Читайте также: |
|
СУННИЗМ
(Sunnism) Одно из двух основных направлений ислама. Сунниты, как и шииты (Shiism) признают истинность содержащегося в Коране пророческого откровения и считают, что именно они придерживаются сунны (sunna) и традиции пророка Мухаммеда, изложенной в хадисах (hаdiths – изречения и деяния Мухаммеда). У шиитов есть свои собственные сунны и хадисы Мухаммеда. Суннизм и шиизм раннего периода расходились по вопросу о преемственности и способе выбора носителя власти – имама-халифа. Сунниты признают законными первых четырех халифов (преемников Мухаммеда). Что касается преемственности власти в Иmma (мусульманской общине), – тема, наложившая большой отпечаток на более позднюю теологию, – первоначально сунниты признавали имамом любого человека из рода Мухаммеда, единогласно одобренного общиной или ее представителями. Впоследствии они стали признавать главой общины любого человека, кто бы он ни был и каким путем ни становился имамом. Исконные верования мусульман основаны на Коране и суннах пророка Мухаммеда и главным образом относятся к Богу, Мухаммеду и умма. К XIII в. было достигнуто согласие относительно этих верований. Помимо этих коренных верований суннизм содержит самые разные толкования и точки зрения. Рассуждая об этом, следует помнить, что ислам строго монотеистичен. Коран ясно говорит о Боге и Его единстве. О том, что касается отношений между Богом и человеком, в Коране сказано неопределенно. При исследовании единства Бога и Его отношений с человеком в центре внимания суннитов находятся имманентность и трансцендентальность Бога. Одной из попыток прояснить это стала суфистская (мистическая) традиция, выражающая страстное стремление человека к общению с Богом и к любви к Нему. Иной ответ на этот (и менее важные вопросы, не освещенные в Коране) находят в хадисах – основном источнике детальной разработки тех вопросов, о которых в Коране умалчивается, либо говорится слишком туманно. В результате сунна Мухаммеда стала источником права. Этот ответ, суть которого – строгая приверженность закону, возник в результате поиска истины или просвещения на основе священных источников, что породило разнообразие религиозно-правовых школ. В итоге их число сократилось до четырех, и все они в равной мере признаются суннитами. Эти школы разработали мусульманское право – шариат (Shari\'a – прямой путь) и дали его толкование. Школа ханафитского права придерживается мотивировок логического заключения и суждения по аналогии, разрешает использовать обычное и светское право, что делает ее более гибкой и соответствующей мирским потребностям (ханафитское право официально признавали османский и могольский султаны, а также многие другие мусульманские государства). Школа права Малики отвергает умозрительное толкование Корана, допускает, хотя и в более ограниченных пределах, нежели ханафиты, применение логики и суждение по аналогии; распространена главным образом в Африке. Школа права Шафи\'и использует методологию усуль аль-фикх (usul al-fiqh – "корни юриспруденции"), позволяющую спокойно применять иджтихад (ijtihad) – способность и право выносить собственные решения по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны. Оно также допускает суждения по аналогии, основанные на методологии фикха; распространено на арабском побережье Африки, в Южной Индии и Индонезии. Школа права Ханбали отличается строгим соблюдением терминологии Корана и хадисов, ограниченным применением иджтихада и рассуждения по аналогии; преобладает в Саудовской Аравии. Таким образом, в суннизме существует несколько толкований, образующих его ядро, от которого отходит ряд разнообразных, противоречащих друг другу ответов и институтов, указывающих не только на неоднородность религии, но и на ее гибкость и терпимость
ШИИЗМ
(Shiism) Шиитами называют мусульман, принадлежащих к меньшей из двух ветвей ислама. Преобладают в Иране, Северном Йемене, Ираке, образуют крупнейшую общину в Ливане; в небольшом числе проживают в других мусульманских странах. Шииты признают Али, ставшего в 656–61 гг. четвертым халифом (наследником), считая его и его потомков единственно законными наследниками умершего в 632 г. Пророка. Али был двоюродным братом Пророка и мужем его дочери Фатимы. Али рано уверовал в Пророка, и его сторонников называли "шиат Али" ("партия Али"). В исламской общине между Али, выступавшим в роли халифа, и главой Омейядов Муавией разгорелась первая гражданская война. Омейяды одержали победу и создали халифат, в котором правила их династия. Хусейн, второй сын Али, по шиитской хронологии считавшийся третьим халифом, или имамом, был убит в Кербале (Ирак) сторонниками Язида, сына Муавии и наследника халифата Омейядов. Это событие шииты отмечают ежегодно как дань мученику Хусейну, а место его гибели, Кербала, стало объектом паломничества. Эти политические реалии позднее были облечены в религиозную доктрину. Согласно шиизму, первым после Мухаммеда имамом (получившим божественную благодать как законный глава "уммы") считается Али, четвертый халиф; законная преемственность верховной власти должна идти от Мухаммеда к Али, а затем к его потомкам в соответствии с свидетельствующими о старшинстве и высокой репутации харизмой, опытом и другими качествами, необходимыми для выполнения обязанностей главы правоверных – духовного (Амир аль-Муминин) и светского. Вопрос о преемственности власти становится яблоком раздора среди шиитов. По мнению имамитов, крупнейшего течения шиизма, существует 12 признанных имамов – потомков Али. Два других крупных течения, выделившихся в связи с этим спором, – исмаилиты и зейдиты. Шииты признают, что Мухаммед назначил Али своим преемником и таким образом через его потомков передается наследственная непогрешимость. Лишь имам, в силу Божественного права на власть, может быть конечным толкователем земных законов. В отсутствие имама (согласно "учению исчезновения", 12-й, или "скрытый", имам исчез в 260 г. по арабскому календарю, т. е. в 878 г., после чего имамат приостановил свое существование) толковать закон может муджтахид – исламский богослов. У шиитов имеются своя сунна (предание) о Пророке и свои хадисы (изречения и поступки Пророка). Каждое течение шиитов создало собственные школы права, или толкования. В рамках Джафарийской правовой школы имамитов в XVII в. возникли две религиозно-правовые школы: акбари ("традиции") с ограничительным подходом к иджтихаду (независимому толкованию вопросов религиозной и общественной жизни) и усули ("корни"), которая делала акцент на роли муджтахида, имеющего право выносить независимые суждения о священных источниках в качестве "посланника" "скрытого" имама и тем самым служащего ориентиром для мусульманского сообщества. Это означало, что толкования были гибкими, в соответствии с изменяющимися условиями и временами. Усули в XVIII в. широко распространилась в Иране, и именно к этой школе принадлежал аятолла Хомейни
_______________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 105 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |