Читайте также:
|
|
Различают реальные и номинальные социальные группы. Реальные группы- критерием выделения которых служат реально существующие признаки (пол, возраст, доход, профессия и пр.) Номинальные группы- которые выделяют по искусственно сконструированным признакам для статистического учета (пассажиры пригородных поездов, холостяки, малодетные и многодетные семьи и пр). Сведения о них необходимы, например, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, чтобы знать с какими квартирами строить дома - для мало или многодетных семей.
Малые и большие социальные группы. Малые - небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, а также постоянным взаимодействием. В каждой такой группе складываются свои специфические групповые нормы поведения, своя субкультура, оказывающая сильное влияние на поведение человека в группе. Большие группы -тоже выделяются по своим специфическим характеристикам, целям, интересам, условиям жизнедеятельности. Но в них уже нет постоянного взаимодействия членов групп. Меньше контроль со стороны группы за поведением человека. Следовательно, и влияние этих групп на своих членов будет другим.
Социальная общность - это тоже искусственно выделяемые для тех или иных целей, совокупности людей, с более или менее одинаковыми чертами образа жизни. У людей, принадлежащих к той или иной общности, будут и примерно одинаковые социальные нормы, ценностные ориентации, интересы.
В широком смысле общности понимают как синонимы социальных групп. В узком смысле под социальными общностями понимают территориальные группы.
Например: этнические общности ( их еще называют кровнородственными). К ним относят такие общности, как:
- семья, кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения
(2-3 поколения). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род, роды могут объединиться в кланы;
- клан, группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка, имеющих общую собственность на землю. Для кланов характерны такие явления, как круговая порука, кровная месть.
- племя, охватывает большое число родов и кланов. Для племени характерны уже собственный язык или диалект, территория, общие церемонии, формальная организация (вождь, племенной совет);
- народность, переходная к нации этническая общность. Для народности также характерны языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, но кровнородственные связи уже не покрывают всю народность. Численность народностей намного большая, чем в племени.
Нация - это уже не этническая, а политическая автономная группировка, члены которой имеют общие ценности, институты, но у них уже нет общих предков, общего происхождения, не обязательны общий язык и религия. Нации более многочисленны, чем народности. Объединяющая их национальность (со своим национальным характером и психическим складом) формируется благодаря общей истории и культуре.
Толпа и публика. Сущностные характеристики этих специфических социальных групп великолепно показали французские социологи конца 19 - начала 20в. Г.Лебон и Г. Тард.
Толпа -любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет структуры в виде статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Как только исчезает собравший людей интерес, толпа рассеивается. Но о толпе и ее специфических качествах нужно знать, потому что толпа может оказывать на людей, в ней оказавшихся, колоссальное воздействие, толпа может моментально превратиться в страшную разрушительную силу.
Как показал Лебон, в толпе из-за физической скученности людей резко усиливаются процессы психического эмоционального заражения и люди теряют способность соображать, рационально контролировать свое поведение. У людей в толпе появляются эйфория всемогущества и безнаказанности. Толпа очень легко внушаема и может быстро превращаться в человеческое стадо, движимое самыми низменными инстинктами. При умелом управлении, толпа способна и на кратковременные героические поступки, но, как правило, это разрушительная сила. Лебон сформулировал правила манипулирования толпой, а так же обратил внимание на то, что поведение, характерное для толпы, могут иметь и небольшие по численности группы, такие, как парламент, присяжные заседатели и др. Когда Лебон опубликовал свою знаменитую книгу “Пихология толпы”, его критиковали, обвиняли в циничности, оскорблении нравственности, но его рекомендации по управлению толпой власть имущие с успехом использовали и используют.
Тард ввел понятие “публика” - люди, потребляющие одну и ту же информацию (например, читатели газеты), и в силу этого, обладающие коллективным самосознанием.
В отличие от толпы, где психическое единство создается физическим контактом, публика - это духовная общность. Технические средства массовой информации, превращают публику в самую многочисленную форму объединения людей. Воздействие этой информации на психику человека будет не таким жестким, как в толпе, но вскоре окажется, что и здесь, в силу законов “стремления к подражанию” тем образцам, что транслируются, пропагандируются через СМИ, люди будут примерно одинаково думать, чувствовать и пр.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |