Читайте также:
|
|
В истории Мексики с 1940 по 1970-е годы, когда в стране наблюдались высокие темпы экономического роста.
В 1930-х годах в Мексике был проведён ряд важных реформ, в том числе земельная и образовательная. Были национализированы железные дороги и экспроприировано множество иностранных нефтяных компаний, а также создана государственная нефтяная компания «Пемекс», превратившая Мексику в пятого по величине экспортёра нефти в мире. Это помогло создать базу для строительства мощной национальной экономики.
Во время Второй мировой войны, когда цены на большинство товаров возросли, а импорт из Европы резко снизился, в Мексике началось усиленное развитие промышленности. Правительство, понимая важность развития предпринимательского класса в стране, предоставило множеству предприятий налоговые льготы, низкопроцентные займы и другие стимулы для развития их деятельности. Для поощрения производства отечественных товаров создавались протекционистские барьеры. Вскоре в Мексике началось производство товаров, которые ранее закупались за рубежом. Также было построено значительное количество шоссейных и железных дорог, линий связи и аэропортов.
Быстро развивалось промышленное производство, вводились новые аграрные технологии. К 1958 году Мексика вышла на первое место в Латинской Америке по общему объёму промышленной продукции. Рост производства повлёк за собой почти двукратный рост численности промышленных рабочих за 1940—1950-е гг., их количество выросло с 420 до 800 тыс. Число рабочих, занятых в сельском хозяйстве увеличилось с 1,2 до 2 млн человек. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте превышала долю сельского хозяйства — страна постепенно становилась индустриально-аграрной. Аграрная реформа в 1940—1950-е замедлилась — за 18 лет (1940—1958) крестьяне получили 12,3 млн га земли.
В 1942 году было подписано соглашение об урегулировании американо-мексиканского конфликта. Прямые капиталовложения США выросли с 316 млн $ в 1946 году до 787 млн в 1957. США также занимали монопольное положение в мексиканской внешней торговле.
В период 1964—1970 гг. быстро развивалось производство с ежегодным приростом валового национального продукта на 6,5 %. Выросли доходы на душу населения. Несмотря на успехи в экономике, проблемы в сфере образования и социального обеспечения не могли быть эффективно решены. С 1958 по 1970 гг. более 600 тыс. крестьянских семей получило 32 млн га, тогда как при Карденасе только 18 млн га. В 1967 году была проведена самая крупная единовременная раздача земель в истории Мексики — 1 млн га. Удельный вес общинного сектора вырос за 1960-е с 26 до 49,8 % сельскохозяйственных угодий. В 1969 году в Мехико были открыты первые линии метро. За 1960-е гг. население увеличилось с 37 до 51 млн человек.
Появление нового латифундизма, существование большого количества малоимущих крестьянских хозяйств и избыток сельского населения стали причинами дальнейшего развития социальных противоречий. Часть населения нелегально пересекала границу США.
В начале 60-х гг. рабочие получили право на участие в прибылях и на минимум заработной платы. С 1958 по 1968 год реальная заработная плата выросла на 54 %. В 1969 году на работников сельскохозяйственной промышленности были распространены трудовые льготы. Был увеличен размер оплаты труда женщин и ограничен труд подростков.
В начале 70-х гг. государственной нефтяной компанией «Пемекс» были открыты новые нефтяные месторождения в Табаско, Чьяпас и заливе Кампече. Однако в начале 1980-х гг., когда цены на нефть упали, мексиканское песо резко обесценилось, а государственный внешний долг стало сложно обслуживать, Мексика едва не стала банкротом, чего удалось избежать лишь благодаря политике строгой экономии и помощи со стороны международных организаций. К тому же оставались нерешёнными множество социальных проблем.
Правительство, осознав необходимость проведения новых реформ, приступило к устранению протекционистских барьеров и борьбе с инфляцией. В 1986 году Мексика присоединилась к ГАТТ. Тем не менее, 80-е годы вошли в историю Мексики как «Потерянное десятилетие» (исп. Decada perdida).
Финансовый кризис 1994 года в Мексике (также «текиловый кризис» — название является не совсем корректным переводом на русский язык испанского идиоматического выражения efecto tequila, соответствующего русскому «эффект домино») — это финансово-экономический кризис, выявивший целый ряд недостатков в мексиканской экономике, таких как зависимость от США и отсутствие механизмов регулирования внешних финансовых потоков.
В 1994 году, после убийства кандидата в президенты от ИРП Луиса Дональдо Колосио, новым кандидатом был назначен экономист Эрнесто Седильо Понсе де Леон, который в июле 1994 года был избран главой государства, набрав 50,2 % голосов[2].
В канун президентских выборов в Мексике осложнилась внутриполитическая обстановка. Реакция Мексиканской биржи на эти изменения, привела её на последнее место в списке 24 крупнейших бирж мира. Падение акций вызвало перемещение средств на рынок ценных бумаг с фиксированными доходами и отток капитала из страны[1].
Застой в сфере производства вызвал рост торгового дефицита (в 1992—1994 гг. он составлял по данным Всемирного Банка в среднем 7,4 % ВВП, достигнув к концу 1994 года 28,6 млрд $, или 8,2 % ВВП)[3] и сделал Мексику непривлекательной для иностранных инвестиций. Ввиду сокращения притока инвестиций правительство предприняло ряд экстренных мер, в числе которых было повышение процентных ставок по государственным облигациям и перевод большей части внутренних краткосрочных долговых обязательств на краткосрочные государственные облигации, индексированные к доллару. Однако подобная политика привела к усилению кризиса: индексация задолженности повлекла рост государственного долга и снижение эффекта девальвации[1].
Правительству и Банку Мексики при финансовой помощи США удалось временно успокоить иностранных инвесторов и бо́льшую часть 1994 года инфляция удерживалась на уровне 6,9 %, а экспорт продукции обрабатывающей промышленности вырос на 29,1 %[1].
Но 1 ноября было объявлено о снижении уровня валютных резервов с 29 млрд $ в начале марта до 17,1 млрд, а уже 3 декабря они снизились до 12,7 млрд $. 20 декабря курс песо упал с 3,5 до 4 за долл. 22 декабря Банк Мексики провел девальвацию песо на 49,8 %. Валютные резервы упали до 6,15 млрд $. Банк Мексики объявил о сокращении валютных резервов до 3,8 млрд $ и установил курс 5,5 — 6 песо за долл[3][1]. Курс песо продолжал колебаться, доходя до 8 за долл. Платежеспособность страны оказалась под угрозой, поскольку Мексика не располагала средствами для оплаты краткосрочных государственных обязательств[1].
Для выхода из кризиса 3 января 1995 года публикуется программа, предусматривающая следующие меры: сокращение внешнеторгового дефицита, восстановление равновесия между основными макроэкономическими показателями, сглаживание инфляционных последствий девальвации путем постепенного повышения цен, замораживания зарплаты, сокращения государственных расходов[2][1]. Ограничив рост денежной массы и уменьшив объём банковских операций, Мексика избежала гиперинфляции, но доверие иностранных кредиторов вернуть не удалось[1].
Общий объём финансовой помощи Мексике составил 51,8 млрд $ — беспрецедентной в то время суммы. В формировании кредитного пакета приняли участие США — 20 млрд $, латиноамериканские страны — 1 млрд $, центральные банки Европы и Японии — 10 млрд $, МВФ — 17,8 млрд $, коммерческие банки — 3 млрд $[1].
Первыми жертвами кризиса стали строительные компании и отрасль автомобилестроения, в которых объём производства упал вдвое. Обанкротилось около 20 тыс. предприятий, в мелкой промышленности 2 млн хозяйственных субъектов оказались на грани банкротства. Без работы осталось 700 тыс. человек. Большой объём непогашенной задолженности привел к угрозе массового банкротства мелких банков и кризису всей кредитной системы в целом, что привело к увеличению участия государства в банковской сфере. Для решения этих проблем были осуществлены программы по реструктуризации долга мелких и средних предприятий на 65 млрд новых песо и по созданию нескольких сотен тысяч временных рабочих мест[1].
Политика Мексики XX Века.
Мексиканская революция 1910—1917 годов (иногда датой окончания считается 1920 год) — период в истории Мексики, во время которого в стране шла гражданская война. Началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса и окончилась принятием новой конституции. Потери среди населения за период гражданской войны, по разным источникам, составляют от 500 тыс. до 2 млн человек,[1][Прим. 1] при этом население страны на 1910 год составляло 15 млн человек[2].
Исследователями выделяется четыре этапа революции. Первым этапом (ноябрь 1910 — май 1911) является свержение диктатуры Порфирио Диаса. Либеральные помещики и предприниматели, рабочие и крестьяне выступали единым фронтом под политическим руководством либерально-демократических лидеров. На протяжении второго этапа революции (май 1911 — февраль 1913) у власти находились либеральные демократы, но отсутствие единства среди революционных сил привело к контрреволюционному перевороту. Третий этап (февраль 1913 — июль 1914) — это восстановление конституционного режима. Революционеры вновь выступили единым фронтом, при этом возросла роль крестьянских масс[3][4][5].
Гражданская война между революционным крестьянством и умеренными либералами (июль 1914 — февраль 1917) стала последним, четвёртым этапом революции. Победу одержало умеренное крыло революционеров, но широкие народные массы сыграли в революции решающую роль, повлияв на последующее развитие страны[6][7][5]
Каудилизм в Мексике отличался от консервативного каудилизма в остальной Латинской Америке. Здесь он связан с именами президентов Альваро Обрегона (1920—1924) и Плутарко Элиаса Кальеса (1924—1928)[Л 256].
При них был установлен режим с сильной президентской властью и формальным соблюдением демократических свобод. Этот режим должен был обеспечить в послереволюционной обстановке социальную и политическую стабильность, а также проведение реформ. «Революционный каудилизм» провозглашал концепцию надклассового единства, однако на практике он стал выразителем интересов средней и мелкой буржуазии[Л 257].
В президентство Обрегона началось осуществление обещанной в конституции аграрной реформы[Л 258]. Среди крестьян было распределено 311 тыс. га на постоянной основе, и 751 тыс. га — на временной[Л 259]. Обрегон также поддерживал рабочее движение. Министр просвещения Хосе Васконселос развернул широкую образовательную программу среди сельского населения. Он способствовал культурному расцвету 20-х гг., известному как «мексиканский Ренессанс»[15]. В частности Васконселос покровительствовал мексиканской монументальной живописи[Л 260], которая оказала большое влияние на искусство всей Латинской Америки[15][Л 261]..
Восстание кристерос (1926—1929) — военный конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (самоназвание мятежников от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране[1].
Однако влияние Кальеса снижалось и в 1933 году он был вынужден согласиться на выдвижение кандидатом в президенты от НРП представителя её левого крыла, генерала Ласаро Карденаса. В 1934 году Карденас одержал победу[Л 278]. Новое правительство развернуло широкую реформистскую кампанию.
Было организовано проведение аграрной реформы. С 1934 по 1940 год крестьянам-общинникам было передано 18,4 млн га земли. Доля общинников среди сельскохозяйственного населения увеличилась с 15,5 % в 1930 году до 41,8 % в 1940 году. Доля общин («эхидо») в пахотных землях выросла с 13,3 % до 47,4 %. Улучшилось качество предоставляемых общинам земель: в 1930 году эхидо владели 13,1 % орошаемых территорий, а в 1940 году — 57,3 %[Л 279]. Поощрялись крестьянские общины, где земля и техника использовались коллективно. Однако в то же время в эхидо усиливался процесс расслоения крестьянства[Л 280].
Трудящиеся добились повышения заработной платы, установления в ряде отраслей 40-часовой недели, закрепления системы коллективных договоров. В 1936 году был создан единый национальный профсоюзный центр — Конфедерация Трудящихся Мексики (КТМ). В конфедерацию вошли основные профсоюзы страны. Количество членов КТМ к 1940 году выросло с 200 тыс. на момент создания до 1,5 млн человек[Л 280].
После начала войны все государства Латинской Америки объявили вслед за США о своем нейтралитете. 23 сентября — 3 октября 1939 года в Панаме министрами иностранных дел американских государств была принята Декларация о нейтралитете. Вдоль всего побережья США и Латинской Америки была установлена 300-мильная «зона безопасности», которая подлежала совместной охране[Л 287].
Но победы нацистов в Европе, вовлечение в войну все большего числа государств и нападение на СССР показали опасность, которая грозила всему миру. В странах Латинской Америки росло движение солидарности с государствами антигитлеровской коалиции. В декабре 1941 года Мексика разорвала дипломатические отношения со странами «оси Берлин-Рим»[Л 288], а 22 мая 1942 года Мексика объявила Германии войну. Для помощи СССР были созданы «Общество друзей СССР» и «Молодежный комитет помощи России»[Л 289]. В ноябре 1942 года были восстановлены мексикано-советские дипломатические отношения[Л 290]. В феврале 1945 года Мексика направила на Тихий океан авиаэскадрилью из 300 человек. Эскадрилья участвовала в военных действиях против Японии на Филиппинах и острове Тайвань[Л 291].
21 февраля — 8 марта 1945 года в Мехико была проведена конференция американских государств, получившая название Чапультепекской[Прим. 27]. На конференции был принят «Чапультепекский акт», объявлявший принцип взаимной помощи и солидарности стран континента, по предложению США была принята Экономическая хартия, в которой говорилось о постепенной отмене таможенных барьеров, гарантиях иностранному капиталу, недопущении дискриминации[Л 291].
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 144 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Африканский союз (АС) | | | по охране труда и обеспечению здоровых и безопасных условий труда |