Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Виды правосознания

Читайте также:
  1. Виды деформации правосознания.
  2. Основные виды правосознания
  3. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
  4. Понятие правосознания и его функции
  5. Понятие, структура и виды правосознания.
  6. Типы правовой культуры и формы правосознания

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям: по субъектам и по уровню правосознания. В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают:

*Индивидуальное правосознание

*групповое правосознание

*общественное правосознание

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:

· обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание;

профессиональное правосознание;

· научное (теоретическое) правосознание.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания. С точки зрения структуры правовой культуры ее основными элементами являются:- состояние правосознания;- состояние законности;- состояние законотворчества;- состояние юридической практики. По сути, элементы правовой культуры подразделяются на четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти правовые явления и отражают состояние правосознания, законотворчества, законности и юридической практики, характеризуя, таким образом, правовую культуру в целом.

Правовая культура, как уже говорилось, представляет собой оценочную категорию. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня.

В зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют:- правовую культуру личности,

- правовую культуру общества. Правовая культура формируется в результате правового воспитания. Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры. Цель правового воспитания , Задачи правового воспитания

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания: - общее

- специальное

К формам правового воспитания относят: Правовое обучение, Правовую пропаганду, Самовоспитание, Юридическую практику.

Понятие и структура правового сознания: правовая идеология и правовая психология. Соотношение правосознания с другими формами общественного сознания: политическим, нравственным и религиозным.

Виды правосознания: общественное, групповое и индивидуальное правосознание. Уровни правосознания: обыденное, профессиональное и научное правосознание

Психология правомерного и социально активного поведения: целепологание, ориентиры, мотивация, убеждения, социально-правовая установка. Классификация правомерного поведения: социально активное, конформистское и маргинальное поведение.

Правовая культура общества и правовое сознане. Правовая культура личности как знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Структура правовой культуры личности: психологический, идеологический и поведенческий элементы. Структура правовой культуры общества: уровень правосознания и правовой активности общества, уровень развития права, степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Понятие и признаки правомерного поведения. Состав правомерного поведения: объективные и субъективные стороны. Социально-психологические механизмы регуляции поведения личности: целеполагание, воля, убеждения, правовая ориентация, мотивация поведения, социально-правовая установка на совершение поведения

Виды правомерного поведения. Правовая активность граждан как высшая форма проявления правомерного поведения. Конформистское и маргинальное правомерное поведение: особенности их проявления.

Понятие и признаки правомерного поведения.

Правомерное поведение – это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правомерное поведение характеризуется следующими признаками:

- находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

- социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);

- является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Виды правомерного поведения. Правомерное поведение классифицируют по следующим основаниям:

1) по степени социальной значимости оно подразделяется: на необходимое (служба в армии); желательное, например, научное и художественное творчество; допустимое, например, отправление религиозных культов;

2) в зависимости от мотивов, т.е. субъективной стороны, правомерное поведение подразделяется, на социально активное, на конформистское, на привычное и маргинальное.

Социально активное – это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения.

Социально активное поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты: а) активность в государственно организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации; б) активность в деятельности добровольных организаций; в) активность в создании и деятельности общественных и общественно-государственных структур; г) самостоятельную активность личности в сфере права.

Конформистское – это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Другими словами, человек поступает правомерно, потому что так поступают другие.

Привычное – это деяние, основанное на соблюдении норм права в силу привычки. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке.

Маргинальное – это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.

Понятие и признаки правонарушения. Классификация правонарушений в зависимости от социальной опасности (вреда): преступления и проступки. Юридический состав правонарушения (объект, субъект, субъективная и объективная стороны). Характеристика субъекта, объекта, объективной стороны и субъективной стороны правонарушения, формы вины, вреда и причинной связи между деянием и вредным результатом.

Понятие и признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная и материальная. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность: невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость, малозначительность нарушения, казус (случай).

С точки зрения юриспруденции, правонарушение – это:

общественно опасное;

противоправное;

виновное деяние.

В плане формальной логики его характеристика как общественно опасного деяния указывает на родовой признак правонарушения, противоправность и виновность образуют его видовые отличия.

Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует два пласта – правовая идеология и правовая психология (концепция А.Б. Венгерова).

Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов.

Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство, удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии. Психологическая структура играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего, это касается установившихся форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные 'революционные' правовые решения ни старались их разрушить.

В этом регионе национальная психология формировала негативное отношение к основным сегментам социалистического права, которое пыталось сокрушить привычку 'покупать' жену (калым) и другие устоявшиеся обычаи. Впрочем, и попытки сокрушить обычай 'покупать' мужа (приданное) в Западной Украине также не имели успеха, хотя такие обычаи не относились формально к противоправным, но осуждались в официальном правосознании как противоречащие равенству полов – важному конституционному принципу социалистической правовой системы.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается известная сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную основу. Сфера эта – эмпирического происхождения.

В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная область. Это – психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках.

Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, то есть становиться теоретическим. Теоретический уровень правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера, более или менее объективно отражающих юридическую действительность.

Теоретический уровень правосознания в свою очередь многослоен. В нем выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология.

Правовой нигилизм.

Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, использую и искусство, и СМИ, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Во многих кинокартинах герои-полицейские – это лица негритянского происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические, шовинистические представления.

Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Правовая культура.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

Правовое воспитание, как впрочем и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая — в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Исходя из этой функциональной характеристики и следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым – процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество.

Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания, необходимо проводить также различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как системой целенаправленных действий воспитателя для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры воспитуемых.

В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.

Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.

Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы.

Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Специфика процесса правового воспитания прежде всего зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него.

Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.

Отсюда, на наш взгляд, можно определить главные особенности правовоспитательного процесса:

а) его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;

б) при его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные

государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

в) он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

г) его воздействием охватываются не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;

д) осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;

е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых.

Человек как существо активное не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система в высшей степени уникальная и универсальная — способен поправлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса — накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой — превращение этой накопленной информации в личные убеждения.

Следовательно, процесс воспитания должен прежде всего обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.

Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими. Формирование правовых убеждений у воспитуемых, таким образом, тесно связано с проблемой превращения получаемых ими правовых знаний во внутренние духовные ценности.

Правовое воспитание, следовательно, необходимо строить так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации для воспитуемых, т.е. таким объектом, «в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость».

В ходе правового воспитания объектом подобной ориентации для воспитуемых становятся нормы права, а само оно как раз и должно быть нацелено на глубокое раскрытие социально-политической ценности этих норм, их значимости в обеспечении интересов как общества в целом, так и каждой личности.

Однако важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения, поведения в точном соответствии с законом.

Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет сплав правовых знаний и убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек.

Процесс правового воспитания протекает в рамках определенных отношений между людьми, регламентируемых нормами права. Поэтому, на мой взгляд, сферой процесса правового воспитания является урегулированная правом область общественных отношений, в пределах которых происходит формирование правосознания воспитуемых (индивидов, общественных групп).

Функционирование правовоспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых он протекает. Под условиями правового воспитания граждан, как представляется, необходимо понимать обстоятельства, способствующие или, наоборот, затрудняющие проведение правовоспитательнои работы.

К условиям, способствующим правовоспитательной деятельности (позитивные условия), относятся как обстоятельства социального характера (успехи в области демократизации и гласности, правотворческой и правоприменительной деятельности и тд.), так и обстоятельства личностно-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность и т.п.).

В группу условий, затрудняющих организацию и проведение правовоспитательной работы (негативные условия), также входят как обстоятельства социального характера (несовершенство некоторых правовоспитательных форм и средств, факты недооценки правовоспитательнои деятельности и случаи неподготовленности воспитателей, ошибки и упущения в правоприменительной деятельности и т.д.), так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость правосознания значительной части граждан к различным антисоциальным проявлениям и др.).

Чтобы избежать серьезных ошибок в правовом воспитании граждан, важно учитывать все эти условия и обстоятельства.

 


Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.029 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав