Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Герменевтика

Читайте также:
  1. Вопрос № 62. Герменевтика как течение современной философии.
  2. Герменевтика
  3. Герменевтика. (Хайдеггер, Гадамер, П.Рикер, Ю. Хабермас).
  4. Основные направления и школы современной западной философии (философия жизни, феноменология, герменевтика, структурализм, философская антропология и др.)
  5. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).
  6. Философская герменевтика - философское движение нашего столетия

 

Как Вы уже наверное заметили, важное место в философских учениях 20 века занимает осмысление проблемы языка. Поэтому герменевтика, традиционно сложившееся в философии учение об объяснении, интерпретации и толковании текстов с целью постижения действительности, становится одним из самых влиятельных течений философской мысли. Попытки создать универсальную герменевтическую теорию интерпретации предпринимались в начале 19 века немецким философом Фридрихом Шлейермахером, а в дальнейшем, на рубеже 19 и 20 века Вильгельмом Дильтеем. В созданных этими философами концепциях принципиально важной является идея об определении смысла любого текста в зависимости от понимания его авторской задумки, а не связи между текстом и читателем. При этом Шлейермахер делает упор на присущей герменевтике грамматической, лингвистической стороне истолкования, а Дильтей призывает рассматривать её как искусство понимания письменно зафиксированных проявлений жизни, истолкование отдельных явлений как моментов целостного духовного и душевного контекста рассматриваемой эпохи.

Новый импульс герменевтическая теория получила после создания Гуссерлем феноменологии, с точки зрения которой сознание предмета и предмет сознания неотделимы друг от друга. Это положение развивает Хайдеггер, который в работе "Бытие и время" рассматривает герменевтику как феноменологию человеческого бытия. Человеческое бытие является изначально герменевтичным, поэтому, осмысливая сущее как процесс понимания, мы приближаемся к смыслу философствования.

Крупнейшим представителем герменевтики в философской мысли 20 века является ученик Хайдеггера Ганс-Георг Гадамер. В своей книге "Истина и метод. Основы философской герменевтики" Гадамер исходит из того, что в центре внимания герменевтики должно находиться истолкование смыслов человеческого бытия через раскрытие культурных смыслов. "Бытие, доступное пониманию, есть язык,"- провозглашает Гадамер своё философское кредо. Интерпретация является процессом творения смысла во время встречи с текстом как "носителем смысла". Этот момент Гадамер объясняет, используя понятие "герменевтического круга", фиксирующего циклический характер человеческого понимания. В соответствии с ним, языковая традиция, в которой укоренён познающий субъект, с которой он связан своими предрассудками, является одновременно и предметом понимания и его основой. То есть, человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится.

Герменевтическая проблематика занимает важное место в философских концепциях немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса, Карла-Отто Апеля и Поля Рикёра.

 


Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав