Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Беспризорность: миф и реальность.

Читайте также:
  1. Новая геополитическая реальность.
  2. Человек и Реальность. Аспекты психических взаимоотношений.

Подходы к проектированию жилища будущего, которыми руководствовались архитекторы всего 10-20 лет назад, сегодня быстро меняются. На первый план выдвигается задача строить жилье комфортабельное и разнообразное как по архитектурно-планировочным решениям, так и по цене. Оно должно быть доступно не только богатым, но и людям со средним достатком. Да и те, кто стоит в очереди на муниципальное жилье, вправе рассчитывать на просторную и удобную квартиру. В каких домах жить нашим внукам и правнукам? Как по прогнозам должно выглядеть жилище будущего? Что в нем будет нового? Об этом шел разговор в статье доктора архитектуры Владимира Константиновича Лицкевича "Завтра нашего жилища" (см. "Наука и жизнь" № 6, 2000 г.). Специалисты считают, что в XXI веке будет превалировать экологический подход к жилищу, который предполагает использование экологически чистых строительных и отделочных материалов и систем энергообеспечения. Имеются в виду экологически чистые возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологии. Об этом речь в новой статье В. Лицкевича.

Прогнозирование жилища будущего - задача сложная, многогранная, а достоверность прогнозов, как правило, относительно небольшая. Зачастую прогнозы, кажущиеся убедительными, уже через несколько лет вызывают усмешку, а то, что считалось невероятным, оказывается на пороге внедрения. Прогнозированием в области проектирования жилища занимаются во всем мире, в некоторых странах - в грандиозных масштабах. Японцы, например, в конце ХХ века всесторонне изучали возможности освоения подземного пространства: создали проекты "Солнечное подземелье", "Город Алисы", "Взгляд в XXI век", предложили строить под землей на глубине 150 метров "инфраструктурные цилиндры" (огромные железобетонные конструкции высотой 60 метров и диаметром 80 метров), разработали сетевидные системы подземных помещений.

Проектировались жилища и на воде, и висячие над землей, и "бионические", напоминающие по форме элементы природы, и жилища-города под гигантскими колпаками-оболочками.

В нашей стране большинство экспериментов в области проектирования жилища будущего касалось социальных аспектов, связанных с улучшением условий проживания людей. Хорошо известны "дома-коммуны" 1920-1930-х годов - студенческий дом-коммуна бывшего общества политкаторжан в Санкт-Петербурге (архитекторы Г. Симонов и другие), жилой дом Наркомфина в Москве (архитектор И. Милинис), дом работников комбината "Известия" (архитектор К. Мельников); дома "нового быта", построенные в 1960-х, - многоэтажный жилой дом архитекторов Н. Остермана и А. Петрушковой (ныне дом аспирантов и стажеров МГУ); опытно-показательные жилые районы 1970-1980-х - "Северное Чертаново" в Москве, "Мещерское озеро" в Нижнем Новгороде и другие.

В зависимости от того, какие насущные задачи ставит перед собой общество, меняются акценты прогнозирования. В 1990-е годы в России формируется понятие "экологическое жилище". По сравнению с жильем, в котором мы обитаем сегодня, оно должно стать более близким к природе, более здоровым, экологически чистым, удобным, безопасным, комфортным и, конечно же, более красивым.

Говорить всерьез об "экологическом жилище" можно только в увязке с решением проблем улучшения среды обитания, напрямую связанных с энергосбережением. Весной нынешнего года в мэрии Москвы была развернута выставка и прошла конференция "Москва - энергоэффективный город". Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) приурочила к ней академические чтения по вопросам идеологии строительства и архитектуры XXI века. Разговор шел, в частности, о таком направлении в архитектуре, как "Sustainable Buildings" - "самообеспечивающиеся здания" (именно такой перевод с английского представляется наиболее точным по сравнению с предложенным РААСН - "жизнеудерживающие здания"). К этой категории относится жилище, в котором с максимальной эффективностью используются как традиционные, так и экологически чистые возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, геотермальные воды и другие); вода (с внедрением замкнутого цикла); возобновляемые строительные материалы (прежде всего лес) и материалы повторного использования (камень, стекло и другие).

Такие проекты уже реализуются. В Москве, например, в демонстрационной зоне "Фили" построены выставочные павильоны, отапливаемые (частично) аккумулированным теплом подземных вод. А на улице Академика Анохина возводится многоэтажный жилой дом, в котором найдут применение сразу несколько энергосберегающих технологий: поквартирная система отопления, использование тепла подземных вод, утилизация сточных вод. Если проект удастся осуществить в полном объеме, энергозатраты на отопление здания снизятся почти вдвое (на 46%).

Чтобы отобрать тепло у подземных вод (на глубине 10-20 метров их температура близка к +4оС), используются тепловые насосы. Вода по трубам поднимается на поверхность и подается в теплообменник (испаритель насоса), где отдает тепло низкокипящему газу, например фреону. Образующиеся пары фреона сжимаются в компрессоре, при этом их температура и давление повышаются. Тепло, выделяемое при конденсации, идет на нагрев помещения, а конденсат вновь поступает в испаритель.

Специалисты полагают, что XXI век может стать веком "солнечной" архитектуры. Уже сегодня проектируются жилые и административные здания с энергетическими установками, улавливающими тепло солнечных лучей и энергию ветра. У них большое будущее.

В продолжение темы предлагаем четыре авторских рисунка. Это не проекты, а именно рисунки, допускающие долю фантазии и условность изображения. На них представлены варианты энергообеспечения жилых зданий с помощью солнечных коллекторов и сферического концентратора солнечной энергии.

Как еще можно добиться энергосбережения? Надо внедрять в практику строительства новые инженерно-технические комплексы с современными отопительно-вентиляционными системами, способными экономить значительное количество энергии при сохранении в здании комфортного микроклимата.

Представим себе такой эксперимент. Создается типовой инженерно-технический комплекс, рассчитанный, допустим, на здание общей площадью 250 м2. Это может быть особняк на 9-10 комнат, двухквартирный дом с офисом, кабинетом или мастерской для семей, занимающихся частным бизнесом, трехквартирный блокированный жилой дом или дом-интернат для престарелых на 6-8 жилых комнат. Комплекс проектируется в виде компактного объема (как часть здания), а все остальные части пристраиваются к нему.

Из каких устройств будет состоять типовой инженерно-технический комплекс, должны решить специалисты. Пока можно лишь предположить, что в него войдут солнечные коллекторы, ветровые двигатели, тепловые насосы, теплообменники, аккумуляторы тепла, набор оборудования для отопления, вентиляции, водоснабжения, канализования, очистки сточных вод и т. п. Если работой комплекса будет управлять компьютер, здание войдет в категорию "самообеспечивающихся".

Чем больше будет таких проектов, тем скорее среда обитания человека вновь станет экологически чистой.

Двухэтажный жилой дом с солнечными коллекторами, совмещенными с наклонными стенами первого и второго этажей, и с солнечным уловителем, размещенным над перекрытием второго этажа. Уловитель можно сконструировать так, что он будет поворачиваться вслед за Солнцем. Пространство под куполом уловителя в зависимости от сезона, времени суток и погоды периодически можно использовать как жилое помещение.

Одноэтажный жилой дом, заглубленный в грунт наподобие землянки. Его энергоэффективность обеспечивают трубчатый солнечный коллектор, геотермальный коллектор в виде обрамляющей насыпи и аккумулятор тепловой энергии, которым служит гравий, засыпанный вдоль стен и под полом квартиры. Вход в дом - через технический этаж.

Четырехэтажный секционный жилой дом с плоским солнечным коллектором, совмещенным с наклонным фасадом здания. Сферический концентратор солнечной энергии, установленный на крыше, направляет отраженные лучи в точечный коллектор. К нему подходят трубы отопительной системы с жидким теплоносителем, например тосолом, который быстро нагревается. Одновременно сферический концентра тор служит верхней частью диффузора (нижняя его часть - сферическая крыша здания). Между ними располагается ветродвигатель, к которому направляется ветровой поток.

Двухэтажный жилой дом с гелиосистемой для подогрева теплиц. Одна теплица размещена над перекрытием второго этажа, а две другие примыкают к стенам первого и второго этажей. Дополнительными источниками энергии служат размещенные на мачтах солнечные батареи и ветродвигатели.

Беспризорность: миф и реальность.

(Статья опубликована в журнале «Детский дом» №2(3) 2002 г.)

Президент сказал …

Продолжается очередная кампания по борьбе с беспризорностью (больше напоминающая борьбу с беспризорниками)… На этот раз инициатором ее стал президент. Слово президента – больше чем приказ, исполнять его надо точно и в кратчайшие сроки. Сейчас уже сложно выяснить, что именно имел ввиду президент, но чиновники поняли его однозначно: беспризорников на улицах быть не должно. Меры стали приниматься моментально, масштабно и бессмысленно, демонстрируя в очередной раз безграничный авторитет президента: даже если непонятно что делать, но президент велел срочно, надо делать. Откуда-то появились указания убрать беспризорников с улицы в течение двух месяцев, появился четкий алгоритм действий, основная роль в котором была отведена милиции…

Действительно, вокзалы освободились от беспризорников, да и в прочих местах их стало встречаться гораздо меньше. Но что изменилось? Надолго ли эти перемены? Более того, нет ни одной реальной причины, по которой количество так называемых беспризорников должно уменьшиться. Их родители так же пьют, не работают, так же срывают свое зло на своих детях, школы так же стремятся избавиться от проблемных детей, или вогнать их в социальные рамки, не вдаваясь в трудности жизненной ситуации каждого ребенка… Изменилась только: степень социального давления на детей, попытавшихся уйти от внутрисемейного насилия, и школьного произвола, да появилась суета чиновников и смакование «клубнички» прессой.

Я далек от романтического взгляда на беспризорность, в соответствии с которым ребенок становится беспризорником из стремления к свободе, желая получить новые ощущения, отправляясь на встречу приключениям. Почти десять лет работы в приюте для беспризорных детей, опыт социальной работы с детьми на улицах, с родителями воспитанников приюта – все это хорошее лекарство от романтики. Но сложно поверить и в то, что беспризорность можно искоренить простым решением «изъять с улицы», как по мановению волшебной палочки. Куда их еще можно «изъять», когда они уже и без того многого навидались.

Но больше всего удивляет то упорство, с которым государство снова и снова наступает на одни и те же грабли: снова борьба с симптомом (беспризорностью) или попытка косметического ремонта разваливающейся стены, снова силовые, репрессивные действия, снова без внимания остается мнение специалистов или главными специалистами по детским вопросам снова стали спецслужбы?!

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 109 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав