инструментами для дошкольников является все разнообразие шумовых, а также доступные им звуковысотные инструменты (ксилофоны и металлофоны), которые развивают у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, чтоони могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность игровых, творческих манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Важно обеспечить разнообразие шумовых и ударных инструментов: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности (это самые древние народные инструменты, дошедшие к нам из глубины веков).

Разнообразие ярких, необычных музыкальных инструментов побуждает детей (под руководством педагога) творить, используя для этого звуки. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение побуждают детей к простейшей импровизации.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать и концертный рояль, и простая расческа.

Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков. веточек, корзиночек, и др. Слушая музыку, импровизируя под музыку движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные свойства предмета.

Для обыгрывания песен, организации различных музыкально-дидактических игр необходимо наличие разнообразные детских и театральных игрушек: кукол, зверушек, персонажей известных мультфильмов, и др.

В понятие музыкально-насыщенная среда входит не только оборудование разнообразными инструментами и дидактическим материалом, но и та музыка, которая здесь звучит. Важно, чтобы музыкальный инструмент, на котором играет педагог, был правильно настроен, а сам педагог был профессионально подготовленным музыкантом, способным к непосредственному художественному исполнению музыки (вокальной и инструментальной).

В настоящее время педагоги-музыканты преимущественно используют фонограммы различных музыкальных произведений для слушания музыки и музыкально-ритмических движений. Одно из важнейших требований – это подбор музыкальных произведений и качество воспроизведения музыки.

Развивая музыкальный кругозор детей, важно знакомить их с лучшими образцами музыки: это и детский фольклор народов мира, и классическая музыка (наиболее яркие и доступные по продолжительности звучания части произведений), и музыка современных композиторов разных жанров и стилей.

Особое место в обогащении музыкально-слухового опыта детей играет детский игровой фольклор: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества.

Все перечисленные жанры составляют своеобразную детскую «модель мира», где есть рай и ад, дом и чужбина, Земля и Солнце, привидение и Кикимора, вера в единство с природой и сжигание соломенных кукол, ряжение и катание с ледяных горок.

Музыку мировой музыкальной культуры во всем ее многообразии педагогу необходимо целенаправленно собирать — дети обязательно должны ее слышать: под нее двигаться, по возможности - петь, играть в ансамблях, использовать в детских театральных постановках. Дорога в искусство только начинается от родного порога, затем человек должен выйти в свободное пространство мировой культуры и научиться жить в нем.

Таким образом, возможность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию и свободному поиску. Насыщенная, разнообразная материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создает условия творчеству.

 

4. Рекомендации по взаимодействию с семьей в рамках образовательной области «Музыка»

Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Известны исторические факты, что в семьях музыкантов, где естественным образом создается высоко художественная музыкальная среда, воспитываются музыкально-одаренные дети (феномен В.Моцарта, семейство Бахов, Штраусов, наши современники – композитор Андей Петров и его дочь Ольга Петрова, Исаак Дунаевский и его сын Максим Дунаевский, и др.).

Но в массовом музыкальном образовании, где не ставится цель воспитания музыканта, а главное – воспитание Человека средствами музыки, важно мотивировать родителей на содействие усилиям педагогов детского сада в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей.

Задача педагога – включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать их своими союзниками и партнерами.

Для этого важно:

1. Согласовать с ними цели и задачи музыкально-творческого развития детей.

2. Проинформировать их о содержании, методах и формах работы педагогов детского сада в этом направлении.

3. Пригласить их к творческому сотрудничеству: участию в различных формах музыкально-творческого взаимодействия (к выступлению на детских праздниках и развлечениях, к совместной реализации игровых творческих проектов, участию в конкурсах, фестивалях и др.).

4. Организовать взаимодействие с родителями в разных формах:

- выступление на родительских собраниях;

- проведение бесед, консультаций;

- использование наглядной информации (стенды, передвижные папки, альбомы, журналы, выпускаемые детским садом, и др.);

- проведение Интернет-конференций по проблемам музыкально-творческого развития детей (предлагаются разные темы: «Влияние музыкальной деятельности на физическое и психическое здоровье ребенка», «Как организовать день рождения ребенка» и др.).

- консультации по электронной почте,

- организация Родительских клубов, и др.

Во всех перечисленных формах работы родителям важно показать, как музыкальное воспитание влияет на развитие общих способностей ребенка (мышления, речи, развивает внимание и память, творческие способности), каким образом способствует укреплению психического и физического здоровья (пение развивает сердечно-сосудистую, дыхательную системы, занятия пением и музыкально-ритмическими движениями формирует красивую осанку, и т.д.). В своем стремлении дать ребенку все, чтобы он был успешным в школе и в жизни, родители должны понять, какое замечательное, эффективное средство – музыка, и поэтому так важно, чтобы дети получали искреннее удовольствие от занятий различными видами музыкальной деятельности и эту увлеченность сохранили на будущее.

 

 

Построение педагогического процесса в образовательной области «Музыка»

 

Музыкальное развитие детей, осуществляемой в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками.

Музыкально-творческое взаимодействие с группой детей организуется на основе игрового сюжета, например: «В гостях у Матрешки», либо «Путешествие в осенний лес», и др. Основа организации педпроцесса – сюрпризы, затейничество, импровизация с использованием различных видов музыкально-художественной деятельности. Как правило, каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, и др., а также художественные иллюстрации, различные виды театрализации. Наиболее актуальными формами организации художественно-творческой деятельности являются:

- интегративные музыкальные образовательные ситуации, построенные на основе какой-либо ведущей (доминирующей) деятельности (например, творческого музицирования*). *СМ. Приложение. Модель музыкально-творческой образовательной ситуации на основе творческого музицирования.

- игровые художественно-творческие проекты, организованные на основе театрализованной деятельности*, для реализации которых необходима одна или несколько встреч; *См. Приложение: Модель творческого взаимодействия на основе обыгрывания музыкальной сказки.

-игровые художественно-творческие, исследовательские проекты, организованные на основе освоения какой-либо познавательной темы, например («Русский валенок», или «День рождения матрешки»*). См. Сборник «Палитра музыкальных развлечений для детей и взрослых».

Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более эффективного результата, когда решаются следующие задачи:

- разучивание певческого и музыкально-ритмического репертуара, адресованного небольшому числу исполнителей (ансамблю);

- реализация гендерного подхода – развитие исполнительских навыков у мальчиков и девочек при освоении специального репертуара или ролей (например, танца «Снежинок» или «Моряков»);

- реализация принципа «минимакса» при освоении различного по уровню сложности репертуара с детьми, имеющими разный уровень способностей;

- проведение диагностических игровых упражнений с целью выявления уровня музыкального развития детей.

Индивидуальное взаимодействия с детьми организуется по мере необходимости, в зависимости от ситуаций:

- помощь ребенку в освоении музыкального материала;

- подготовка солистов к исполнению ролей;

- индивидуальное сопровождение одаренных детей;

- проведение игровых диагностических процедур.

Музыкально-творческое развитие детей происходит также и в ходе различных режимных моментов. Для этого важна мотивация и подготовленность воспитателей к игровому взаимодействию.

Воспитатель должен уметь исполнять несложные песни, колыбельные без сопровождения инструмента (a-capella); народные игры с пением, и др. детские песни.

Музыкальный руководитель должен подобрать фонограммы* (См. Приложение – Перечень фонограмм) для использования народной, классической, современной детской музыки, а также записей шумов (голоса птиц и животных, звуки природы, и др.) в различных режимных моментах: на прогулке, во время самостоятельных игр, в процессе укладывания детей на дневной сон или пробуждения.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей стимулируется активностью взрослого и созданием развивающей предметной среды* (См. Приложение: оборудование предметно-развивающей среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности).

Как правило, дети в свободных играх отражают те впечатления, которые они получают в процессе взаимодействия со взрослыми в детском саду, дома и в других ситуациях (посещении театров, музеев, туристических поездок, просмотра балетных спектаклей и музыкальных сказок по телевизору, и др.). Поэтому важно иметь набор игрушек, пособий, иллюстраций, детских музыкальных инструментов, которые могли бы стимулировать игровую активность детей и способствовали бы их самостоятельной музыкальной деятельности. Педагоги должны побуждать детей к творчеству, помогать им начинать игру с другими детьми, показывать пример обыгрывания различных предметов и игрушек.

 

 

АНАЛИТИКАЛЫҚ ХИМИЯҒА КІРІСПЕ.

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав