Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Цитаты Порфирия Петровича

Читайте также:
  1. IV. Цитаты из книги «Из лекций по теории словесности».
  2. Барбара Марсиниак, книга «Земля» - цитаты
  3. Цитаты.

"Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда
помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь
проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце... ".

"Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и
неподкупная, в ней смелость отчаяния".

"Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой
смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога найдет".

"Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит".

"Вам... давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте.
Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет".


47,.Аюнеизм как одно из направлений лит-ра 20 века.

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) - литературное
течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой
которого являлся организатор акмеизма н.гумилев. Современники давали термину и иные
толкования: Вл.Пяст видел его истоки в псевдониме А.АхматовоЙ, по-латыни звучащем как
«akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «асгпе» - «острие». Термин акмеизм был
предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, насмену переживающему кризис
символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым
вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству
А.Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и
«адамизме» в шутку заговорил Вяч.Иванов, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и
окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый организатор
акмеизма мечтал о создании «направления направлений» - литературного движения,
отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

С.ГородецкиЙ и Н.Гумилев использовали также термин «адамизм»: первым поэтом, в их
представлении, явился Адам, дающий имена предметам и тварям и тем самым участвующий в
сотворении мира. В определении Гумилева, адамизм - «мужественно твердый и ясный взгляд на
мир».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго - около двух лет (1913-1914), но
нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на
судьбы русской поэзии ХХ века. Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников
движения: Н'Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.ГородецкиЙ, М.Зенкевич, В.Нарбут. На
роль «седьмого акмеиста» претендовал Г.Иванов, но подобная точка зрения была опротестована
А.АхматовоЙ: «Акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». В разное время в работе
«Цеха поэтов» принимали участие: Г.Адамович, Н.Бруни, Вас.В.гиппиус, Вл.В.Гиппиус,
Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, Е.кузьмина-Караваева, м.лозинскиЙ, С.Радлов, В.Хлебников. На
заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех»
являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.
Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев
впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и г.Иванов
продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не
оказал сколько-нибудь заметного влияния.

Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон» под редакцией С.Маковского, в котором
печатались декларации Гумилева и Городецкого. Программа акмеизма в «Аполлоне» включала
два основных положения: во-первых, конкретность, вещность, посюсторонность, во-вторых,
совершенствование поэтического мастерства. Обоснование нового литературного течения было
дано в статьях Н.Гумилева Наследие символизма и акмеизм (1913), С. Городецкого Некоторые
течения в современной русской поэзии (1913), О.Мандельштама Утро акмеизма (1913, в
«Аполлоне» опубликована не была).

Однако впервые идея нового направления была высказана на страницах «Аполлона» значительно
раньше: в 191 О м.кузмин выступил в журнале со статьей О прекрасной ясности, предвосхитившей
появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком,
имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным
откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил
«прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus - ясность). Художник, по Кузмину, должен


нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим.
Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника-
сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. «Темный в
последней глубине символ» уступает место ясным структурам и любованию «прелестными
мелочами». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась
востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева
и Городецкого - с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как
оформившегося литературного течения. В статье «Наследие символизма и акмеизм» н.Гумилев
подводил черту под «бесспорными ценностями и репутациями» символистов. «Символизм
закончил свой круг развития и теперь падает», - констатировал Н.Гумилев. Поэты, идущие на
смену символистам, должны объявить себя достойными преемниками предшественников, принять
их наследство и ответить на поставленные ими вопросы. «Русский символизм направил свои
главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с
оккультизмом», - писал Гумилев. Он называл попытки в этом направлении «нецеломудренными».
Одна из основных задач акмеизма - выправить характерный для символизма крен в сторону
потустороннего, установить «живое равновесие» между метафизическим и земным. Отречения от
метафизики у акмеистов не было: «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей
мысли о нем более или менее вероятными догадками» - таков принцип акмеизма. Акмеисты не
отказывались от высшей действительности, признаваемой символистами за единственно верную,
но предпочитали умалчивать о ней: несказанное должно остаться несказанным. Акмеизм явился
своего рода движением к «истинному символизму», основанному на привязанности к обыденной
жизни, уважении к простому человеческому существованию. Главным отличием акмеизма
Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» - надо сделать явления
материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных
видений. Здесь же Гумилев называл имена художников, наиболее дорогих для акмеизма, его
«краеугольные камни»: Шекспир, Рабле, Вийон, 'ГГотье. Шекспир показал внутренний мир
человека, Рабле - его тело и физиологию, Вийон поведал нам о «жизни, немало не сомневающейся
в самой себе». Т.Готье нашел «достойные одежды безупречных форм». Соединение в искусстве
этих четырех моментов - идеал творчества. Вобрав опыт предшественников, поэты-акмеисты
начинают новую эру «эстетического пуританизма, великих требований к поэту как к творцу мысли
и к слову как к материалу искусства». Равно отвергая утилитарный подход к искусству и идею
«искусства ради искусства», основоположник акмеизма провозглашал отношение к поэтическому
творчеству как к «высшему ремеслу».

С.ГородецкиЙ в статье Некоторые течения в современной русской поэзии (1913) также отметил
катастрофу символизма: тяготение символизма к «текучести слова», его многозначность уводит
художника из «мира зовущего, красочного» в туманные сферы бесплодных блужданий.
«Искусство есть равновесие, - утверждал Городецкий, - есть прочность». «Борьба за нашу
планету Землю» - дело поэта, поиск «мгновений, которые могут быть вечными» - в основе
поэтического ремесла. Мир акмеистов «хорош сам по себе», вне своих мистических
«соответствий». «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом
и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще...».

в 1913 была написана и статья Мандельштама Утро акмеизма, опубликованная лишь шесть лет
спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические выкладки Мандельштама
существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы
«Аполлона». Центральная метафора статьи Мандельштама - архитектура, зодчество. Поэтическое
творчество Мандельштам уподобляет строительству: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на
те башни, которые сами можем построить». Сборник того же звездного для акмеизма и богатого


на декларации 1913 Мандельштам назвал Камень. Камень - «слово как таковое», столетиями
ждущее своего ваятеля. Работу поэта Мандельштам уподобляет труду резчика, архитектора,
гипнотизирующего пространство.

Термин «слово как таковое» был предложен футуристами и переосмыслялся Мандельштамом: у
футуристов слово - чистый звук, свободный от смысла, Мандельштам, напротив, подчеркивает
его «тяжеловесность», нагруженность смыслом. Если футуристы стремились через звучание слова
вернуться к основам природы, то Мандельштам видел в постижении его значений путь к основам
культуры. В статье содержалась и полемика с символистами: не музыкальность речи, а
«сознательный смысл», Логос возвеличивался Мандельштамом. «... Любите существование вещи
больше самой вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма», - писал
Мандельштам.

Публикация статей Городецкого и Гумилева в «Аполлоне» сопровождалась представительной
подборкой стихотворных материалов, которые отнюдь не всегда соответствовали теоретическим
положениям акмеизма, выявляя их скороспелость, расплывчатость, слабую аргументированность.
Акмеизм как течение не имел достаточной теории: «самоценность явления», «борьба за этот мир»
вряд ли представлялись достаточными аргументами для про возглашения нового литературного
направления. «Символизм угасал» - в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же
мощное, как русский символизм, ему не удалось.

Вопросы религии, философии, которых акмеизм чуждался в теории (на их отсутствии пенял
акмеистам А.Блок), получали напряженное звучание в творчестве н.гумилева, ААхматовой,
О.Мандельштама. Акмеистический период у этих поэтов продолжался сравнительно недолго,
после чего их поэзия уходила далеко в область духа, интуитивных откровений, таинственности.
Это во многом позволило исследователям, в частности литературоведу Б.эЙХенбауму,
рассматривать акмеизм как новую ступень развития символистской поэтики, отказывая ему в
самостоятельности. Однако титанические вопросы духа, оказавшиеся в центре внимания
символизма, специально не заострялись акмеистами. Акмеизм вернул в литературу «человека
нормального роста», заговорил с читателем с соблюдением обычной интонации, лишенной
экзальтации и сверхчеловеческой напряженности. Главное свершение акмеизма как литературного
течения - изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании
литературы рубежа веков. Выдающийся ученый С.Аверинцев остроумно назвал акмеизм

«вызовом духу времени как духу утопии». Соразмерность человека миру, тонкая
психологичность, разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены
акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям
символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм»,
на смену религиозно-философским исканиям - равновесие метафизики и «здешнего». Идее
«искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим
выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.АхматовоЙ).

Слабо обоснованный как литературное направление, акмеизм объединил исключительно
одаренных поэтов - Н.Гумилева, А.Ахматову, О.Мандельштама, становление творческих
индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэта», споров о «прекрасной
ясности». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между тремя
выдающимися его представителями. Впоследствии акмеистическая поэтика сложно и
неоднозначно преломилась в их творчестве.

В поэзии н.гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам
и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева - путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза,
вдохновляющая стихотворца - Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности,


уважение к «явлению как таковому» осуществлял ось в творчестве Гумилева посредством
путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли
впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с
символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев
противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.

Иной характер носил акмеизм А.АхматовоЙ, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и
пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического
направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной
точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. «В этом двустишии - вся
женщина», - отзывалась об ахматовской Песне последней встречи М.Цветаева. В изящно
обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность
и психологическое богатство русского романа 19 века». На поэзию А. Ахматовой громадное
воздействие оказало творчество Ин.Анненского, которого Ахматова считала «предвестьем,
предзнаменованьем, того, что с нами позже совершилось», Вещественная плотность мира,
психологический символизм, ассоциативность поэзии Анненского во многом были наследованы
Ахматовой.

Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой
вечностью. Акмеизм Мандельштама - «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и
небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях
искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов
Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его
поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек
окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали
библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной
лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.

От акмеизма Гумилева, Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм
С.Городецкого, М.Зенкевича, В.Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения.
Несходство адамистов с триадой Гумилев - Ахматова - Мандельштам неоднократно отмечалось в
критике. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или перейти «от
Гумилева» к кубофутуристам. Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в
творчестве с.Городецкого. Роман Городецкого Адам описывал жизнь героя и героини - «двух
умных зверей» - в земном раю. Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое,
полуживотное мироощущение наших пращуров: многие его стихи имели форму заклинаний,
причитаний, содержали всплески эмоциональной образности, извлеченные из далекого прошлого
сцены быта. Наивный адамизм Городецкого, его попытки вернуть человека в косматые объятья
природы не могли не вызывать иронии у искушенных и хорошо изучивших душу современника
модернистов. Блок в предисловии к поэме Возмездие отмечал, что лозунгом Городецкого и
адамистов «был человек, но какой-то уже другой человек, вовсе без человечности, какой-то
первозданный Адам».

Другой адамист, М.Зенкевич, по меткому определению Вяч.Иванова, «пленился Материей и ей же
ужаснулся». Диалоги человека с природой сменились в творчестве Зенкевича мрачными
картинами настоящего, предчувствием невозможности восстановить утраченную гармонию,
равновесие в отношениях человека и стихий.

Книга В.Нарбута Аллилуйя содержала вариации на тему стихов с.городецкого, вошедших в
сборник Ива. В отличие от Городецкого, Нарбут тяготел не к «сусальному быту», а к изображению
неприглядных, подчас натуралистически-безобразных сторон действительности.


Акмеизм объединил несхожие творческие индивидуальности, различно проявился в
«одухотворенной предметности» А.АхматовоЙ, «дальних странствиях» М.Гумилева, поэзии
реминисценций О.Мандельштама, языческих диалогах с природой с.Городецкого, м.зенкевича,
В.Нарбута. Роль акмеизма - в стремлении удержать равновесие между символизмом, с одной
стороны, и реализмом, с другой. В творчестве акмеистов - многочисленные точки
соприкосновения с символистами и реалистами (в особенности с русским психологическим
романом 19 века), но в целом представители акмеизма оказывались в «середине контраста», не
соскальзывая в метафизику, но и не «причаливая к земле».

Акмеизм сильно повлиял на развитие русской поэзии в эмиграции, на «парижскую ноту»: из
учеников Гумилева эмигрировали во Францию Г.Иванов, Г'Адамович, Н.Оцуп, И.Одоевцева.
Лучшие поэты русской эмиграции Г.Иванов и Г.Адамович развивали акмеистические принципы:
сдержанность, приглушенность интонации, выразительный аскетизм, тонкая ирония. В Советской
России манеру акмеистов (преимущественно Н.Гумилева) имитировали Ник.Тихонов,
И.СельвинскиЙ, М.Светлов, Э.БагрицкиЙ. Значительное воздействие акмеизм оказал и на
авторскую песню.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лев Тетерников Спонтанная Йога| Миссис Мэддокс

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав