Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекарства и яды

Читайте также:
  1. А. Лекарства, которые принимают натощак.
  2. Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. Также в те времена были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.
  3. Каков срок действия рецепта, если в нем выписаны гормоны, обладающие анаболической активностью, оставляют ли рецепт после отпуска лекарства в аптеке, если да,
  4. ПОНЯТИЕ О ЛЕКАРСТВАХ. РЕЦЕПТ, ПРАВИЛА ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ

В начале XVI столетия в состав ядов стали включать не только соли мышьяка,

меди и фосфора, но и соки ядовитых растений, привезенных из Нового Света. Иглы,

духи, кольца с ядом, отравленные перчатки, белье, косметика — многое из того, что

поражает наше воображение при чтении исторических романов, существовало в

действительности. А.Паре в своем «Трактате о ядах и противоядиях» сообщал о

флорентийских мастерах по изготовлению духов и женских украшений, содержащих

яд. «Этих духов надо избегать как чумы», — писал он.

В Италии уже в середине XIV в. аптекари имели право продавать яды только тем людям, которых они хорошо знали. В Германии и Франции в XV в. продажа ядов была запрещена, однако вспомним: в известной трагедии В.Шекспира Ромео отправляется за ядом в аптеку. И хотя аптекарь говорит ему, что «за продажу ядов законы Мантуи карают смертью», деньги быстро склоняют его к нарушению закона. Врачи иногда были известны не столько своим врачебным искусством, сколько рецептами противоядий, которые держали в строгом секрете.

Изготовление ядов часто приписывали алхимикам. Их книги сжигали, и сами они нередко погибали. Человека могли преследовать только за один интерес к сочинениям по алхимии. Таким было время появления ятрохимии (от греч. «iatros» — врач) — учения о лечении болезней с помощью химических препаратов, сырьем для получения которых служили в основном не традиционные лекарственные травы, а минералы. Ятрохимиго называли также «спаги-рикой», или «спагирическим искусством» (от греч. «стю» — разделяю и «агейро» — соединяю), целью которого было разделение веществ на составные части и их соединение в новые вещества. «Спагирическое искусство, — гласит врачебный трактат начала XVII в., — есть та часть химии, которая имеет своим субъектом природные тела — растительные, животные и минеральные и производит соответствующие операции с конечной целью их применения в медицине». Термин «спагирическое искусство» был введен знаменитым врачом и алхимиком Парацельсом, который считается основателем медицинского направления в алхимии.

 

Парацельс (1493-1541 гг.)

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм родился в конце 1493 г. в небольшом швейцарском городке Эйнзидельне. В молодости он учился у своего отца Вильгельма Гогенгейма, практикующего врача, который к тому же славился своими познаниями в химии и минералогии. Молодой Теофраст в увлечением изучал медицину в Ферраре, Падуе и Болонье и присоединил к своему имени прозвище «Парацельс» (превосходящий Цельса). После окончания университета в Базеле он обучался у знаменитого Иоанна Тритемия из Шпангейма (1462-1516), одного из великих магов, знатока алхимии и астрологии. «Изменения, происходящие в теле, — химического свойства, и болезни тела должны исцеляться химическими препаратами. Жизнь, в основном, химический процесс, а тело — химическая лаборатория, в которой принципы ртути, серы и соли смешиваются, реагируют, принося болезнь или здоровье», — писал Парацельс. В этом заключался радикальный отказ от старой врачебной практики, на место четырех галеновских «телесных соков» были поставлены три принципа алхимии: сера, ртуть и соль.

Парацельс и его сторонники настаивали на использовании химических лекарств, поскольку болезни они объясняли нарушением химических процессов внутри организма. По мнению Парацельса, в желудке человека существовал «Верховный дух» Архей, отделяющий в организме полезное от вредного. Архей — «внутренний алхимик» (в отличие от внешнего — врача), именно он управляет процессом превращения пищи в тело и кровь. Для этого внутреннего алхимика здоровье человека определяется не галеновским равновесием телесных соков — крови, желчи, флегмы и черной желчи, но гармонией трех начал алхимии — серы, ртути и соли. Парацельс использовал для лечения мази из солей ртути, составы, содержащие свинец, соли железа и цинка, медный купорос, серное молоко, мышьяковые препараты против кожных болезней.

Много лет он работал в университетах Германии, Франции и Италии, во время своих больших путешествий посетил Нидерланды, Англию, Швецию, Россию, Польшу, Венгрию и Словакию. Его жизнеописания рассказывают о пребывании в Индии и Константинополе. В голландской армии, где Парацельс был военным хирургом, он получил в награду за храбрость, согласно преданию, свой знаменитый длинный меч. Ученики и почитатели искренне верили, что в его рукоятке находится эликсир бессмертия. Проведя в скитаниях 10 лет, он много практиковал как врач, изучал магию и алхимию, и в возрасте 32 лет возвратился в Германию, где вскоре прославился после нескольких случаев удивительного исцеления больных.

Весной 1527 г. он был приглашен городским советом Базеля на должность городского врача с правом чтения лекций. Здесь он проявил себя как замечательный практикующий врач, однако его способ преподавания медицины отличался от принятой практики. Программа изучения медицины, предложенная Парацельсом, включала в себя следующие положения: доказательством в медицине должны быть не мнения авторитетов, а собственный опыт; не красноречие и знание языков есть достоинства врача, но постижение тайн природы; следует отказаться от галеновского учения о «телесных соках», поскольку часто оно лишь затрудняет объяснение течения болезней.

Парацельс говорил о необходимости изучения медицины у постели больного, водил учеников на ботанические экскурсии в поля и горы. Часто он приводил в ужас коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно было подкрепить общепризнанными свидетельствами. Кроме того, он отказался от преподавания на латыни и читал лекции по-немецки, выглядел как ремесленник, часто пренебрегая знаками докторского достоинства — мантией и беретом, золотой цепью и кольцом. Однажды, воскресным утром, когда толпа горожан шла к собору, на его дверях увидели разукрашенный оскорбительными рисунками лист с издевательскими стихами о Парацельсе. Этот анонимный памфлет, написанный от имени «души Галена», появился одновременно и на дверях других церквей в разных концах города.

Напрасно Парацельс писал письма в магистрат Базеля с просьбой о защите от издевательств и прямых угроз. Уже в 1528 г. он был вынужден покинуть Базель и вернуться к жизни странствующего врача. Его часто неправильно оценивали не только враги, но также друзья и ученики. Этому способствовало то, что свои новые, а потому часто нежелательные идеи он провозглашал в резкой форме: «Я не смогу в течение всей моей жизни низвергнуть это нагромождение лжи, потому что врачи — старые и упрямые собаки, которые не хотят учиться ничему новому и стыдятся признать свое невежество». Справедливости ради необходимо отметить, что это было вполне в духе тогдашних нравов. Язвительные дискуссии между врачами с применением самых сильных выражений вызывали в XVT-XVII вв. такой интерес у широкой публики, что часто проходили на улицах и площадях Парижа и иногда заканчивались потасовками.

В 1536 г. была издана «Большая хирургия» Парацельса, учение о раневых инфекциях и лечении язв; уже в следующем году появилось ее второе издание. Среди его сочинений — философские и алхимические труды: «Потаенная философия», «Великая астрономия», «Великое средство для лечения ран» и многие другие. Большинство из них были обнаружены и опубликованы после его смерти.

В заключение разговора о Парацельсе необходимо отметить, что его учение не

ограничивалось только медицинскими рекомендациями, основанными на эмпиричес

ких достижениях алхимии его времени. Он был создателем философского учения о

внутреннем развитии человека, наделенного тремя таинственными силами — верой,

волей и воображением. Его восприятие макрокосмоса и микрокосмоса, алхимии и

ятрохимии, медицины и хирургии, астрономии и планетных влияний было необыч

ным для современников. Например, придавая большое значение влиянию звезд и

планет на жизнь и здоровье человека, он не составлял гороскопов: «Нелепо верить,

будто звезды повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать

мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше

звезд».

 

Исторические параллели:

В то время когда в медицине ценились четкие классификации, а в трудах анатомов создавалась научная система, учение Парацелъса было больше искусством, чем наукой. Язык его сочинений — это язык алхимика, полный загадочных символов и описаний «тайных средств». В учении Парацелъса воплотилась одна из последних в истории европейской науки попыток отразить жизнь природы в искусстве превращений как в материальном, так и в нематериальном мире.

Умер Парацельс в 1541 г. У основания его памятника сделана надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст, звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».

Любимым изречением Парацельса, которое он неоднократно подписывал под своими портретами, было:

Пусть никто не ищет себе господина в другом,




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав